«В нашей профессии в любом возрасте чему-то учишься»

Караван историйРепортаж

Виктор Раков: «Захаров мне сказал: «Принимайте волевое решение — или в кино сниматься, или в театре работать»

Беседовала Инна Фомина

Фото: архив фотобанка/Fotodom

«После того как вышел фильм «Мать», Панфилова и исполнителей двух главных ролей — Чурикову и меня — пригласили на Каннский фестиваль. Но в это время у «Ленкома» были гастроли в Санкт-Петербурге. И во всех спектаклях один состав. Заранее подошел к Захарову: «Меня в Канны зовут... Может быть, введем кого-то на мои роли?» А Марк Анатольевич улыбнулся очень обаятельно и сказал: «Виктор Викторович, будут у вас еще Канны». И я поехал в Санкт-Петербург».

— Виктор, вы народный артист России с большой фильмографией, много лет служите в театре «Ленком Марка Захарова». Недавно там состоялась премьера муздрамы «Маяковский», где вы сыграли Горького. Наверное, уже ощущаете себя мастером, который знает про актерское мастерство все?..

— Нет, в нашей профессии в любом возрасте чему-то учишься. Более четверти века назад в Министерстве культуры Михаил Ефимович Швыдкой вручал орден «За заслуги перед Отечеством» Николаю Александровичу Анненкову — замечательному актеру, Герою Социалистического Труда. Он более 75 лет проработал в Малом театре и готовился на сцене отметить свое столетие. И отметил!

Так вот, в кресле сидел ну очень пожилой усталый человек — дедушка. Многие награжденные в знак особого уважения отдавали Анненкову свои букеты. А он сидел почти не двигаясь. Не приподнялся, и когда ему вручили орден. Потом Анненков начал произносить слово благодарности. Сначала очень тихо, в особой манере — как бы напевая, с присвистывающим «с». Многие подумали, что патриарх в своей речи «уйдет не туда», куда нужно. Но Анненков все говорил по делу. А потом потихонечку разошелся, голос его звучал все громче, все крепче, все выше. И в конце монолога он к изумлению присутствующих встал и громогласно объявил: «Я как актер расту, я совершенствуюсь!» Ну, если Анненков в сто лет совершенствовался, то и мне не стоит почивать на лаврах...

— Когда вы решили стать актером?

— В детстве мама покупала мне билеты в разные театры. В Кремлевском Дворце съездов смотрел балеты «Щелкунчик» и «Дон Кихот». В «Ленкоме» — спектакль «Ясновидящий», где великолепно играли Олег Иванович Янковский и Владимир Иванович Корецкий. В Театре имени Ермоловой меня очень впечатлил актер Валерий Петрович Еремичев, такой колоритный, большой. Но о том, чтобы самому стать артистом, не задумывался. Хотя однажды бабушкин брат, видя, как я дома дурачусь, сказал: «Витька, тебе надо на клоуна учиться...» А в старших классах одноклассница позвала меня в студию при Народном театре в ДК имени 40-летия Октября.

— Почему именно вас? Вы что, в классе были заводилой, всех смешили?

— Да нет, но в школьных «Новогодних огоньках» участвовал постоянно... В студии при Народном театре мы играли разные отрывки. Помню, как в День милиции исполняли сцену из «Любови Яровой». Девушки-милиционеры преподнесли нам гвоздички, чего я совершенно не ожидал. Это были мои первые «актерские» цветы! А еще мне очень нравилось петь. И я бегал в массовке в оперетте «Бабий бунт», которую поставил Народный театр музыкальной комедии в ДК АЗЛК.

Виктор Раков и Дарья Мороз на съемках сериала «Угрюм-река», 2020 год. Фото: пресс-служба Первого канала

Однако мама говорила, что мне надо вслед за старшим братом поступать в вечерний металлургический институт. В десятом классе исправно ходил на подготовительные курсы в этот вуз, хотя понимал, что металлургия мне совсем неинтересна. Поэтому, получив аттестат, попробовал поступать и в театральный. Показался в ГИТИСе (помню, со мной поступал Олег Фомин, но он потом пошел в Щепкинское). А еще в Школу-студию МХАТ и во ВГИК. Но дальше первого тура никуда не прошел.

— Очень расстроились?

— Не очень, потому что хватило одного дня понять, что не готов к поступлению. По настоянию мамы снова пошел на подготовительные курсы в металлургический институт и устроился на завод. Сначала учеником, а потом монтажником радиоаппаратуры. Зарплата — сдельная. Поскольку я был молодой, мастера давали мне самую невыгодную работу: делаешь много, а получаешь мало. Параллельно готовился к поступлению в театральный, для чего прежде всего изменил репертуар.

— И это сработало?

