Как Америке катарцы подарили самолет.

MaximHi-Tech

«Королева небес»: Что известно о самолете за $400 миллионов, который Катар подарил Трампу

Как Америке катарцы подарили самолет.

Автор текста: Валерий Чусов

5000x3598_0xqYyOvMQc_9220555644857237482.jpg
Презентация Боинга 747, крупнейшего в мире реактивного лайнера, в аэропорту Пейн Филд, Вашингтон, 30 сентября 1968 года. Источник: Getty Images

Правительство эмирата Катар решило подарить президенту США самолет. Подарок стоимостью около 400 миллионов долларов выглядит чрезвычайно щедрым. Оппозиция Трампу называет это взяткой, сторонники говорят, что нарушений законов нет. Оставим американцам разбираться с политической и юридической стороной вопроса и посмотрим на историческую и техническую.

«Королева небес»

Boeing 747-8 — модель третьего поколения знаменитых 747-х. В 1969 году 747 стал первым широкофюзеляжным самолетом и самым популярным. К концу 80-х он устарел, и Boeing существенно его модифицировал — так в 1988 году появилась модель 747-400, очень существенно отличающаяся от первого поколения, хотя и похожая на него внешне.

5000x3333_0xv6YUf4KQ_0189805562374104475.jpg
Самолет Lufthansa Boeing 747-400 в аэропорту Шанхая Пудун в Китае. Источник: Markus Mainka

А в XXI веке «королева небес» (Queen of the Skies — прозвище 747, потому что в английском языке самолет женского рода) снова обновилась: в 2010 году взлетел Boeing 747-8. Формой он похож на предшественников, но по конструкции почти полностью новый. Он стал длиннее, и по этому параметру поставил рекорд среди серийных авиалайнеров: 76,25 метра — больше, чем A380 (72,73 м) и прежний рекордсмен Airbus A340-600 (73,36 м).

5000x3235_0x9UCD1Kpn_6726921442049883986.jpg
Самолеты Boeing 747-8 собираются на заводе компании 8 февраля 2009 года в Пейн-Филд в Эверетте, штат Вашингтон. Источник: Getty Images

Последнее поколение 747 не очень заинтересовало авиакомпании: для перевозки пассажиров они предпочитали самолеты с двумя двигателями. Поэтому 101 из 148 сделанных 747-8 — грузовой. А из 48 пассажирских не менее 10 были заказаны именно в варианте для VVIP. Огромные размеры позволяют сделать из них практически летающие дворцы, а дальность полета более 15 тысяч километров сопоставима с самыми дальнобойными бизнес-джетами.

5000x3333_0xFC4AuYz6_2838845884786782621.jpg
Грузовой самолет Qatar Airways Cargo Boeing 747-8 °F. Источник: Getty Images

Еще более просторный Airbus A380 можно сделать, наверное, более роскошным (и Airbus предлагал это, в том числе и США), но единственный заказ из Саудовской Аравии, сделанный в 2007 году, был отменен в 2015 году. Наверное, это показалось слишком роскошным даже саудитам.

Зачем Трампу Boeing от Катара?

Можно удивиться, что президент США получает самолет американского производства от иностранцев. Разве администрация не может заказать себе такой новый прямо на заводе?

Не просто может — это уже сделано! Контракт на два новых самолета на базе 747-8 был заключен еще в январе 2016 года, при Бараке Обаме. И самолеты эти давно уже готовы: в президентские VC-25B решили переделать две машины, которые начинали строить по заказу российской авиакомпании «Трансаэро». Общая стоимость контракта составила примерно 4 миллиарда долларов. Процесс установки оборудования начался в 2020 году и все еще идет.

4449x2901_0xhOS81PUS_9232666776333723243.jpg
Президент Дональд Трамп садится на борт Air Force One 12 мая 2025 года на совместной базе Эндрюс, штат Мэриленд. Президент Трамп едет в Саудовскую Аравию, которая станет первой остановкой его четырехдневного визита на Ближний Восток и первой международной поездкой за его второй срок. Источник: Getty Images

Что на них ставят, мы знаем только в общих чертах: это и системы защиты от возможной атаки или на случай атомного взрыва, и разнообразные средства связи, и просто оборудование для обеспечения комфорта. И что-то там пошло не так: готовность все время переносят. Изначально самолеты должны были закончить в 2024 году, сейчас уже официально пообещали доделать в 2027-м. При этом многие источники говорят, что раньше 2029 года поставки ждать не стоит. Так что есть риск, что Дональд Трамп опять не сможет полетать на VC-25B, поскольку 20 января 2029 года его второй срок закончится.

Пока ему приходится летать на президентских VC-25A, эксплуатация которых началась 35 лет назад. Их заказали еще при президенте Рейгане и сделали на базе актуального в то время Boeing 747-200. Работы по дооборудованию в «летающий Белый дом» и тогда заняли больше времени, чем ожидалось, так что к работе они приступили в 1990 году вместо 1987, как планировалось. Но Трамп ждать не привык и после очередных переговоров с Boeing стал искать хотя бы временную замену. Ну и нашел.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вся надежда на русскую пчелу Вся надежда на русскую пчелу

Роспотребнадзор запретил ввоз пчел из Узбекистана, Казахстана и Киргизии

Наука
Можно ли убежать от старости? Можно ли убежать от старости?

