Женщины, без которых бы не было целых художественных направлений и индустрий

ForbesКультура

Служенье музам: как женщины строили карьеру в мире искусства и дизайна

Руководительницы крупных художественных институций и музеев, создательницы частных коллекций и экспериментальных мастерских — женщины играли важную роль в русском искусстве, и не только как художницы. Forbes Woman вспоминает тех, без кого не было бы значимых произведений, выставок, целых художественных направлений и индустрий

Людмила Лунина

Михаил Нестеров. Портрет Веры Мухиной. 1940 год. (Фото Legion-Media)

Женщины в русском искусстве, вопреки стереотипам, не ограничивались ролями безмолвных натурщиц, объектов страсти или соратниц на вторых ролях. Отвоевав в XIX веке свое право быть профессиональными художницами, менее чем через 100 лет они стали возглавлять многие направления художественного производства.

Первыми профессиональными художницами в России были иностранки. Самая успешная из них — портретистка Элизабет Виже-Лебрен, многократно писавшая во Франции Марию-Антуанетту, а в Санкт-Петербурге создавшая более 50 портретов придворных. Этому мастерству обучались и многие русские аристократки, и дочери художников, рисовавшие, что называется, по наследству. Но в отличие от Виже-Лебрен или другой художницы, англичанки Ангелики Кауфман, для них творчество не было источником средств существования.

Первые профессиональные русские художницы появились в середине XIX века после того, как в конце 1830-х при Императорском обществе поощрения художеств открылись рисовальные классы для девочек. В 1842 году были основаны женские вечерние классы в Санкт-Петербургской рисовальной школе для вольноопределяющихся. Женщин начали принимать в Академию художеств как вольнослушательниц. В 1873 году академия отказалась от гендерного разделения учеников: сначала ученицам разрешили посещать мужские классы, а с 1893 года женщины и мужчины начали поступать и учиться на равных. С этой профессии для женщин было снято табу, и созвездие художниц, образовавшееся в России в конце XIX века, — прямой результат гендерного равноправия в обучении.

Ольга Розанова. Автопортрет, 1912 год. (Фото Legion-Media)

Добившись права на профессиональную реализацию, женщины в художественной индустрии, от великой княгини Марии Павловны, заправлявшей в Академии художеств, до Елены Поленовой с Елизаветой Мамонтовой, тут же заявили о себе как о талантливых руководительницах. А Мария Тенишева создавала в своих имениях художественные мастерские, продукция которых была не только высочайшего уровня (ее, например, показывал Сергей Дягилев на выставке русского искусства в Венеции в 1907 году), но и приносила неплохой доход.

Усилиями женщин-руководительниц формировался культурный ландшафт страны. После революции 1917 года в государственных органах на благо нового общества трудились «амазонки авангарда»: в роли советских чиновниц предста ли и Ольга Розанова, и Любовь Попова, и Александра Экстер, и Вера Мухина. Такие феноменальные карьеры, как полу вековое директорство Ирины Антоновой в ГМИИ им. А. С. Пушкина, или спорное руководство Министерством культуры СССР Екатериной Фурцевой, возникали потому, что профессиональная среда была полна женщин — пусть менее заметных и менее известных, но не менее значимых. Forbes Woman собрал истории выдающихся женщин, чей вклад в отечественное искусство остается недооцененным, но неоспоримо важным.

Княгиня Мария Тенишева (1858–1928): создательница мастерских

Незаконнорожденная Мария фон Дезен (фамилия отчима), по слухам, была дочерью Александра II. Всю жизнь она испытывала острую жажду любви и свободы: рано вышла замуж, родила дочь, но, разочаровавшись в муже, уехала в Париж изучать вокальное искусство. Помимо певческого дара, Мария была одарена художественным талантом и долго разрывалась между пением и живописью. Они оказали значительное влияние на ее дальнейшую жизнь.

В возрасте 36 лет она вышла замуж во второй раз — за богатого русского промышленника, увлеченного ученого и талантливого музыканта князя Вячеслава Николаевича Тенишева. Этот союз открыл перед ней новые возможности. Княгиня Тенишева стала одной из крупнейших меценаток России: открыла художественную школу в Санкт- Петербурге (1895–1903), пригласив в качестве руководителя академика Илью Репина, создала несколько детских образовательных учреждений в Брянском уезде Орловской губернии и в Смоленской губернии, где находились обширные имения супругов, финансировала археологические раскопки. Она собрала обширную коллекцию акварелей и часть ее подарила Русскому музею. В 1898 году Тенишева выступила соучредителем журнала «Мир искусства». На протяжении многих лет оказывала финансовую поддержку проектам Сергея Дягилева. Всегда была готова протянуть руку помощи нуждающимся в средствах художникам (ее помощью неоднократно пользовался Лев Бакст). Одной из первых Тенишева оценила неповторимый и загадочный талант Михаила Врубеля. «С Врубелем мы были большими приятелями. Это был образованный, умный, симпатичный, гениального творчества чело век, которого, к стыду наших современников, не поняли и не оценили», — писала княгиня в мемуарах «Впечатления моей жизни», выпущенных во Франции в 1933 году.

