Михаил Василенко, генеральный директор АО «Международный аэропорт Шереметьево»

РБКБизнес

Между небом и землей

Выручка АО «Международный аэропорт Шереметьево» в период с 2014 по 2018 год увеличилась почти в три раза: с 20,24 до 57,98 млрд руб. 64% этих денег принесли неавиационные доходы

Автор: Оксана Гончарова

На фото: Михаил Василенко, генеральный директор АО «Международный аэропорт Шереметьево»

В 2018 году Шереметьево обслужил 47,1% от всего объема пассажирских перевозок московского авиационного узла, приводят цифры в пресс-службе компании. Неуклонно с 2014 года росло и количество взлетно-посадочных операций (ВПО). В 2018 году на долю Шереметьево приходилось 46,4% всех ВПО, производимых в московском авиационном узле. «Сумма инвестиций в объекты развития Шереметьево за период с 2010-го по 2018 год составила более 100 млрд руб. Привлеченные средства позволили осуществить строительство новых терминалов и других объектов инфраструктуры, что дало Шереметьево возможность стать лидером в России и одним из крупнейших аэропортов Европы», – говорит генеральный директор «Международный аэропорт Шереметьево» (АО «МАШ») Михаил Василенко.

Росту пассажиропотока Шереметьево во многом способствовал приход в аэропорт ряда новых авиакомпаний. Так, новые региональные рейсы из Шереметьево в Екатеринбург, Симферополь и Сочи открыли в марте прошлого года «Уральские авиалинии». В этом году о переводе рейсов из Домодедово в Шереметьево объявили авиакомпании Vietnam Airlines и Brussels, открыла в аэропорту свои рейсы Belavia, запустили полеты грузовых самолетов «Турецкие авиалинии».

Как итог, число обслуженных пассажиров с 2014 по 2018 год выросло с 31,6 млн до 45, 8 млн человек, а совершенных ВПО — с 255 тыс. до 357 тыс. Переводить свои рейсы в Шереметьево собираются и некоторые другие компании — например, начиная с весны будущего года это сделает Japan Airlines (JAL), которая сейчас летает из Домодедово.

Важной предпосылкой для увеличения выручки стала консолидация активов аэропорта, которая произошла в 2013−2017 годах, считают представители Шереметьево. В результате была образована группа компаний реорганизованного АО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ), объединяющая авиационную и неавиационную деятельность, в том числе хэндлинг (наземное обслуживание авиакомпаний), управление VIP-залами, магазинами беспошлинной торговли, парковками, рекламой, топливно-заправочным комплексом и системой обработки грузов.

После консолидации у Шереметьево появилась возможность генерировать дополнительную выручку и за счет других направлений — например, наземного обслуживания авиакомпаний. Так, если раньше крупнейший клиент Шереметьево — «Аэрофлот» — занимался им самостоятельно, через собственное подразделение, то после консолидации, в начале 2019 года, эту функцию поэтапно передали компании «Шереметьево Хэндлинг».

Правда, быстрый рост пассажиропотока не обошелся без проблем: в мае-июне, в начале высокого летнего сезона, некоторым пассажирам пришлось ждать багаж по несколько часов и даже вылетать без него. «Багажный коллапс» привел к увольнениям в руководстве «Шереметьево Хэндлинг», которая ранее не выполняла такого объема работ (сейчас она обслуживает 80–90% всего пассажиропотока аэропорта).

«Аэрофлот» в помощь

Росту выручки Шереметьево способствовали два основных фактора — стратегическое партнерство с «Аэрофлотом», который является миноритарным акционером аэропорта, и дерегулирование в 2016 году аэропортовых тарифов в московском авиаузле, что позволило увеличить доходы и сделать бизнес прибыльным, говорит Михаил Бурмистров, гендиректор «INFOLine-Аналитики». Шереметьево обслуживает рейсы национального перевозчика России — авиакомпании «Аэрофлот», что, конечно же, влияет на финансовые показатели аэропорта, соглашается Федор Борисов, главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ.