— Да! Например, я так удачно спел романс «Не жалею, не зову, не плачу», что в ГИТИСе меня пропустили на второй тур отделения музыкальной комедии, где готовили артистов оперетты. Но я не решился пойти на этот факультет, потому что не знал музыкальной грамоты. Подумал, что иметь голос и любить петь — этого недостаточно для профессионального певца. И — о чудо! — поступил на актерский факультет к Владимиру Алексеевичу Андрееву.

Успешно прошел два тура, а третий должен был состояться после Олимпиады-80. Те дни я запомнил не только благодаря Играм, опустевшей Москве, но и похоронам Высоцкого. Мне песни Владимира Семеновича очень нравились с детства (в музыкальном плане меня образовывал старший брат, который слушал зарубежных исполнителей, рок, бардов).

Прочитав в «Вечерней Москве» некролог, отпросился с обеда — был будний день — и помчался на Таганку. А там подступы к театру перекрыты: в оцеплении стояли милиционеры явно из азиатских республик. Общественный транспорт не ходил, само здание отгородили от Таганской площади автобусами. Потом прибыла конная милиция. В какой-то момент увидел Кобзона, Лещенко, они выходили из театра через отдельную дверь.

Поразило огромное количество венков и море людей. Очередь «к Высоцкому» начиналась у театра, шла до Котельнической высотки — кинотеатра «Иллюзион», а оттуда поворачивала снова к театру. Чтобы не было толпы, колонну выстраивали по два человека. Очередь медленно, но двигалась. Потом ее по неизвестной причине остановили, народ из-за этого страшно злился, чуть не дошло до драки со стражами порядка. А после окончания панихиды напротив театра, у выхода с Кольцевой станции метро, еще долго стоял милицейский автобус: отслеживали, чтобы не было никаких провокаций, лишних волнений...

Через несколько дней взял отпуск на работе и пошел в ГИТИС на третий тур. Как назло, заболел бронхитом с высокой температурой и сильным кашлем. Но все сдал успешно и поступил!

— У вас был дружный курс?

— Дружный и интернациональный. У нас учились русские, евреи, украинцы, немец, грузин, дагестанец, ребята из Прибалтики, Армении. После окончания вуза все вместе мы собрались, кажется, на пятилетие выпуска. А на творческом юбилее Андреева, когда мы придумали в его честь капустник, появились уже не все. Кто-то ушел из профессии, кто-то уехал в другую страну. Из тех, кто стал известным артистом, назову Левана Мсхиладзе, он сейчас играет Сталина в кино все более и более успешно.

И еще, конечно, Лену Яковлеву. На поступлении мы у нее спросили:

— А ты к актеру Юрию Яковлеву отношение имеешь?

Она ответила:

— Да, это мой папа.

И мы такие — ни фига себе! Наверняка Лена не хотела нас обмануть, просто пошутила, чтобы к ней не приставали с дурацкими вопросами. А вот Маша Державина действительно была дочкой известного артиста (а еще внучкой легендарного маршала Буденного). К слову, внешне была очень похожа на отца, у нее такие же голубые глаза. Михаил Михайлович в институт не приходил, по крайней мере я его ни разу не видел. А Машка вела себя скромно. После ГИТИСа она не стала заниматься актерской профессией, сосредоточилась на семье — у нее двое сыновей, и немного работала на радио.

Так вот, Лена Яковлева тогда была девушкой из провинции. Она приехала из Харькова, а до этого ее семья жила в разных городах (у нее папа — военный). Поэтому у Лены был небольшой южный говорок, а еще в то время она была полненькой. Помню, однажды нам с Леной надо было срочно подготовить самостоятельный отрывок по Достоевскому. И мы репетировали его ночью, в общежитии ГИТИСа в ленинской комнате. А еще во время учебы мы с Леной снялись у режиссера Анатолия Ниточкина в эпизоде в детском фильме «Сильная личность из 2 «А».

Виктор Раков и Татьяна Кравченко в спектакле «Женитьба», 2023 год. Фото: Полина Королёва/из архива Московского государственного театра «Ленком Марка Захарова»

— А был у вас на курсе близкий друг?

— Несколько. Например, Юра Наумкин, Вадик Цыганов, который потом стал известен как продюсер, автор текстов песен и муж певицы Вики Цыгановой. Мы с ним под бутылочку красного вина очень удачно репетировали самостоятельные отрывки: по рассказам Шукшина, по гоголевской «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В зависимости от материала заводили магнитофон с песнями Высоцкого или других авторов, и музыка помогала нам творить. Вадик всегда был очень деятельным, активным, фонтанирующим идеями. Он довольно рано определился, что не хочет быть артистом, — писал стихи.

— Судя по всему, курс у вас был дружным. А сама учеба не разочаровала?