Илья Репин. Портрет Марии Тенишевой. 1896 год.·Шкатулка Алексея Зиновьева, созданная в мастерских Тенишевой в 1890-х. (Фото Legion-Media)

Главным делом жизни Марии Тенишевой стал центр народных ремесел в Талашкине, где она преодолевала разобщенность творческих людей, возрождала и развивала традиционную русскую культуру. В качестве наставников по ее приглашению в Талашкине работали Николай Рерих, Михаил Врубель, Сергей Малютин (в 1890 году вместе с токарем Василием Зведочкиным они создали первую матрешку).

«В моей деятельности нет ничего «женского», все, что я начинаю, я довожу до конца, умею быть стойкой, энергичной и самоотверженной», — говорила о себе Мария Тенишева. Художники обожали писать эту высокую статную женщину с гордо посаженной головой: 10 ее портретов создал Репин. Есть портреты авторства Коровина, Врубеля, Серова, скульпторов Антокольского и Трубецкого. Всех победил Валентин Серов. Именно его работу Тенишева особенно любила и ценила.

Ее звездный час пробил на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Ее муж был назначен комиссаром русского раздела, а она стала художественным консультантом проекта. Готовясь к событию, супруги провели в Париже три года, отбирая экспонаты и разрабатывая художественную концепцию. Тенишева привлекла к работе Константина Коровина, который создал для русского павильона 30 монументальных полотен, за что был удостоен ордена Почетного легиона. Павильон кустарных промыслов, где была представлена в том числе и продукция знаменитых талашкинских мастерских, получил на выставке Гран-при. Во время выставки Мария Клавдиевна организовала торжественный прием на 250 персон, где гостям, помимо прочего, дарили уникальные и изысканные меню, от руки оформленные ведущими русскими художниками.

В 1907 году Мария устроила в Лувре впечатляющий показ своей гигантской коллекции русского народного и церковного искусства, насчитывавшей порядка 6000 экспонатов. За четыре месяца выставку посетили 78 000 зрителей. Тенишевой поступали предложения о продаже коллекции, но она, движимая патриотическими чувствами, отказалась и вернула все вещи в Россию. В 1909 году Тенишева открыла в Смоленске музей «Русская старина», где экспонировались собранные ею сокровища. Из 10 000 работ, подаренных княгиней городу, до наших дней дошли лишь 4000. Сейчас предпринимаются усилия музей возродить.

Мария Тенишева предвидела надвигающиеся потрясения и в 1905 году уехала в эмиграцию, избежав ужасов революции и разграбления любимого ею Талашкина. Последнее десятилетие ее жизни прошло во Франции, где она не переставала заниматься творчеством, увлеклась эмальерным искусством и, подводя итоги, написала книгу «Впечатления моей жизни».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Многообразие религиозного опыта Многообразие религиозного опыта

Исследование человеческой природы

kiozk originals
Театр в Казани: агрессивно, бескомпромиссно Театр в Казани: агрессивно, бескомпромиссно

Здание театра Камала в Казани — проект редких амбиций и остроты архитектуры

Монокль
Что такое термостат и как его проверить в домашних условиях Что такое термостат и как его проверить в домашних условиях

Все про термостат: что такое, как проверить, диагностика своими руками дома

РБК
Встречают по одежке? Встречают по одежке?

Что скрывается за этикеткой бутылки и как дизайн влияет на восприятие продукта

РБК
Наш Юра. Самые интересные факты об актере Юре Борисове Наш Юра. Самые интересные факты об актере Юре Борисове

За что он получил номинацию на «Оскар» и на сколько лет младше своей жены?

Лиза
Пора и Soueast знать Пора и Soueast знать

Прикатились кроссоверы Soueast. Что они такое? Кому такие?

Автопилот
Символ любви Символ любви

Как продлить жизнь букету в вазе

Лиза
Коротко о том, как устроен наш мозг: почему при трении ушиба мы перестаем чувствовать боль Коротко о том, как устроен наш мозг: почему при трении ушиба мы перестаем чувствовать боль

Неужели наш мозг способен контролировать боль?

