Судебные художницы: истоки профессии и самые известные процессы

Forbes18+

От Трампа до Дидди: как именитые судебные художницы работали на громких процессах

Мария Кутепова, Анна Воробьева

Diddy во время судебного заседания в 2025 году. Скетч художницы Джейн Розенберг (Фото Jane Rosenberg / Reuters)

На одном из самых обсуждаемых судебных процессов 2025 года работают три судебные художницы: Джейн Розенберг, Элизабет Уилсон и Кристин Корнелл. Они делают зарисовки с заседаний по делу рэпера и продюсера Дидди (Шон Комбс), которые затем расходятся в медиа по всему миру. Несмотря на то, что профессия судебного художника сегодня не так распространена, как раньше, только они могут показать обществу, что происходит в залах суда, куда не допускаются фотографы. Forbes Woman рассказывает об истоках профессии и о том, на каких еще известных процессах работали эти и другие художницы.

Судебные художники начали работать еще в XVII веке — в США они, например, зафиксировали суд над Салемскими ведьмами. Французский карикатурист Оноре Домье в 1800-х годах часто изображал заседания и адвокатов, сохранились скетчи с процесса над писателем Оскаром Уайльдом в 1895 году.

Хотя появление фотографии в XIX веке сулило судебным художникам исчезновение их профессии, на деле адвокаты и судьи стали жаловаться, что камеры отвлекают участников слушаний. В США в 1935 году шел процесс над Бруно Гауптманом — он был обвинен в похищении и убийстве 20-месячного сына авиатора Чарльза Линдберга. Дело получило широкую огласку, фотографы преследовали чету Линдбергов во время расследования. Постоянные вспышки в самом зале суда привели к ограничению использования камер в суде. Американская ассоциация юристов призвала исключить присутствие фотографов на процессах полностью. Большинство штатов прислушались и запретили съемку.

1960-е в США стали временем расцвета новостной тележурналистики, но репортажи, связанные с судебными разбирательствами, были неполными без визуальной составляющей. Телеканалы начали давать в эфир рисунки, сделанные художниками. Сегодня во многих штатах вновь разрешена фотосъемка и прямые трансляции заседаний, но в федеральных судах, где, как правило, рассматриваются самые громкие дела, камеры зачастую остаются под запретом.

В некоторых странах на заседаниях нельзя не только снимать, но и рисовать, чтобы не отвлекать окружающих. В Англии и Уэльсе, например, художники не могут делать скетчи прямо во время процесса — им разрешено только оставлять письменные заметки, чтобы уже после выхода из зала изобразить то, что они увидели. Этот запрет закреплен законодательно с 1925 года, однако с течением времени все больше судов допускают на заседания фотографов и позволяют художникам рисовать на месте. Судебные художники работают на процессах и в других странах: например, в Нидерландах, Франции, Австралии, Канаде.

Среди судебных художников достаточно много женщин. На одном из самых громких процессов последнего года — деле рэпера Шона Комбса, также известного под псевдонимом Diddy, которому грозит до десяти лет лишения свободы в связи с обвинениями в торговлей людьми для занятия проституцией и сговоре с целью совершения рэкета, — работают три художницы, которые за свою долгую карьеру успели зафиксировать не одно известное заседание. Это Джейн Розенберг, Элизабет Уильямс и Кристин Корнелл. «Наша работа заключается не в том, чтобы нарисовать идеально и красиво, а в том, чтобы постараться запечатлеть самый честный, самый настоящий момент, чтобы люди поняли, что происходило в суде», — говорила Уильямс об особенностях профессии.

Для работы на заседаниях важно занять удачное место, чтобы иметь хороший обзор. Работающая в лондонских судах Присцилла Коулман рассказывает, что прорываться в зал заседаний порой приходится с боем, особенно когда на скамье подсудимых — знаменитость. А Ширли и Андреа Шепард из Нью-Йорка рассказывают, что иногда допускают вольности: хотя обвиняемые и адвокаты сидят спиной к художникам, те изображают их в три четверти или в профиль.

На процессе Комбса художницы, каждая из которых сотрудничает с одним из американских новостных изданий, сидят в первом ряду, используют бинокли, чтобы видеть всех свидетелей, и обычно делают около пяти скетчей за день. Художницы Ширли и Андреа

Присутствие в суде на некоторых процессах не проходит бесследно для ментального здоровья: «Я рисовала сцены, включая казнь человека на электрическом стуле, которые вызывали у меня чувство вины, и я мыла руки снова и снова, чтобы стереть с них что-то более серьезное, чем пыль от пастели», — делилась Джейн Розенберг.

«Я [в зале суда] просто антенна и губка. Я делаю ровно то же, что и другие репортеры, но переношу происходящее в рисунок. Когда я освещаю судебный процесс от молотка до молотка, о нем можно узнать все, просто взглянув на рисунки», — рассказывала о своей работе Кристин Корнелл, которая за свою карьеру с середины 1970-х запечатлела более 5000 заседаний.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Здоровье как актив: зачем частным клиникам превентивная медицина Здоровье как актив: зачем частным клиникам превентивная медицина

Почему в частных клиниках развивается персонализированный подход

Forbes
Лиза Шакира: «Умение признавать свой страх очень облегчает любую работу» Лиза Шакира: «Умение признавать свой страх очень облегчает любую работу»

Вдруг все мои достижения, все мои роли — это лишь случайность?

