Как в разные века Германия влияла на российскую культуру — продолжение

Культура.РФИстория

Образ Германии в русском искусстве. Часть 2

Просвещение, немецкий романтизм и любовь к точности

Автор: Татьяна Григорьева

0:00 /
836.34

Германия в художественных образах

Российские ценители живописи познакомились с немецким изобразительным искусством при Петре I. В Петербург приглашали известных мастеров, которые учили молодых художников. Основатель русской портретной школы Иван Никитин учился у Иоганна Готфрида Таннауэра — «первого придворного живописца» Петра I.

При Елизавете Петровне смотрителем императорской галереи был художник-немец. Георг Кристоф Гроот покупал для нее в Европе картины голландских, фламандских и немецких мастеров. Его брат Иоганн Фридрих Гроот стал первым педагогом Академии художеств по классу «зверей и птиц». Последователями живописца стали русские анималисты — Михаил Иванов и Карл Фридрих Кнаппе, Петр Каменев и Дмитрий Борисов.

В 1764 году Екатерина II купила у берлинского купца Иоганна Эрнста Гоцковского большое художественное собрание. С него началась история Эрмитажа, которым тоже занимались немцы: Лукас Конрад Пфандцельт реставрировал картины, а Карл Кёллер систематизировал коллекции.

Немецкий романтизм начала XIX века отразился и в живописи — в виде направления «бидермейер». Название оно получило от псевдонима немецкого поэта Людвига Айхродта и переводилось как «обывательский», или «простодушный». Художники этого направления изображали своих героев в домашней камерной обстановке — в библиотеках и кабинетах, — окруженных привычными предметами быта. Черты стиля «бидермейер» можно найти в работах Алексея Венецианова, Василия Тропинина, Федора Толстого.

Проникала в художественную среду и немецкая философия. Орест Кипренский общался с Гете. Александра Иванова увлекала концепция искусства Шиллинга, история религии Давида Штрауса и творчество «назарейцев» — немецких художников-романтиков, которые стилизовали свои полотна под живопись Средневековья и Ренессанса. Так появился замысел его библейских сюжетов.

Русские художники посещали Германию, путешествуя по Европе. Иван Соколов, Евграф Сорокин, Карл Рабус оказались в немецких землях в середине XIX века и оставили немало путевых пейзажных зарисовок. До второй половины столетия учиться живописи в основном, ездили в Италию с ее античным и ренессансным наследием и во Францию со смелым новаторским подходом к искусству. А после популярным направлением для пенсионеров стала и Германия. Ездили чаще всего в Берлин, Дрезден, Дюссельдорф, Дармштадт и Мюнхен. Александр Коцебу работал в Мюнхене над картинами в батальном жанре для Зимнего дворца. Николай Астудин брал уроки у пейзажиста Карла Ротмана и оставил целое собрание картин с видами природы. Отечественные художники участвовали и в зарубежных выставках в немецких городах.

На рубеже XIX–XX веков мирискусники Валентин Серов, Филипп Малявин, Константин Сомов, Мстислав Добужинский обращались к творчеству Гофмана, немецких реалистов и символистов. Их картины экспонировались на выставке русского искусства Сергея Дягилева в Берлине в 1906 году.

Немецкий экспрессионизм был близок авангардистам Аристарху Лентулову, Павлу Филонову, Наталии Гончаровой, Василию Кандинскому.

Мирный диалог русско-немецких художников прервала Первая мировая война. Кузьма Петров-Водкин и Василий Шухаев, Митрофан Греков и Петр Кончаловский, Казимир Малевич и Михаил Ларионов отправились на фронт, а свои впечатления воплотили в картинах и рисунках.

После войны многие художники уезжали в Германию — кто вынужденно, кто добровольно. Сын Григория Мясоедова Иван эмигрировал из России в 1921 году. В Германии он писал портреты известных людей. На лечение уехал в Германию и не вернулся в СССР художник Леонид Пастернак. С супругой, поволжской немкой, покинул Россию Николай Загреков. В Берлине он сблизился с художниками «новой вещественности» — они противопоставляли себя экспрессионистам и провозглашали «возврат к позитивной и конкретной реальности».

