Российский сериал «Домашнее поле» — о женщине-тренере мужской футбольной команды

ForbesРепортаж

Светлана Устинова — Forbes: «Важно чувствовать в себе силу, право на слова и свободу»

Екатерина Алеева, Юлия Варшавская

Светлана Устинова (Кадр из сериала «Домашнее поле»)

В конце мая на платформе More.tv стартовал российский сериал «Домашнее поле» — о первой женщине-тренере мужской футбольной команды. Главный редактор Forbes Woman Юля Варшавская поговорила с актрисой Светланой Устиновой о стереотипных женских образах в российском кино, об инъекции феминизма и поддержке девочек, о режиссерском опыте и, конечно, футболе.

«Домашнее поле» — адаптация норвежского сериала 2018 года «На своем поле». В центре сюжета — тренер женской футбольной команды «Сайгак» Елена Волкова, которая смогла не только вывести свой клуб в Лигу чемпионов, но и поразила своим профессионализмом генерального директора провинциального мужского клуба «Красный ястреб» Антона Данина. Настолько, что он в обход спонсоров назначил Елену главным тренером своей команды. Так она стала первой женщиной на подобной позиции в мужском футболе. Можно только догадываться, что ожидало бы женщину в такой ситуации в реальности, но и в сериале мы видим достаточно: от недоверия и сексистских шуток до буллинга и угроз. Все это зритель переживает вместе с главной героиней — ее играет Светлана Устинова, которая в своей кинокарьере тоже не готова оставаться в заданных обществом рамках. Помимо актерских ролей (второй «Бумер», «Магомаев», «Разведчицы», «Блокбастер»), Светлана в разных проектах выступает как режиссер, продюсер или сценарист (так, вместе с Дарьей Чарушей она написала сценарий для фильма «Холодный фронт» Романа Волобуева, где главные характерные героини — женщины). В интервью Forbes Woman она рассказала, почему так важно создавать новые образы девушек в российском кино, как она вживалась в роль футбольного тренера, зачем сняла собственное авторское кино об отношениях с родителями и болезни Альцгеймера и почему не нужно бояться слова «феминизм».

Светлана Устинова (Фото Валентина Блоха)

— Как сериал «Домашнее поле» случился в вашей жизни? Почему эта тема оказалась вам близка?

— Нужно отдать должное кинокомпании Hype Film и Илье Стюарту (кинопродюсер, один из основателей Hype Production. — Forbes Woman), которые решили сфокусироваться на этой теме. У нас есть устойчивое представление о мужских героях, но когда девочки, девушки или женщины смотрят кино, сериалы, они не видят для себя ролевых моделей. Женский стереотип в кино — это прекрасная помощница, неустроенная домохозяйка, девушка главного героя невероятной красоты. Конечно, в истории российского кино были яркие всплески — от «Москва слезам не верит» до сериала «Чики», но это мало влияет на общую картину.

Мы много обсуждали эту тему. Хотелось создать на экране образ женщины, которая может реализоваться как личность, в профессии — где хочет. Чтобы зрители видели ее и думали: «О, так можно было? И я тоже так хочу и могу, и меня не задвинут, если я буду работать, если я буду верить, стараться». И если тебе на этом пути и помогут мужчины, то не потому, что ты симпатичная, а потому, что у тебя есть профессиональные навыки, ты горишь своей работой, ты ее любишь, ты умеешь работать в команде, знаешь, что такое быть лидером, и не боишься брать на себя ответственность. И твой пол не имеет значения.

— Ваша героиня Елена в сериале идеально подходит под это описание.

— Это правда. «Домашнее поле» — это адаптация норвежского сериала. Интересно потом сравнить наших героев и культурные различия, но в целом заглавная тема: неважно, женщина ты или мужчина, если ты профессионал в своем деле.

И для меня лично это было таким мощным триггером еще со времен «Холодного фронта», который мы с Дашей Чарушей придумали ровно потому, что не понимали: где же их взять, этих героинь? Да, у меня было несколько таких счастливых фильмов — тот же «Бумер», «Разведчицы». Но время идет, хочется себя реализовать в других ролях, поэтому мы тогда с Дашей стали писать для себя историю, где главными героинями становятся девушки. Потом случился «Блокбастер» (фильм Романа Волобуева со Светланой Устиновой и Анной Чиповской в главных ролях. — Forbes Woman), потому что хотелось дальше развиваться в этом направлении.

И вот, наконец, появился сценарий с такой мощной женской фигурой. Конечно, хотелось сыграть ее и главное, поговорить об этой проблеме именно с нашей русской аудиторией. У нас столько прекрасных, сильных характером, талантливых, профессиональных женщин, которые, может быть, просто боятся воплощать свои мечты, но им нужно дать вдохновение, показать, что все возможно. И мне кажется, кино в этом смысле очень сильный инструмент.

— Но футбольный тренер — это не просто сильная женщина, например в бизнесе. Это женщина, доказывающая свой профессионализм в специфической и до сих пор очень «мужской» сфере. На что вы ориентировались, создавая образ Елены? Вы сами смотрите футбол?

