В Дорошиной никогда не было ни зависти, ни каких-либо понятий о конкуренции

Коллекция. Караван историйРепортаж

Нина Дорошина. Не советская девочка с балетной походкой

Подготовила Анжелика Пахомова

«Один раз, зимним вечером за тихой беседой, Дорошина вдруг сказала: «Сейчас, когда давным-давно нет уже ни Олега Николаевича, ни Даля, я думаю, почему мы так мучили друг друга? Зачем все это было нужно? Почему мне так хотелось, чтобы Олег на мне женился? Почему мне было не родить ребенка от любимого человека? Просто радоваться тому, что у меня есть сейчас, и быть счастливой. А в результате, когда тебе уже за восемьдесят, лежишь одна в квартире и понимаешь, как была счастлива тогда. Но не умела этого ценить...» — рассказывает главный редактор Анжелика Пахомова.

Наша первая встреча с Ниной Дорошиной состоялась, когда актриса еще выходила на сцену «Современника». В этом театре она работала практически со дня его основания. Мы разговорились во время случайного телефонного интервью, и так получилось, что стали созваниваться. Нина Михайловна поразила меня доверчивостью к совершенно, казалось бы, чужому человеку, которого она даже ни разу не видела. Она рассказала про свою старенькую больную маму, которой тогда было далеко за девяносто, про больного брата, которого тянула на себе... Про свои болезни Нина Михайловна предпочитала не говорить, хотя они не просто были... Я не раз, приходя на спектакли, видела, что у «Современника» дежурила скорая. В спектакле «Заяц. Love Story» Дорошина прыгала, бегала, озорничала, танцевала... И все это — порой хватаясь за сердце, буквально уползая со сцены. «Дополнял» тяжелое впечатление далеко не здоровый Валентин Гафт, который имел проблемы с коленями и иногда не мог сам встать. Ну и что! Зрители все равно были потрясены мужеством актеров, спектакль неизменно собирал аншлаги.

Придя в «Современник», Дорошина «сломала тренд»

Как-то, позвонив Дорошиной в канун ее дня рождения, чтобы сделать с ней интервью, я узнала, что у актрисы не так давно умерла мать. Кто-то может сказать: а что, это было неожиданностью, если человеку сто лет? Но я давно уже заметила: чем позднее уходят от нас родители, тем тяжелее мы их провожаем... Нина Михайловна убивалась, тосковала, не скрыла в нашем разговоре, что у нее депрессия и ей ужасно тяжело. Имея истинный порыв души, я тут же собрала по редакции небольшую сумму денег, добавила подарки и иконы и отправилась к Дорошиной домой. Нина Михайловна все также жила в двухкомнатной квартире на Красной Пресне, которую она получила еще в молодости. В этот раз ее маленькая комната, где находилась спальня, была с «задрапированным» окном, и ее освещала только лампа. Казалось, что актрисе не хочется дневного света... Мне нравилось в Дорошиной то, что она открыто выражала эмоции, прямо говорила, что у нее на душе. С такими людьми понимаешь, как себя вести. Мы тепло поговорили с Ниной Михайловной, на какое-то время наша беседа была прервана звонком Волчек. Галина Борисовна обеспечила Дорошиной постоянную помощь от театра. Привозили горячее питание и все, что требуется для здоровья. Собранные нами деньги Дорошина приняла без ломаний и приличествующих слов, просто и благодарно. И это тоже мне очень понравилось. Мало таких людей.

В наших многочисленных беседах и интервью актриса вспоминала о далеком прошлом — детстве, юности, первых шагах в «Современнике». Помню впечатление, которое высказала о ней ее подруга Людмила Иванова: «Когда Нина рассказала мне о своем необычном детстве, я поняла, почему она такая «не советская», разбитная, вольная, что ли... Что бы ни вбивала в Ниночку советская школа, ее личность сформировалась раньше, когда она десять лет жила с семьей за границей».

Ее отца, работавшего оценщиком на меховом комбинате, в середине 30-х годов отправили на закупку мехов в Иран. Эти меха нужны были для Красной армии: для воротников, папах, полушубков. Благодаря отцовской командировке Ниночка, в отличие от своих ровесников, не узнала ужасов войны. Как и положено ребенку, выросшему при посольстве, знала этикет, владела столовыми приборами, вообще имела прекрасные манеры. И при этом впитала весь этот восточный колорит, который потом обожала всю жизнь. Кстати, по словам коллег, Нина всю жизнь помнила фарси и мечтала снова съездить в Иран.