На «Аэрофлот» приходится 75% всего пассажиропотока Шереметьево, и если говорить об успехах самой авиакомпании, то по итогам 2018 года она перевезла 55,7 млн пассажиров и заняла 18-ю строчку списка главных игроков мирового авиационного рынка, поднявшись на две позиции по сравнению с 2017 годом (по данным рейтинга «Лидирующие авиационные группы» британского издания Airline Business — ведущего международного отраслевого ресурса). На рост выручки аэропорта влияет и общая конъюнктура рынка авиаперевозок, говорит Борисов: в период с 2014 по 2018 год он вырос на 18% (в пассажиро-километрах).

Взаимодействие с «Аэрофлотом» — первое из трех приоритетных направлений работы с авиакомпаниями, рассказали в пресс-службе «Шереметьево». Следующий приоритет — развитие партнерства с другими авиакомпаниями альянса SkyTeam, куда, кроме «Аэрофлота», входят международные авиаперевозчики Air France, Czech Airlines и др., а также другими авиационными альянсами.

Наконец, в компании считают важной работу с азиатскими авиакомпаниями. Прежде всего китайскими: Шереметьево первым из российских аэропортов получил сертификат China Friendly, который подтверждает высокие стандарты обслуживания пассажиров из КНР. На сегодняшний день Шереметьево занимает первое место в мире по трансферу между Россией и КНР и является единственным аэропортом Европы, обслуживающим сразу восемь китайских авиакомпаний. Последние годы наблюдается устойчивый рост спроса на азиатском направлении.

Терминальное решение

В 2014 году, когда стало ясно, что инфраструктура аэропорта приблизилась к пределу своей пропускной способности, была разработана и принята долгосрочная программа развития до 2026 года, рассказали в пресс-службе аэропорта. Развитие аэродромной инфраструктуры также стало возможным благодаря концессионному соглашению с Росавиацией сроком на 49 лет. Соглашение предусматривает привлечение частных инвестиций. В рамках договоренности в строительство и реконструкцию авиационной инфраструктуры АО «МАШ» инвестирует 61 млрд руб. «На самом деле государству выгодно вкладываться в такие объекты, как Шереметьево, ведь аэропорт — крупный налогоплательщик», — отмечает Олег Пантелеев, исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт».

Сумма инвестиций в проекты развития АО «МАШ» за период с 2010 по 2018 год составила более 100 млрд руб., рассказали в пресс-службе Шереметьево. В настоящее время терминальные мощности аэропорта позволяют обслуживать свыше 55 млн пассажиров, а основной грузовой оператор Шереметьево — ООО «Москва Карго» — способен обрабатывать до 380 тысяч тонн грузов ежегодно». На протяжении последних десяти лет среднегодовой прирост пассажиропотока составляет 11,7%.

В течение последующих десяти лет он чуть замедлится и составит 7% ежегодно, что связано с постепенным насыщение рынка, выравниванием дисбаланса между Московским авиационным узлом и регионами, а также перераспределением пассажиропотока в сторону местных аэропортов и новых хабов. В начале следующего года будет введен в строй новый терминал «С» (первый этап) на 20 млн пассажиров ежегодно. А в сентябре этого года запланировано открытие третьей взлетно-посадочной полосы.

Неавиационные доходы

Значительную долю выручки Шереметьево получает от неавиационного направления. В 2018 году авиационные доходы компании составили лишь 34%. Другие 28% дало наземное обслуживание, 25% — розничная торговля и услуги, 9% — поступления от аренды (согласно консолидированной финансовой отчетности компании за 2018 год). «Рост неавиационных доходов — мировая тенденция, — комментирует Пантелеев из «АвиаПорта». — Все международные аэропорты развивают это направление бизнеса уже несколько десятков лет».

У Шереметьево, по мнению эксперта, в этой области большой потенциал. Во-первых, развитию неавиационного направления способствует общий рост пассажиропотока и, в частности, международных перевозок. Во-вторых, через аэропорт проходит большой поток трансферных пассажиров, у которых достаточно времени, чтобы прогуляться по торговым площадям и сделать покупки. В-третьих, у аэропортовых предприятий благодаря обновленному закону «О таможенном регулировании» появилась возможность открывать магазины беспошлинной торговли в зонах прилета. В Шереметьево они работают с этого года.

