Научные основы для сочинения хорошей истории

kiozk originalsКультура

Наука сторителлинга

Научные основы для сочинения хорошей истории

Автор: Уилл Сторр, британский журналист, автор The New York Times и The Guardian, писатель, автор бестселлера «Селфи»

0:00 /
1559.824

Для кого эта книга?

«Сторителлинг» в переводе с английского – это «рассказывание истории». И что же, разве для этого нужна целая наука? Спросите об этом у людей, которые пытались рассказать ребенку сказку собственного сочинения! Чтобы слушатель не отвлекался, вы должны постоянно держать его «на крючке», наперед продумывать действия персонажей, придумывать целый новый мир! Это не так-то просто! При этом умение рассказывать «цепляющие» аудиторию истории может пригодиться где угодно: при собеседовании на работу, в кругу компании, на публичном выступлении или на семейном празднике. Люди очень любят интересные истории, в этом уверен автор этой книги Уилл Сторр. Его профессиональные советы помогут вам осознать, что для того, чтобы вас с интересом слушали, необязательно обладать врожденным талантом отличного рассказчика – этому можно научиться – даже если вы думаете, что не мастак рассказывать истории. Всё впереди!

Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Наука сторителлинга» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?

Узнайте, как сочинить хорошую историю, опираясь на научные исследования.

В наше время, когда люди слушают подкасты по дороге в офис, читают новости за рабочим столом, а потом направляются домой, чтобы посмотреть телешоу, сидя на диване, может показаться, что истории окружили нас со всех сторон. Мы не только проводим дни напролет, проглатывая истории, но и постоянно их сочиняем. Сторителлинг – важная часть нашего социального «я», придумываем ли мы отговорку за невыполненное задание, сплетничаем о подруге, пишем письмо или сочиняем сценарий.

Истории – такая же важная часть нашей жизни, как еда и сон, поэтому стоит лучше разобраться в том, что же нам в них так нравится. Опираясь на широкий ряд научных исследований, книга Уилла Сторра содержит в себе подробный план, при помощи которого можно создать историю, которая будет интересна аудитории. Вы узнаете, как можно заставить человеческий мозг ощутить сильные эмоции, создать связь читателя с героями и удерживать его интерес к истории по мере развития сюжета.

Секрет сочинения «идеальной истории» секретом вовсе не является – нужно всего лишь тщательно изучить, как работает наш мозг.

Также вы узнаете:

  • почему мы иногда кричим на дверь, если ушибли об нее палец ноги;
  • почему мы всегда болеем за неудачников;
  • и что общего у историй из детства и пропагандистских фильмов.

Наш мозг устроен так, что нам нравятся истории.

Приходила ли вам когда-либо в голову такая мысль: то, что мы чувствуем на самом деле, фактически является лишь искусной имитацией? Может быть, вы удивитесь, но это правда.

Мы не в состоянии воспринять объективную реальность. Та реальность, которую мы видим – это всего лишь история, которую нам рассказывает мозг. Вы уже встречались с этим явлением, если, например, когда-нибудь принимали куст за фигуру человека, когда проходили мимо него в темноте. Вы не просто думали, что видели фигуру, – в какой-то момент вы действительно ее видели.

Наш мозг дает нам осознать себя героями повествования в той реальности, которую он создает. Для этой цели мозг переконфигурирует выбор, сделанный нами в прошлом, чтобы интегрировать этот опыт в описание нашей жизни. Например, мозг говорит нам, что обкрадывать босса – это нормально, ведь эксплуатируя вас, он каждый день получает несправедливый доход. Даже осужденные преступники оценивают себя выше среднего с точки зрения нравственности и доброты, даже несмотря на свои явные прегрешения против этих моральных категорий.

