Автор сериала «Хватит» о домашнем насилии и сексизме в обществе

ForbesРепортаж

«Мы живем в культуре стыда»: что документальный сериал «Хватит» рассказывает о проблеме насилия в России

Анастасия Андреева

Фото Getty Images

Вышла первая серия документального сериала, который детально разбирает тему насилия в разных сферах жизни женщины: от домашнего насилия до насилия в родах и харассмента на работе. Мы поговорили с автором проекта Настей Красильниковой о том, смог ли общественный дискурс повлиять на отношение к насилию и сексизму в обществе и почему в полицию об изнасилованиях заявляют только 10% женщин

С 5 августа на онлайн-платформах Start и Nonfiction выходит документальный сериал о проблеме насилия в России «Хватит». Проект снят студией «Амурские волны». В сериале шесть серий, раскрывающие тему насилия в разных сферах жизни: «Насилие в отношениях», «Насилие в детстве», «Культура унижения: сексизм в медиа, юморе и рекламе», «Харассмент и дискриминация женщин при устройстве на работу», «Насилие в родах», «Насилие и религия». По сути, это глобально исследование проблемы насилия в России. Мы поговорили с шеф-редактором студии «Амурские волны» и руководителем проекта «Хватит» Настей Красильниковой — об идее сериала, проблеме женоненавистничества в глянце и рекламе и о том, как можно бороться с харассментом и гендерной дискриминацией на рабочем месте.

Помимо работы в студии Красильникова известна как автор телеграм-канала «Дочь разбойника» — о, как она сама говорит, «приключениях сексизма и женоненавистничества в российских медиа и рекламе». Также она ведет канал «Вашу мать» про материнство и, в том, числе дискриминацию женщин с детьми, и является одной из трех ведущих подкаста «Ты же мать» на «Медузе».

Анастасия Красильникова
Анастасия Красильникова

Как родилась идея сделать документальный проект о проблеме насилия в отношении женщин в России?

В прошлом году Start и Nonfiction решили, что им было бы интересно сделать проект о насилии над женщинами в России, и коллеги из «Амурских волн» предложили мне возглавить работу над этим проектом. У меня есть некоторый опыт в работе с этой темой, плюс личные знакомства и, самое главное, аудитория.

Расскажите про саму студию «Амурские волны». Она специализируется на сложных темах или это первый такой проект?

«Амурские волны» – это проект моих друзей и коллег Саши Уржанова и Игоря Садреева. Несколько лет назад они решили, что не хотят больше работать в разных корпорациях, а хотят делать свое дело и снимать документальные фильмы. И действительно, у студии это не первый проект на сложную тему. В прошлом году у нас был 8-серийный документальный сериал для «ТВ-3», который назывался «Это реальная история» — это были мощные, крутые документалки про громкие преступления в России. В частности, про дело сестер Хачатурян. Потом, опять же на «ТВ-3», в конце прошлого года вышел 7-серийный сериал «Табу». Как можно понять из названия, это был сериал про табуированные темы. Это было чуть больше похоже на ток-шоу, чем на документальное кино, но темы, которые там поднимались, были очень важными: пытки в тюрьмах, трансгендерность, домашнее насилие. То есть на российском телевидении мы говорили о том, о чем на российском телевидении обычно не говорят.

Как вы искали героинь для проекта «Хватит»?

Должна сказать, что там есть не только героини, но и герои. У меня было два основных способа поиска. В ноябре прошлого года, когда начинался проект, я написала в своем телеграм-канале объявление: «Мы ищем героинь, если вы когда-нибудь переживали опыт насилия в разных обстоятельствах — в отношениях, в родах, на работе и так далее — пожалуйста, свяжитесь со мной и расскажите об этом». Мне пришло несколько сотен писем. И больша́я часть героинь проекта «Хватит» — это мои читательницы. Еще одну часть героев и героинь искала моя продюсер, которая со мной вместе делала этот фильм, Настя Семенова.

По какому принципу вы отбирали героев и истории для сериала?

