От чего зависит потребительское поведение Россиян

ДеньгиОбщество

Как потратить

От чего зависит потребительское поведение Россиян

Текст: Петр Рушайло

Константин Кокошкин

Принято считать, что потребительское поведение по большей части определяется возрастом: например, пенсионеры тратят мало, а молодежь не склонна делать сбережения. Отчасти это так, говорят эксперты. Но главным образом на то, как мы тратим деньги, влияет не возраст, а совсем иные факторы.

Теория поколений

«Как правило, сберегательное поведение людей определяется жизненным циклом: молодежь легко занимает и тратит, в 30–60 лет люди сберегают, после выхода на пенсию начинают тратить свои сбережения»,— рассуждает руководитель департамента общественных финансов ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Светлана Солянникова. Но изменения, происходящие в экономике в XXI веке, на ее взгляд, вносят перемены в потребительские стереотипы и финансовое поведение людей.

«Поколенческая теория» потребления подразумевает разделение людей по поведенческим паттернам в зависимости от интервалов дат их рождения: поколение X — люди, родившиеся со второй половины 1960-х до начала-середины 1980-х, Y — с начала-середины 1980-х до середины-конца 1990-х, Z — до примерно 2010–2012 годов. Теория утверждает, что поведенческие паттерны связаны в основном не с возрастом, а с обстоятельствами, которые определяли формирование человека.

По словам Светланы Солянниковой, опросы показывают, что у поколения Х в основном средства тратятся на покупку продуктов питания, оплату услуг ЖКХ (у 90% опрошенных), одежды и обуви. Представители этого поколения, в отличие от аналогичной возрастной группы прошлого века, демонстрируют высокий потребительский спрос, что связано с ростом уровня их доходов, обусловленным как более поздним выходом на пенсию, так и расширением программ медицинского страхования и медицинской помощи, форм государственной финансовой поддержки лиц пожилого и старшего возраста, полагает эксперт. У 64% есть сбережения, финансовые инвестиции или вложения в недвижимость. Цель накоплений — «на старость» (45%) и/или непредвиденные обстоятельства (64%). У этого поколения высок процент тех, кто копит на отдых и лечение (у трети делающих накопления), чего не было у аналогичной возрастной группы в ХХ веке. Но по факту у 66% нет серьезных сбережений, которые бы позволили им сохранять сложившийся уровень жизни на протяжении трех—пяти лет после выхода на пенсию, около четверти не считают их необходимыми в связи с накопленным негативным опытом их обесценения. Сбережения осуществляют «по привычке», у них низкая склонность к риску: предпочитают вклады в банках или хранить наличные дома.

У 78% граждан из поколения Y нет долгосрочных сбережений или вложений в недвижимость. В структуре расходов преобладают затраты на покупку продуктов питания, оплату услуг ЖКХ, проезд (у 80%), покупку одежды и обуви, оплату медицинских и образовательных услуг для себя и детей. Их поведение можно назвать поведением покупателей, причем именно это поколение самые активные покупатели в интернете. Цель накоплений — в основном на непредвиденные обстоятельства (около 30%), покупку жилья (22%) и автомобиля (25%). На открытие бизнеса готовы копить 15%. Ориентированы на получение прибыли в краткосрочном периоде, поэтому проявляют большой интерес к «высокотехнологичным» финансовым продуктам, таким как криптовалюты и рисковые биржевые инструменты.

Поколение Z склонно в первую очередь к потреблению, у 80% нет сбережений. В структуре расходов лидируют услуги кафе и ресторанов, заказ готовой еды (у 49% респондентов), покупка электроники и гаджетов (46%), товары и услуги для хобби (39%), отдых и платные медицинские услуги (38%). Половина из опрошенных тратит деньги на развлечения — это самый высокий удельный вес среди поколений и тенденция именно для этого поколения и XXI века. Цель накоплений — «на комфортную жизнь и про запас» (52%), на путешествия и отпуск (31%), на автомобиль (14%), на образование (18%). Им не жалко заплатить больше за товары известных марок. У них много подписок на сервисы (музыка, онлайн-кинотеатры, онлайн-обучение, игры и т. п.). Их поведение можно назвать поведением потребителей. Поколение Z серьезно относится к сбережениям, 87% считают, что сбережения нужны, у них есть желание инвестировать в акции, цифровые валюты и цифровые финансовые активы. При этом именно у молодых людей до 25 лет высок процент тех, кто планирует откладывать деньги на открытие своего бизнеса (31%). Поколение Z активно пользуется банковскими картами, для них главное — доступность финансовых услуг и цифровых сервисов.

Что касается сберегательного поведения, то, по словам Светланы Солянниковой, поколение Х ориентировано в первую очередь на сохранение реальной стоимости сбережений, поколение Y — на их ликвидность, а поколение Z — на увеличение стоимости. В XXI веке во всех поколениях сократилась доля граждан, делающих сбережения «про запас, на черный день» (за последние 20 лет на треть — с 24% до 15%), а также на длительный промежуток времени. Стала активно развиваться стратегия «накопить на что-то конкретное и купить/потратить при сбережении необходимой суммы». В целом же, замечает Светлана Солянникова, доля россиян, имеющих накопления, выросла с 2010 года в полтора раза (2010 год — 30%, 2023 год — 46%), при этом накопления бессистемны, «на всякий случай», снижается интерес населения к инвестициям со сроками свыше полутора лет, в основном копят на ремонт квартиры или дома (21%); отдых и медицинские услуги (19%) и «на старость» (15%).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Как лечить солнечные ожоги? Как лечить солнечные ожоги?