Кроме того, наш мозг старается создать линейный сюжет о нашей жизни, компонуя наши воспоминания по методу причинно-следственной связи. Способность создавать причинно-следственные связи даже когда их на самом деле нет, была продемонстрирована двумя советскими кинематографистами в начале 1900-х годов. Они отсняли ряд фильмов для публики, причем в каждом из фильмов было показано ничего не выражающее лицо актера на фоне кадров, изображающих разные сцены, например, в одном показывали тарелку супа, в другом – женщину, лежащую в гробу. Публика восхищалась мастерством актера, дивясь скорбному выражению его лица в кадре с гробом или его задумчивому взгляду в кадре с супом.

История, которую сочиняет наш мозг, включает в себя не только главного героя (нас самих), но и других персонажей. Мы все живем среди людей, и больше всего хотим понять, как работает их мышление. Это один из способов, которым мозг желает контролировать наше окружение.

Что побуждает нас к стремлению понимать других людей? – Необходимость выживания. Наш вид продолжает существовать только благодаря сотрудничеству между людьми. А поскольку люди стали жить оседло, владение социальными навыками для ведения торговли и переговоров стало особенно ценным качеством. Желание понимать других настолько занимает умы людей всех возрастов, что они начинают проецировать человеческие чувства на неодушевленные предметы, например, когда дверь «мстительно» ударяет нас после того, как мы ей хлопаем.

Истории дают нам возможность удовлетворить нашу потребность в понимании мыслей других людей. И нас привлекает один определенный тип героя – у которого есть недостатки.

Больше всего нам интересны небезупречные персонажи.

Мозг представляет нас в роли героя наших историй, и в этом повествовании мы всегда находимся на высоком нравственном уровне. В результате, мы часто смотрим на свои недостатки сквозь пальцы. Но когда через прочтение истории мы мысленно проникаем в сознание неидеального персонажа, создается некое безопасное пространство для исследования наших собственных недостатков.

Многие недостатки характера можно соотнести с моментом возникновения у человека в раннем детстве уникально искаженного представления о том, как устроен мир. Здесь большую роль играет воздействие культурных факторов. Например, персонажу, выросшему во времена викторианской Англии, будут внушаться такие ценности, как спокойствие и самодисциплина, тогда как характер персонажа, выросшего во времена освоения американского запада, должен складываться под влиянием идей о личной свободе и воплощении честолюбивых замыслов отдельной личности.

После того, как эти взгляды сформируются, мы защищаем их в течение всей нашей взрослой жизни. Когда мы встречаемся с противоположными мнениями об устройстве мира, это становится настолько болезненным, что равносильно ощущениям при физическом нападении. В одном из исследований, проведенных нейробиологом Сарой Гимбель, людям предъявляли доказательства, которые противоречили их давно устоявшимся политическим позициям. В результате сканирования их головного мозга было установлено, что реакция этих людей была такой же, как если бы они встретились с медведем в диком лесу.

Мы цепляемся за свои неидеальные системы убеждений, и персонажи ведут себя точно так же. Разница состоит в том, что пока ваш мозг оправдывает ваши собственные недостатки, чтобы представить вас как героя, с другими он так не поступает, и нам становится легче увидеть их «ошибочные» представления.

Одним из способов создания «выпуклых» персонажей является демонстрация того, как их недостатки помогают или мешают им в достижении целей. Например, в романе «Остаток дня», мы встречаемся с консервативным английским дворецким Стивенсом, у которого новый работодатель, менее приверженный традициям американец. Склонность Стивенса сдерживать свою эмоциональность не только приводит к тому, что он упускает возможность построить взаимоотношения с любимой женщиной, но и к конфликту с новым работодателем. Все это препятствует Стивенсу в достижении его целей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Правила долголетия Правила долголетия

Результаты крупнейшего исследования долгожителей

kiozk originals
Площадь и башня Площадь и башня

Сети и власть от масонов до Facebook

kiozk originals
Поток Поток

Психология оптимального переживания

kiozk originals
Миф о красоте Миф о красоте

Стереотипы против женщин

kiozk originals
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Когда гений и злодейство cовместимы Когда гений и злодейство cовместимы