Безусловно, первая точка входа — это готовность перед камерой сесть и рассказать свою историю. Это требует огромного мужества и большой силы воли, на мой взгляд. Второй критерий — истории должны были быть проверяемыми, чтобы можно было убедиться в том, что все в них правда. Ну, и, конечно, географический фактор имел значение.

Некоторых героинь мы приглашали сами, потому что я хотела какие-то конкретные истории, которые запомнила и которые запали мне в душу. Например, в первой серии, которая про домашнее насилие, у нас есть Александр Савчук, отец Яны Савчук. Это та самая девушка из Орла, которую ее сожитель, Андрей Бочков, убил, а перед этим она позвонила в полицию, где ей сказали: «Будет труп — приедем и опишем».

Еще у нас есть история Ирины Живовой, бывшей жены члена правления «Альфа-Капитала». В прошлом году был большой скандал, когда она в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) написала пост про его агрессию и то, как он оставил синяки на их общих детях иней самой. После этого компания «Альфа-Капитал» его уволила. И мне очень хотелось ее привлечь, чтобы показать, что ситуация домашнего насилия никаким образом не зависит ни от достатка, ни от социального положения, ни от условий, в которых выросли участники. Что это может произойти с кем угодно, и все это — абсолютно рандомная штука.

Одна из серий у нас называется «Культура унижения. Сексизм в медиа, рекламе, юморе и Интернете». Это серия очень близка мне, потому что я именно этим и занимаюсь в своей активистской деятельности: я рассказываю про сексистскую рекламу и сексистские заметки в медиа. В этой серии героини, в основном, не женщины, а специалисты в производстве контента, те, кто имеет какое-то отношение к юмору, и так далее. Единственная история от первого лица — история женщины, которую муж пытал по инструкции из паблика «Мужского государства». Мы таким образом показываем, что женоненавистнические материалы, которые есть в Интернете, реально влияют на жизнь людей.

Кого вы задействовали в этой серии как экспертов?

Там есть Александр Долгополов, с которым мы чудесно поговорили про то, как он сам себя модерирует, про его сочувствие феминизму и про то, как он относится к тому, что в мейнстриме юмор — женоненавистнический. Там есть Давид Хомак, основатель «Лурка», — интернет-энциклопедии, из которой пошло очень много женоненавистнических мемов. Есть шеф-редактор сайта Elle.ru Екатерина Нечкина, которая говорит за весь сексистский глянец, очень мужественно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Говорит и доказывает Говорит и доказывает

Как можно трезво смотреть на актуальные процессы и оставаться главным оптимистом

Harper's Bazaar
Магия математики Магия математики

Как найти Х и зачем это нужно

kiozk originals
Так думают женщины о... Так думают женщины о...

Очередная попытка выяснить, чего хочет женщиина

Playboy
Лазер сгенерировал неповторимые морщинки Лазер сгенерировал неповторимые морщинки

Ученые сгенерировали микроморщинки, которые невозможно воспроизвести

N+1
Ваш мужчина часто упоминает бывшую: о чем это говорит? Ваш мужчина часто упоминает бывшую: о чем это говорит?

По каким причинам наши новые партнеры упоминают своих прошлых женщин?

Psychologies
Бывает ли плацебо по-настоящему эффективным: сила внушения Бывает ли плацебо по-настоящему эффективным: сила внушения

Плацебо все еще может быть эффективным без всякого обмана

Популярная механика
Ешьте, как животные Ешьте, как животные

Чтобы избавиться от лишнего веса, надо воспользоваться опытом животных

Худеем правильно
Пять типов отделки автомобильных интерьеров — от худшего к лучшему Пять типов отделки автомобильных интерьеров — от худшего к лучшему

Все еще без ума от кожи?

Maxim
Алексей Морозов: «Люблю крутые виражи» Алексей Морозов: «Люблю крутые виражи»

Мы привыкли видеть Алексея Морозова в ролях сильных, бескомпромиссных парней

Добрые советы
Щит для чистого дыхания Щит для чистого дыхания

Вместе с воздухом в организм могут попадать вредные вещества и организмы

Популярная механика
От каких вещей в доме стоит избавиться, чтобы не потерять любовь? От каких вещей в доме стоит избавиться, чтобы не потерять любовь?

