«Полторы комнаты» выросли из частного музея-квартиры Иосифа Бродского

Собака.ruКультура

Музей «Полторы комнаты»

Максим Левченко

«Полторы комнаты» выросли из частного музея-квартиры Иосифа Бродского в важнейшую городскую достопримечательность и влиятельную культурную институцию. Амбиций у — музея «Полторы комнаты» — больше, чем на полтора дома: к мемориальной экспозиции-блокбастеру, открытой на месте бывшей коммуналки Бродских, уже присоединились несколько квартир и помещений, работающих κακ галереи, книжный магазин и ресторан.

Основатель институции, глава компании Fort Group Максим Левченко собрал в доме Мурузи петербургско-московскую команду мечты всех поколений: архитектор Александр Бродский придумал образ музея со стенами из красного необработанного кирпича и открытой дранкой, куратор Марина Лошак стала виртуозом камерного выставочного формата (Рогинский! Базелис! Пивоваров!), арт-директор Анна Маленкова создала музейный логотип из плана БТИ и возвела мерч в культурный артефакт (те самые кепки «совершенный никто»! тот самый шопер «конец прекрасной эпохи»!), а молодой городской культуртрегер Юлия Сенина сделала из рефлексирующей ностальгии зумерский тренд.

Дримтим взял курс на междисциплинарность: в программе редкие экспозиции (первая за 20 лет петербургская персональная выставка художника-нонконформиста Михаила Рогинского), театр (диджитал-спектакль «Мрамор» в постановке Евгения Цыганова, созданный по заказу музея), лекции (их читают в том числе друзья Иосифа Бродского Михаил Мильчик и Эра Коробова), концерты (барочный ансамбль оркестра musicAeterna) и гастрономические сеты (в китайском ресторане «Пища династии Минь»).

Маленький частный музей «Полторы комнаты» — как параллельная вселенная, ради которой культурные энтузиасты заранее бронируют билеты на сапсан, знаменитости и государственные мужи перекраивают графики, а потом зависают в книжном над изданиями с закончившимся тиражом, пьют кофе на ход ноги у заваленных в стиле «Сталкера» румынских полок и получают укол вдохновения. Билеты на экскурсии по пространству по-прежнему не достать, временные выставки дают фору масштабным институциям, только что открывшаяся театральная программа бьет рекорды посещаемости и цитируемости. Арт-консультант Мария Крупнова выяснила, как команде «Полутора комнат» удается вмещать в себя города, страны и миры Иосифа Бродского, оставаясь при этом малогабаритной семьей во всех отношениях.

Максим Левченко, основатель музея «Полторы комнаты»