В СССР она вернулась в 12 лет, в тот же Лосиноостровск, где родилась и откуда семья когда-то уехала в Иран. Сейчас в этом «городе» живу я, и это современный район Москвы, причем старой. А тогда — окраина, куда ходили электрички и откуда местные жители не каждый день ездили «в столицу». Сюда даже метро не проложили! Однако Нина была вынуждена ездить каждый день, потому что училась в центре, в училище Щукина. Когда Дорошина окончила второй курс, ее пригласили на съемки фильма «Первый эшелон», где она познакомилась с Олегом Ефремовым. Он тогда тоже был совсем молодой, актер Центрального детского театра. Нина влюбилась сразу и навсегда. Но его тогда не заинтересовала... Сама она насчет своей внешности шутила: «Лицо — плоское, круглое, как сковородка. Хоть блины пеки!» Олег в то время был влюблен в кого-то и каждый вечер звонил с почты в Москву. А Нина ночевала в комнатке при почте (актеров было много, селили их по разным местам) и все слышала.

Нина Дорошина в спектакле «Назначение», театр «Современник», 1963 год

После съемок, уже в Москве, Ефремов пригласил Дорошину посмотреть репетицию первого спектакля «Современника» — «Вечно живые» — и потом не раз приглашал на спектакли. После них бывало провожал... к себе домой и оставлял ночевать. Но в этом ничего такого не было. Те, кто далеко жили и не успевали на метро, могли ночевать у коллег. Олег жил с родителями. Он просто понимал, что поздно вечером Нина до Лосиноостровска не доберется. В 1958 году Дорошина пришла показываться в «Современник». Она уже много снималась в кино, ездила с концертами. Иванова вспоминала, что на показ она пришла с такого выступления, в концертном наряде, на веках какие-то тени с блестками. Фифа! Современниковцы таких не любили, там женщины ходили в кофтах и удлиненных юбках, не все красились, никаких каблуков и помад, Ефремов этого не любил. Дорошина «сломала тренд». И Олег Николаевич ее принял.

Олег Ефремов, Нина Дорошина, Татьяна Доронина в фильме «Первый эшелон», 1955 год

В «Современнике» Дорошина далеко не сразу начала играть главные роли. Ее взлет произошел после роли Принцессы в «Голом короле». Тогда все ахнули. Заметили наконец ее ладную фигуру, красивые плечи, озорные глаза, кудрявые волосы. И Нина расцвела! Откуда только брались ее яркие, нарядные платья! Каблуки огромные, модная прическа. Все молодые ребята стали просто повально влюбляться в Нину. И уж тогда сам Олег Николаевич увидел в ней женщину...

Кстати, в Дорошиной никогда не было ни зависти, ни каких-либо понятий о конкуренции. В одном из интервью нашему журналу ее коллега актриса Лариса Кадочникова вспоминала: «Когда я уже немного освоилась в театре, сказала ей: «Ты — гениально играешь Принцессу, но как бы я хотела тоже сыграть эту роль». Она ответила: «Да? Я это организую». И Дорошина сама пошла к Ефремову: «Олег, вот Лариса Кадочникова хочет сыграть Принцессу». Он говорит: «Ну, внешне-то она подходит. Пусть выучит текст и порепетирует с Евстигнеевым или Галей Волчек». За две недели я все выучила, отрепетировала — и сыграла. Вот так актриса в расцвете сил, на вершине успеха поделилась бенефисной ролью с дебютанткой!»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Юлия Такшина: «С возрастом понимаешь — никакой катастрофы от того, что рядом с тобой нет надежного плеча, не произойдет» Юлия Такшина: «С возрастом понимаешь — никакой катастрофы от того, что рядом с тобой нет надежного плеча, не произойдет»

Юлии Такшиной удается быть востребованной актрисой и воспитывать двоих сыновей

Караван историй
Восемь видов ВНЖ: как переехать в Португалию в 2023 году без «золотой визы» Восемь видов ВНЖ: как переехать в Португалию в 2023 году без «золотой визы»

Нюансы программ ВНЖ Португалии, налоговые особенности для цифровых кочевников

Forbes
Колесо судьбы Харрисона Форда Колесо судьбы Харрисона Форда

Легендарный актер Харрисон Форд, чьи герои не сходят с экранов более полувека

Караван историй
Машины, которых нам не хватает Машины, которых нам не хватает

Российские автомобили стали главными на отечественном рынке

Деньги
Александр Домогаров: Александр Домогаров:

Из театра я не уходил и надеюсь, что мне хватит моральных и душевных сил не уйти

Караван историй
Сокровищницы адмирала Чжэн Хэ: как китайские мореплаватели открыли миру Поднебесную Сокровищницы адмирала Чжэн Хэ: как китайские мореплаватели открыли миру Поднебесную

В отличие от европейцев, китайцы не проявляли интереса к морским путешествиям

Вокруг света
«Не можешь купить бриллианты, стекло не надевай», — говорила Людмила Зыкина «Не можешь купить бриллианты, стекло не надевай», — говорила Людмила Зыкина

Бедная деревенская девочка может достигнуть всего!

