Почему пензенский фонд «Гражданский Союз» — не иностранный агент

Русский репортерОбщество

Первый южноафриканский

Почему пензенский фонд «Гражданский Союз» — не иностранный агент

Неделю назад Минюст включил в реестр иностранных агентов пензенский фонд «Гражданский Союз», который поддерживает местные сообщества. Известный на всю страну тем, что прогнал мошенников из Пензы, фонд несколько лет подвергался проверкам разных ведомств. В самом фонде считают, что все проверки были инициированы по жалобам одного человека — бывшего военного, журналиста Александра Тузова. Тот, в свою очередь, все обвинения отрицает. «РР» поговорил с обеими сторонами конфликта, чтобы разобраться в его причинах.

— И УБЭП, и прокуратура — кто только нас не проверял, — говорит глава фонда Олег Шарипков. — В конце концов жалобщик написал в Минюст — 30 дней они нас шерстили и перед 1 мая заявили, что нашли у нас политическую деятельность.

— В чем она заключается?

— Она заключается в том, что у нас есть бесплатный коворкинг для НКО, его можно забронировать на сайте, прийти и провести свое мероприятие. Там электронный ключ, люди приходят даже без нас. Какая-то такая организация Минюсту не понравилась. Она проводила у нас отчетно-перевыборное собрание, и вроде бы там были представители Навального. Там же был и представитель Минюста, он все их обсуждения записал и предъявил нам. Почему не этим организациям, если они им не понравились? Еще политическая деятельность фонда заключается в том, что я с женой сходил на митинг против пенсионной реформы, просто прошел вместе с толпой. Также я давал интервью СМИ и говорил об одном конкурсе для НКО, который, по моему мнению, провели несправедливо. Более того, я писал письмо губернатору о том же — все это тоже посчитали политической деятельностью.

— Чтобы организацию признали иностранным агентом, нужно иметь иностранное финансирование. И его тоже у вас нашли — в виде гранта из ЮАР. Зачем вам был нужен этот грант?

— Это грант организации Global Fund, которая поддерживает местные сообщества по всему миру. На эти деньги мы сняли помещение и отремонтировали его, — говорит Олег Шарипков. — Потом на деньги президентского гранта купили мебель, компьютеры, оборудование — и получился коворкинг «Клевер». Но при этом у Минюста рука не поднялась включить в свой акт то, что у нас есть еще и немецкое финансирование — фонд «Память. Ответственность. Будущее», который поддерживает жертв нацизма по всему миру.

На эти деньги «Гражданский союз» помогает пожилым людям по программе «Дети войны». Создавая программу для пожилых, в фонде подумали, что старикам, которыми уже стали дети войны, совсем не досталось в жизни радости. И решили вернуть ее им сейчас — чаепитиями, катаниями на каруселях, экскурсиями в музеи, поездками в другие города. У проекта есть куратор — Ольга Лещенко. Встречи проходят по вторникам, и в этот день бабушки начинают звонить ей с семи утра.

— У нас абсолютно гуманитарная и просветительская миссия, и назвать нас иностранным агентом — это просто взять и выстрелить себе в ногу! — говорит Олег Шарипков. — Я выкладывал цитаты из акта Минюста у себя в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — люди смеются, говорят: «Этого не может быть, ты это сам придумал!» Такого абсурда еще никогда не было.

— С вами?

— С нами или еще с кем-то. У нас в Пензе, да и не только в Пензе. Видимо, раз у нас есть иностранное финансирование, мы являемся первым южноафриканским агентом в России.

Как фонд «Гражданский Союз» поддерживает местные сообщества? Ну, например, в Пензе, прямо в городе, сохранился кусок живого леса. Называется «Ласточкины горы». Велосипедисты хотят построить там велотрассу. Мостики и трамплины они могут сделать своими руками — из глины, досок и бревен. Доски и бревна стоят небольших денег — тысяч 15-20, но у подростков их нет. Они пришли со своей идеей в фонд, их отправили писать заявку и участвовать в конкурсе. Отбор проходит в большом зале: люди приходят, рассказывают о своих проектах, за них голосуют зрители. Победитель определяется прямо на месте. Идея велосипедистов залу понравилась — и в Пензе появилась велотрасса для экстремального катания. Таких проектов десятки, если не сотни.

— Дело в том, что «Гражданский Союз» — это самая профессиональная и системная НКО в нашем городе, — говорит предприниматель и глава попечительского совета фонда Игорь Зайдман. — Во-первых, у него очень долгая история — фонд существует с 2002 года. Во-вторых, это не разовый проект и не группа энтузиастов, а организация с постоянным штатом и устойчивым финансированием, которая, среди прочего, занимается поддержкой других НКО в Пензе. «Гражданский Союз» является ресурсным центром — и, соответственно, обучает другие НКО. Это грантодающая организация — фонд проводит свои конкурсы и поддерживает федеральные гранты. Мы являемся грантовым оператором Фонда Тимченко, например. Инициативные группы мы тоже поддерживаем, что немногие фонды могут себе позволить.

