Многие поначалу были просто ошарашены новым театральным языком

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Мария Смольникова: "Моя работа, мое дело неотъемлемая часть меня самой"

Многие, побывавшие на наших спектаклях впервые, поначалу были просто ошарашены новым театральным языком, но потом приходили по нескольку раз и уже не могли оторваться от нашего театра. А это дороже всего.

Беседовала Марина Порк

Мария, вы когда-то сетовали, что театр отнимает львиную долю времени, которого не остается для съемок в кино. И вот вы играете в сериале «Шаляпин» для телеканала «Россия 1» главную роль — Иолу Торнаги, жену выдающегося певца. Как проходили съемки? Как работалось с Юлией Снигирь и Александром Горбатовым?

— С Горбатовым непросто. Со Снигирь, к сожалению, мы в кадре не пересекались, потому что она играла любовницу Шаляпина, а я — его жену. Но я бы с удовольствием с ней снялась или сыграла в одном спектакле, надеюсь, когда-нибудь это произойдет.

Иола Торнаги была итальянской прима-балериной, которая приехала в Россию по приглашению мецената Саввы Мамонтова. Для нее открывалась роскошная творческая перспектива, брезжило будущее на сцене Императорских театров, но она встретила Шаляпина. Между ними случилась какая-то невероятно судьбоносная любовь. Он публично признался ей в своих чувствах, когда исполнял партию Гремина, выступая в Частной опере Саввы Мамонтова, — не спросив ни у кого разрешения, изменил слова арии: вместо «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» пропел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Какая женщина могла устоять перед ним после такого?! И Иола не устояла, вышла за него замуж, бросила карьеру. У Иолы оставалась надежда вернуться на сцену после рождения первого ребенка, но Шаляпин ее не поддержал. Она в итоге родила ему шестерых детей. К несчастью, их первенец Игорь умер в раннем возрасте.

Играя эту роль, я допускала возможность, что Иола ошиблась, когда решила бросить свое призвание. Видимо, она до конца не рассталась с надеждой о своей карьере. Но поставила себя перед сложнейшим выбором: призвание или семья? Вероятно, Шаляпин оказался человеком, не способным на фоне собственного успеха углядеть потребность души жены. Думаю, Иоле это было очень обидно, поскольку это она кардинально поменяла свою жизнь. Вот и посеялось, и стало прорастать зерно разлада. А дальше, предавая себя, она поплатилась тем, что невзирая на шестерых детей, рожденных в браке, она осталась одна, Шаляпин ушел к другой. Такой узор судьбы я увидела, но могу и ошибаться. Для меня моя работа, мое дело — неотъемлемая часть меня самой. Я не могу представить свою жизнь без актерской профессии. Хотя каждый решает за себя, и многое еще зависит от обстоятельств. Я пыталась понять, как Иола решилась бросить все ради мужчины, уехать из Италии в Россию, незнакомую страну, языка которой она не знала. Я бывала в других странах, такие поездки всегда дарят потрясающие наполнения, перезагрузку. Но я не могу там долго находиться, начинаю испытывать тоску, одиночество, мне хочется поскорее вернуться домой. Путешествия по миру необходимы мне для того, чтобы лучше узнать, кто я есть, что во мне русского, что такое русский, в чем наше отличие от других. Может быть, извлечь полезное и привезти сюда, чтобы что-то улучшить здесь. Но это я уже глобально рассуждаю.

Иола осталась в России после Октябрьской революции, когда Шаляпин эмигрировал в Европу с новой женой Марией Петцольд, которая успела родить ему троих детей. Он вообще долгое время жил на две семьи. Работая над ролью, я пыталась разобраться, почему Иола это терпела. Нельзя сказать, что ее жизнь прошла впустую, она преподавала, чудесные дети наполняли ее существование. Но брак был разрушен, распад семьи стал очень болезненным для детей. Такие события отпечатываются в душе. И важно — что с этим делать? До конца жизни носить обиду или простить сердцем? Ответы на эти вопросы я и пыталась искать, играя Иолу.

— Поскольку вы играли балерину, пришлось ли дополнительно заниматься танцем с профессионалами?