Унести из телевизионной студии чемодан с деньгами? Не так-то просто

Playboy
Думай медленно… решай быстро Думай медленно… решай быстро

Как устроено человеческое мышление

kiozk originals
Век Феллини Век Феллини

Феллини. Материал, который интересно читать и по сей день

Playboy
Сила воли: что мешает нам добиваться цели Сила воли: что мешает нам добиваться цели

Проблема отсутствия силы воли – в образе жизни, который ее ослабляет

Psychologies
Сила мифа Сила мифа

Что такое архетипы и почему некоторые фильмы и книги становятся популярными

kiozk originals
Как привести дела в порядок Как привести дела в порядок

Искусство продуктивности без стресса

kiozk originals
Эдвард Сноуден. Личное дело Эдвард Сноуден. Личное дело

Мемуары Эдварда Сноудена, скандально известного разоблачителя

kiozk originals
Человек в поисках смысла Человек в поисках смысла

Теория поиска смысла жизни, которая помогает пережить ад на земле

kiozk originals
Критика чистого разума Критика чистого разума

Революционная классика философской мысли о пределах человеческого разума

kiozk originals
Игры, в которые играют люди Игры, в которые играют люди

Психология человеческих взаимоотношений

kiozk originals
Секси или нет? Что мужчины думают о женских коротких стрижках на самом деле Секси или нет? Что мужчины думают о женских коротких стрижках на самом деле

Что думают о женских коротких стрижках мужчины?

Cosmopolitan
Как перестать бояться и начать активно действовать: 9 проверенных способов Как перестать бояться и начать активно действовать: 9 проверенных способов

Нельзя постоянно жить в рамках нереализованных амбиций

Playboy
Юрий Власов собрал аккумулятор, который конкурирует с продуктами Tesla. Он дорого стоит и долго окупается. Примет ли его рынок? Юрий Власов собрал аккумулятор, который конкурирует с продуктами Tesla. Он дорого стоит и долго окупается. Примет ли его рынок?

История стартапа Юрия Власова Watts Battery

Inc.
Как повысить самооценку и обрести уверенность? 11 советов психолога Как повысить самооценку и обрести уверенность? 11 советов психолога

Заниженная самооценка мешает нам строить здоровые отношения и карьеру

Psychologies
10 самых крутых археологических находок Севера 10 самых крутых археологических находок Севера

Мечи викингов, загадочные следы, лабиринт и корабль — что скрывает Север?

Популярная механика
Не бойся действовать Не бойся действовать

Женщина, работа и воля к лидерству

kiozk originals
Стоп многозадачность: включаем «зеленый» настоящему моменту Стоп многозадачность: включаем «зеленый» настоящему моменту

Почему мы отвлекаемся и не можем сконцентрироваться на чем-то одном?

РБК
На всех парах На всех парах

О создании первой самоходной машины на паровом двигателе

Наука и жизнь
Ежедневный уход за новорожденным Ежедневный уход за новорожденным

Как правильно ухаживать за малышом?

9 месяцев
Сергей Романцов: Главный критерий. Записки зоозащитника Сергей Романцов: Главный критерий. Записки зоозащитника

Тексты Сергея Романцова, посвященные эмпатии к животным и опыту зоозащиты

СНОБ
Правила жизни Гвинет Пэлтроу Правила жизни Гвинет Пэлтроу

Правила жизни актрисы Гвинет Пэлтроу

Esquire
В одной черной-черной стране В одной черной-черной стране

Каждый год в результате аварий в России разливаются сотни тысяч тонн сырой нефти

GQ
Худой мир Худой мир

Почему от диеты худеют только наши карманы

GQ
Политика великолепия: история династии д'Эсте — величайших меценатов в истории Политика великолепия: история династии д'Эсте — величайших меценатов в истории

Репрезентация и сакрализация собственной власти в изящных искусствах

Forbes
7 безумно дорогих покупок российских олигархов 7 безумно дорогих покупок российских олигархов

Иногда загадочная душа олигархов требует широких жестов и дорогостоящих покупок

Maxim
Открыть в приложении