Могут ли вещи разрушить отношения?

Psychologies
Вторая Х-хромосома смягчила болезнь Альцгеймера у мышей Вторая Х-хромосома смягчила болезнь Альцгеймера у мышей

Ученые выяснили, почему женщины переносят болезнь Альцгеймера мягкой форме

N+1
Не просто хобби: Как построить бизнес на рукоделии Не просто хобби: Как построить бизнес на рукоделии

Как увлечение может стать настоящим делом жизни

Seasons of life
Крем с SPF для лица, или поговорим о санскрине Крем с SPF для лица, или поговорим о санскрине

Солнце дарит коже лица не только россыпь задорных веснушек на щеках

Seasons of life
Физики нашли способ сделать инфракрасное излучение видимым Физики нашли способ сделать инфракрасное излучение видимым

Прозрачная мембрана, делающую ИК-луч видимым для человеческого глаза

Популярная механика
Путешествие длиной в жизнь Путешествие длиной в жизнь

Уроки, которые я выучил за 15 лет руководства компанией Walt Disney Company

kiozk originals
Возможна ли любовь после тяжелой душевной травмы? Возможна ли любовь после тяжелой душевной травмы?

Способен ли к любви человек, страдающий ПТСР?

Psychologies
Страсть ушла, пришла зрелость: как с возрастом меняется любовь Страсть ушла, пришла зрелость: как с возрастом меняется любовь

Как выглядит зрелая любовь и что с ней делать?

VOICE
Уроки новой «войны» Уроки новой «войны»

Как вести себя инвестору, когда будут случаться внешние шоки

Forbes
«Он выпивал в баре «Дракон» рядом с моей студией». В прокат выходит документальный фильм о Бэнкси «Он выпивал в баре «Дракон» рядом с моей студией». В прокат выходит документальный фильм о Бэнкси

Элио Эспана рассказал о том, как Бэнкси взломал привычную систему арт-рынка

Forbes
Отрывок из новой книги Димы Зицера о воспитании ребенка Отрывок из новой книги Димы Зицера о воспитании ребенка

Одна из глав новой книги Димы Зицера «Обязанности. Кто кому должен?»

СНОБ
Наше скрытое «Я»: что будет, если мы его найдем Наше скрытое «Я»: что будет, если мы его найдем

На теневой стороне вашего «Я» могут быть спрятаны настоящие сокровища

Psychologies
Леонид Черный: «Нужно не следовать за трендом, а создавать его» Леонид Черный: «Нужно не следовать за трендом, а создавать его»

Леонид Черный — о главных компетенциях цифровой эпохи и дифиците кадров

РБК
Будем париться! Правила для взрослых и детей Будем париться! Правила для взрослых и детей

Как правильно париться в бане, чтобы не навредить здоровью? Надо разобраться

Домашний Очаг
Ломаем систему: как перестать все успевать Ломаем систему: как перестать все успевать

Простые техники, которые помогут расслабиться и стать счастливее

Psychologies
Плохая новость – сузить поры невозможно Плохая новость – сузить поры невозможно

Поры невозможно убрать совсем, но можно сделать их менее заметными

GQ
Судьба антидота Судьба антидота

Редкие люди невосприимчивы к змеиному яду. Как это возможно?

Вокруг света
Неожиданные привычки, которые помогут прийти в желанную форму – начни сейчас! Неожиданные привычки, которые помогут прийти в желанную форму – начни сейчас!

Поможем тебе влюбиться в здоровый образ жизни без труда и жертв

Cosmopolitan
Новый императив для бизнеса. Как инклюзия помогает компаниям эффективнее работать и менять социум Новый императив для бизнеса. Как инклюзия помогает компаниям эффективнее работать и менять социум

Почему бизнес становится инклюзивным и как можно ускорить этот процесс

Forbes
Дети, которые провели много лет в плену у маньяков Дети, которые провели много лет в плену у маньяков

Эти страшные истории подтверждают, что никто не застрахован

Cosmopolitan
Открыть в приложении