Коллекция. Караван историй
Дочь Доминика Пелико рассказала о том, как справилась с осознанием, что ее отец — насильник Дочь Доминика Пелико рассказала о том, как справилась с осознанием, что ее отец — насильник

Как быть детям, чьи родители совершили ужасные вещи?

Psychologies
Отдых с детьми Отдых с детьми

Как отдохнуть с детьми и не сойти с ума?

Здоровье
Команда соперников Команда соперников

Политический гений Авраама Линкольна

kiozk originals
Почему Тихий океан так называется, если воды его не такие уж и спокойные? Почему Тихий океан так называется, если воды его не такие уж и спокойные?

Почему самый большой океан на планете имеет такое «безобидное» название?

ТехИнсайдер
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
Наталья Павленкова: «Может, я артистка не самая лучшая, но так, как я, не сыграет никто» Наталья Павленкова: «Может, я артистка не самая лучшая, но так, как я, не сыграет никто»

Чтобы не отсвечивали рядом, лучше буду один в темном царстве? Не-е-ет!

Коллекция. Караван историй
Любовь победит Любовь победит

Регина Тодоренко и Влад Топалов — о работе над проектом «Ставка на любовь»

OK!
Как фотограф Рино Бариллари снимал Одри Хепберн, принцессу Диану и 12 раз ломал ребра Как фотограф Рино Бариллари снимал Одри Хепберн, принцессу Диану и 12 раз ломал ребра

О том, почему профессия папарацци все еще жива и востребована

Forbes
Между фугой и фуззом Между фугой и фуззом

Современные композиторы, ломающие жанровые барьеры

Weekend
Ткать узор дальше Ткать узор дальше

Почему последствия ссоры с Россией окажутся болезненными для Азербайджана?

Монокль
«Тренд золотых девочек»: как женщины ищут компаньонок для совместной жизни на пенсии «Тренд золотых девочек»: как женщины ищут компаньонок для совместной жизни на пенсии

Женские коммуны вместо домов престарелых — как женщины борются с одиночеством

Forbes
У Татьяны Замировской вышла книга «Свечи апокалипсиса». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок У Татьяны Замировской вышла книга «Свечи апокалипсиса». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок

Книга про самый дорогогой свечной бутик в Нью-Йорке основана на реальном опыте

Maxim
Инфляция подгоняет ставку Инфляция подгоняет ставку

На что влияет замедление темпов инфляции

Ведомости
Ген-план Ген-план

Почему снижение стоимости технологии прочтения генома не привело к прорыву?

Правила жизни
Как получить максимум пользы для здоровья от велосипеда: 10 самых мудрых (и простых) правил Как получить максимум пользы для здоровья от велосипеда: 10 самых мудрых (и простых) правил

Десять универсальных законов, помогающих всем освоить велосипед

ТехИнсайдер
Пример заразителен Пример заразителен

Как гаджеты могут стать наркотиком и почему их не стоит обвинять во всех бедах

Правила жизни
«Дешевый» клиент почти всегда сложнее «дорогого»: как работать с придирчивыми заказчиками «Дешевый» клиент почти всегда сложнее «дорогого»: как работать с придирчивыми заказчиками

Как сразу определить, что клиент сложный, а когда лучше отказаться от проекта?

Inc.
Эффект мерцания Эффект мерцания

Елизавета Ищенко — о трудностях взросления и борьбе с выгоранием

Правила жизни
В ответе за тех, в кого вложили В ответе за тех, в кого вложили

Новый кодекс ЦБ поможет институциональным инвесторам активнее влиять на компании

Ведомости
Инфекционный след: что вызывает болезнь Альцгеймера и зачем нужен когнитивный резерв Инфекционный след: что вызывает болезнь Альцгеймера и зачем нужен когнитивный резерв

О вероятных причинах и механизмах развития болезни Альцгеймера

Forbes
Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей

Каких покупателей стараются привлекать торговые центры?

Forbes
Защищать нельзя загорать Защищать нельзя загорать

Загорать или нет? Вот в чём вопрос

Здоровье
Правила жизни Тома Хэнкса Правила жизни Тома Хэнкса

Правила жизни актера Тома Хэнкса

Правила жизни
«Сирены»: честная сатира с Джулианной Мур о драме богатых людей и семейных травмах «Сирены»: честная сатира с Джулианной Мур о драме богатых людей и семейных травмах

О новом шоу с Джулианной Мур рассказывает кинокритик Тамара Ходова

Forbes
Я хочу сыграть в кешбэк Я хочу сыграть в кешбэк

Как банки влияют на поведение своих клиентов через кэшбек и игровые механики

Монокль
Юрий Васильев: «Некто Ширвиндт» Юрий Васильев: «Некто Ширвиндт»

Александра Анатольевича все в Театре сатиры называли просто Шурой

Коллекция. Караван историй
Трансмонный кубит достиг миллисекундной когерентности Трансмонный кубит достиг миллисекундной когерентности

Физики изготовили трансмонные кубиты из напыленной пленки ниобия

N+1
Уже не косметика, но еще не лекарство: чем опасна космецевтика Уже не косметика, но еще не лекарство: чем опасна космецевтика

Чем опасно бесконтрольное применение космецевтики?

Forbes
Открыть в приложении