В 2015 году «Гражданский Союз» развернул кампанию против мошенников, в нее втянулся весь город. Когда в маршрутке липовые волонтеры начинали просить денег, кто-то из пассажиров обязательно вставал и рассказывал, почему им не надо ничего давать. В конце концов к кампании подключилась полиция, и все мошенники уехали

На деньги фонда обычные люди строят детские площадки у себя во дворе. Поддерживаются детские отделения в пензенских больницах. Школы и библиотеки покупают новые книги. А недавно вышел мультфильм, который сделали дети с аутизмом.

— Откуда фонд берет эти деньги?

— Мы собираем все ресурсы, до которых можем дотянуться из нашей Пензы, — говорит Олег Шарипков. — Это гранты — и российские, и зарубежные, — пожертвования от бизнеса, от частных жертвователей — мы объединяем их и вкладываем в развитие местных сообществ.

«Гражданский союз» создал свой целевой капитал — эндаумент. Когда за счет эндаумента смогут получать зарплату сотрудники, фонду вообще не придется собирать средства на свою деятельность, а только на проекты. У этого фонда учатся другие НКО, их представители специально для этого приезжают в Пензу.

Череда проверок началась после того, как глава фонда, Олег Шарипков, написал письмо новому губернатору.

— Пришел новый губернатор, и провели конкурс для НКО, непрозрачный и несправедливый. Я об этом и написал письмо губернатору. После чего этот Александр Тузов стал нас мочить на своем сайте «ПензаПост» — это типа информационное агентство, но это агентство из одного человека состоит.

— То есть вы лично не были с ним знакомы?

— Нет.

На сайте «ПензаПост» указан телефон. Трубку берет Александр Тузов.

— Я учредитель и редактор очень хорошего информационного ресурса, — говорит он. — Это абсолютно независимая точка зрения на многие вопросы в Пензе.

— Это вы написали жалобу в Минюст?

— Я как журналист активно мониторю фейсбук (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). И стал замечать, что гражданин Олег Шарипков на протяжении очень длительного времени размещал непотребные скрины, комментарии, наезды по Крыму, оскорбительные мемы. Я написал несколько статей в своем СМИ. Это попало в поле зрения Минюста, как я понял потом. Вернее, это попало в поле зрения прокуратуры, прокуратура это передала в Минюст. То есть косвенно эту тему на обсуждение вынес, наверное, я. Но жалобы я не пишу. У меня есть свое СМИ, я в нем пишу.

— Вы знакомы лично?

— Я с Олегом Шарипковым лично не знаком, никогда его не знал и знать не желал. И первый вопрос у меня к нему возник как у представителя гражданского общества. Он написал в своем фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), что собрал миллион в помощь онкобольным детям. Я сказал: «Давайте соберем автобус прессы и пощупаем этот миллион». Я считаю, что это абсолютно правильно, что их признали иностранным агентом. Этот человек в широком, филологическом смысле — иностранный агент!

Александр Тузов рассказывает о своем дожурналистском прошлом.

— Был кадровым военнослужащим, окончил пензенское артиллерийское училище, потом юридическое образование получил. И по распределению попал в группу советских войск в Германию, начальником службы артвооружения части в Дрездене. В тот момент, когда там, в Дрездене, служил Путин.

Глава фонда Олег Шарипков — неудобный человек. Говорит прямо, к тому же остер на язык. Его посты ироничны, полны сарказма, который тяжело воспринимается людьми без чувства юмора. Неважно, кадровыми военными, чиновниками местной администрации и Минюста или просто случайными фолловерами в сети. И вот из-за такой ничтожной ерунды один из лучших региональных фондов, который поддерживает обычных людей, оказался в беде.

— Чем вам грозит признание иностранным агентом?

— Не все благотворители могут работать с иностранным агентом, — говорит Олег Шарипков. — Некоторые получатели средств тоже боятся: а вдруг потом и их признают агентами? Мы теряем и деньги, и организации, с которыми работаем, потому что для них это слово страшное, неприятное, от которого надо держаться подальше. Второе — это отчетность. И без того у нас два человека тем только и заняты, что отчитываются. Теперь придется четверым.

— А сколько у вас сотрудников?

— Всего семеро. И вот мы собирали правление и думали: что теперь делать, закрываться? Так просто тоже сразу не закроешь. Но работать, как прежде, не получится тоже, потому что в том объеме, в котором нужны отчеты, мы не сможем их обеспечить. Тут вопрос стоит так: или работать, или отчитываться.

