Как получить компенсацию за поврежденную из-за дефектов на дороге машину

АвтоМирАвто

Дорогая дорога

Как получить компенсацию за поврежденную из-за дефектов на дороге машину

Алексей Лучников

Весна – это время, когда приходится быть максимально внимательным к состоянию дорожного покрытия. Вода и перепады температур делают свое дело: ямы на весенних дорогах – не редкость. Иногда они достигают такого размера, что попадание в них грозит потерей колеса, деформацией деталей подвески, а то и более серьезными повреждениями. Разумеется, масштаб последствий зависит и от скорости движения. Увы, известны случаи, когда дефекты покрытия приводили к смертельным ДТП. Органы власти и организации, ответственные за содержание дороги, должны нести свою долю ответственности за последствия своего бездействия. Добиться этого, как показывает практика, можно только через суд, причем с высокой долей вероятности успеха. Расскажем, как это сделать, чтобы получить компенсацию.

Кто виноват?

В качестве ответчика обычно привлекают собственника дороги, который обязан следить за ее содержанием. В населенных пунктах это, как правило, администрация соответствующего города, поселка, деревни. Региональными и межмуниципальными дорогами может владеть как субъект Российской Федерации, так и районный орган местного самоуправления. За федеральные дороги отвечает Росавтодор или государственная компания «Автодор», имеющие свои территориальные подразделения. Существуют в нашей стране и частные автомобильные дороги. «Крайней» же обычно оказывается подрядная эксплуатирующая организация. Именно ей надо адресовать иск о возмещении ущерба, причиненного неудовлетворительным содержанием дороги. Но для надежности в число соответчиков лучше включить и собственника. Кому конкретно адресовать претензии – собственнику или эксплуатанту, определит в итоге суд. Всю конкретику (наименование организации, контактные данные) можно уточнить в ГИБДД. Ну и поисковый запрос в Интернете, разумеется, никто не отменял.

Имущественный иск – один из самых действенных механизмов, способных заставить дорожников выполнять работу

Как доказать?

Чтобы обосновать свои требования, необходимы документы. Составить их могут сотрудники ГИБДД, которых надо вызывать на место происшествия. По формальным признакам даже пробитая в яме шина – это тоже дорожно-транспортное происшествие, причем не подпадающее под условия «европротокола». Иными словами, отказать в оформлении документов дорожная полиция не может. Причем документирование должно происходить на месте, а не в подразделении, куда обычно приглашают водителей при незначительном материальном ущербе. На месте ДТП инспектор составляет в том числе протокол или постановление по делу об административном правонарушении, либо определение об отказе в возбуждении дела. Нам, конечно, интересен именно последний документ, ведь водитель правил движения не нарушал, а ущерб произошел из-за дефекта покрытия. Проследите, чтобы сотрудники полиции замерили и зафиксировали в соответствующем акте недостатки дорожного покрытия. Если инспектор «забывает» об этом, не поленитесь напомнить ему. Без этого документа в суд обращаться нет смысла – правды не добьетесь. Копию акта выдадут по вашему требованию.

Но и самому пострадавшему стоит подумать о доказательствах. Для этого к материалам необходимо будет приложить фотографии или видеозапись с места аварии. Обязательно должны быть обзорные кадры с привязкой к объектам. Желательно, чтобы они были адресными – километровый столб, дом с конкретным адресом или какой-то приметный элемент дорожной инфраструктуры. Плюс к этому детально снимите все повреждения покрытия и последствия для машины. Но одних фотографий мало. Для обоснования суммы ущерба и причины его появления придется проводить экспертизу. Для этого необходимо обратиться в соответствующее экспертное бюро. На процедуру необходимо пригласить ответчика. Делается это заказным письмом. Явка или неявка его решающего значения не имеет, главное, что он был извещен. Разумеется, договор и чек об оплате услуг эксперта надо сохранить: в конечном счете их тоже оплатит ответчик. Равно как и другие судебные издержки, включая услуги юриста и госпошлину, а также услуги эвакуатора, такси и тому подобное. Теоретически можно присовокупить к этому и требования о компенсации недополученной прибыли, морального ущерба, но здесь уже судебная практика не столько однозначна. В любом случае свои права надо отстаивать.

