Дмитрий Ливанов о прошлом, настоящем и будущем российского образования

РБКОбщество

Дмитрий Ливанов: «В XXI веке само понятие специальности становится устаревшим»

Беседовала Екатерина Кабышева

Дмитрий Ливанов, ректор Московского физико-технического института (МФТИ), доктор физико-математических наук. С 2012 по 2016 год — министр образования и науки РФ

Почему люди тратят годы на получение высшего образования и в одночасье меняют профессию, как вузы реагируют на социально-экономические изменения и что помогает выпускникам становиться частью интеллектуальной элиты? О прошлом, настоящем и будущем российского образования «РБК Тренды» поговорили с ректором МФТИ Дмитрием Ливановым.

Когнитивное развитие и социальный статус: зачем сегодня нужно образование

РБК: Получение знаний, выбор профессии — это все задел на будущее. А что в настоящем? Для чего люди сейчас получают высшее образование?

Д. Л.: У высшего образования две основные задачи. Первая — практическая: университеты помогают осваивать новые профессии и готовиться к работе. Вторая задача более философская: вузы дают возможность интеллектуального развития, инструменты для совершенствования когнитивных способностей. С этим связана социализация: благодаря высшему образованию человек прокладывает себе путь в когорту людей, которых можно условно назвать интеллектуальной элитой.

Если бы приходилось решать только первую задачу, высшее образование было бы совсем другим. В таком случае хорошо бы работали более короткие программы профессиональной переподготовки, заточенные под конкретные рабочие места. Но на практике человек хочет не просто работать, но еще и расти как личность — а однажды, может быть, вообще сменить профессию. Именно поэтому люди и тратят годы жизни на высшее образование.

РБК: Получается, университеты помогают готовить универсальных специалистов, которые в будущем смогут быстро осваивать новые навыки. Это особенно важно в контексте активных трансформаций общества и рынка труда. Влияют ли эти перемены на образование?

Д. Л.: На самом деле и 10, и 20, и даже 100 лет назад все менялось так же быстро, как и сейчас, это касается и технологий, и социальных процессов. Люди во все времена меняли профессии: в прошлом тоже бывали ситуации, когда человек выбирал образовательный трек в подростковом возрасте, а потом взрослел и понимал, что его интересы лежат в другой области. В этом нет ничего необычного, и система образования всегда реагирует на социально-экономические изменения.

С навыками то же самое — во все времена на рынке труда были востребованы специалисты с одними и теми же чертами. Любой работодатель хочет, чтобы сотрудник был квалифицированным, работоспособным, дисциплинированным, ответственным. Так же будет и в будущем.

Запросы от государства и рыночная среда: как вузы создают программы будущего

РБК: Что делают университеты, чтобы успевать за прогрессом?

Д. Л.: Действительно, технологии, которые используются в разных отраслях, сейчас активно меняются. И университеты учитывают эти изменения при формировании образовательных программ. Это нужно, чтобы люди после вуза могли сразу приступить к работе без необходимости дополнительно проходить специальное обучение.

Университеты живут в рыночной среде и реагируют на ее колебания: отказываются от устаревших программ, формируют новые. В создании новых направлений вузы ориентируются на требования бизнеса и государства, а также на исследования рынка труда: их могут проводить Минтруд России, Роструд, частные консалтинговые и экспертные организации.

Но при этом университетам стоит подходить к запросам от бизнеса с осторожностью. Часто горизонт планирования компаний ограничен, особенно если речь идет о среднем и малом бизнесе. Поэтому вузы опираются не столько на информацию о количестве специалистов разных профессий, потребность в которых есть у компаний, сколько на желаемый уровень компетенций.

РБК: А как понять, что образовательная программа устарела?

Д. Л.: Образовательная программа теряет актуальность, если ее выпускники неконкурентоспособны на рынке труда: их зарплата ниже, чем у выпускников других вузов, которые работают в той же отрасли и на похожих позициях. Такие данные собирает Роструд — мониторинг включает в себя размер оплаты труда выпускников разных университетов, отрасль, в которой они работают через год, три и пять лет. Думаю, в ближайшее время результаты замеров станут общедоступны.

Иногда образовательная программа становится неактуальной, потому что снижается спрос на профессию. Он создается прежде всего материальным фактором, но есть еще и такие составляющие, как престиж, уважение к представителям профессии в обществе. Часто дело не в программах обучения, а в желаниях людей: они оканчивают университет и понимают, что хотят двигаться по другому профессиональному пути. И это нормально — талантливый выпускник может легко начать работать не по специальности. В XXI веке само понятие специальности становится устаревшим.

