Подошел мужчина, показал мою фотографию в телефоне и сказал: «Вы очень похожи»

Караван историйЗнаменитости

Анна Зайкова: «Это был счастливый билет, который мне вручил Марк Анатольевич Захаров»

В театре для меня, конечно, первой ступенью была роль Кончитты в «Юноне и Авось». А в кино первой серьезной работой стал сериал «Мур-Мур». Именно после этой картины пришло узнавание. Помню, в метро подошел мужчина, показал мою фотографию в телефоне и сказал: «Вы очень похожи». Я говорю: «Да, потому что это я».

Беседовала Екатерина Филимонова

Фото: Мария Варлей

Анна, вы выросли в актерской семье: мама — актриса Мария Зайкова, отчим — актер и режиссер Игорь Яцко. И, наверное, вы мечтали о сцене...

— Я росла в атмосфере творчества — родители при мне обсуждали спектакли, репетиции, книги. Что уж говорить, я не то что много времени проводила за кулисами, я жила в роскошном дореволюционном здании на Поварской, где располагался театр «Школа драматического искусства». Наша комната в коммунальной квартире находилась на втором этаже, буквально один пролет вниз — и сцена. С нами жила еще одна семья — режиссера Александра Огарева. С Симой Огаревой, сейчас она служит в «Мастерской Петра Фоменко», мы как сестры. Она старше меня на два года, невероятно творческая и деятельная. Я за ней ходила по пятам, повторяла и поддерживала во всем. В стенах нашей коммуналки мы создали свой детский театр «Волшебная лампа», ставили и показывали соседям спектакли. У нас были и танцевальные номера, и кукольный спектакль, ставили «Карлсона» и «Буратино», например. Сима мечтала стать артисткой, она уже тогда знала, что будет поступать в театральный и свяжет свою жизнь с актерством. Я же хотела стать то переводчиком, то математиком, то журналистом. Помню, что даже говорила: «Я не хочу быть актрисой!» На что мама отвечала: «Слава богу». Но когда наступила пора определяться с институтом, вопрос, куда идти, вообще не стоял: конечно, в театральный! И проверить свои силы я решила за год до окончания школы. После десятого класса пришла на прослушивание в ГИТИС, сказав приемной комиссии, что в этом году выпускаюсь. Обман, конечно, но так многие делают: пытаются прощупать почву, понять, каковы шансы. Я готовилась самостоятельно, все держала в секрете от родителей. Но потом все равно все всплыло...

— Почему вы выбрали ГИТИС?

— В том году в ГИТИСе набирал курс Олег Львович Кудряшов, его мастерская и по сей день считается одной из лучших. Я прошла все этапы, но на финальный конкурс решила не идти, потому что не хотела претендовать на чье-то место. Тогда всем и стало ясно, что я буду поступать в театральный вуз. Родителям пришлось смириться. (Улыбается.) На следующий год я поступала во все театральные вузы Москвы. В Школе-студии в тот год курс набирали Роман Козак, Дмитрий Брусникин и Алла Покровская. Предыдущие их выпуски были очень яркими, много классных ребят у них училось. Сима часто мне рассказывала про эту мастерскую, ее мнение было для меня авторитетным и, конечно, я мечтала туда попасть. Но поскольку никогда не знаешь, возьмут тебя или нет, пробуешь поступать во все театральные вузы. На все финальные этапы со мной ходила мама. Она очень сильно переживала и, конечно, хотела, чтобы у меня все получилось. Помню, в один день совпали два творческих конкурса в разных вузах. Мы с мамой шли из ГИТИСа в Школу-студию МХАТ и попали под ливень. Зашли в магазин косметики, чтобы привести меня в порядок.

— Родители помогли вам подготовиться?

— На каком-то этапе мама с Игорем меня послушали, сделали замечания. Но в целом я готовилась самостоятельно: выбрала программу, репетировала. Мама очень помогла мне морально. Мне кажется, что все адские эмоции она взяла на себя.

— Помните свои эмоции, когда узнали, что поступили в желанный вуз?

— Я вообще не помню, представляете? Была в таком шоке от происходящего, что этот день не отпечатался у меня в памяти. Вроде мы с мамой выпили кофе недалеко от Школы-студии и поехали домой. Хотя я была уверена, что при самом лучшем исходе буду радоваться, орать и визжать от счастья и отмечать свое поступление всю неделю. А когда это произошло, не было ярких эмоций, мы просто поехали домой.

— Учеба давалась легко?