— Т ак получилось, что мой муж (продюсер сериала «Домашнее поле» Илья Стюарт. — Forbes Woman) —футбольный фанат, поэтому последние восемь лет футбол в моей жизни присутствует постоянно. Я не могу себя назвать фанатом, который смотрит все матчи, но благодаря Илье я открыла для себя этот мир. Без этого я бы не смогла вжиться в образ нашей героини, мне нужно было прочувствовать, о чем она говорит. Всю профессиональную лексику нужно было себе присвоить, чтобы это не звучало коряво или неправдоподобно. Если просто заучивать незнакомые слова, у зрителя на подсознательном уровне тут же срабатывает, что ты не разбираешься в теме. И в случае женщины-тренера это критично.

Но все эти красивые слова и термины — это только верхушка айсберга, и мне нужно было, конечно, глубоко нырнуть в футбольную тему. Я бесконечно смотрела матчи вместе с Ильей, он мне все подробно рассказывал: вот это угловой, это офсайд, здесь нарушение. И, конечно, я занималась футболом, ходила на тренировки, училась бить пенальти, правильно ставить стопу. Мы тренировались вместе с другими актерами, чтобы почувствовать друг друга. Я играла с ними в футбол, и мне очень понравилось. Я кайфую от самой игры — и на поле, и на стадионе.

— Даже в Норвегии тема женщин в футболе перестала вызвать вопросы не так уж давно, а про Россию я даже не говорю. Вы не опасались, что сериал о женщине-тренере просто не «зайдет» российскому зрителю, что он не готов к такой героине? Ведь до нас тренды фемповестки в кино и сериалах только-только начали доходить.

— Мне кажется, у нас к этим темам тоже в последние годы начали подступаться постепенно, а внутри киносообщества эта дискуссия ведется уже давно. Все действительно интересные, продвинутые кинематографисты хотят затрагивать в кино и сериалах сложные социальные темы. Поэтому, наверное, это был для меня вызов, а почему нет?

Во-первых, очень грамотно сконструирован сам сценарий — мы в первую очередь показываем путь героини, и футбол в какой-то момент уходит на второй план. Мы рассказываем про человека, который проходит испытания, который старается найти себя в мужском мире. Конечно, мы видим героиню в самом остром отрезке ее жизни, когда ее бросают в раскаленную среду, где она должна выжить. И мне, и всей творческой команде кажется важным не бояться рисковать с такими проектами. И More.tv, которые нас поддержали, тоже рискнули, потому что никто не мог спрогнозировать, как аудитория воспримет такой сериал.

— С какой критикой вы столкнулись?

— Есть комментарии о том, что мы немного оторвались от действительности, потому что герои одеты хорошо, живут в провинции в приличных домах. Но я была, например, в Краснодаре, и видела фантастический футбольный стадион. Я сама из маленького города Северодвинска. И я бы не сказала, что у нас по улице ходят люди в оборванных одеждах, которые не знают, что такое интернет и не смотрят телевизор. Нам не хотелось рассказывать о провинции в стиле так называемой русской чернухи, как у нас ее привыкли показывать. На мой взгляд, молодое поколение во всех городах движется в сторону культурного развития как внутреннего, так и внешнего — и нам это хотелось отразить в сериале. Конечно, много разрухи, страшных вещей, как и везде, но это уже другое кино. Мы создали свою вселенную для нашей героини, потому что нам не хотелось смешивать в одну кучу разные пласты. Мы рассказываем историю о женщине в мужской среде, и она во многом универсальна.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Способ самовыражения: почему зумеры любят культуру Южной Кореи Способ самовыражения: почему зумеры любят культуру Южной Кореи

Как российские зумеры поймали корейскую волну?

Forbes
В мире животных В мире животных

Наблюдение за братьями нашими меньшими расширяет кругозор ребенка

Лиза
«Мы жили в кино»: Эйдельштейн и другие актеры о фильмах Романа Михайлова «Мы жили в кино»: Эйдельштейн и другие актеры о фильмах Романа Михайлова

О съемках, о методе Михайлова и о том, как актеров трансформировал этот опыт

РБК
«Игра по правилам»: как 9 гендерных стереотипов влияют на сексуальную жизнь мужчин? «Игра по правилам»: как 9 гендерных стереотипов влияют на сексуальную жизнь мужчин?

Как социальные нормы влияют на сексуальную самооценку мужчин?

Psychologies
Пища для глаз: что такое визуальный голод и как фотографии еды воздействуют на мозг Пища для глаз: что такое визуальный голод и как фотографии еды воздействуют на мозг

Как наш мозг реагирует на виртуальное питание

Forbes
Из истории библиотечных каталогов Из истории библиотечных каталогов

Какими были первые библиотечные каталоги?

Наука и жизнь
Почему стиральная машина плохо отжимает: проблемы и решения Почему стиральная машина плохо отжимает: проблемы и решения

Проблемы с отжимом можно решить самостоятельно. Рассказываем, как

CHIP
Почему мужчины и женщины не могут быть просто друзьями? Почему мужчины и женщины не могут быть просто друзьями?

