По сравнению с этим человеком Гитлер был нежным собирателем цветочков!

MaximИстория

Циничная жизнь Бэзила Захароффа — «оружейного барона» и серого кардинала

По сравнению с этим человеком Гитлер был нежным собирателем цветочков! А еще журнал MAXIM отчасти обязан ему своим названием.

Екатерина Чекушина

1000x600_0xac120003_3709485291566213662.jpg

Всообществе людей есть явные лидеры, чьи лица снятся перевозбужденным девственницам и чьи деяния записывают кровью в учебниках истории. И есть серые кардиналы, о которых, как правило, мало что известно даже скрупулезным историкам, хотя их делишки будут пострашнее холокоста. Бэзил Захарофф относится ко вторым.

Именно он открывал ногой дверь практически во все министерские кабинеты Европы. Именно он умело разжигал Первую мировую войну и получил от нее фантастический доход (по самым скромным подсчетам, каждый убитый солдат принес ему около 6 долларов прибыли), однако никто и никогда не посмел вменить ему это в вину. Наконец, именно он добился того, что половина мира в начале XX века считала Maxim самым убойным оружием на Земле (и, честное слово, наша редакционная машина времени тут совершенно ни при чем!).

Рождество

Как сплошь и рядом случается с младенцами, данный экземпляр появился не в самый подходящий момент. Его греческая семья только что пережила катастрофическое бегство из столичного Константинополя (в ходе Пасхальных погромов там резали греков) и обосновалась в жуткой дыре под названием Мугла на окраине Османской империи. Там, в глиняном домике с окнами без стекол, 6 октября 1849 года и родился Базилейос Захариас.

Следует отметить, что рождественская история, изложенная выше, — это, так сказать, официальная версия появления на свет нашего героя (например, именно она изложена в книге доктора Ричарда Левинсона «Европейская загадка: сэр Бэзил Захарофф» 1929 года издания).

Существует и несколько побочных. Например, что Базилейос на самом деле мальчик Василий из семейства одесских евреев Захаровых или что он сын русского офицера-аристократа. Собственно, Захариас сам приложил руку к распространению этих легенд — скорее всего, из-за благоприобретенной любви к мистификациям, которая помогала ему открывать двери кабинетов и будуаров.

Однако вернемся к официальной биографии и перенесемся в район Татавла в Константинополе, в 1866 год. Антигреческие настроения к этому моменту окончательно утихли, и семейство Захариасов смогло вернуться домой.

Семнадцатилетний Базилейос идеально вписался в столичную суету, будто всю жизнь прожил в этом интернациональном портовом городе. Он тут же стал подрабатывать менялой в порту, выучил какое-то фантастическое количество языков (многие утверждали, что чуть ли не шестнадцать) и в конце концов даже взялся водить туристов по Константинополю как знаток всех приличных и злачных мест.

Дядя внакладе

Шустрость Базилейоса вскоре оценили его богатые родственники. На сцене появился некий дядюшка Севастопулос, который пригласил племянника в свою компанию торговать одеждой. Расчет был прост. Дядюшка Севастопулос планировал постепенно переложить на родственника все разъезды и переговоры, чтобы самому попивать чай в константинопольской чайхане, получая дивиденды.

Однако юноша оказался гораздо шустрее, чем думал дядя. Базилейос полностью вошел в курс дела в первый же год. Во второй он наладил торговлю с невиданным доселе размахом (и все это за чисто символическую зарплату!). На третий год обрадованный Севастопулос написал племяннику письмо, рекомендуя продолжать в том же духе и намекая, что относится к нему как к полноценному партнеру.

Вот это было ошибкой, потому что к концу года Захариас в абсолютно деловом ключе запросил у дяди партнерскую долю доходов. Севастопулос был ошарашен. Он заявил, что слово «партнер» — это такая метафора, и вообще… Однако Захариас не стал долго размышлять над метафоричностью языка престарелых дядюшек, а просто изъял из кассы «свою долю» и уехал на противоположную сторону Европы, в Великобританию. Именно там находился бизнес-центр европейского мира (мало что изменилось с тех пор), где новоиспеченный Бэзил Захарофф планировал начать блистательную карьеру.

