Что там – на том конце энергетической цепочки?

Популярная механикаHi-Tech

Мирный атом и водородный мир: новая энергетическая революция

Олег Макаров

Традиционный вопрос скептиков в отношении зеленой энергетики: «Ну хорошо, мы будем ездить на электромобилях с аккумуляторами или водородными батареями, избавим мегаполисы от смога. Но атмосфера все равно одна на всех, и что там – на том конце энергетической цепочки? Чадящие угольные ТЭЦ? Водородное производство, оставляющее углеродный след?» Госкорпорация «Росатом» знает ответ.

Давний интерес

Наш журнал не раз обращался к теме водородной энергетики: мы писали о российских разработках топливных элементов на водороде. Можно сказать, что это настоящее чудо: в батарее встречаются водород и атмосферный кислород, в итоге холодного сжигания водорода батарея производит ток, а выхлопом становится простая вода. Но топливные батареи – это современный хай-тек. На самом деле водородом в качестве перспективного топлива человечество интересуется уже десятилетиями. Если говорить об отечественном опыте, достаточно вспомнить, что первый советский автомобильный двигатель на водороде был запущен в 1942 году в блокадном Ленинграде. К началу 1980-х созданы и испытаны опытные образцы ВАЗ «Жигули», АЗЛК «Москвич», ГАЗ-24 «Волга» и ГАЗ-69, грузовые ЗИЛ-130, микроавтобусы РАФ и УАЗ, автопогрузчики и прочие виды техники, работающие на водороде и бензоводородных смесях. В 1987–1988 годах производились запуски носителя сверхтяжелого класса «Энергия» (проект «Энергия-Буран»), двигатели второй ступени которого работали на водороде. В 1988-м поднялся в небо экспериментальный Ту-155. Его силовые установки были настроены на сжигание криогенного топлива – жидкого водорода и СПГ.

Захватывающие перспективы

Использование водорода в качестве топлива или добавки к топливу рассматривается сегодня как один из инструментов для значительного снижения выбросов в атмосферу CO2, создающего парниковый эффект. Эксперты из Международного энергетического агентства IEA подсчитали, что добавление всего 20% водорода в европейскую газораспределительную сеть (для использования газоводородной смеси в промышленных целях) приведет к сокращению выбросов CO2 на 60 млн т в год.

Еще полтора десятилетия назад японская компания East Japan Railway Company объявила о разработках поезда на водородных топливных элементах. Первый в мире водородный поезд прошел тест-драйв в 2017 году в Нижней Саксонии. В следующем году в рамках предсерийного теста на линии вышли два состава Coradia iLint – эта программа благополучно завершилась в феврале 2020 года. За полтора года поезда, работая на маршруте протяженностью около 100 км, преодолели общее расстояние 180 тыс. км. Теперь правительство федеральной немецкой земли с административным центром в Ганновере рассчитывает получить к следующему году еще 14 поездов на водородной тяге. Водород в них хранится в закрепленных на крыше емкостях под высоким давлением.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мяу по-русски Мяу по-русски

Налаживая связь с человеком, кошки изменили тональность мяуканья

Популярная механика
Как правильно мыть голову: 12 советов от врача Как правильно мыть голову: 12 советов от врача

Правильный алгоритм мытья волос

Cosmopolitan
10 необычных автомобилей Škoda 10 необычных автомобилей Škoda

10 самых необычных «Шкод» в истории

Популярная механика
Новые правила старого бизнеса Новые правила старого бизнеса

Сегодня правила игры меняются в каждой сфере

GQ
Ты же девочка! Алина Фаркаш о том, как дискриминируют женщин, не замечая этого Ты же девочка! Алина Фаркаш о том, как дискриминируют женщин, не замечая этого

Как общество дискриминирует женщин и девочек

Cosmopolitan
Новые правила старого бизнеса Новые правила старого бизнеса

Высокотехнологичные решения в традиционных сферах бизнеса

GQ
Милые родители, открыться не хотите ли? Милые родители, открыться не хотите ли?

К чему приводит нас искусство оберегать чужие тайны?

Psychologies
Почему у нас сейчас 2020-й, в Таиланде — 2563-й, а в Японии — 2-й год? Почему у нас сейчас 2020-й, в Таиланде — 2563-й, а в Японии — 2-й год?

