Вот-вот мы сможем вырваться из потока машин и подняться над городской суетой

GQHi-Tech

Если что, я мигом подлечу

Человек придумал аэромобиль сразу после самолета — более века назад. Почему же у нас до сих пор нет летающих такси и когда автомобили поднимутся в воздух?

Текст: Дмитрий Петросьянц

Планировалось, что словацкий AeroMobil начнет продаваться в 2020 году. Сегодня компания ориентируется на старт продаж в 2023‑м.

Кажется, что будущее уже давно наступило, но мы почему‑то до сих пор не видим в вечернем небе Москвы летающих такси. Система распознавания лиц — есть, искусственный интеллект, генерирующий контент всякой сложности, — есть. Есть даже роботы, наталкивающие на мысли о восстании искусственных собак, но автомобили перемещаются по воздуху пока что только в кино.

А ведь весь XX век команды автомобильных и авиационных инженеров независимо друг от друга работали над созданием авиамашины будущего. Были разработаны десятки прототипов, проводились сотни тестов, и нам давали тысячи обещаний, что человек вот-вот сможет воспарить над шоссе и улететь куда подальше. Первый шаг в этом направлении был сделан в далеком 1917 году американским пионером авиации Гленном Кертиссом. Его автоплан вмещал трех пассажиров, имел довольно массивные крылья и внушительную мощность 100 л. с., но полететь не смог — лишь на короткое время оторвался от земли во время испытаний. Кертисс расстраивался недолго, махнул на проект рукой и вернулся к классической авиации.

1937. «Стреломобиль» Уолдо Уотермена совершил первый полет в феврале 1937 года. В воздухе аппарат развивал скорость до 200 км/ч.

Спустя два десятилетия на горизонте появился «Стрелобиль» (в оригинале — Arrowbile), автором которого был авиаконструктор Уолдо Уотермен. Однажды ему в голову пришла идея отрезать хвост у самолета и на его месте разместить пропеллер. Эксперимент прошел удачно, самолет взлетел и благополучно приземлился, и тогда Уотермен подумал сделать из него машину. Главной деталью прототипа стали съемные крылья: их можно было оставить на аэродроме и привычным образом мчаться по городским делам. Трансформер и ехал, и летел с внушительной скоростью (110 км/ч на земле и 200 км/ч в воздухе), но всего таких аппаратов было выпущено шесть штук: компания «Студебеккер», производившая «Стрелобиль», посчитала проект слишком затратным. Однако концепция съемных крыльев настолько укрепилась в сознании инженеров того времени, что они еще не раз к ней обращались — например, в проекте ConvAirCar. В 1947 году компания-производитель планировала выпустить первую партию в количестве 160 тыс. (!) штук, однако энтузиазм поубавился после неудачного теста прототипа. Проблема в итоге была лишь в том, что в один из баков ConvAirCar забыли залить горючее, но разработчики либо знали о чем‑то еще, либо просто восприняли аварию как плохой знак и прекратили работу над проектом.

Примерно тогда же летающим автомобилем со съемными крыльями занимался изобретатель Роберт Фултон. Он создал три идеальных прототипа своей «Аэрофибии», которым удалось пройти все испытания на земле и в воздухе, но развитие проекта уперлось опять-таки в финансы. Компания Taylorcraft, которой Фултон продал свое детище, не стала выводить его на рынок: послевоенный мир был небогат. А энтузиасты Генри Смолински и Гарольд Блейк, увы, вообще переоценили свои возможности. Они скрестили Ford Pinto c самолетом Cessna 337 Skymaster, но допустили ошибку в конструкции складных крыльев: те не выдержали нагрузки, и оба конструктора разбились при первом же полете.

1948. ConvAirCar — пример чисто механического симбиоза автомобиля и одномоторного самолета. После неудачных испытаний проект заглох.

Только в 1970‑х дизайнеры перестали визуализировать летающие машины как гибрид самолета и автомобиля. Пионером новой эры стал Пол Моллер, который придумал единую конструкцию с нуля и решил реализовать в ней технологию VTOL (Vertical Take‑Off and Landing — вертикальный взлет и приземление). Ее преимущества были очевидны: для полета на работу или за город не требовалось никакой взлетной полосы. Но и Моллер особых успехов не добился: инженеру удалось совершить тестовый полет и оторваться от поверхности земли, и на этом все — попытки привлечь финансирование ни к чему не привели. Так, в общем‑то, XX век для автовоздухоплавания и закончился.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Могло быть иначе? Могло быть иначе?

Татьяна Филева — математик, пилот и руководитель авиакомпании

GQ
Ученые рассказали, почему содержательные разговоры с коллегами лучше светских бесед Ученые рассказали, почему содержательные разговоры с коллегами лучше светских бесед

Почему люди избегают содержательных бесед вне своего привычного круга общения

Inc.
15 мыслей Алексея Пивоварова 15 мыслей Алексея Пивоварова

Алексей Пивоваров — о телевидении, пилотировании и цензуре в новых медиа

GQ
К гостю из космоса К гостю из космоса

В Челябинской области появился первый брендовый маршрут

Отдых в России
Зачем нужна зима? Зачем нужна зима?

Преодолеть зиму и стать лучше

GQ
Свет и блеск Достоевского Свет и блеск Достоевского

Тернистый путь, пройденный Фёдором Михайловичем Достоевским

Наука и жизнь
Марк Цукерберг Марк Цукерберг

Правила жизни создателя Facebook Марка Цукерберга

Esquire
Стелла Ильницкая. Верю в чудо Стелла Ильницкая. Верю в чудо

Если приглядеться, жизнь — это одно сплошное чудо, которого мы часто не замечаем

Коллекция. Караван историй
Тест: Чего вы хотите на самом деле, когда мечтаете о деньгах? Тест: Чего вы хотите на самом деле, когда мечтаете о деньгах?

