Том Саки сумел построить на переработке отходов успешный бизнес

ForbesРепортаж

«Соблюдаю интересы мира силами капитализма». Как сын беженцев заработал миллионы на переработке мусора

Ярослав Бабушкин, Юлия Варшавская

gettyimages-880239872.jpg__1557146303__96811.jpg

Сортировка и переработка мусора, забота об экологии и прочие социальные инициативы все еще не пользуются большой популярностью в России и считаются формой благотворительности. Но Том Саки, основатель компании TerraCycle, сумел построить на переработке отходов успешный бизнес. В 2015 году Forbes включил его в список 30 главных социальных предпринимателей мира. Но в интервью Forbes Life Саки признается, что прибыль не является смыслом его жизни.

Компания TerraCycle, основанная в 2001 году студентами Принстонского университета Томом Саки и Джоном Бейером, берется за самые сложные виды мусора, в том числе, сигаретные фильтры, которые перерабатывает в пластиковые гранулы. В 2018 году доходы TerraCycle достигли почти $33 млн по сравнению с $24 млн в предыдущем году. На Всемирном экономическом форуме 2019 года в Давосе Саки анонсировал запуск нового масштабного проекта — Loop, первой международной платформы для покупки товаров и продуктов в многоразовой упаковке. Все выглядит как обычный интернет-магазин: на сайте Loop можно купить продукцию в режиме онлайн, стоимость товаров адекватна рыночной, но с одним исключением: к обычной стоимости товара клиенты вносят полностью возвращаемый залог, сумма которого варьируется — от 25 центов за бутылку Coca-Cola до $47 за контейнер для подгузников Pampers. К проекту уже присоединились такие компании, как Procter & Gamble, Nestlé, PepsiCo, Danone, Mars Petcare, Mondelēz International и другие.

TerraCycle работает в 26 странах, но Россия в их число пока не входит. Но несмотря на общую не слишком радужную тенденцию, некоторые шаги навстречу осознанному потреблению и отношению к экологии в России все-таки делаются, по крайней мере, на уровне отдельных компаний и брендов. В частности, в апреле 2019 года, на конференции Sustainable Brands, директор по развитию компании Procter&Gamble Виржини Хелиас объявила о том, что Ariel, Tide и другие бренды P&G обязуются сократить в Европе объем использования пластика в упаковке на 30% к 2025 году. К этому моменту компания уже инициировала несколько проектов в России: инвестировала в экологическую модернизацию российских заводов компании за последнии 25 лет $30 млн, сократила объемы несортируемых отходов более чем в 3 раза, научилась экономить на регулярных расходах на сжигание мусора до 13,5 млн рублей в год за счет отправки сортируемого мусора на переработку и вторичное использование. Осенью 2017 года компанией была запущена новая схема логистики продукции завода P&G в Новомосковске для Сибири и Дальнего Востока, которая позволила снизить эмиссию СО2 в среднем на 2,326 тонн в год. Об этих инициативах компания объявила на конференции в Париже, где Forbes Life и встретился с Томом Саки, чтобы узнать, как сделать из социального проекта по-настоящему прибыльный бизнес.

В России вторичная переработка отходов считается чем-то вроде благотворительности, общественной нагрузки. Но доходы TerraCycle растут с каждым годом. Как устроен ваш бизнес?

Здесь возможны различные бизнес-модели. Первая модель — когда мы спрашиваем себя, подлежит ли конкретный предмет вторичной переработке. Если не подлежит, мы обращаемся к заинтересованной стороне — например, P&G в случае с продукцией Gillette — и просим их компенсировать транспортировку, сбор и переработку в обмен на стоимость металла и пластика, который получится из отходов. Мы просим их оплатить переработку за вычетом стоимости материала. И привлекаем финансирование от брендов или ритейлеров. Иногда и от городских властей, например, при переработке жевательной резинки или сигарет. Вопрос в том, зачем они это делают. А делают они это потому, что поняли: люди любят их продукт больше, если в нем заложен какой-то смысл. Вот вы покупаете бритвенные станки? Но вы же не купите их больше, чем нужно? И с зубными щетками так же: больше обычного их покупать не станешь. Но можно предпочесть бренд А бренду Б. И именно поэтому нам удается привлекать финансирование: бренды понимают, что если в товар заложена идея экологичности и какой-то смысл, покупатель предпочитает этот товар другим. Количество купленных товаров не изменится, но сменится марка. Это иллюстрация первой бизнес-модели.

Идея вложить в товары смысл сейчас очень действенна: нас захлестывает негативом, а для человека это слишком

Вторая модель предполагает интеграцию переработанного материала в сам продукт — например, производство бутылок для Head & Shoulders из морского пластика. В этом случае Head & Shoulders покрывает саму стоимость сбора и переработки пластиковых отходов и встраивает этот материал в сам товар. И вновь по той причине, что людям нравится товар со смыслом. В разных регионах и на разных рынках ситуация может варьироваться, но общая идея такая. Ведь сегодня, если задуматься, любые новости обычно плохие. Если открыть газету, новости там одна другой хуже. Окружающая среда страдает, в океане сплошной пластик… Позитив редко встретишь, верно? А людям, мне кажется, очень хочется двух вещей: позитива и причастности к нему. Поэтому идея вложить в товары смысл сейчас очень действенна. Потому что нас захлестывает негативом, а для человека это слишком. Нас выматывает жизнь в мире, где каждый раз, открывая газету, он думает: ну что еще сегодня?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как предприниматель из России помогает печатать на 3D-принтерах детали для Boeing, SpaceX и BMW Как предприниматель из России помогает печатать на 3D-принтерах детали для Boeing, SpaceX и BMW