Путешествуй во времени по цене авиабилета!

Maxim
Голштинских коров осветлили с помощью генного редактирования Голштинских коров осветлили с помощью генного редактирования

Ученые изменили окраску коров - это поможет им приспособиться к жаркой погоде

N+1
В защиту объективности критики: Колонка Алексея Гусева В защиту объективности критики: Колонка Алексея Гусева

Возможно, время ангажированности прошло?

Школа Masters
В будущем времени В будущем времени

Дача для молодой семьи

SALON-Interior
Йогурт как биооружие: нужно ли лечить дисбактериоз Йогурт как биооружие: нужно ли лечить дисбактериоз

Существует ли диагноз «дисбактериоз» и от чего нас лечат

Популярная механика
Новый киноязык Новый киноязык

GQ поговорил с актерами и продюсерами фильма «Кто-нибудь видел мою девчонку?»

GQ
Пуха не будет? Что нужно знать о кератиновом выпрямлении волос: плюсы и минусы Пуха не будет? Что нужно знать о кератиновом выпрямлении волос: плюсы и минусы

Что нужно знать тем, кто решил пойти «прямой дорогой» к красивым волосам?

Cosmopolitan
Будет больно Будет больно

Я живу на три города – так вышло. В каждом у меня по женщине

Esquire
Зайки и лужайки: 6 очень плохих причин рожать ребенка Зайки и лужайки: 6 очень плохих причин рожать ребенка

На самом деле, есть только одна причина, чтобы стать матерью

Cosmopolitan
Диета до родов: как питаться на 9 месяце беременности? Диета до родов: как питаться на 9 месяце беременности?

Какую диету соблюдение специальной диеты до родов

9 месяцев
Франчайзи отвечают сиюминутным запросам потребителей Франчайзи отвечают сиюминутным запросам потребителей

Пандемия стала драйвером роста для отдельных сегментов рынка франчайзинга

РБК
В чем заключается смысл менопаузы В чем заключается смысл менопаузы

Глава из книги Марти Хейзелтон, посвященная женским гормональным циклам

СНОБ
Конструктивно, но обидно. Как справляться с критикой на работе Конструктивно, но обидно. Как справляться с критикой на работе

Как вести себя в ситуации, когда твою идею раскритиковали и не оценили

Forbes
«Как квакеры спасали Россию» «Как квакеры спасали Россию»

Работа квакерской миссии, заставшей революцию 1917 года в Бузулукском уезде

N+1
Почему Microsoft избежала антимонопольных разбирательств, а Google, Apple, Amazon и Facebook — нет Почему Microsoft избежала антимонопольных разбирательств, а Google, Apple, Amazon и Facebook — нет

Microsoft научилась работать с властями после проигранного дела в начале 2000-х

VC.RU
Чилийцы добились размножения редчайших лягушек из пустыни Атакама Чилийцы добились размножения редчайших лягушек из пустыни Атакама

Год назад в мире оставалось 14 лоанских свистунов, но теперь их уже почти 200

N+1
Безотходная пшеница для космического огорода Безотходная пшеница для космического огорода

Как работают биолого-технические замкнутые системы жизнеобеспечения человека

Наука и жизнь
Пустили в оборот: сколько блогеры тратят на производство и продвижение на YouTube Пустили в оборот: сколько блогеры тратят на производство и продвижение на YouTube

Какова цена поддержания популярности в YouTube

Forbes
Маленькие частицы — большие проблемы: чем опасен микропластик и при чем тут индустрия моды и красоты Маленькие частицы — большие проблемы: чем опасен микропластик и при чем тут индустрия моды и красоты

Что такое микропластик, чем он так плох и что можно сделать?

Esquire
Победа союза над изоляцией Победа союза над изоляцией

О первой совместной коллекции Миуччи Прады и Рафа Симонса

Weekend
Встречный вопрос Встречный вопрос

Что нового в индустрии виртуального дейтинга?

Robb Report
Красивый — не значит привлекательный? Красивый — не значит привлекательный?

Почему одни люди привлекательны, а другие нет

Psychologies
Почему миксины способны пережить укус акулы Почему миксины способны пережить укус акулы

Феноменальные способности круглоротых червей миксин

Популярная механика
Открыть в приложении