А какая у вас мотивация зарабатывать? Пройдя тест, вы узнаете ответ

Psychologies
Возможно, астма уменьшает риск развития опухолей в мозгу. Вот откуда такие предположения Возможно, астма уменьшает риск развития опухолей в мозгу. Вот откуда такие предположения

Неврологи выяснили, почему у людей с астмой меньше вероятность опухоли в мозгу

Популярная механика
Жертвы проклятия короля Тутанхамона и счастливчик, которому повезло избежать злого рока Жертвы проклятия короля Тутанхамона и счастливчик, которому повезло избежать злого рока

История девяти человек, которая может заставить вас поверить в проклятие фараона

ТехИнсайдер
«Тайный Санта»: как устроить легкий обмен подарками с друзьями и коллегами «Тайный Санта»: как устроить легкий обмен подарками с друзьями и коллегами

Самый простой способ поздравить друг друга с Новым годом

Esquire
Новогодняя диета на 7 дней: минус один размер! Новогодняя диета на 7 дней: минус один размер!

Как похудеть за неделю?

Cosmopolitan
ВАЗ: лучшие электромобили советского периода ВАЗ: лучшие электромобили советского периода

В советское и постсоветское время ВАЗ был лидером электромобилестроения

Популярная механика
«Мы понимали, что наши интересы в технологиях вызовут скепсис»: зачем производитель майонеза «Слобода» делает аэротакси «Мы понимали, что наши интересы в технологиях вызовут скепсис»: зачем производитель майонеза «Слобода» делает аэротакси

Производитель «Слободы» интересуется альтернативными источниками энергии

VC.RU
Не только «Великолепный век»: 10 турецких сериалов, которые ты еще не видела Не только «Великолепный век»: 10 турецких сериалов, которые ты еще не видела

Какие турецкие сериалы стоит посмотреть

Cosmopolitan
Экологически чистое зазеркальное молоко Экологически чистое зазеркальное молоко

Макмиллан предложил название новому виду катализа — органокатализ

Наука и жизнь
Как банки управляют нашими деньгами (и борются за доверие клиента)? Разговор Сергея Минаева с старшим вице-президентом ВТБ Дмитрием Брейтенбихером Как банки управляют нашими деньгами (и борются за доверие клиента)? Разговор Сергея Минаева с старшим вице-президентом ВТБ Дмитрием Брейтенбихером

О том, как банки перестраиваются в цифровом мире и какое место занимает клиент

Esquire
30 идеальных новогодних поздравлений для друзей, коллег и самых близких 30 идеальных новогодних поздравлений для друзей, коллег и самых близких

Коллекция новогодних пожеланий

Cosmopolitan
Телескопы с жидким зеркалом: как это работает Телескопы с жидким зеркалом: как это работает

Есть ли у «жидких ртутных телескопов» будущее?

Популярная механика
«Голые» фото звезд-2021, которые лишили нас дара речи: Толкалина, Шейк и другие «Голые» фото звезд-2021, которые лишили нас дара речи: Толкалина, Шейк и другие

В 2021 году звезды не скупились на публикацию откровенных снимков

Cosmopolitan
Здесь был ЗИЛ. Репортаж о легендарном заводе, которого не стало Здесь был ЗИЛ. Репортаж о легендарном заводе, которого не стало

Выясняем, что стало с МСЦ № 6 ЗИЛа после сноса его исторического здания

РБК
Директор фонда «Дети Наши» — Forbes: «НКО и бизнес друг друга опыляют» Директор фонда «Дети Наши» — Forbes: «НКО и бизнес друг друга опыляют»

Варвара Пензова рассказывает, как подружить бизнес с благотворительностью

Forbes
Семейные ценности Семейные ценности

Самый громкий скандал разразился из-за наследства Олега Бурлакова

Forbes
Золотая виза, золотой песок: зачем россияне снова покупают отели на курортах Европы Золотая виза, золотой песок: зачем россияне снова покупают отели на курортах Европы

Россияне инвестируют в европейские отели, чтобы получить вид на жительство

Forbes
Как учатся современные дети в России и что происходит с отечественной системой образования? Заменит ли дистанционное обучение офлайн? Отвечают учителя Как учатся современные дети в России и что происходит с отечественной системой образования? Заменит ли дистанционное обучение офлайн? Отвечают учителя

Esquire расспросил учителей о настоящем и будущем школьного образования

Esquire
Механические колебания иона увидели в оптический микроскоп Механические колебания иона увидели в оптический микроскоп

Физики смогли увидеть распределение иона иттербия в пространстве

N+1
Ford Bronco. Ренессанс внедорожной классики Ford Bronco. Ренессанс внедорожной классики

Иконы офф-роуда уходить никуда не собираются

4x4 Club
Мы такими не были. Правда ли, что зумеры за ЗОЖ, — и почему они такие? Мы такими не были. Правда ли, что зумеры за ЗОЖ, — и почему они такие?

Действительно ли молодые люди курят меньше?

Esquire
«Мы будем целоваться?»: принцессе Диане предлагали сыграть в «Телохранителе-2» «Мы будем целоваться?»: принцессе Диане предлагали сыграть в «Телохранителе-2»

Диане Спенсер сулили блестящую карьеру в Голливуде

Cosmopolitan
Открыть в приложении