Бизнес Константина Иванова вырос из московского стартапа в глобальную компанию

Forbes
«Неприятности начались с самого начала»: мультимиллионер Сергей Саркисов о своем первом фильме «Неприятности начались с самого начала»: мультимиллионер Сергей Саркисов о своем первом фильме

Сергей Саркисов рассказал, почему решил снять полнометражный фильм

Forbes
Золотое детство. Как воспитывают детей в монарших семьях Золотое детство. Как воспитывают детей в монарших семьях

Ребенок, рождающийся в королевской семье, всю жизнь будет соблюдать протокол

Forbes
Главная роль. Как меняется образ женщины-руководителя в популярной культуре Главная роль. Как меняется образ женщины-руководителя в популярной культуре

Образы женщин, которые всецело отдаются работе, устарели

Forbes
Как приучить ребенка к чтению за шестьдесят шесть дней Как приучить ребенка к чтению за шестьдесят шесть дней

Как привить детям любовь к чтению

Forbes
Никогда не носите дома одежду, в которой ходите по улице Никогда не носите дома одежду, в которой ходите по улице

Домашняя одежда многое скажет о вашем чувстве собственного достоинства

GQ
Улыбаемся и машем Улыбаемся и машем

Как стоматологи исправляют себе прикус и проходят ли сами отбеливание

Собака.ru
Александр Паль: «В России людей с ограниченными возможностями стесняются или боятся» Александр Паль: «В России людей с ограниченными возможностями стесняются или боятся»

Саша Паль: из-за чего расхотел быть актером и за что мама его ругает

GQ
Крус молодого бойца Крус молодого бойца

Сорок пять Пенелопы Крус — это новые двадцать

Tatler
Продавцы Железного трона: почему на мифологии «Игры престолов» легко зарабатывать Продавцы Железного трона: почему на мифологии «Игры престолов» легко зарабатывать

Мифология саги «Игра престолов» превращается в успешные маркетинговые ходы

Forbes
Вера, которая пьет тушь Вера, которая пьет тушь

Вера Мартынов рассказала, как она выращивает новый театр и нового зрителя

СНОБ
​​​​Мы оглянулись посмотреть ​​​​Мы оглянулись посмотреть

Как за 25 лет в нашей стране изменились стандарты красоты и отношение к ЗОЖ

Cosmopolitan
Как едет Range Rover за 1 миллиард фунтов стерлингов? Как едет Range Rover за 1 миллиард фунтов стерлингов?

Один миллиард фунтов стерлингов был потрачен на разработку этого автомобиля

GQ
6 брендов, создающих правильные платья для подружек невесты 6 брендов, создающих правильные платья для подружек невесты

Молодые марки, которые помогут вам найти самый модный вариант для торжества

Vogue
Почему многозадачность — главный враг успеха на работе Почему многозадачность — главный враг успеха на работе

Как оставаться продуктивным на работе, продолжая использовать высокие технологии

Forbes
Надувные самолеты – не надувательство: авиация Надувные самолеты – не надувательство: авиация

Конструкция Гроховского стала первым надувным самолетом, поднявшимся в воздух

Популярная механика
Краткая история русского шушпанцера: бронированные тракторы Краткая история русского шушпанцера: бронированные тракторы

Советская военная промышленность породила ряд шушпанцеров

Популярная механика
Не брать чужого? Не брать чужого?

Что делать, если ты влюбилась в мужа подруги?

Лиза
Самосострадание: как я стала себе лучшим другом Самосострадание: как я стала себе лучшим другом

Пора перестать устранять симптомы и заняться самой болезнью

Psychologies
Когда сериалы представляют угрозу для психики Когда сериалы представляют угрозу для психики

Излишне увлекаясь просмотром сериалов, мы рискуем оторваться от реального мира

Psychologies
Прямо с куста Прямо с куста

Ягоды — это радость глаз и взрыв вкуса

Добрые советы
Время возмездия Время возмездия

Двигатели внутреннего сгорания живее всех живых

Quattroruote
Ани Лорак Ани Лорак

Инстаграм @anilorak существует под девизом «антихайп», но вниманием не обделен

Glamour
Лен идет в рост Лен идет в рост

Смоленская область может занять ведущие позиции по переработке льняного волокна

РБК
Скидка закончилась: что делать, если «письмо счастья» опоздало Скидка закончилась: что делать, если «письмо счастья» опоздало

Разбираемся, как теперь вернуть дисконт, если «письмо счастья» опоздало

РБК
Как в индустрии моды борются за расовое разнообразие Как в индустрии моды борются за расовое разнообразие

Рианна и главы известных брендов на страже равенства и инклюзивности

Vogue
Заверните с собой Заверните с собой

Стефан Брайтвизер обокрал двести музеев

GQ
Новая идентичность. Как бизнес стирает национальные границы Новая идентичность. Как бизнес стирает национальные границы

Скоро 2/3 населения Земли будет жить в городах

Forbes
Есть ли жизнь без диплома? Есть ли жизнь без диплома?

Самореализация и формальные достижения не всегда совпадают

Psychologies
Как делают микроклимат внутри зданий? Как делают микроклимат внутри зданий?

Говорят, что человек не властен над погодой и климатом. На самом деле это не так

Популярная механика
Открыть в приложении