Возможны ли близкие, но платонические отношения между мужчиной и женщиной?

Psychologies
Московский оборотень: история первого советского маньяка, который ненавидел богачей Московский оборотень: история первого советского маньяка, который ненавидел богачей

Первым серийным убийцей в СССР стал Василий Комаров, убивший 29 человек

VOICE
«И темнота твоя мне одному совсем, совсем ни к чему»: памяти Юрия Шатунова «И темнота твоя мне одному совсем, совсем ни к чему»: памяти Юрия Шатунова

Феномен суперзвезды 80-х — Юры Шатунова

Правила жизни
Современный горожанин потерял около половины видов кишечных микробов по сравнению с шимпанзе Современный горожанин потерял около половины видов кишечных микробов по сравнению с шимпанзе

Микробиом человека теряет видовое разнообразие

ТехИнсайдер
Игорь Горьков Игорь Горьков

Генеральный директор Nexign Игорь Горьков — можно ли предсказать будущее?

Собака.ru
Каким был Юрий Шатунов. Краткая биография звезды 80-х Каким был Юрий Шатунов. Краткая биография звезды 80-х

Как развивалась карьера Юры Шатунова

СНОБ
Изобретение советских физиков может обеспечить энергией весь мир на миллионы лет Изобретение советских физиков может обеспечить энергией весь мир на миллионы лет

Неисчерпаемая энергия у нас прямо под ногами, только непонятно, как ее достать

ТехИнсайдер
Премьер-министр «русского Тайваня» Премьер-министр «русского Тайваня»

Александр Кривошеин — один из лучших представителей царского чиновного корпуса

Наука
4 гигиенические привычки, которые могут навредить вашему здоровью 4 гигиенические привычки, которые могут навредить вашему здоровью

Почему гигиенические ритуалы не делают нас здоровее

Psychologies
Анастасия Ефимова: «Если тратить свою энергию на обиды, тогда ее не останется больше ни на что» Анастасия Ефимова: «Если тратить свою энергию на обиды, тогда ее не останется больше ни на что»

Отельер Анастасия Ефимова – о гостеприимстве и духе времени

СНОБ
«Нулевой пациент»: как на самом деле расследовали первую вспышку ВИЧ в СССР «Нулевой пациент»: как на самом деле расследовали первую вспышку ВИЧ в СССР

Интервью с академиком РАН Вадимом Покровским, сражавшимся с ВИЧ на передовой

Psychologies
«Живописец душ» Фальконеса: гимн Барселоне XX века и летопись человеческих страстей «Живописец душ» Фальконеса: гимн Барселоне XX века и летопись человеческих страстей

Отрывок из романа Ильдефонсо Фальконеса «Живописец душ»

Forbes
Тело, сексуальность и борьба. Отрывок из новой книги Оливии Лэнг Тело, сексуальность и борьба. Отрывок из новой книги Оливии Лэнг

Глава «Мерцающая сеть» из книги Оливии Лэнг — рассказ о художнице Агнес Мартин

Правила жизни
Больше не вместе: как уменьшить боль от расставания Больше не вместе: как уменьшить боль от расставания

Как пройти период расставания с наименьшими потерями?

Psychologies
Война дала и отобрала все: каким был «несравненный партизан» Нестор Махно Война дала и отобрала все: каким был «несравненный партизан» Нестор Махно

Смыслом жизни Нестора Махно была война

Вокруг света
Как вернуть форму намокшей соломенной шляпе в домашних условиях - это просто! Как вернуть форму намокшей соломенной шляпе в домашних условиях - это просто!

Лето - время соломенных шляп

VOICE
Жираф и манна небесная Жираф и манна небесная

Интрига этой картины связана с одним из центральных персонажей полотна — жирафом

Дилетант
Каждому ребенку по отдельной жилплощади: строим шалаш своими руками Каждому ребенку по отдельной жилплощади: строим шалаш своими руками

Сегодня мы соорудим шалаш за час, чтобы детвора заселилась в этот же день

ТехИнсайдер
5 языков любви: за каждым могут скрываться проблемы и недостатки 5 языков любви: за каждым могут скрываться проблемы и недостатки

Темная сторона языков любви

Psychologies
Вопрос дня: что значит быть хорошим человеком? Вопрос дня: что значит быть хорошим человеком?

Каким же должен быть хороший человек в наши дни: мнения членов клуба

СНОБ
«Спенсер»: кинокартина о принцессе Диане и ее пути к свободе «Спенсер»: кинокартина о принцессе Диане и ее пути к свободе

Кинолента описывает личный кризис и смятение принцессы Дианы

Psychologies
Город, в который напрасно не едут туристы: мини-путеводитель по Брянску Город, в который напрасно не едут туристы: мини-путеводитель по Брянску

Брянск: здесь можно погулять в тени деревьев в многочисленных парках и скверах

Вокруг света
30 лучших фэнтези-фильмов всех времен 30 лучших фэнтези-фильмов всех времен

Поставьте реальность на паузу и позвольте себе раствориться в фантастике

Правила жизни
Открыть в приложении