РБК: И вот мы подошли к теме будущего. Какие профессии будут востребованы в России и мире в ближайшие годы?

Д. Л.: В ближайшие десятилетия в фокусе внимания точно останется все, что связано с информационными технологиями в целом и искусственным интеллектом в частности. Также востребованными будут профессии в сфере медицины и качества жизни в самом широком смысле, включая здравоохранение, производство продуктов и сельское хозяйство. Помимо этого, на первый план будут выходить вопросы, связанные с климатической повесткой.

Инвестиции в знания и новые форматы: прошлое и будущее российского образования

РБК: Какие тренды вы видите в развитии российского образования?

Д. Л.: Главный тренд — серьезное изменение ситуации с финансированием. За последние десять лет удалось уйти от ситуации тотального недофинансирования на всех уровнях, от школ до университетов. Дефицит сохраняется, но заметен значимый прогресс.

Это стало результатом работы по указам президента РФ, которые были изданы в 2012 году. В них обозначались конкретные цели по зарплатам специалистов в сфере образования: учителей, вузовских преподавателей, научных сотрудников. Это очень важно, поскольку инвестиции в образование — это вклад в людей, улучшение их социального статуса.

Еще один тренд — растущая привлекательность среднего профессионального образования. Государство реагирует на растущий спрос и предлагает программы целевой поддержки. К примеру, программа «Профессионалитет» помогает студентам колледжей стать высококвалифицированными специалистами на ведущих предприятиях регионов. Программа реализуется за счет средств из федерального бюджета при поддержке регионов и ключевых индустриальных партнеров.

Также стоит отметить программы развития ведущих университетов. Среди них проект «Приоритет 2030», благодаря которому лучшие вузы страны получают дополнительные ресурсы на реализацию образовательных и научных инициатив — то есть на финансирование своих программ. Это хороший пример того, как селективная целевая поддержка со стороны государства способна серьезно продвинуть университеты и в национальном, и в международном контексте.

РБК: А как отказ от бакалавриата и магистратуры может сказаться на образовании в России?

Д. Л.: Само по себе изменение сроков обучения не приведет к кардинальным трансформациям. Но любые перемены — это окно возможностей, шанс перейти к более современному формату образовательных программ. К примеру, сейчас есть только двухлетние магистратуры — а в будущем, возможно, студент сможет выбирать, учиться в магистратуре один год или два. Пока по этому вопросу не принято определенных решений. Но, думаю, изменения будут позитивными: эксперты смогут найти оптимальный вариант, как перейти от двухуровневой системы — на самом деле довольно жесткой — к более гибкой альтернативе.

РБК: Действительно ли советское образование было лучшим в мире? В чем отличия между ним и нынешней системой в России?

Д. Л.: Оно точно было качественным. Профессия учителя в школе и преподавателя в университете была престижной и привлекательной для молодежи, образование финансировалось: расходы на него на долю ВВП были выше, чем сейчас. Но, как я уже отмечал, ситуация меняется в лучшую сторону.

Система образования в любой стране — это часть общества, она проходит через все те же исторические этапы. Поэтому логично, что российское образование выросло из советского и унаследовало его черты. Сейчас мы находимся в процессе перехода от советской системы к новому подходу, который пока не сложился окончательно. Ведущие эксперты активно думают о том, как развивать российское образование с учетом его предыстории и вызовов, которые ставит развитие страны. И эта рефлексия обязательно приведет к своим результатам.

Фото: Владислав Шатило / РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гид в уверенное будущее Гид в уверенное будущее

Какие специалисты помогают выстроить образовательную и карьерную траектории

РБК
Из кожуры арбуза сделали ион-селективные мембраны Из кожуры арбуза сделали ион-селективные мембраны

Китайские материаловеды изготовили ион-селективные мембраны из кожуры арбуза

N+1
Рескиллинг как новая норма Рескиллинг как новая норма

Почему набирает обороты тренд на переобучение сотрудников

РБК
«Быт разрушает наши отношения»: что делать в таком случае — 9 советов психолога «Быт разрушает наши отношения»: что делать в таком случае — 9 советов психолога

Быт в отношениях — страшный зверь, которого можно приручить

Psychologies
От помощника в обучении до будущей профессии От помощника в обучении до будущей профессии

Как меняются школы и вузы под влиянием искусственного интеллекта

РБК
«Худшее время в жизни»: россияне рассказали о том, какие травмы им нанесла школа «Худшее время в жизни»: россияне рассказали о том, какие травмы им нанесла школа

Как справиться с издевательствами в детском возрасте?

Psychologies
Кто и как поможет владельцам заводов и пароходов Кто и как поможет владельцам заводов и пароходов

Российские промышленники все чаще идут за поддержкой к властям

РБК
Аморфное вещество Аморфное вещество

История стекла гораздо древнее, чем нам кажется

Зеркало Мира
Вызов простоты Вызов простоты

Как решение абстрактной задачи угрожает всей экономике?

Вокруг света
Дизайн ИИ: как устроен виртуальный ассистент и кто его создает Дизайн ИИ: как устроен виртуальный ассистент и кто его создает

С какими неочевидными вызовами сталкиваются создатели ИИ-помощников в России

Правила жизни
Жостово: вaм букетик! Жостово: вaм букетик!

Жостовский расписной поднос — ровесник восстания декабристов

КАНТРИ Русская азбука
Жизнь моя — шарманка Жизнь моя — шарманка

«Планета Джанет»: образцовая мелодрама A24

Weekend
Рыбалка изменила поведение сендеронгов в период спаривания Рыбалка изменила поведение сендеронгов в период спаривания

Ученые наблюдали за поведением самцов сендеронгов в период спаривания

N+1
Единственно правильная закуска к виски Единственно правильная закуска к виски

Кто сказал, что виски не закусывают?

Maxim
Танцуй, танцуй! Танцуй, танцуй!

Танцы — это не только красиво, но еще и полезно для здоровья

ЖАРА Magazine
Пять минут позора: как подготовиться к интервью на английском и перестать бояться Пять минут позора: как подготовиться к интервью на английском и перестать бояться

Как успешно пройти интервью, даже если ваш английский пока далек от идеала?

Forbes
Периодический закон работает в масштабах Вселенной Периодический закон работает в масштабах Вселенной

Зачем астрохимия моделирует процессы, протекающие в межзвёздном пространстве?

Наука и жизнь
Сможет ли ИИ написать «Войну и мир-2» Сможет ли ИИ написать «Войну и мир-2»

SSM-модель — что нового она привнесла для мира нейросетей?

ТехИнсайдер
Ловушки отношений без любви. Как выйти из неудачного брака Ловушки отношений без любви. Как выйти из неудачного брака

Катерина Мурашова: Как уйти от мужа, который не дает развод

СНОБ
Как научить себя высыпаться. Советы сомнолога Как научить себя высыпаться. Советы сомнолога

Врач-сомнолог делится практическими советами по улучшению сна

СНОБ
В Кении нашли древнейшего австралопитека В Кении нашли древнейшего австралопитека

Как был обнаружен древнейший представитель рода австралопитеков

N+1
Хроническая боль: психологические эффекты и способы лечения Хроническая боль: психологические эффекты и способы лечения

С какими переживаниями сталкиваются люди с хроническими болями

Psychologies
Вопрос века Вопрос века

Как правильно ухаживать за кожей вокруг глаз, чтобы не было «вековых» проблем?

Лиза
Они такие классные. Интервью со Львом Зулькарнаевым и Денисом Прытковым Они такие классные. Интервью со Львом Зулькарнаевым и Денисом Прытковым

Актеры Лев Зулькарнаев и Денис Прытков — о съемках сериала «Она такая классная»

СНОБ
Приписываемые епископу Теодомиро останки действительно принадлежали средневековому мужчине Приписываемые епископу Теодомиро останки действительно принадлежали средневековому мужчине

Ученые исследовали останки, которые могли принадлежать епископу Теодомиро

N+1
Что делать, если пропали чувства в отношениях: 4 рекомендации нейропсихолога Что делать, если пропали чувства в отношениях: 4 рекомендации нейропсихолога

Почему пропадают чувства к любимому человеку? И что же делать в такой ситуации?

Psychologies
АИРР представила новый индекс востребованности кадров в российских регионах АИРР представила новый индекс востребованности кадров в российских регионах

Новый квартальный индекс востребованности кадров для инновационной экономики

ФедералПресс
Умножение делением Умножение делением

Безусловный базовый доход: почему он не станет билетом в безбедную жизнь

РБК
Нежная бегония Нежная бегония

Хочешь, чтобы у тебя дома постоянно были живые прекрасные цветы?

Лиза
Правда ли, что волосы на самом деле мертвые: 11 любопытных фактов о нашей шевелюре Правда ли, что волосы на самом деле мертвые: 11 любопытных фактов о нашей шевелюре

Мы стараемся тщательно ухаживать за волосами, но так мало о них знаем

ТехИнсайдер
Открыть в приложении