Рапалльский договор 1922 года восстановил дипломатические отношения между Веймарской Германией и СССР. Началась недолгая, но плодотворная пора сотрудничества. В Берлине прошла Первая художественная выставка искусства Советской России. Картины немецких художников — Отто Нагеля, Эрика Йохансона, Генриха Даврингхауза, Вильгельма Лахнита — выставлялись в Москве, Ленинграде, Саратове, Казани, Перми.

В годы Великой Отечественной войны художники делали репортажные зарисовки, по которым позже создавали батальные полотна. Процветала агитация: рисовали карикатуры, сатирические плакаты и открытки, в которых высмеивали врага. Известными карикатуристами в годы войны были Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов, которые подписывались общим псевдонимом Кукрыниксы.

Постепенно образ Германии обретал мирные черты в творчестве Юрия Пименова, Дмитрия Налбандяна и других художников послевоенного времени.

Немецкие мотивы в музыке

Начиная с XVI века главным центром иностранной жизни была Немецкая слобода. Именно там селились и оставались подолгу жить зарубежные гости, а русские посетители знакомились с заграничной культурой. Здесь можно было услышать орган, протестантский хорал и немецкую светскую музыку. Петр I часто посещал слободу — ему нравились выступления капеллы герцога Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского и саксонских волынщиков. Там же работал театр Иоганна Кунста, в котором ставили «зингшпили» — комические оперы с диалогами между музыкальными номерами.

Со второй половины XVIII века на службу в Российскую империю начали приезжать немецкие композиторы. Европа уже говорила о талантах Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя. Иоганн Пальшау, Иоганн Гесслер, Герман Раупах, Матиас Стабингер писали вариации на русские народные мелодии, которые напоминали протестантский хорал.

Сочинения немецких музыкантов времен романтизма — Карла фон Вебера, Роберта Шумана, Рихарда Вагнера — оказали влияние на русских авторов. В духе эпохи «бури и натиска» писали романсы Николай Титов, Александр Варламов, Александр Алябьев и Модест Мусоргский, а в XX веке — когда это музыкальное течение снова стало популярным — Николай Метнер и Сергей Танеев.

В 1830-е годы поехал в Германию Михаил Глинка, чтобы укрепить здоровье на минеральных водах и посмотреть Берлин. Заодно композитор давал уроки пения и учился сам — у видного теоретика музыки Зигфрида Дена. Он писал: «Мне здесь в Берлине приходится так по душе, что и высказать не могу», добавляя иногда «Здесь я дома».

В середине XIX века немецкая музыка переживала подъем: писали свои знаменитые произведения Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Рихард Вагнер. Русские композиторы ездили в Германию на презентации новых музыкальных сочинений, общались с философами и музыкантами. Композитор Антон Рубинштейн во время обучения в Германии познакомился с Феликсом Мендельсоном, автором знаменитого «Марша». Композитор увлекся немецкой музыкой и стал одним из первых в России писать популярные тогда в Европе «оратории» — крупные драматические музыкальные сочинения, которые исполняли солисты с хором и симфоническим оркестром.

Петр Чайковский ездил в Германию на музыкальные фестивали и громкие премьеры. Свою вторую оперу, «Ундину», он поставил по поэме немецкого романтика Фридриха де ла Мотта-Фуке, а балет «Щелкунчик» — по мотивам сказки Гофмана. Сюжет о прекрасной принцессе, которую колдун превратил в лебедя, — основу балета «Лебединое озеро» — Чайковский нашел в старинной немецкой легенде.

С началом Первой мировой войны контакты между немецкими и русскими музыкантами прекратились. В творениях отечественных композиторов, как и в других видах искусства, появились универсальные идеи, посвященные окончанию войны и наступлению мира.

В германские «золотые двадцатые» — так называют 1924−1929 годы — творческое сотрудничество возобновилось. С концертами в СССР приезжали Георг Куленкампф, Герман Абендрот, Ганс Кнаппертсбуш и Отто Клемперер. В 1940-е годы сотрудничество вновь сошло на нет. Во время Великой Отечественной войны в советской музыке звучали характерные темы — борьбы, победы, памяти павших героев, жертвенности и милосердия.