— Я не могу сказать, что это мои счастливые четыре года студенчества, но определенно они дали очень много. Было тяжело, потому что мне всего 16 лет, я ничего не понимаю ни про жизнь, ни про саму себя, у меня нет никакого жизненного опыта. Конечно, большую ответственность накладывает уже сам факт, что ты попал в Школу-студию МХАТ. Ты уже немножко избранный, и этот кредит доверия надо оправдать. Первое время все тряслись, боялись отчисления. Помню, как нас с однокурсницей (ныне — талантливым кинорежиссером) Ксюшей Зуевой выгнали с первого урока по танцу. Вот это была трагедия. Мы сидели в туалете и переживали, что нас отчислят. Мы, конечно, вели себя плохо: болтали, смеялись, дурачились. Нас с Ксюшей называли Зай и Зуй. Когда мы встречались, начинался какой-то треш. (Улыбается.) Игорь Владимирович Пиворович, наш педагог, не выдержал и выставил нас за дверь. Ну и правильно сделал, в воспитательных целях это было необходимо. В целом я хорошо училась, у меня красный диплом. С детства живу с синдромом отличницы.

Мы, молодые девушки, стремились и внешне соответствовать самому лучшему вузу страны: ходили в кафе, старались модно одеваться. Я все время была в напряжении, не хотелось выглядеть хуже и глупее других. Все четыре года жила с мыслью, что надо соответствовать. В общем, студенчество было непростым временем, но я благодарна за него, потому что профессия наша тоже отнюдь не простая.

Анна Зайкова, 2022 год. Фото: Анастасия Недзельская

А еще в Школе-студии начали рушиться мои стереотипы, ломались ценности и понятия, которые родители прививали мне на протяжении всей моей жизни. «Школа драматического искусства» — это не просто театр, это образ мысли. Анатолий Васильев прививал своим артистам уважение к классике, любовь к высокой литературе — родители занимались Платоном, Гомером, Достоевским, Пушкиным и не всегда признавали перемены, которые происходили и в обществе, и в искусстве. В Школе-студии все было по-другому, сильное влияние оказывал МХТ, где Олег Павлович Табаков давал молодым режиссерам (в том числе и Кириллу Серебренникову) возможность проявляться, экспериментировать с классикой. Даже у великой Аллы Борисовны Покровской тогда начались внутренние сомнения, она искала новые пути и формы. Покровская приходила к нам и говорила: «Я не понимаю, что с вами делать, все изменилось, вы должны мне сами что-то предложить». Конечно, в моей голове что-то щелкнуло.

Меня очень сильно ломало, и мы с родителями все это обсуждали, у нас бывали споры на этот счет. У меня случился какой-то интеллектуальный пубертат, я отрицала все, чему они меня учили. Родители всю жизнь работают в игровом театре, где главное — это энергия и метафизика, а не локальные человеческие истории. Я попала в совершенно иную среду, и не всегда мы могли понять друг друга. Тем не менее я всегда ощущала от них безусловную поддержку в любой работе. Дебаты наши были скорее по части теории.

Анна Зайкова, 2022 год. Фото: Мария Варлей

— У вас был прекрасный и талантливый курс — Яна Гладких, Паулина Андреева, Марина Петренко, Нина Гусева...

— Этим же составом мы играем спектакль Марины Брусникиной «Поле» в театре «Практика». У нас был действительно очень крепкий женский костяк на курсе. Мы всегда шутили и шутим, что наш курс — курс любви и добра. Но это отчасти сарказм. (Улыбается.) У нас была довольно жесткая атмосфера: мы друг над другом шутили, подтрунивали, подкалывали. На самом же деле — за каждого горой, но и расслабляться в таком режиме не приходилось. Зато мы все из студии вышли с броней.

Два года назад я познакомилась с актерским коучем Василием Шевченко. В его актерской группе была прекрасная атмосфера, полная свобода творчества, когда не боишься выходить на сцену и пробовать что-то новое, не боишься осуждения. Мы очень много импровизировали и, самое главное, не пытались друг друга поразить. Именно на этих курсах я поняла, какая обстановка должна быть в творческом коллективе. Но, разумеется, большую роль играет возраст. У Васи в группе были уже взрослые, часто состоявшиеся артисты, которые понимали нюансы совместной работы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Николай Цискаридзе: «Балет — это каторга в цветах» Николай Цискаридзе: «Балет — это каторга в цветах»

Николай Цискаридзе дал интервью в год 285-летия старейшей балетной школы мира

Караван историй
Дженнифер Лопес. Путь наверх Дженнифер Лопес. Путь наверх

Женщина-звезда, певица, актриса, продюсер, бизнесвумен становится все интереснее

Караван историй
Ирина Шевчук: «Судьба нам подарила фильм «...А зори здесь тихие» Ирина Шевчук: «Судьба нам подарила фильм «...А зори здесь тихие»

Ко мне подошла женщина и спросила: «Риточка, скажите, а как ваш сын сейчас?»

Караван историй
Как сохранить нервы и не перегореть на работе? Стоит узнать! Как сохранить нервы и не перегореть на работе? Стоит узнать!

Как сохранить свое ментальное здоровье на работе?

ТехИнсайдер
Ольга Лапшина: «Обожаю во время работы влюбляться в режиссера» Ольга Лапшина: «Обожаю во время работы влюбляться в режиссера»

Она согласна сыграть даже голос за дверью, если ее зовут друзья...