Как человек из мира бизнеса, Максим немногословен и четок. Как отец проекта — по-своему нежен и романтичен. «Наш рост — органический, пусть для многих это и удивительно. Проект начался с малого — с полутора комнат в коммунальной квартире дома Мурузи, где жила семья Бродского. Пространство было ограниченным, рядом жила соседка Нина Васильевна. Стало ясно: полноценный музей в этих условиях создать невозможно. Мы выкупили соседнюю квартиру, чтобы создать минимально необходимую инфраструктуру: лекторий, гостиная, выставочный зал, библиотека, туалет, гардероб». Этот первый шаг к музею, по словам Максима, произошел естественно — не ради увеличения масштабов, а чтобы дать людям возможность по-настоящему войти в пространство памяти. «Долгое время музей не имел отдельного входа. Посетители проходили через жилую парадную, что предсказуемо вызывало напряжение и жалобы соседей». Именно тогда родилась идея: организовать отдельный вход с улицы через нижнее помещение. Так появился книжный магазин и бар «Конец прекрасной эпохи» на первом этаже. «Нам кажется правильным, что путь в музей Бродского начинается через книжную лавку, царство книг». Катя Пантелеева, куратор этого направления, развернула там полноценный отдел букинистики, где сейчас, например, можно найти издания из библиотеки математика Анатолия Вершика. Зрелища предсказуемо дополнил хлеб. «Как только появилась возможность арендовать подвальное помещение, мы открыли ресторан “Пища династии Минь”. Иосиф Бродский любил китайские рестораны и часто водил туда друзей в Нью-Йорке. Это не случайное дополнение, а еще один способ рассказать о поэте через детали его жизни, через гастрономический опыт, который переживают гости. С азиатскими коктейлями и китайским байцзю всё хорошо усваивается». Максим человек системный, слияния и поглощения для него не пустой звук. Поэтому «Квартира № 34» на пятом этаже, прямо над «Полутора комнатами», тоже стала активом музея. «История этой квартиры оказалась тесно связана с культурой Серебряного века: здесь жили Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский. Ее решили использовать в разных целях: как гостевую, чтобы можно было пожить в доме Мурузи и почувствовать его атмосферу, и как пространство для выставок». Конечно, во всех направлениях, куда шагает команда Левченко, появляется порядок и необходимый музею и посетителям уют. Реставрация парадных, в том числе мемориальной — той самой, через которую ходили Бродские, — логичная культурная интервенция. Так же последовательно и неслучайно к музею пришла «Квартира № 7». Когда команда «Полутора комнат» осознала, что для работы с совриском, инсталляциями и книгой художника им не хватает пространства, начали искать подходящее место. «Эта квартира идеально подошла под задачу: просторная гостиная с окнами на Литейный, красивые эркеры, несколько отдельных комнат, которые можно адаптировать под выставки». Первая же выставка художника второй половины XX века, одного из основателей русского поп-арта Михаила Рогинского, стала блокбастером, хоть это слово команда музея не любит. Тем не менее экспозицию продлевали несколько раз, рыночная стоимость Рогинского выросла, слава о квартире уже как об отдельном явлении в рамках музея выплеснулась за берега Невы.

«Любимый вопрос» Максима: станет ли Музей Бродского полноценным «домом-музеем»? «Я всегда отвечаю: нет, и в этом его ценность. Дом Мурузи — жилой дом. Проект музея не вытесняет реальную жизнь, а бережно существует рядом с ней. Я сам являюсь председателем совета дома, и для меня важно, чтобы жизнь в нем становилась лучше: от починки инженерных систем до ремонта парадных. Мы обсуждаем планы по благоустройству внутреннего двора, чтобы создать место тишины и покоя для всех жильцов. Есть и другие пути развития: например, квартира князя Мурузи — большое историческое пространство с отдельным входом, которое может стать еще одной точкой музейной среды». Разумеется, старый фонд, еще и с коммунальной нагрузкой, — это всегда проверка не только бизнес-логики, но и психики. Количество вопросов, проблем и нюансов, которые ежедневно решает команда, — не сосчитать. При этом вся трудоемкая история для Левченко — любимая. «Любимые сотрудники, кураторы, художники, архитекторы. Любимый Бродский. Музей стал не просто проектом — он изменил меня и мою жизнь. Поэтому каждый этап, каждая встреча, каждое открытие здесь для меня особенно дорого. Музей Бродского растет не по строительным планам. Он растет потому, что появляются новые идеи, смыслы и потребности. И это развитие такое же живое, как жилой дом, в котором он находится».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Горный ветер Горный ветер

Вновь украл девушку. Но в этот раз, справедливости ради, с ее разрешения!

Правила жизни
Музыкальный класс Музыкальный класс

Многое в концертной жизни впервые произошло в Филармоническом обществе

СНОБ
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически» Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историй
Мы смотрим на рынок Китая Мы смотрим на рынок Китая

Что становится драйверами роста для цифровых платформ

Эксперт
Скромные великаны Скромные великаны

В Португалии больше потерь и сожалений об утраченном величии, чем приобретений

Seasons of life
ИИ на страже безопасности: смогут ли нейросети бороться с хакерами ИИ на страже безопасности: смогут ли нейросети бороться с хакерами

Кто победит в этой схватке алгоритмов — защитники или взломщики?