Шел 1870 год. Наш герой прибыл в Лондон молодым, но уже опытным в торговых делах специалистом со знанием языков. Кроме того, он был остроумен, привлекателен и полон чувства собственного достоинства. Довольно быстро этот многообещающий молодой человек вошел в дома самых знатных лондонских торговцев (особенно тех, у кого были дочери на выданье).

И тут, подобно грому среди ясного неба, в Лондон прилетел «пламенный привет» от константинопольского дядюшки. Се-вастопулос использовал недавно появившуюся в Европе службу международного сыска и потребовал ареста племянника, обвинив его в краже. Бэзил был немедленно заключен под стражу.

1221x525_0xac120003_17762454241566213724.jpg

Из воров в греки

Документальных свидетельств о том, что произошло дальше, опять же нет. Однако близкий друг Захароффа, Стефанос Ску-лудис, так описывает эту историю: «До последнего момента Бэзил был уверен, что дела его плохи. У него не было никаких смягчающих факторов: к несчастью, он потерял письмо, в котором дядя называл его партнером. Бэзил сидел в промозглой камере, непривычный к лондонским туманам. Незадолго до суда он попросил одного из немногих своих приятелей найти в его чемодане старую теплую куртку и передать в тюрьму. В кармане этой самой куртки и обнаружилось дядино письмо!»

Откуда бы оно ни взялось, но суд счел письмо достаточным доказательством и отклонил обвинение Севастопулоса. Тем не менее репутация Бэзила в чопорном Лондоне была безнадежно испорчена.

Поразмыслив о перспективах, наш герой решил начать все сначала. На этот раз на исторической родине, в Греции. С профессиональной физиономией многообещающего специалиста он внедрился в афинское общество. Тут Бэзилу повезло: почти сразу он познакомился с одной из ключевых политических фигур того времени — тем самым Стефаносом Скулудисом, который оказался его земляком.

В доме Стефаноса собирались самые блестящие интеллектуалы Афин и вершили судьбы страны. Греция того времени вообще делала ставку на «интеллектуальный ресурс», развивала институты и музеи, так как по причине полного отсутствия полезных ископаемых мировая индустриализация ей не светила. Все шло хорошо, пока Бэзил совершенно случайно не увел даму сердца у одного популярного афинского журналиста.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Шопинг-терапия для парней: 7 вещей, которые стоит купить сразу после расставания Шопинг-терапия для парней: 7 вещей, которые стоит купить сразу после расставания

Эти штуки помогут тебе быстрее ожить после болезненного разрыва

Playboy
В гармонии с собой В гармонии с собой

Психическая саморегуляция: 10 техник для улучшения самочувствия и настроения

Лиза
Новый альбом Земфиры «Бордерлайн»: что о нем думают психологи Новый альбом Земфиры «Бордерлайн»: что о нем думают психологи

Психологи — о том, как они воспринимают альбом Земфиры «Бордерлайн»

Psychologies
Дома без папы Дома без папы

Дарья Мельникова самоизолировалась на страницах MAXIM без масок и одежды

Maxim
«ЖКХ — рынок, на котором всё мутно и работают непонятные ребята. Кто сможет обелить его, тот будет молодец» «ЖКХ — рынок, на котором всё мутно и работают непонятные ребята. Кто сможет обелить его, тот будет молодец»

Интервью с основателем «Лиги ЖКХ» Ильёй Сотониным и сервиса Doma.ai

VC.RU
Дамы одевают кавалеров Дамы одевают кавалеров

Ключевые имена в мужской моде сегодня — женские

Robb Report
Как выглядят анчар, мандрагора и другие таинственные растения, которые ты встречал в книгах Как выглядят анчар, мандрагора и другие таинственные растения, которые ты встречал в книгах

И это не только цветочки!