Германия в русской архитектуре

Первыми образцами германской архитектуры в России стали лютеранские церкви — Святого Михаила и Святых Петра и Павла. Их возвели в Москве в середине XVII века на правом берегу реки Яузы, когда строили Новую Немецкую слободу — взамен прежней, сгоревшей во время Смуты.

Еще во время Великого посольства в Европу, в 1697–1698 годах, Петр I и его сподвижники познакомились с архитектурой Германии — средневековыми крепостями и готическими соборами. Они привезли из путешествия не только впечатления, но и книги по архитектуре, с помощью которых российские архитекторы позже изучали европейское городское строительство.

По приглашению Петра в Петербург стали приезжать архитекторы из Германии — мастера зрелого немецкого барокко. Андреас Шлютер спроектировал грот в Летнем саду — в 1777 году его уничтожило наводнение. Теодор Швертфегер работал над Александро-Невской лаврой и создал проект центральной части здания Двенадцати коллегий. Иоганн Готфрид Шедель построил Дворец Меншикова на Васильевском острове и здания в Ораниенбауме, Кронштадте, Стрельне.

Со временем в «страну учености и просвещения» стали ездить и пенсионеры Академии художеств. Одними из первых архитекторов-стажеров были Иван Ветошников и Юрий Фельтен.

В XIX веке петербургские «русские немцы» спонсировали строительство лютеранских храмов. В 1830-е Александр Брюллов перестроил кирху Святого Петра. Строились и новые — Петрикирхе, Анненкирхе, Катериненкирхе.

Во время и после Первой мировой войны появились архитектурные и скульптурные сооружения в память о боевых действиях и жертвах.

Новые потрясения 1941–1945 годов вызвали всплеск в монументальном искусстве. Скульпторы и ваятели выезжали на фронт и делали зарисовки с натуры. Портретные галереи в камне создали Вера Мухина, Николай Томский, Иван Першудчев, Лев Кербель, Евгений Вучетич.

По итогам войны в 1945 году Советскому Союзу отошел немецкий город Кёнигсберг, переименованный позднее в Калининград. Здесь сохранились тевтонские замки, прусские кирхи и бастионы, мощеные улицы — правда, пострадавшие в результате бомбардировок. Русские и немецкие архитекторы восстанавливали облик города вместе — с последней трети XX века.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тонкое искусство пофигизма Тонкое искусство пофигизма

Парадоксальный способ жить счастливо

kiozk originals
Рыночная экономика свиданий Рыночная экономика свиданий

Стоят ли свайпы и мэтчи потраченного времени?

СНОБ
Екатерина I — первая императрица Екатерина I — первая императрица

Пётр I не оставил распоряжений о своём преемнике во власти

Дилетант
4 причины, почему ты потерял мотивацию (и что с этим делать) 4 причины, почему ты потерял мотивацию (и что с этим делать)

Четыре наиболее распространенные причины утраты мотивации

Playboy
Борщ, минет, психоанализ: почему на нас возлагают ответственность за мужчин Борщ, минет, психоанализ: почему на нас возлагают ответственность за мужчин

Общество, семья и культура делают мужчин несамостоятельными: как быть женщинам

Cosmopolitan
Дейв Франко о режиссерском дебюте, фильмах ужасов, слежке и страхах Дейв Франко о режиссерском дебюте, фильмах ужасов, слежке и страхах

Почему Дейв Франко стал режиссером и зачем снял хоррор об аренде жилья

GQ
DPI на мышке: насколько это важно? DPI на мышке: насколько это важно?

Как правильно выбрать компьютерную мышку и насколько выбор зависит от DPI

CHIP
Квадрат или круг? Как определить форму своего лица правильно — гид Квадрат или круг? Как определить форму своего лица правильно — гид

Как правильно соотнести реальную внешность с геометрическими терминами?

Cosmopolitan
Жуки-навозники: 70 миллионов лет эволюции Жуки-навозники: 70 миллионов лет эволюции

Деятельность жуков-навозников имеет воистину планетарное значение

Наука и жизнь
Почему важно учиться новому всю жизнь? Почему важно учиться новому всю жизнь?