ТехИнсайдер
Софья Митрофанова: «Когда не было интернета, люди писали красивые письма» Софья Митрофанова: «Когда не было интернета, люди писали красивые письма»

Какой жанр Софья Митрофанова считает «идеальным побегом от реальности»

Ведомости
Как будет работать ОСАГО без учета износа. Об этом лучше знать заранее Как будет работать ОСАГО без учета износа. Об этом лучше знать заранее

Возмещение по ОСАГО без учета износа деталей. Разбираемся в нюансах схемы

РБК
Шанс на провал Шанс на провал

История легенды ленинградского нуар-рока — группы «Петля Нестерова»

СНОБ
В ожидании телепортации В ожидании телепортации

Передовые технологии помогут сблизить скорость данных и перемещений

Монокль
Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество

Какие надежные способы аккумулировать значительные объемы энергии существуют?

Монокль
Почему нам хочется есть: как нейрофизиология объясняет переедание и импульсивные перекусы Почему нам хочется есть: как нейрофизиология объясняет переедание и импульсивные перекусы

Каков ключ к решению проблемы переедания и импульсивных перекусов?

ТехИнсайдер
Аптечка в отпуск Аптечка в отпуск

Базовая аптечка на отдых, собранная по рекомендациям врачей

Здоровье
5 фраз, которые мгновенно выдают неуверенного в себе человека — и как научиться звучать уверенно 5 фраз, которые мгновенно выдают неуверенного в себе человека — и как научиться звучать уверенно

Каких именно слов и выражений стоит избегать, чтобы речь звучала тверже

VOICE
Делянка лирохвоста Делянка лирохвоста

Большая птица-лира живет во влажных лесах восточной Австралии и Тасмании

Знание – сила
Рената Джало Рената Джало

Как устроен мир выпускницы мастерской Алексея Учителя во ВГИКе Ренаты Джало

Собака.ru
Лето твоей любви Лето твоей любви

Простые приемы, которые помогут тебе стать счастливой женщиной

Лиза
Режиссер Алексей Мартынов — о смысле существования Мастерской Брусникина Режиссер Алексей Мартынов — о смысле существования Мастерской Брусникина

Режиссер Алексей Мартынов — о необходимости в какой-то момент опираться на себя

РБК
Способ самовыражения: почему зумеры любят культуру Южной Кореи Способ самовыражения: почему зумеры любят культуру Южной Кореи

Как российские зумеры поймали корейскую волну?

Forbes
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
Ксения Прихотько Ксения Прихотько

Довлатовед Ксения Прихотько расписала модную типологию петербуржцев

Собака.ru
«Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства «Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства

Николай Карамзин известен как «первый наш историк и последний летописец»

Знание – сила
Доказано: физическая активность на свежем воздухе полезнее, чем в помещении Доказано: физическая активность на свежем воздухе полезнее, чем в помещении

Как свежий воздух усиливает эффект от физической активности

ТехИнсайдер
Зарядки, SIM-карты и кнопки: какие технологии в гаджетах могут исчезнуть уже через пару лет Зарядки, SIM-карты и кнопки: какие технологии в гаджетах могут исчезнуть уже через пару лет

О том, какие технологии в гаджетах имеют тенденцию к полному исчезновению

ТехИнсайдер
От инженера до модели От инженера до модели

Людмила Лысенко, модель элегантного возраста, о главных вещах в жизни

Лиза
Мария Лисовая: «Работоспособность — мой основной инструмент» Мария Лисовая: «Работоспособность — мой основной инструмент»

Актерская профессия — это сплошные вопросы

Коллекция. Караван историй
Баланс под вуалью Баланс под вуалью

Для создания собственного оазиса уюта заказчица пригласила дизайнера

Идеи Вашего Дома
Папоян Папоян

Об Илье Папояне — супергерое петербургской академической сцены!

Собака.ru
Ядерное оружие: от шоу до экзистенциального ужаса Ядерное оружие: от шоу до экзистенциального ужаса

В какой момент человечество перестало бояться ядерной бомбы?

Монокль
Открыть в приложении