Maxim
Бег убивает колени: разбираемся в самой безумной беговой теории заговора Бег убивает колени: разбираемся в самой безумной беговой теории заговора

Как подойти к лету в хорошей форме и на своих двоих

GQ
Зеркальные ядра продемонстрировали сильное нарушение симметрии Зеркальные ядра продемонстрировали сильное нарушение симметрии

Зеркальные ядра криптона и селена имеют нарушение симметрии

N+1
Вдохновленные Вдохновленные

Книга о том, что нужно знать продакт-менеджеру

kiozk originals
«И все-таки она вертится» и еще 4 фейковые цитаты великих людей «И все-таки она вертится» и еще 4 фейковые цитаты великих людей

Разбираемся, кто же что сказал на самом деле. Или не говорил

Cosmopolitan
5 полезных вечерних привычек 5 полезных вечерних привычек

Сделайте свое утро безупречными – благодаря правильной вечерней рутине накануне

GQ
«Я не в монастыре, я работающая женщина третьего тысячелетия»: кто разбивает стеклянные потолки в Ватикане «Я не в монастыре, я работающая женщина третьего тысячелетия»: кто разбивает стеклянные потолки в Ватикане

Как меняется гендерный баланс вокруг Верховного понтифика

Forbes
Комедийные актеры 80-х, которые куда-то запропастились Комедийные актеры 80-х, которые куда-то запропастились

Что случилось с Чеви Чейзом, Стивом Гуттенбергом, и прочими Стивами Мартинами?

Maxim
Бизнесмен Тихон Смыков вспоминает, как в России появились Nokia, Apple, Nike и LEGO Бизнесмен Тихон Смыков вспоминает, как в России появились Nokia, Apple, Nike и LEGO

Тихон Смыков о том, как отечественный рынок ретейла поднимался с колен

GQ
Из Константинополя в США: история производителя ударных тарелок Zildjian длиной 400 лет Из Константинополя в США: история производителя ударных тарелок Zildjian длиной 400 лет

Zildjan 15 поколений строила компанию и ее ударные покупают музыканты всего мира

VC.RU
Штаны вместо юбки: как на самом деле одевалась Хюррем Султан: сериал VS жизнь Штаны вместо юбки: как на самом деле одевалась Хюррем Султан: сериал VS жизнь

Как же на самом деле одевалась Роксолана в реальной жизни

Cosmopolitan
Лора Дерн. Дикая сердцем Лора Дерн. Дикая сердцем

Как нестандартная внешность и возраст помогли актрисе Лоре Дерн

Караван историй
Чешское образование. Речь Филипа Рота на вручении американской литературной премии Чешское образование. Речь Филипа Рота на вручении американской литературной премии

Отрывок из книги Филипа Рота «Зачем писать?»

СНОБ
«Орлиный коготь» и еще три провальные спецоперации «Орлиный коготь» и еще три провальные спецоперации

Не пытайтесь повторить эти операции

Maxim
«Дом стоит, свет горит. Я окей»: каким получился новый альбом Земфиры «Дом стоит, свет горит. Я окей»: каким получился новый альбом Земфиры

Рецензия на новый альбом Земфиры «бордерлайн»

РБК
Современные антипапы: игра святых престолов Современные антипапы: игра святых престолов

Идея папства как залога церковного единства

Weekend
Чему нас может научить общение с нарциссами Чему нас может научить общение с нарциссами

Общение с нарциссами истощает и выматывает

Psychologies
Меч: тест Toyota Land Cruiser 200 Excalibur Меч: тест Toyota Land Cruiser 200 Excalibur

В своём классе Toyota Land Cruiser 200 по-прежнему сохраняет уверенное лидерство

Популярная механика
«Мы суровый северный народ»: Юрий Колокольников — о Нолане, «Крюке» и образе плохих русских «Мы суровый северный народ»: Юрий Колокольников — о Нолане, «Крюке» и образе плохих русских

Актер Юрий Колокольников об изменениях в киноиндустрии в России и на Западе

Forbes
На позитиве: почему нужно есть шоколад на диете На позитиве: почему нужно есть шоколад на диете

Почему шоколад может быть полезен тем, кто желает похудеть

Cosmopolitan
Как позволить себе стать собой и изменить жизнь Как позволить себе стать собой и изменить жизнь

Как найти свое место в потоке жизни, как узнать, куда плыть?

Psychologies
Муравьиная кислота помогла вырастить сверхчувствительный монокристалл перовскита Муравьиная кислота помогла вырастить сверхчувствительный монокристалл перовскита

Химики вырастили монокристалл для очень чувствительного фотоэлемента

N+1
Пусть мама услышит Пусть мама услышит

Психолог: как взрослой женщине построить здоровые отношения с матерью

Cosmopolitan
Открыть в приложении