— Нет, что вы!.. После того как вывесили списки зачисленных, декан актерского факультета Галина Александровна Тарнавская собрала нас в большом зале и объявила: «Поздравляю, вы завтра... едете на картошку в Волоколамский район. Те, кто после школы, едут завтра. Те, кто работают, завтра увольняются и едут в колхоз послезавтра». На картошке наш курс пробыл больше месяца. Жили в большом бараке: одна половина здания — женская, другая — мужская. Спали на военных двухэтажных кроватях. Колхозу мы, наверное, встали в копеечку: больше проели картошки, чем собрали.

Когда наконец вернулись в Москву и пришли в институт, то на первом же занятии наш педагог Владимир Давыдович Тарасенко произнес странную фразу: «ГИТИС готовил много работников народного хозяйства. Были в их числе и актеры». Мы все похихикали. А потом задумались: про что это он? И ведь Тарасенко оказался прав. Сейчас из двадцати семи человек нашего курса по профессии работают меньше десяти...

— Расскажите про ваших учителей...

— Помимо Тарасенко у нас преподавал Геннадий Андреевич Косюков, тоже прекрасный педагог. На первом курсе у нас еще работала Ирина Ильинична Судакова. Но она на следующий год от нас ушла, потому что набрала собственный курс (на нем учился Дима Певцов, мой будущий коллега по «Ленкому»). А худруком нашего курса был Андреев. Владимир Алексеевич нас очень любил, радовался любым нашим успехам и достижениям, даже самым крошечным, постоянно вспоминал о них.

Однажды Андреев нагрянул в общежитие ГИТИСа на Трифоновской. Кстати, мы, студенты-москвичи, наведывались туда регулярно. Например, чтобы поддержать наших ребят в конфликте со студентами из киргизской студии. А чаще посидеть, поболтать и... выпить. Недалеко была пивная, в которой мы брали несколько трехлитровых банок пива и воблу. И однажды в разгар нашего «праздника» заходит Андреев! Но он был очень демократичным человеком, поэтому тоже выпил пивка. И еще он был оптимистичным, позитивным. Нам так хотелось ему как-то соответствовать...

В ГИТИСе вообще была атмосфера студенческого братства, ребята с разных курсов дружили. Я много общался с «касаткинцами» — ребятами на курс старше, которые учились в мастерской Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова. Мы гуляли по старому Арбату, который тогда еще не был пешеходным, по нему ходил 39-й троллейбус. Или заходили перекусить в «Прагу» — не в сам ресторан, а в столовую при нем. Вместе ходили на концерты в консерваторию. Кстати, в этом вузе иногда устраивали пункт сдачи крови. И однажды мне взбрело в голову помочь людям. Сдал кровь, получил за это трехдневный отгул, талон на обед и значок донора в форме капельки. Правда, потом все три дня не ходил, а как будто летал по воздуху, очень странно себя чувствовал...

Виктор Раков и Александр Збруев в спектакле «Мудрец», 1989 год. Фото: Полина Королёва/из архива Московского государственного театра «Ленком Марка Захарова»

— Во время учебы вы видели себя театральным артистом или все-таки больше мечтали о кино?

— Конечно, хотелось сниматься. Но когда пошли всевозможные этюды, я понял, что это все очень важные вещи для освоения актерской профессии. К тому же буквально с первого курса мы участвовали в постановках Театра имени Ермоловой, где наш мастер был главным режиссером. В «Казанском университете» — по-моему, это была первая постановка в Москве Михаила Вартановича Скандарова — роль юного Ленина, тогда еще Ульянова, играл Володя Конкин. Точного портретного сходства от него не требовалось, вождя он напоминал отдаленно. А мы, ученики Андреева, бегали в массовке, изображали жандармов и студентов университета. Чтобы было веселее, сами придумывали себе «мизансцены». Например, договаривались, что когда бежим из одной кулисы в другую, то в центре сцены кто-то из нас спотыкается, падает, а потом поднимается и бежит дальше. И мы очень радовались своим находкам.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Елизавета II: долг как смысл жизни Елизавета II: долг как смысл жизни

Елизавета II с самого начала твердо знала, что у нее нет возможности ошибиться

Караван историй
«Пелопоннесская война» «Пелопоннесская война»

Как чума помешала походу афинян на Эпидавр

N+1
«Вернуть жену Ивану Лапикову помог Олег Ефремов» «Вернуть жену Ивану Лапикову помог Олег Ефремов»

Образы, созданные Иваном Лапиковым в кино стали народными, любимыми

Караван историй
Выплыть из омута: фильмы про абьюз, одержимость и выход из нездоровых отношений Выплыть из омута: фильмы про абьюз, одержимость и выход из нездоровых отношений

11 фильмов про абьюз, которые стоит посмотреть

Forbes
«Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши» «Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши»

Пианист Константин Купервейс рассказывает об Ирине Мирошниченко

Коллекция. Караван историй
Кинососедские отношения Кинососедские отношения

Как южнокорейское кино очеловечило своих северокорейских героев

Weekend
«Сейчас такой период, когда меня наконец увидели» «Сейчас такой период, когда меня наконец увидели»

К 17 годам актриса Лиза Ищенко успела громко заявить о себе, и это не случайно!