Еще один немаловажный фактор — более удобная инфраструктура и большие площади новых терминалов. Например, в терминале «B» (более 110 тыс. кв. м), который был введен в эксплуатацию в мае 2018 года, до 94% коммерческих площадей сданы в аренду. Как пояснили в пресс-службе аэропорта, площади сдаются под магазины, заведения общепита, сервисные компании и офисные помещения. Компания планирует разместить большое количество магазинов и заведений общепита и в новом терминале «С» (планируемая площадь — свыше 123 тыс. кв. м).

Росту бизнеса МАШ в том числе способствуют заработки аэропорта в смежных отраслях, говорит Олег Пантелеев. К примеру, в Шереметьево построен третий автозаправочный комплекс, которым владеют компания ЛУКОЙЛ и АО «МАШ».

Аэропорт нового поколения

В Шереметьево понимают, что управлять аэропортом при постоянно растущем пассажиропотоке не получится без внедрения инновационных решений, позволяющих наладить работу внутренних служб и все бизнес-процессы. Сегодня в аэропорту для каждого процесса написана технологическая карта, рассказали в пресс-службе предприятия. Она представляет собой математическую модель, с помощью которой можно детально рассчитать на ближайшие десять лет потребности аэропорта в технике, людях и других ресурсах.

Еще в 2011 году с учетом опыта аэропорта Цюриха и лондонского «Хитроу» в российском аэропорту был создан Центр управления аэропортом (ЦУА). Он помогает администрировать все бизнеспроцессы, координировать действия подразделений аэропорта и сторонних организаций, в том числе — в случае возникновения кризисных ситуаций.

Система совместного принятия решений, которую аэропорт развивает совместно с «Аэрофлотом» и Московским центром автоматизированного управления воздушным движением ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», в реальном времени предоставляет всем партнерам Шереметьево плановую, расчетную и фактическую информацию о статусе полета и обслуживании самолета.

Работа программы основана на базе данных «Синхрон» (собственная разработка Шереметьево), в памяти которой хранится вся ключевая для работы аэропорта информация — расписание воздушных судов, технологические графики под каждую авиакомпанию, временные интервалы, установленные по каждой операции для каждого сотрудника. У сотрудников, задействованных в обслуживании самолетов, пассажиров и багажа, есть специальные планшеты, куда приходят уведомления и где они могут посмотреть всю необходимую информацию.

Стратегическая цель международного аэропорта Шереметьево — до 2026 года войти в топ-10 крупнейших авиационных хабов мира. Эксперты считают, что успех аэропорта будет зависеть не только от его собственных усилий: огромную роль сыграет весь рынок, а транспортная отрасль сейчас находится в системном кризисе. «Без существенных мер господдержки можно ожидать новых потрясений и колебаний, — рассуждает Борисов. — Кто-то от них выиграет, кто-то — проиграет, поэтому как бы ни были захеджированы риски, сегодня лучше сфокусироваться на показателях экономической эффективности».

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Японский рецепт производительности Японский рецепт производительности

Отношения России и Японии на подъеме

РБК
Мы пойдем другим путем! Мы пойдем другим путем!

Наши советы позволят не потратить впустую ни рубля на косметику

Cosmopolitan
Больше не игрушки Больше не игрушки

Рынок киберспорта на постсоветском пространстве измеряется миллионами долларов

Forbes
«Новый папа» с Джудом Лоу и Джоном Малковичем: рецензия «Новый папа» с Джудом Лоу и Джоном Малковичем: рецензия

В Венеции показали долгожданное продолжение сериала «Молодой папа»

Esquire
Сносное жилье Сносное жилье

Как устроена московская реновация и кто уже зарабатывает на ней миллиарды

Forbes
Мертвые не потеют: чем грозит России грядущий мировой кризис Мертвые не потеют: чем грозит России грядущий мировой кризис

В кризис Россия, как ни удивительно, может оказаться в не самом худшем положении

Forbes
Выстрел через континент Выстрел через континент

Испытательный полигон «Кура»: записки очевидца

Популярная механика
Анекдот про «Прачечную»: в Венеции показали фильм Содерберга о «Панамском досье» Анекдот про «Прачечную»: в Венеции показали фильм Содерберга о «Панамском досье»

На Венецианском кинофестивале показали «Прачечную» Стивена Содерберга

Forbes
«Его голова — редчайшее произведение искусства»: психолог декодирует сериал Netflix о мозге Билла Гейтса «Его голова — редчайшее произведение искусства»: психолог декодирует сериал Netflix о мозге Билла Гейтса

Netflix выпустил мини-сериал «В голове Билла: декодируем Билла Гейтса»

Forbes
Богатый выбор: как кандидат в президенты США заработала состояние в $12 млн Богатый выбор: как кандидат в президенты США заработала состояние в $12 млн

Выдвиженец от Демократической партии Элизабет Уоррен считает себя капиталистом

Forbes
Камеры на дорогах расставят по новым правилам. Что нужно знать? Камеры на дорогах расставят по новым правилам. Что нужно знать?