— Да, занималась два месяца, потом у меня начали сильно болеть колени, пришлось бросить это дело. В фильме не так много сцен, где я должна танцевать. Когда приступили к съемкам, выяснилось, что мне необходимо срочно разучить совершенно новый танец, совсем не тот, к которому готовилась. Я все переживала, что не смогу этого сделать, там требовалось совместить танец с актерской игрой, донести до зрителей смысловую нагрузку сцены. Всегда к себе придираюсь, мне хочется выглядеть на экране достойно, надеюсь, что никого не разочарую.

А еще за полтора месяца до начала съемок я стала учить свой текст на итальянском, заниматься с педагогом, и для меня это было неким преодолением, которое удалось. Сама себя удивила, что очень приятно. Вообще, очень важно себя удивлять.

— Как обстоят дела в театре?

— «Школой драматического искусства» сегодня руководит худсовет и директор. Ранее в репертуаре ШДИ было примерно 15 спектаклей, многие имели серьезные награды! Но по разным причинам их постепенно один за другим сняли. Сейчас не идет ни один из них. Я там уже не работаю. Точка. И не состою в штате ни одного театра. Так сложилась судьба.

Но не так давно художественный руководитель Театра Наций Евгений Витальевич Миронов предложил мне роль в спектакле «Кто боится Вирджинии Вулф?» по пьесе Эдварда Олби. В начале лета прошли первые репетиции, на которые режиссер Данил Чащин однажды даже пригласил психотерапевта, чтобы облегчить актерам задачу, чтобы мы могли лучше разобраться в том, почему любящие люди способны так сильно ненавидеть друг друга. Премьера состоялась в ноябре. Мои партнеры — Агриппина Стеклова, Александр Новин и сам Евгений Витальевич. Компания просто замечательная, вдохновляющая, что стало для меня сейчас большой опорой.

— Вы учились в экспериментальном театральном классе, куда, как я узнала, отправила вас мама. А чем занимались ваши родители? Они имели какое-то отношение к культуре, искусству?

— Нет. Мама была учителем алгебры и геометрии, которые преподавала в одной из школ Екатеринбурга. Она вообще четыре раза меняла профессию, что меня, честно говоря, шокировало. Как такое возможно?! Но она достигла такого уровня внутренней свободы, что ничего не боится. Я стараюсь брать с нее пример, не зацикливаться на чем-то одном, потому что жизнь непредсказуема.

Маму любили ученики, потому что она была не только преподавателем своего предмета, в ней чувствовались большая сила и мудрость, ребята к ней тянулись. Когда работаешь в школе, необходимо обладать такими качествами. Она отличалась способностью разрешать, казалось бы, неразрешимые ситуации между учителями, очень мужественно, отважно, с любовью и достоинством вела себя с детьми, а с детьми отвага, как выяснилось, нужна.

Потом мама работала управляющей гостиницей, поднимала ее с нуля. Позже стала директором Класс-центра (компьютерных курсов), раскручивала его, при этом ничего не зная про компьютеры! У нее много проектов, которые она развивала с нуля и доводила до высокого уровня. У мамы мощный дар организовать предприятие так, чтобы клиенты туда потянулись. Она вкладывала в любое дело душу, и отношения внутри ее коллектива всегда были теплыми, яркими. В итоге в 40 лет она окончила Санкт-Петербургский Институт Гештальта и стала работать психологом. Я все время к ней приставала, чтобы она делилась со мной знаниями о гештальт-терапии, мне это тоже интересно. Если ты актер, то должен разбираться в психологии, в том, как устроен человек. Эти знания очень помогали мне на актерском пути.

Что касается папы, он получил техническое образование, а потом родились мы с сестрой, и ему пришлось заняться тяжелыми работами, времена были непростые. Высшее образование он получил позднее, а сегодня на пенсии. Так сложилась его жизнь, что он не испытал счастья заниматься любимой профессией, хотя замечательно красиво поет под гитару. Когда приезжаю в Екатеринбург, всегда прошу его спеть. Он очень сильный и светлый человек! Я учусь у него терпению.

Мария Смольникова в спектакле «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня...» по мотивам произведений И.А. Бунина, 2011 год

— Чему вас научили в вашей экспериментальной школе, что вы там играли?

— Ребенок вряд ли осознает, насколько судьбоносные вещи происходят с ним в детстве, он просто впитывает окружающий мир как губка. Только недавно я поняла, как мне повезло, что с ранних лет мама отдала меня в учебное заведение, где нас окружали идейные люди, которые отдавали все силы занятиям любимым делом. Они не проявляли равнодушия, успокоенности, а постоянно что-то придумывали, открывали, искали новые смыслы.