Что делать, если произошел солнечный ожог? Не спешим мазаться сметаной

Psychologies
Астральное дело Астральное дело

4 самые фантасмагорические народные теории о Юрии Гагарине

Esquire
Ключ к прочной связи: как «особое время» поможет укрепить отношения с ребенком Ключ к прочной связи: как «особое время» поможет укрепить отношения с ребенком

Как выстроить с ребенком эмоционально здоровые отношения?

Forbes
Ё-моё, сани и бутылка водки Ё-моё, сани и бутылка водки

Что изобретают и патентуют богатейшие люди России

Forbes
Золото уходит в слитки Золото уходит в слитки

Мировая нестабильность обеспечила металл высоким спросом частников

Деньги
Что такое RF-лифтинг, насколько он эффективен и кому противопоказан Что такое RF-лифтинг, насколько он эффективен и кому противопоказан

Как RF-лифтинг влияет на кожу?

РБК
Точка координат Точка координат

Утонченный и жизнерадостный интерьер в классическом стиле

SALON-Interior
Сколько энергии нужно женщине, чтобы выносить ребенка? Ученые дали простой и интересный ответ! Сколько энергии нужно женщине, чтобы выносить ребенка? Ученые дали простой и интересный ответ!

Рождение ребенка обходится женщине энергетически «очень дорого»

ТехИнсайдер
Что нужно мужчинам для здоровой сексуальной жизни? Узнайте ответ экспертов! Что нужно мужчинам для здоровой сексуальной жизни? Узнайте ответ экспертов!

Как мужчине поддержать сексуальное здоровье?

ТехИнсайдер
«Каждый прием пищи мог стать последним»: история женщины, которая дегустировала еду для Гитлера «Каждый прием пищи мог стать последним»: история женщины, которая дегустировала еду для Гитлера

Действительно ли существовал отряд из женщин, дегустировавших еду Гитлера?

ТехИнсайдер
Из жизни отдыхающих Из жизни отдыхающих

7 лучших советских фильмов о курортных романах

Лиза
«Мифы Дальнего Востока. От хозяина тайги Дуэнте и шаманки Кытны до духов вулканов и мухоморных девушек» «Мифы Дальнего Востока. От хозяина тайги Дуэнте и шаманки Кытны до духов вулканов и мухоморных девушек»

Великий ворон Куткынняку и переселение душ

N+1
Как до звезды: женская футбольная лига в Англии хочет повторить успех АПЛ Как до звезды: женская футбольная лига в Англии хочет повторить успех АПЛ

Как в Англии пытаются строить женскую версию самой дорогой футбольной лиги мира

Forbes
8 вещей, которые надо перестать покупать после 50 лет: мнение экспертов по личным финансам 8 вещей, которые надо перестать покупать после 50 лет: мнение экспертов по личным финансам

Финансовые советы для людей старше 50 лет

VOICE
На что влияет материнская плата и стоит ли на ней экономить На что влияет материнская плата и стоит ли на ней экономить

Чем дорогая материнская плата отличается от бюджетной?

CHIP
Supernovae: «Вышли мы все из сверхновых» Supernovae: «Вышли мы все из сверхновых»

«Если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?» Но как они зажигаются?

Знание – сила
Космическая гонка за главный земной ресурс Космическая гонка за главный земной ресурс

Дмитрий Кириллов — о нехватке чистой питьевой воды и решении этой проблемы

СНОБ
Как сделать водку дома Как сделать водку дома

Рассказываем, как правильно сделать водку не просто домашнюю, а хорошую и чистую

Maxim
Александру Пушкину — 225: российские писатели рассуждают о поэте Александру Пушкину — 225: российские писатели рассуждают о поэте

Как с годами менялось отношение к Александру Пушкину? Отвечают писатели

СНОБ
Кагор, портвейн, мускат: что правильно пить для повышения диабетической бдительности Кагор, портвейн, мускат: что правильно пить для повышения диабетической бдительности

Почему мы так любим сладкие вина?

Forbes
Гид по городам России, отметившимся в биографиях людей искусства Гид по городам России, отметившимся в биографиях людей искусства

Руководство по местам силы русских классиков

Правила жизни
Недетский размер Недетский размер

Детей с лишним весом становится все больше, и к здоровью это отношения не имеет

Лиза
Пустые дома и плохие деньги: почему «золотые визы» трудно получить и чем их заменить Пустые дома и плохие деньги: почему «золотые визы» трудно получить и чем их заменить

Что не так с «золотыми визами», чем они не нравятся местным жителям?

Forbes
Свидетельницы Иисуса Свидетельницы Иисуса

Среди помощников Иисуса, среди его учеников с самого начала были и женщины

Знание – сила
Период роста Период роста

Самые выгодные инвестиции полугодия

Деньги
Все дело в шляпе: вы удивитесь, когда узнаете, что выражение «прошляпить» не имеет никакого отношения к головному убору! Все дело в шляпе: вы удивитесь, когда узнаете, что выражение «прошляпить» не имеет никакого отношения к головному убору!

Почему в поговорках так часто фигурируют шляпы?

ТехИнсайдер
Обратная сторона коттеджных рекордов Обратная сторона коттеджных рекордов

Что разбалансировало рынок коттеджного строительства?

Монокль
«В тени богов. Императоры в мировой истории» «В тени богов. Императоры в мировой истории»

Расширение Арабского халифата и борьбе за престол после смерти Мухаммеда

N+1
Фотохудожник Алмонд Чу: Я хочу показать миру чувства, которые испытываю к Москве и Санкт-Петербургу Фотохудожник Алмонд Чу: Я хочу показать миру чувства, которые испытываю к Москве и Санкт-Петербургу

Фотохудожник Алмонд Чу о будущих сериях и любви к российским городам

СНОБ
Открыть в приложении