ТехИнсайдер
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Немного о городе Гранада и полном роскоши дворце Альгамбра

Знание – сила
«Это был последний шанс изменить жизнь»: история наркозависимого, которому удалось «соскочить» «Это был последний шанс изменить жизнь»: история наркозависимого, которому удалось «соскочить»

История Романа Аджиева, который сумел побороть свою зависимость

Psychologies
«Выученная беспомощность»: как травма из-за неудачи формирует мышление и влияет на поведение «Выученная беспомощность»: как травма из-за неудачи формирует мышление и влияет на поведение

Как неудачи и стресс влияют на наше мышление?

ТехИнсайдер
Иероглифы и сбоку бантик: как продвигать франшизу на этапе открытия Иероглифы и сбоку бантик: как продвигать франшизу на этапе открытия

Как новому сервису, заведению или магазину со старта громко заявить о себе?

Forbes
«Амбиции — ключевой фактор успеха» «Амбиции — ключевой фактор успеха»

Главный винодел Esse Наталья Дынникова о том, чему она научилась у Олега Репина

РБК
Дана Сапарова Дана Сапарова

Дана Сапарова направила глаз своего объектива на новых и классных актрис

Собака.ru
Фото на документы Фото на документы

Фото, которых не было при Сталине и снимки цветка папоротника

Автопилот
Здоровый симбиоз: почему врачам и айтишникам важно работать в команде Здоровый симбиоз: почему врачам и айтишникам важно работать в команде

Что мешает медикам и «технарям» понять друг друга?

Forbes
Хотите избавиться от эмоциональной зависимости от партнера? Вам поможет психодраматическое упражнение! Хотите избавиться от эмоциональной зависимости от партнера? Вам поможет психодраматическое упражнение!

Как быть, если вы понимаете, что выйти из отношений без потерь не получится?

Psychologies
«Тень за спиной». Кто такие сталкеры и как от них защититься «Тень за спиной». Кто такие сталкеры и как от них защититься

Как обезопасить себя от сталкера и какими тактиками они пользуются

СНОБ
IT-разработка «внутри» или готовое решение: что выбрать IT-разработка «внутри» или готовое решение: что выбрать

Стоит ли IT-компании разрабатывать ПО с нуля или лучше купить готовое решение?

Inc.
Рилс в помощь: как франчайзинговые компании набирают и обучают сотрудников-зумеров Рилс в помощь: как франчайзинговые компании набирают и обучают сотрудников-зумеров

Что помогает франчайзинговым компаниям удерживать молодых сотрудников?

Forbes
Передозировка витаминов Передозировка витаминов

Чем опасен избыток витаминов?

Здоровье
Как жить полной жизнью: 3 вида хобби Как жить полной жизнью: 3 вида хобби

Поэтому не стоит сосредотачиваться только на одном типе хобби?

Psychologies
Ситуэйшеншип: почему зумеры избегают обязательств и как взять максимум от таких отношений Ситуэйшеншип: почему зумеры избегают обязательств и как взять максимум от таких отношений

Ситуэйшеншип: в чем польза и вред такого формата отношений?

Psychologies
ПП — питание персонала ПП — питание персонала

Обеденный перерыв — важный элемент эффективной работы любой команды

Bones
Редкоземельные металлы: что такое, почему редкие и зачем нужны людям Редкоземельные металлы: что такое, почему редкие и зачем нужны людям

Какие металлы считаются редкоземельными и почему получили такое название

ТехИнсайдер
«2 часа пролетают за 20 секунд» «2 часа пролетают за 20 секунд»

Дина Аверина и Дмитрий Соловьёв — гармоничная пара проекта «Ледникового периода»

OK!
Идеальный возраст для пластики: мнение хирурга Идеальный возраст для пластики: мнение хирурга

Существует ли идеальный возраст для пластики? Спросили у хирурга

VOICE
Друг сердечный Друг сердечный

Что мы можем сделать, чтобы сердце исправно служило нам всю жизнь?

Лиза
Пушистые герои: реальные истории о кошках, которые спасли жизнь людям Пушистые герои: реальные истории о кошках, которые спасли жизнь людям

Реальные случаи, когда кошкам удалось спасти жизнь людям

ТехИнсайдер
6 мифов о сексе, которые подрывают отношения 6 мифов о сексе, которые подрывают отношения

Самые популярные мифы, касающиеся секса

Psychologies
Открыть в приложении