Например, в День учителя педагоги становились учениками, а мы — учителями. Мне досталась роль учителя русского языка и литературы, я должна была подготовиться к своему уроку. Все учителя одевались как школьники, заплетали себе косички, приходили в класс с портфелями, жевали жвачку. В актерской профессии практикуется метод: поменяться ролями и посмотреть, что выйдет, — это очень многое дает. В школе было точно так же, появлялась возможность взглянуть на себя со стороны. Мне кажется, в тот момент вообще случалось волшебство. Мы взрослели и понимали, каково с нами учителям, а потому бережнее и ответственнее к ним относились. Нам разрешалось даже посидеть в учительской, попроверять тетрадки. В общем, это добавляло столько творчества, азарта в учебный процесс, что он переставал быть чем-то формальным, холодным. Я безумно благодарна каждому учителю из той школы. Конечно, подумываю сегодня: вот бы создать такую школу, чтобы в нее пошел мой сын, но, к сожалению, не чувствую в себе на то силы, жизнь пока складывается непросто.

— В ГИТИС вы поступили с третьего раза. Это же страшно болезненно, когда тебя не оценили. Как вы добились своего, как не сломались, не утратили стержень?

— На самом деле я не знаю ответа на этот вопрос. Если честно, я тогда почти сломалась. Но рядом всегда была мама, она меня поддерживала, позволяла просто спрятаться в своей комнате, когда мне было плохо. Папа в те времена покупал краски, и я рисовала. Это отвлекало от неудач. Мама никогда не гнобила меня за то, что я такая бездарная, что не смогла никуда поступить. Она не требовала: раз опять не поступила на актерский, давай подумаем о более земной профессии. Она позволяла мне идти за своим сердцем, хотя это было совершенно нелогично, антипрактично. Мама в меня верила, я за это благодарна, потому что благодаря ей занимаюсь любимым делом и чувствую себя на своем месте, хотя, конечно, время от времени прохожу много тяжелых испытаний.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Любовь Мясникова. Остров Нуреева Любовь Мясникова. Остров Нуреева

Мы с Рудиком дружили всю жизнь. Даже тогда, когда он остался на Западе

Коллекция. Караван историй
Может ли укус кошки убить человека? Ответ вас удивит! Может ли укус кошки убить человека? Ответ вас удивит!

Укус кошки может стать смертельным

ТехИнсайдер
Людмила Иванова: «Ради Олега Ефремова мы были готовы на все» Людмила Иванова: «Ради Олега Ефремова мы были готовы на все»

Эти отрывки из моих интервью наполнены юмором и атмосферой того времени

Коллекция. Караван историй
Бизнес в гараже: как подросток из США заработал более $1 млн на самодельных слаймах Бизнес в гараже: как подросток из США заработал более $1 млн на самодельных слаймах

Как подростку удалось превратить слайм-лабораторию в гараже в прибыльный бизнес

Forbes
Алла Довлатова: «Жена Нагиева мстила соперницам» Алла Довлатова: «Жена Нагиева мстила соперницам»

По дороге Нагиев наплел мне, семнадцатилетней дуре, что совершенно свободен

Коллекция. Караван историй
«Плохое настроение — приступ переедания»: что нужно знать о нервной булимии «Плохое настроение — приступ переедания»: что нужно знать о нервной булимии

Как распознать и вылечить булимию?

Psychologies
Убедительные люди Убедительные люди

Как малоизвестная компания стала владельцем первоклассных бизнес-центров

Forbes
Как правильно фотографировать автомобиль Как правильно фотографировать автомобиль

Для продажи нужно хорошо сфотографировать автомобиль. Так как же это сделать?