Ольга Тимофеева
Фотографии: из личного архива Александра Тузова (2)

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Но вы держитесь Но вы держитесь

Как оттолкнуться от дна и извлечь выгоду в тяжелые времена

GQ
Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения

Влияет ли пол на музыкальные предпочтения?

Forbes
7 вопросов Михаилу Дмитриеву, экономисту 7 вопросов Михаилу Дмитриеву, экономисту

О том, что принесет 2020 год российской экономике и рядовому кошельку

Русский репортер
Не работает тачпад на ноутбуке: причины и способы решения проблемы Не работает тачпад на ноутбуке: причины и способы решения проблемы

Что делать, если перестал работать тачпад на ноутбуке с Windows

CHIP
«Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве «Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве

Художник Саша Браулов о вышивке как методе и силе доброты

Правила жизни
«Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся» «Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся»

Андрей Тарковский об отношениях с родиной, зрителями и творчеством

Weekend
«Кухня Древнего мира» «Кухня Древнего мира»

О сырах, которые в Древнем Риме считались скромной пищей

N+1
Анатолий Шульев: Свойство таланта в том, чтобы преодолевать неудачи Анатолий Шульев: Свойство таланта в том, чтобы преодолевать неудачи

Анатолий Шульев о смыслах, заложенных в спектакль о физике Льве Ландау

Ведомости
VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии

Книги, которыми (возможно) вдохновлялись Сэм Альтман, Стив Джобс и Билл Гейтс

Inc.
Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться» Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться»

25 лет на сцене — певица Слава по праву может гордиться этим достижением

Добрые советы
Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом

О самых популярных брендах иностранной «беленькой»

Maxim
Дрифт без правил Дрифт без правил

«Жига. На полной скорости»: каким получился фильм о дрифтинге в России?

Автопилот
Маршрут построен Маршрут построен

Как экономить на поездках в метро в разных городах России

Лиза
Больше не колется: 5 способов сделать льняную одежду мягче Больше не колется: 5 способов сделать льняную одежду мягче

Как сделать льняные вещи мягче и избавиться от неприятных ощущений

ТехИнсайдер
7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара 7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара

Каким фруктам не место в холодильнике

VOICE
«Мы жили в кино»: Эйдельштейн и другие актеры о фильмах Романа Михайлова «Мы жили в кино»: Эйдельштейн и другие актеры о фильмах Романа Михайлова

О съемках, о методе Михайлова и о том, как актеров трансформировал этот опыт

РБК
Потепление на полтора градуса пойдет на пользу сибирской тайге Потепление на полтора градуса пойдет на пользу сибирской тайге

Как повлияет потепление климата на амазонские леса и сибирскую тайгу?

N+1
«Любовь к Родине. Куда она может исчезнуть?» «Любовь к Родине. Куда она может исчезнуть?»

Борис Николаев о военных кампаниях на Северном Кавказе, службе в спецназе и вере

Монокль
Дивный Воронеж Дивный Воронеж

Город-открытие, который ты пропускаешь по пути на море

Лиза
Домашняя работа: как привести IT в ЖКХ в порядок Домашняя работа: как привести IT в ЖКХ в порядок

О том, что можно сделать с хаосом в жилищно-коммунальном IT

Forbes
Разделяй и властвуй Разделяй и властвуй

7 необычных идей для зонирования в маленькой квартире

Лиза
Рост на цифрах Рост на цифрах

Какие факторы способствуют увеличению рынка ЦФА

Ведомости
Асимметричная военная работа Асимметричная военная работа

Для США Вторая мировая война стала мощным экономическим стимулом

Монокль
Турецкий словарь Турецкий словарь

Гид по турецкому этикету — словарь для диалога с деловыми партнёрами

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Сезон веранд Сезон веранд

Как организовать пространство аутдор

Новый очаг
Медоуказчики привели людей к змеям по ошибке Медоуказчики привели людей к змеям по ошибке

Орнитологи выяснили, почему большие медоуказчики иногда направляют людей к змеям

N+1
Почему не стоит оставлять открытыми алюминиевые банки в холодильнике Почему не стоит оставлять открытыми алюминиевые банки в холодильнике

Безопасно ли есть из железных банок, которые были оставлены открытыми?

ТехИнсайдер
Дети войны. Воспоминания Марка Розовского Дети войны. Воспоминания Марка Розовского

Война, эвакуация, московские дворы в воспоминаниях драматурга Марка Розовского

Знание – сила
Подкованный Подкованный

Тульский кроссовер-умелец Haval H7, ориентированный на комфорт и безопасность

Автопилот
Палеонтологи восстановили перья археоптерикса, и объяснили как он летал Палеонтологи восстановили перья археоптерикса, и объяснили как он летал

Как ученые по оставшимся костям могут реконструировать облик археоптерикса?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении