Продюсер Ирина Сосновая — о буме сериалов, Netflix и проблемах индустрии

EsquireРепортаж

«Продюсер — это человек, которому больше всех надо, чтобы все получилось»

ФИО: Ирина Сосновая

Профессия: Продюсер, шоураннер

Работы: «Шторм» (2019), «Содержанки» (2019-2020) «Безопасные связи» (2020) «Хороший человек» (2020)

В 2019 году Сосновая запустила на новом стриминг-сервисе Start один из самых громких сериальных проектов — «Содержанок» Константина Богомолова. С тех пор шоу разрослось до двух сезонов (к выходу готовится уже третий), а Start поставил производство оригинального контента на поток — и выпускает едва ли не по новому проекту в месяц. В интервью Esquire Сосновая рассказала, где она ищет сюжеты, в чем главная проблема индустрии и в чем она видит свою социальную миссию.

У многих слово «продюсер» ассоциируется с человеком, который ходит, командует и ничего не делает.

И деньги отстегивает!

И деньги отстегивает, да! И ограничивает в них постоянно. Что из этого правда, а что нет?

Когда я несколько лет назад пришла в киноиндустрию, столкнулась со стереотипным восприятием продюсера как человека, который думает только о том, как заработать деньги, и бесконечно мешает творческому процессу. И мое искреннее желание — бороться с этим стереотипом. Мне кажется, что продюсер — это человек, который отвечает за финальный результат и поэтому делает проект от и до: от идеи и подбора команды до постпродакшена и маркетинга. Так что для меня

Продюсер — это человек, которому больше всех надо, чтобы все получилось.

Насколько я поняла, ты занимаешься еще и сценарными заявками, то есть прорабатываешь проекты для Start еще на уровне идеи. Это же работа шоураннера, разве нет? Вообще, эта профессия у нас в России существует?

Конечно. Приведу пример с «Содержанками». Стилистику и киноязык первого сезона создал режиссер Константин Богомолов, но он, как любой художник, захотел двигаться дальше и заниматься новыми историями. «Содержанки» имели большой успех, и стало очевидно, что у нас получилась большая международная франшиза и нужно ее продолжать — снимать новые сезоны. Именно этим и занимается шоураннер — человек, который не просто обеспечивает процессы как продюсер, но знает проект от а до я, знает всех артистов, присутствовал на площадке, может с новым режиссером продолжить проект, потому что он, так же, как режиссер, является носителем стилистики и смыслов проекта.

Но на Западе, как правило, шоураннер и сценарист — это одно и то же лицо, разве нет?

Не совсем. На Западе шоураннер руководит группой сценаристов и дальше контролирует воплощение этого сценария в жизнь на съемочной площадке. Но там также принято, например, что разные режиссеры снимают разные серии одного сезона, и шоураннер — это человек, который следит за тем, чтобы у разных режиссеров получился один и тот же проект с точки зрения стилистики и киноязыка.

А как к тебе попали «Содержанки»?

Я прочитала статью Арины Холиной на «Снобе» про феномен содержанок. Возникла идея сделать сериал об этом типичном для России социальном феномене, мы обсудили это с генеральным продюсером и основателем Start Эдуардом Илояном и поняли, что идея рабочая. Я сформулировала логлайн (краткое описание проекта. — Esquire), и мы начали поиск и тендер сценаристов. В какой-то момент мы встретились с Наной Гринштейн и Аней Рубцовой, и они написали развернутый синопсис на основе этого логлайна. Утром я получила от них этот синопсис, а вечером мы с Константином Богомоловым пили кофе и обсуждали какие-то возможные совместные проекты. И в какой-то момент он сказал, что ему было бы интересно сделать сериал про современную жизнь: «Я хочу, чтобы там был и юмор, и драма, и, может быть, детектив, то есть я хочу такой очень сложный замес. Наверное, это невозможно». Я говорю: «У меня есть для тебя синопсис». В тот же вечер я отправила его Константину. Ему понравилась идея, и он быстро согласился. Мы со сценаристами написали пилот, Константин, конечно, очень сильно этот пилот под себя переписал: добавил свои сюжетные линии и диалоги, в которых чувствуется его очень особенная манера. Потом мы сняли пилот, он получился ни на что не похожим, и мы довольно быстро приняли решение запустить этот проект в цикл.

Ты много лет проработала на НТВ. Тебе это как-то помогает в нынешней работе?

Думаю, что да. Поскольку несколько лет я работала журналистом, ничего не могу с собой поделать — каждое утро читаю новости. Конечно, периодически цепляюсь за истории. Так появились «Содержанки», так появился «Хороший человек»: я прочитала расследование про ангарского маньяка на «Медузе». Сейчас мы делаем проект с Наташей Мещаниновой (кинорежиссер, сценарист, соавтор «Аритмии». — Esquire), который тоже родился из реальной истории.

Мне искренне кажется, что зрителям интересно смотреть сериалы на актуальные и дискуссионные темы. Происходит эффект узнавания, и это всегда резонирует. Мне, как журналисту в прошлом, очень интересно делать такие проекты. Я всю жизнь считала, что журналист — это самая классная и важная профессия. С мечтой стать журналистом и работать на НТВ я прилетела из Казахстана в Москву. Ты все время в центре событий, ты рассказываешь людям актуальные истории и действуешь согласно своим принципам. В тот момент, когда это стало невозможным, я ушла из журналистики, проработав на НТВ десять лет. Ушла, потому что поняла, что новости по ТВ уже никто не смотрит, но зато все смотрят сериалы. Сейчас, когда сериалы — в том числе русские — смотрят все больше людей, причем не только в России, ты понимаешь, что через истории и смыслы, которые ты в свои проекты закладываешь, ты выполняешь своего рода социальную миссию. Можно сказать, что и сериалы сейчас стали новым медиа. Даже немного страшно про это говорить, потому что не хочется, чтобы эту сферу тоже регулировали.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

История сахара, сладкая и горькая: откуда взялась привычная нам сладость и как она изменила мир История сахара, сладкая и горькая: откуда взялась привычная нам сладость и как она изменила мир

Книга Питера Макинниса «История сахара: сладкая и горькая»

Esquire
«Пулей стреляйте, а в колхоз не пойдем» «Пулей стреляйте, а в колхоз не пойдем»

Большевики максимально жестоко подавили крестьянский протест

Наука
Войти в положение: как люди становятся удобными Войти в положение: как люди становятся удобными

А всегда ли нужно «входить в положение» и быть удобной?

СНОБ
Женский бизнес на женской дружбе Женский бизнес на женской дружбе

История двух ростовчанок, которые поверили в себя и в «собачьего боженьку»

Домашний Очаг
Когда медицина перестает быть бумажной: как Москва лечит людей и спасает деревья Когда медицина перестает быть бумажной: как Москва лечит людей и спасает деревья

Как электронная медицина спасает сотни деревьев?

Правила жизни
История Zasport: как создается олимпийская экипировка для сборной России История Zasport: как создается олимпийская экипировка для сборной России

Каково это — одевать атлетов

РБК
Холокост с хеппи-эндом Холокост с хеппи-эндом

«Уроки фарси» — несмешная комедии о концлагере

Weekend
Почему ухудшается зрение: 5 главных причин Почему ухудшается зрение: 5 главных причин

Почему мы начинаем хуже видеть и как сохранить остроту зрения на долгие годы?

Psychologies
Тайная жизнь птиц Тайная жизнь птиц

Камерная и декоративная китайская живопись «цветы и птицы»

Вокруг света
Томми Кэш: Томми Кэш:

Интервью с Томми Кэшем в Zoom по случаю его очередного релиза

Esquire
Ночной дожор Ночной дожор

Что есть перед сном, чтобы и голод утолить, и лишнего не набрать?

Лиза
От «Чернобыля» до «Клана Сопрано»: 14 лучших сериалов HBO, на которые не жалко тратить время От «Чернобыля» до «Клана Сопрано»: 14 лучших сериалов HBO, на которые не жалко тратить время

Подборка культовых сериалов от HBO, получивших высокие оценки

Playboy
Личное мнение: почему чужой муж не принесет тебе счастья Личное мнение: почему чужой муж не принесет тебе счастья

Ирина Переплетчикова - о том, что ждет тебя внутри любовного треугольника

Cosmopolitan
«Ты ведешь себя как ребенок»: кто такие кидалты «Ты ведешь себя как ребенок»: кто такие кидалты

Почему среди кидалтов так мало женщин?

Psychologies
«Совершенно не хочу, чтоб меня повсюду узнавали, это будет мне страшно мешать» «Совершенно не хочу, чтоб меня повсюду узнавали, это будет мне страшно мешать»

Актриса Дарья Жовнер — о «Тесноте», нелюбви к тусовкам и актерах

Esquire
Гравированная плита из кургана бронзового века оказалась древнейшей европейской картой Гравированная плита из кургана бронзового века оказалась древнейшей европейской картой

Древнейшая известная в Европе трехмерная карта

N+1
«Неразумная обезьяна. Почему мы верим в дезинформацию, теории заговора и пропаганду» «Неразумная обезьяна. Почему мы верим в дезинформацию, теории заговора и пропаганду»

Почему главред Nature опубликовал работу, постулирующую эффективность гомеопатии

N+1
Кровь, боль и никаких слез: Самые дикие мужские инициации всех времен Кровь, боль и никаких слез: Самые дикие мужские инициации всех времен

Почему, чтобы стать мужчиной, иногда нужно как следует пострадать?

Maxim
Всё перепробовали: почему не все способы повышения либидо работают Всё перепробовали: почему не все способы повышения либидо работают

Сегодня все больше людей сталкиваются с проблемой пониженного либидо

Cosmopolitan
Правда ли, что завтрак — самый важный прием пищи Правда ли, что завтрак — самый важный прием пищи

Одни не представляют начало дня без завтрака, другие даже не могут выпить чай

Популярная механика
«Тонкая линия атмосферы защищает нас всех»: как астронавт Николь Скотт помогает детям с онкозаболеваниями «Тонкая линия атмосферы защищает нас всех»: как астронавт Николь Скотт помогает детям с онкозаболеваниями

Николь Стотт — американская астронавтка и художница

Forbes
Штраф за щедрость: кто самый богатый бизнесмен в мире с учетом трат на благотворительность Штраф за щедрость: кто самый богатый бизнесмен в мире с учетом трат на благотворительность

Их богатства — не деньги в банке, а их компании, которым нужно развиваться

Forbes
Любимые мужчины Ветлицкой, Овсиенко и других солисток группы «Мираж» Любимые мужчины Ветлицкой, Овсиенко и других солисток группы «Мираж»

Браки и интрижки солисток группы «Мираж»

Cosmopolitan
На очищенном от грызунов острове Лорд-Хау впервые с 2019 года увидели крыс. Их тут же убили На очищенном от грызунов острове Лорд-Хау впервые с 2019 года увидели крыс. Их тут же убили

На австралийском острове Лорд-Хау заметили двух черных крыс

N+1
Бактерии переработали ионы меди в стабильные атомы Бактерии переработали ионы меди в стабильные атомы

Эти бактерии могут помочь в будущем как производить атомарную медь

N+1
«Спалились»: звезды, которых подвело корректирующее белье «Спалились»: звезды, которых подвело корректирующее белье

Кто из знаменитостей носит утягивающее белье

Cosmopolitan
Одно сердце на двоих: It Takes Two — одна из самых изобретательных игр года Одно сердце на двоих: It Takes Two — одна из самых изобретательных игр года

It Takes Two — новая кооперативная игра гейм-дизайнера Юсефа Фареса

Esquire
POINTER: новой системе спасения пожарных не мешает ни дым, ни огонь POINTER: новой системе спасения пожарных не мешает ни дым, ни огонь

POINTER. Технология, позволяющая выявлять пожарных внутри зданий

Популярная механика
Топ-3: лучшие документальные фильмы о преступлениях от Netflix Топ-3: лучшие документальные фильмы о преступлениях от Netflix

Три сериала от Netflix о реальных преступлениях

Cosmopolitan
Почему гиалуроновая кислота так популярна и как она работает Почему гиалуроновая кислота так популярна и как она работает

Косметолог: как с помощью гиалуроновой кислоты сделать кожу здоровее и красивее

РБК
Открыть в приложении