Уже сейчас меняются правила работы стационарных и мобильных дорожных камер

РБК
Мелкий бес Мелкий бес

Подростки обладают уникальным умением выводить родителей из себя

Добрые советы
«Мориарти наших дней»: что стоит за статьями об «олигархе» Щукине в западной прессе «Мориарти наших дней»: что стоит за статьями об «олигархе» Щукине в западной прессе

История бизнеса Александра Щукина и подоплека его уголовного дела

Forbes
Как найти свой лицензионный ключ для Windows 10 Как найти свой лицензионный ключ для Windows 10

Как найти ключ в системе с помощью специальных утилит

CHIP
Чтобы создать гениальный часовой механизм, нужно уметь рисковать Чтобы создать гениальный часовой механизм, нужно уметь рисковать

Этому учит нас Шарль Вермо, спасший мануфактуру Zenith

GQ

Рассказываем о двух громких фильмах, с которыми Netflix штурмовал Венецию-2019

Esquire
5 шагов от страха к свободе 5 шагов от страха к свободе

Сильный страх перед непредсказуемостью жизни ограничивает многих из нас

Psychologies
«Не позорь меня»: почему нам бывает стыдно за других и что с этим делать «Не позорь меня»: почему нам бывает стыдно за других и что с этим делать

Что заставляет нас мучительно краснеть за других и можно ли перестать это делать

Psychologies
Билли Айлиш Билли Айлиш

Правила жизни Билли Айлиш

Esquire
Идем на рекорд: женщины, родившие больше всех в мире детей Идем на рекорд: женщины, родившие больше всех в мире детей

Ультрамногодетные мамы встречаются и сейчас

Cosmopolitan
Декодированный Билл Гейтс. Netflix показал фильм о том, что в голове у миллиардера Декодированный Билл Гейтс. Netflix показал фильм о том, что в голове у миллиардера

Самые интересные факты из фильма «В голове Билла: декодируем Билла Гейтса»

Forbes
Чем грозит отсутствие эмоционального контакта в отношениях? Чем грозит отсутствие эмоционального контакта в отношениях?

Что делать, если любимый человек в принципе не способен на эмоциональный контакт

Psychologies
«Это просто Кафка»: почему суд не смог отнять ребенка у родителей, пришедших с ним на митинг «Это просто Кафка»: почему суд не смог отнять ребенка у родителей, пришедших с ним на митинг

В Москве прошли судебные заседания по двум громким политическим процессам

Forbes
Писатель Григорий Служитель — о пейзажах и пряниках Свияжска Писатель Григорий Служитель — о пейзажах и пряниках Свияжска

Писатель и актер Григорий Служитель делится впечатлениями о Свияжске

РБК
В дорогу дальнюю В дорогу дальнюю

В коллекции Tag Heuer Autavia долгожданное пополнение

OK!
Не всё то золото, что блестит Не всё то золото, что блестит

Эрик Винд об опасностях, подстерегающих коллекционеров

Robb Report
«Независимые банки решили уничтожить»: Дерипаска раскритиковал Центробанк и суды «Независимые банки решили уничтожить»: Дерипаска раскритиковал Центробанк и суды

Олег Дерипаска выступил на Восточном экономическом форуме во Владивостоке

Forbes
Не просто цифры Не просто цифры

Представляем крупнейших меценатов России. Роман Авдеев

Robb Report
Как обжать интернет кабель в домашних условиях Как обжать интернет кабель в домашних условиях

Обжать интернет-кабель в домашних условиях проще, чем вы думаете

CHIP
Одержимый царь Одержимый царь

Победа в Полтавской битве стала возможной только благодаря железной воле Петра I

Дилетант
Открыть в приложении