Можно ли избежать старения с помощью спорта?

Здоровье
Мэрайя Кэри Мэрайя Кэри

Мэрайя Кэри: «Я чертовски требовательна, потому что заслуживаю этого»

ЖАРА Magazine
«Открывается какой-то портал, и я абсолютно неуязвима и абсолютно счастлива»: интервью с Дианой Арбениной «Открывается какой-то портал, и я абсолютно неуязвима и абсолютно счастлива»: интервью с Дианой Арбениной

Диана Арбенина рассказала о непреодолимой силе сцены

Правила жизни
Больше жертв — больше героизма? Больше жертв — больше героизма?

После Второй мировой СССР официально был признан одной из пяти великих держав

Дилетант
Наночастицы пластика могут принести ионы тяжелых металлов в организм человека Наночастицы пластика могут принести ионы тяжелых металлов в организм человека

Пагубное воздействие частиц нанопластика еще больше усиливается

ТехИнсайдер
Мягкая сила: как бывшие спецназовцы развивают региональную сеть фитнес-студий Мягкая сила: как бывшие спецназовцы развивают региональную сеть фитнес-студий

Как армейские друзья создали сеть студий «мягкого» фитнеса

Forbes
«Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации» «Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации»

Можно ли подружиться с умной машиной? Не может ли она вытеснить человека?

Знание – сила
Как дети, честное слово Как дети, честное слово

Как изобретали детство: когда появились детские игрушки, одежда и литература

Вокруг света
Пресноводные русалки Пресноводные русалки

Когда-то давно, 200 тысяч лет назад, в Евразии появился необыкновенный зверь

Знание – сила
Не наступить на грабли Не наступить на грабли

Базовый набор инструментов для дачи: как правильно выбрать и хранить

КАНТРИ Русская азбука
Быстрее, мощнее, эффективнее Быстрее, мощнее, эффективнее

Как при росте возможностей ИИ снизить его ресурсопотребление

РБК
Рост на цифрах Рост на цифрах

Какие факторы способствуют увеличению рынка ЦФА

Ведомости
Прибыль от долгов Прибыль от долгов

Чем интересны локальные валютные облигации

Деньги
Выйти за ворота Выйти за ворота

Антон Шунин — это целая эпоха в нашем футболе. Как она прошла?

Men Today
Вы будете платить за уборку вместо арендатора: топ ошибок в договоре аренды коммерческой недвижимости Вы будете платить за уборку вместо арендатора: топ ошибок в договоре аренды коммерческой недвижимости

Как бизнесмены теряют деньги на аренде из-за банальных ошибок

Inc.
Национальность может говорить о потребностях во сне Национальность может говорить о потребностях во сне

Культурные нормы определяют ваши потребности во сне. Так ли это?

ТехИнсайдер
Действующие лица Действующие лица

6 молодых актеров и актрис, заявивших о себе в сезоне

Weekend
Опальная молекула: почему высокий уровень холестерина считают угрозой для здоровья Опальная молекула: почему высокий уровень холестерина считают угрозой для здоровья

Холестерин: какую роль он играет в организме и почему вокруг него одни скандалы?

Forbes
Замахнуться на святое: как молоко стало самым спорным продуктом XXI века Замахнуться на святое: как молоко стало самым спорным продуктом XXI века

Как молоко из символа здоровья стало предметом споров

Forbes
Хтонь и ужас в красотах Абхазии: каким получился «Фишер. Затмение» Хтонь и ужас в красотах Абхазии: каким получился «Фишер. Затмение»

Первые две серии нового сезона «Фишер. Затмение»: чего ждать и к чему готовиться

Правила жизни
Родом из детства Родом из детства

Интервью с народной артисткой РФ и голосом Степашки Натальей Голубенцевой

Лиза
Краткая жизнь немецкого Vogue: почему не удалось построить империю глянца в Германии Краткая жизнь немецкого Vogue: почему не удалось построить империю глянца в Германии

Почему немецкая версия Vogue стала самым дорогостоящим провалом Конде Наст?

Forbes
Бесконечная пахота против дзена: как устроена азиатская корпоративная культура Бесконечная пахота против дзена: как устроена азиатская корпоративная культура

Карьерный ментор Анна Знаменская рассказала об азиатской офисной специфике

Правила жизни
Как научить учиться Как научить учиться

Плохие оценки в школе: ищем ошибки в методе обучения, а не в ребенке

Здоровье
Чем круче джип Чем круче джип

Семь машин и девять дней в штате Юта

Автопилот
Трофейный ресурс Трофейный ресурс

Что получил СССР в качестве компенсации от Германии по итогам войны

Эксперт
Отпуск без проблем Отпуск без проблем

Как провести отпуск на радость себе и на пользу здоровью?

Лиза
Дико эстетично Дико эстетично

В фокусе внимания — экодизайн из полевых цветов

КАНТРИ Русская азбука
Электрическое движение Электрическое движение

Электродвижение в яхтинге: путь к экологичной навигации

Y Magazine
Открыть в приложении