OK!
Как выбрать пуховик: самая полная памятка и лучшие варианты Как выбрать пуховик: самая полная памятка и лучшие варианты

Что учесть и на что обратить внимание, выбирая пуховик?

Правила жизни
Магия кино Магия кино

Актриса Юлия Снигирь — о мистике и булгаковщине, спорах в творческой семье

VOICE
Анализ белков указал на пол 12 человек из древнего некрополя Анализ белков указал на пол 12 человек из древнего некрополя

Биомолекулярные методы позволяют точнее определять пол древних людей

N+1
Катерина Ковальчук: «Семья — самое важное в жизни, это у меня в приоритете всегда было, есть и будет» Катерина Ковальчук: «Семья — самое важное в жизни, это у меня в приоритете всегда было, есть и будет»

Говорят, что мы выбираем мужей, похожих на наших отцов

Караван историй
Титан на небесах и в морских глубинах Титан на небесах и в морских глубинах

Как открыли, изучали, добывали и использовали титан

Наука и техника
Селфи сделало женщин более стройными и привлекательными в глазах других людей Селфи сделало женщин более стройными и привлекательными в глазах других людей

Как селфи сказываются на внешности женщин?

N+1
Генерал Алексей Алексеевич Брусилов Генерал Алексей Алексеевич Брусилов

Генерал Брусилов был известен недюжинным талантом и любовью к военному делу

Знание – сила
Быстро – не значит без ошибок Быстро – не значит без ошибок

Человек разумный очень сильно отличается от других представителей животного мира

Знание – сила
На все времена На все времена

Элегантный интерьер в стиле софт-минимализм

SALON-Interior
В бордовых тонах В бордовых тонах

За что стоит полюбить свеклу?

Лиза
Как менялся взгляд на женскую психотерапию и чем она отличается от мужской Как менялся взгляд на женскую психотерапию и чем она отличается от мужской

Как психоанализ и феминизм искали причины различий проблем женщин и мужчин

Forbes
Колесо судьбы Харрисона Форда Колесо судьбы Харрисона Форда

Легендарный актер Харрисон Форд, чьи герои не сходят с экранов более полувека

Караван историй
14-летний подросток из Ярославля убивает котят и снимает это на видео: в чем причина его насилия 14-летний подросток из Ярославля убивает котят и снимает это на видео: в чем причина его насилия

Как быть родителям, чьи дети могут быть склонны к насилию

Psychologies
Оцифрована, околдована Оцифрована, околдована

Виртуальный мир уже проник не только в наши умы, но и под наши одеяла

Men Today
Поэт-пророк, или Есть ли у России будущее? Поэт-пророк, или Есть ли у России будущее?

Об одной идее Михаила Лермонтова

Знание – сила
Мануальные техники в сексе: тайна для двоих — репортаж с тренинга Мануальные техники в сексе: тайна для двоих — репортаж с тренинга

Что такое мануальные техники в сексе и стоит ли им научиться?

Psychologies
Тени на экране Тени на экране

Актриса Вера Холодная — один из самых красивых мифов русской культуры

Знание – сила
«Мазохизм присущ нам априори». Почему людям нравятся истории про маньяков и как тру-крайм может повлиять на психику «Мазохизм присущ нам априори». Почему людям нравятся истории про маньяков и как тру-крайм может повлиять на психику

Как появился формат тру-крайм и почему людям так нравятся сюжеты про маньяков

СНОБ
Почему женщины отказываются от интервального голодания: 3 серьезные причины Почему женщины отказываются от интервального голодания: 3 серьезные причины

Почему интервальное голодание подходит далеко не всем?

VOICE
В чем польза медитации и может ли она изменить жизнь В чем польза медитации и может ли она изменить жизнь

Чем медитация полезна с точки зрения науки и как к ней подступиться

РБК
Игра в невозможность перевода: роман об одиночестве и семейных тайнах Игра в невозможность перевода: роман об одиночестве и семейных тайнах

Отрывок из романа Лены Элтанг «Каменные клены» об одиночестве

Forbes
Польза манго для организма: 8 свойств Польза манго для организма: 8 свойств

Манго не зря называют «великим фруктом» — это сокровищница витаминов и минералов

РБК
Попугаев удалось различить по голосам Попугаев удалось различить по голосам

Модель машинного обучения смогла определить принадлежность криков попугаев

N+1
Открыть в приложении