Коллекция. Караван историй
Почему базовые футболки на тебя не садятся: вот в чем реальная проблема Почему базовые футболки на тебя не садятся: вот в чем реальная проблема

Почему хваленая база порой разочаровывает больше всего

VOICE
Александр Балуев: «Неважно, это любовь на всю жизнь или что-то мимолетное» Александр Балуев: «Неважно, это любовь на всю жизнь или что-то мимолетное»

Ощутил фантастическую нечеловеческую силу мысли, глядя на космический корабль

Коллекция. Караван историй
Количеством или качеством: как китайские бренды электроники пришли в Россию Количеством или качеством: как китайские бренды электроники пришли в Россию

Разбираемся, как Китай меняет ландшафт российского IT-сектора

РБК
Кристина Бабушкина: «Мне приятно, что меня называют сильной» Кристина Бабушкина: «Мне приятно, что меня называют сильной»

Кристина Бабушкина о том, что ей помогает восстановиться после работы

Здоровье
Холод полезен для здорового старения: он запускает механизм очищения клеток Холод полезен для здорового старения: он запускает механизм очищения клеток

Как холод влияет на человеческий организм?

ТехИнсайдер
Килограммы неблагополучия Килограммы неблагополучия

Сахар и стресс — основные причины роста числа людей с лишним весом

Эксперт
Великое дао скромного боба: как соевый соус завоевал статус интернациональной приправы Великое дао скромного боба: как соевый соус завоевал статус интернациональной приправы

Соевый соус проделал непростой путь длиной в 2500 лет

Вокруг света
Владимир Басов. Человек-праздник Владимир Басов. Человек-праздник

Басов снялся в десятках ролей, даже самые маленькие до сих пор любимы зрителями

Коллекция. Караван историй
Владимирский централ и не только. Как появился русский шансон Владимирский централ и не только. Как появился русский шансон

Откуда взялся и как стал частью тюремной культуры русский шансон

СНОБ
Как работает каршеринг: эксперты перечислили главные риски Как работает каршеринг: эксперты перечислили главные риски

Что важно знать каршеринг?

РБК
Рената Абдулина: «Главным трендом будет кооперация» Рената Абдулина: «Главным трендом будет кооперация»

Как идет процесс импортозамещения зарубежного ПО в России

РБК
Лес у реки Лес у реки

«Зеленые легкие планеты, первобытная среда обитания»

Вокруг света
Чем полезна и опасна кето диета: можно ли на ней похудеть? Чем полезна и опасна кето диета: можно ли на ней похудеть?

Кето-диета многим помогла похудеть. Но будьте осторожны: эта диета не для всех!

ТехИнсайдер
Не повернуть головы Не повернуть головы

Почему болит шея и как предотвратить появление этой боли?

Лиза
Кот Шрёдингера потяжелел до 16 микрограмм Кот Шрёдингера потяжелел до 16 микрограмм

Физики смогли перевести объект массой 16 микрограмм в состояние кота Шрёдингера

N+1
Шанхай-Сити: чем ситуация на рынке офисов напоминает 90-е Шанхай-Сити: чем ситуация на рынке офисов напоминает 90-е

Почему эксперты считают, что рынок офисной недвижимости деградирует?

Forbes
«Оттягивать неизбежную катастрофу»: фрагмент из биографии Анастаса Микояна «Оттягивать неизбежную катастрофу»: фрагмент из биографии Анастаса Микояна

Отрывок из биографии советского политического деятеля Анастаса Микояна

СНОБ
Пожалей чужие страдания. О «Забавных играх» Михаэля Ханеке Пожалей чужие страдания. О «Забавных играх» Михаэля Ханеке

«Забавные игры» критикуют человечество, привыкшее смотреть на чужие страдания

СНОБ
Как появилась мода на сейфы — имитации книг Как появилась мода на сейфы — имитации книг

Отрывок из книги «Книга как иллюзия» — о том, почему люди стали ценить книги

СНОБ
От создателей От создателей

Что мешает заниматься искусством, даже когда у тебя есть талант?

VOICE
Без импортных яиц Без импортных яиц

Зависимость от иностранного материала для инкубации снизили до минимума

Агроинвестор
Невидимая и такая же опасная: как заметить эмоциональную измену Невидимая и такая же опасная: как заметить эмоциональную измену

Почему возникает эмоциональная измена и как ее распознать?

VOICE
«Карело-финские мифы» «Карело-финские мифы»

От «Калевалы» и птицы-демиурга до чуди и саамов

N+1
Открыть в приложении