Стоит ли тратить время, чтобы учиться чему-то новому, когда уже окончил вуз?

Psychologies
Пять опор крепкого иммунитета Пять опор крепкого иммунитета

Можно ли «прокачать», усилить и простимулировать иммунитет?

Yoga Journal
Невероятная история, стоящая за мужским жилетом: экономика, политика и диско Невероятная история, стоящая за мужским жилетом: экономика, политика и диско

Мужской жилет на службе Его Величества!

Maxim
Непохожие близнецы Непохожие близнецы

Как отличить артроз от артрита, и чем они опасны?

Лиза
Как одеваются осенью самые стильные девушки Парижа — главные тренды Недели моды Как одеваются осенью самые стильные девушки Парижа — главные тренды Недели моды

Как на самом деле одеваются женщины во Франции?

Cosmopolitan
9 экстремальных навыков, которые актеры приобрели для ролей 9 экстремальных навыков, которые актеры приобрели для ролей

Неочевидные умения, которые актеры смогли приобрести во время съемок

Maxim
Большая проверка Большая проверка

Как протестировать качество продуктов с помощью подручных средств

Добрые советы
Работа не на дядю Работа не на дядю

Как Наум Бабаев создал компанию «Дамате», крупнейшего производителя индейки

Forbes
4 российских бренда, которые делают крутые худи 4 российских бренда, которые делают крутые худи

Выбирайте, что вам ближе: стритвир, минимализм или детские рисунки

GQ
10 безумных попыток человечества управлять погодой 10 безумных попыток человечества управлять погодой

Метеорологи давно поняли, что природа непостижима и непредсказуема…

Maxim
Самые странные примеры современной цензуры в кино, мультиках и даже эмодзи Самые странные примеры современной цензуры в кино, мультиках и даже эмодзи

Как цензура меняла фильмы, эмодзи и даже код

Maxim
Серебряные электроды спеклись на коже при комнатной температуре Серебряные электроды спеклись на коже при комнатной температуре

Ученые научились создавать на коже устойчивые датчики

N+1
Что такое UHD, 4K, HDR и нужно ли их срочно покупать Что такое UHD, 4K, HDR и нужно ли их срочно покупать

Технологии на службе людей с дальнозоркостью

Maxim
Навальные и Путин. Новое оружие в руках оппозиционера Навальные и Путин. Новое оружие в руках оппозиционера

В видеофильме явился живым и ироничным тот, кто был на грани жизни и смерти

СНОБ
Белое золото пустыни Белое золото пустыни

Места добычи лития — главного элемента аккумуляторов — поражает белая смерть

GQ
Девушка не отвечает на сообщения: 16 возможных причин, почему она тебя игнорит Девушка не отвечает на сообщения: 16 возможных причин, почему она тебя игнорит

Список причин, почему собеседница молчит в переписке.

Playboy
Сиквелы, которые предали предыдущие фильмы серии Сиквелы, которые предали предыдущие фильмы серии

Продолжения любимых фильмов всегда несут в себе скрытую угрозу

Maxim
Алена Михайлова: эффектные фото актрисы с внеземной внешностью из сериала «Чики» Алена Михайлова: эффектные фото актрисы с внеземной внешностью из сериала «Чики»

Лучшие снимки звезды сериала «Чики»

Playboy
5 книг писателей-фантастов, которые предсказали наше будущее 5 книг писателей-фантастов, которые предсказали наше будущее

Этим авторам удалось с точностью описать изобретения наших дней

Популярная механика
Глеб Глинка: «С Лизой уже через неделю знали, что проживем вместе всю жизнь» Глеб Глинка: «С Лизой уже через неделю знали, что проживем вместе всю жизнь»

Если счастье длится так долго, к нему привыкаешь. Его не замечаешь

Караван историй
Стриминги и песни-мемы: как (и почему) изменилась музыка за последние 10 лет Стриминги и песни-мемы: как (и почему) изменилась музыка за последние 10 лет

Какие новые механизмы продвижения и жанры в музыке подарила нам последняя декада

Esquire
Открыть в приложении