4x4 Club
«Лаврова не могла выбрать между Смоктуновским и Баталовым», — рассказывала подруга актрисы «Лаврова не могла выбрать между Смоктуновским и Баталовым», — рассказывала подруга актрисы

Роднило ее избранников только одно — все они были талантливы, неординарны

Коллекция. Караван историй
Улучшаем аппетит баррамунди Улучшаем аппетит баррамунди

Баррамунди — одна из наиболее ценных рыб, культивируемых в Юго-Восточной Азии

Наука и жизнь
Величайший в истории: как Пеле стал легендой, на которой держится современный футбол Величайший в истории: как Пеле стал легендой, на которой держится современный футбол

Почему Пеле считается величайшим в истории футбола

Forbes
Как создавалось золотое бикини принцессы Леи — один из самых знаменитых костюмов в кино Как создавалось золотое бикини принцессы Леи — один из самых знаменитых костюмов в кино

Как появился образ принцессы Леи в бикини и из чего оно было сделано

Правила жизни
Скажите «А» Скажите «А»

Если глаза – зеркало души, то язык – определенно тела

Grazia
Закон равновесия Закон равновесия

Интерьер загородного семейного особняка в стиле контемпорари

SALON-Interior
Сколько раз США официально вступали в военные конфликты под разными предлогами Сколько раз США официально вступали в военные конфликты под разными предлогами

Когда США объявляла военное положение?

ТехИнсайдер
Сколько весит одно облако: ответ вас удивит Сколько весит одно облако: ответ вас удивит

Можно ли взвесить облако?

ТехИнсайдер
Встречают по одежке… и провожают тоже: что такое фейсизм и чем он опасен Встречают по одежке… и провожают тоже: что такое фейсизм и чем он опасен

Можно ли выносить суждения о людях лишь по их лицам?

Psychologies
Дед Потрошитель: история маньяка Виктора Фокина, который начал убивать на пенсии Дед Потрошитель: история маньяка Виктора Фокина, который начал убивать на пенсии

Фокин был уверен, что не сделал ничего плохого, ведь он убивал плохих женщин

VOICE
Первая позиция Первая позиция

Почему за миссионерской позой закрепилась репутация скучной и консервативной?

VOICE
«Мы завернули Наташку в ковер»: Владимир Левкин рассказал, как группа «На-На» похитила Ветлицкую «Мы завернули Наташку в ковер»: Владимир Левкин рассказал, как группа «На-На» похитила Ветлицкую

Владимир Левкин пережил курьезную историю с Натальей Ветлицкой

VOICE
Около Погребничко Около Погребничко

Почти каждый вечер в Вознесенском переулке в Москве происходит обыкновенное чудо

Seasons of life
Как не стыдно: все забыли настоящее имя медведя, и почему его жилище называется берлога, а не медвелога? Как не стыдно: все забыли настоящее имя медведя, и почему его жилище называется берлога, а не медвелога?

Какое настоящее имя у косолапого сладкоешки?

ТехИнсайдер
Почему «режим гоблина», пермакризис и газлайтинг сопровождают нас весь 2022 год Почему «режим гоблина», пермакризис и газлайтинг сопровождают нас весь 2022 год

Почему «режим гоблина», пермакризис и газлайтинг стали словами года 2022

Forbes
Какие алкогольные напитки пили в СССР на Новый год? Какие алкогольные напитки пили в СССР на Новый год?

Что стояло на столах в советский Новый год

ТехИнсайдер
«Не верь глазам своим» «Не верь глазам своим»

Порой даже через десятилетия картина продолжает жить с неверным названием

Дилетант
Что делать, если у вас обнаружили ВИЧ: руководство по лечению Что делать, если у вас обнаружили ВИЧ: руководство по лечению

ВИЧ: где можно сдать тест? Как проходит лечение? Какие симптомы у заболевания?

Psychologies
Что было бы, если бы беременность длилась три года Что было бы, если бы беременность длилась три года

Что происходило бы с женщинами, если бы срок беременности увеличился?

ТехИнсайдер
Это вообще нормально: как выстроить отношения с повзрослевшим ребенком Это вообще нормально: как выстроить отношения с повзрослевшим ребенком

Отрывок из книги «Чертовы подростки!» — о родительской тревоге, гневе и вине

Forbes
Как правильно установить роутер в квартире: наши советы и рекомендации Как правильно установить роутер в квартире: наши советы и рекомендации

Выбор места для роутера определить качество покрытия Wi-Fi у вас в доме

CHIP
«Разум — единственное мирное оружие»: 5 жизненных уроков Альберта Эйнштейна «Разум — единственное мирное оружие»: 5 жизненных уроков Альберта Эйнштейна

Пять ключевых идей лауреата Нобелевской премии Альберта Эйнштейна

Psychologies
Открыть в приложении