Караван историй
Продукты, полезные для печени: что пора добавить в рацион Продукты, полезные для печени: что пора добавить в рацион

Как заботиться о печени правильно

Psychologies
Мария Куликова: «Я очень изменилась, всегда весело расплескивала себя, а сейчас нет» Мария Куликова: «Я очень изменилась, всегда весело расплескивала себя, а сейчас нет»

За то время, пока создавался «Склифосовский», многое случилось

Караван историй
Какие установки про отношения пора выбросить из головы Какие установки про отношения пора выбросить из головы

Что нужно забыть, чтобы построить счастливые отношения?

Psychologies
Анна Большова: Анна Большова:

У нас в театре такого еще не было, это беспрецедентный случай

Коллекция. Караван историй
Как лоботомия разрушила жизнь сестры Джона Кеннеди и сделала ее позором семьи Как лоботомия разрушила жизнь сестры Джона Кеннеди и сделала ее позором семьи

Почему сестру Джона Кеннеди скрыли от публики?

VOICE
Омега-3. 12 весомых причин ввести их в свой рацион Омега-3. 12 весомых причин ввести их в свой рацион

Сбалансированное питание невозможно без жирных кислот

Лиза
Почему так трудно с тем, кто не любит себя: самоценность и отношения в паре Почему так трудно с тем, кто не любит себя: самоценность и отношения в паре

Как быть, если у одного из партнеров низкая самооценка?

Psychologies
Елена Николаева. Несколько жизней Елена Николаева. Несколько жизней

Однажды во время репетиции открылась дверь и в зал вошел Евгений Миронов

Коллекция. Караван историй
Право на спорт Право на спорт

История Специальных игр в мире началась 60 лет назад

Men Today
Лечение без рецепта Лечение без рецепта

Может ли визуализация (представление чего-либо) влиять на наше самочувствие?

Добрые советы
Как вести себя на первом свидании, чтобы оно не стало последним: 2 главных правила Как вести себя на первом свидании, чтобы оно не стало последним: 2 главных правила

Секреты, которые помогут снять напряжение во время первой встречи

Psychologies
Аутизм: путь к социуму Аутизм: путь к социуму

Что такое аутизм и чем "дети дождя" отличаются от остальных?

ТехИнсайдер
«Для чего вы снова нас сюда вызываете?» «Для чего вы снова нас сюда вызываете?»

Константин Селин о своем фильме «Живой» и памяти о войне

Weekend
Палеоклиматологи определили подходящее время для заселения Америки по морскому льду Палеоклиматологи определили подходящее время для заселения Америки по морскому льду

Палеоклиматологи исследовали проблему первоначального заселения Америки

N+1
Русский Кортес Русский Кортес

Как проходил сибирский поход Ермака

Дилетант
Mitsubishi ASX 2023. Первые впечатления Mitsubishi ASX 2023. Первые впечатления

На сцене появился совершенно новый Mitsubishi ASX, он же Renault Captur

4x4 Club
Зрительный контакт: о чем расскажут глаза — 3 важных значения взгляда Зрительный контакт: о чем расскажут глаза — 3 важных значения взгляда

Зрительный контакт дает много информации о настроении и намерениях собеседника

Psychologies
Кажется, миллиардер и инвестор Алексей Феликсов может превратить в золото совсем все Кажется, миллиардер и инвестор Алексей Феликсов может превратить в золото совсем все

Если у вас нет королевской тиары или шапки Мономаха, вам к Феликсовым!

Собака.ru
«Американки в Красной России» «Американки в Красной России»

Отрывок из книги Джулии Л. Микенберг «Американки в Красной России»

N+1
Революция «наоборот»: как Япония вырвалась из застоя, вернув власть императору Революция «наоборот»: как Япония вырвалась из застоя, вернув власть императору

Не существует единого рецепта модернизации. Страны действуют на свой лад

Вокруг света
В Польше нашли покрытое дегтем составное орудие возрастом десять тысяч лет В Польше нашли покрытое дегтем составное орудие возрастом десять тысяч лет

Археологи представили результаты исследования составного орудия эпохи мезолита

N+1
Дорогой Бен: 15 фактов о Бене Аффлеке, которых вы, возможно, не знали Дорогой Бен: 15 фактов о Бене Аффлеке, которых вы, возможно, не знали

Что нам известно о Бене Аффлеке?

Правила жизни
Ловушка эффективности: почему 24 часов в сутках никогда не хватает Ловушка эффективности: почему 24 часов в сутках никогда не хватает

Отрывок из книги «Четыре тысячи недель: тайм-менеджмент для смертных»

Inc.
В маленьких сосудах бронзового века из Анатолии обнаружили остатки ароматических масел В маленьких сосудах бронзового века из Анатолии обнаружили остатки ароматических масел

Самые ранние прямые свидетельства присутствия ароматических масел в Анатолии

N+1
Страшно интересно: пять мест с мистической атмосферой в России Страшно интересно: пять мест с мистической атмосферой в России

Предлагаем пять мест, пользующихся дурной славой, где можно пощекотать нервы

Караван историй
Открыть в приложении