В суде ответственность за плохое качество дорог обычно несет эксплуатирующая организация

Пробитая в яме шина – это тоже дорожно-транспортное происшествие, а значит ГИБДД обязаны его зафиксировать

Дефекты по стандарту

Выявление несоответствия улично-дорожной сети требованиям нормативных актов – это задача Госавтоинспекции. Помимо оформления документов о ДТП, вызванных дорожными дефектами, они обязаны проводить соответствующие надзорные мероприятия: фиксировать недочеты, выдавать предписания на их устранение, контролировать своевременность их выполнения, а за нарушение – наказывать нерадивых дорожников. «Энциклопедия» сотрудника дорожного надзора ГИБДД – это ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Именно этот документ устанавливает минимальные размеры дорожных дефектов, при которых они, собственно, считаются таковыми. Например, отдельные повреждения (выбоина, просадка, пролом) должны иметь площадь не менее 0,06 квадратных метра, длину – 15 см, глубину – 5 см. Сюда же относится колея глубиной более 3 см, выступы колодца, решетки дождеприемника или рельса (трамвайного или железнодорожного) более чем на 1 см. Колодцы и решетки водостоков, разумеется, не должны иметь повреждений. В этом же документе есть требования к элементам обустройства дороги, условиям ее зимнего содержания, включая сроки уборки снега, ликвидации гололеда и тому подобное.

Все недостатки дорожного покрытия должны быть обязательно зафиксированы сотрудниками ГИБДД

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Адриана Имж: О чем молчат мужчины Адриана Имж: О чем молчат мужчины

Быть мужчиной в России означает соответствовать множеству стереотипов

СНОБ
Блокировка расчетного счета: что это и почему так происходит Блокировка расчетного счета: что это и почему так происходит

Блокировка расчетного счета: как быстро решить проблему и снять блокировку?

Inc.
Помело: польза, вред, как есть и что приготовить — рецепт шеф-повара Помело: польза, вред, как есть и что приготовить — рецепт шеф-повара

Чем полезно помело и как правильно его есть?

РБК
5 сверхспособностей, которые станут доступны людям уже через 5 лет по версии футурологов 5 сверхспособностей, которые станут доступны людям уже через 5 лет по версии футурологов

Какие «суперспособности» станут реальностью уже к 2030 году — и какой ценой?

Maxim
Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы» Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы»

Альберт Филозов — о том, как любовь продлила ему жизнь

Коллекция. Караван историй
Униженные, оскорбленные и обиженные Униженные, оскорбленные и обиженные

Как писатели задевали близких своими произведениями

Weekend
Ностальгия на волне Ностальгия на волне

Почему звезды 90-х и 2000-х снова популярны в России?

Ведомости
Добро пожаловать на борт! Добро пожаловать на борт!

О чем нужно помнить, собираясь в аэропорт

Лиза
Печать дьявола Печать дьявола

В модной индустрии тоже есть свои инновации, и одна из них – 3D-печать

Правила жизни
«Медицина стала точной наукой» «Медицина стала точной наукой»

Революция в изучении человека и новые методы терапии рака: мнение профессора РАН

Монокль
Без крыши дороже Без крыши дороже

Стоят ли кабриолеты своих денег

Деньги
Палеогенетики уточили популяционную историю Таримской впадины Палеогенетики уточили популяционную историю Таримской впадины

Как ученые анализировали геномы древних людей из Таримской впадины

N+1
От Копенгагена до Нормандии: пять мест, где выгодно быть экологичным туристом От Копенгагена до Нормандии: пять мест, где выгодно быть экологичным туристом

Места, где за экологичное поведение туристы могут получить бонус

Forbes
Пластик, металл, стекло: какая посуда подходит для микроволновки Пластик, металл, стекло: какая посуда подходит для микроволновки

Какая посуда безопасна для микроволновки, а от какой лучше отказаться?

CHIP
«Искренний урбанизм»: от картинок к поиску смыслов «Искренний урбанизм»: от картинок к поиску смыслов

«Искренний урбанизм» — городская экосистема, построенная на многообразии

Ведомости
Трансмонный кубит достиг миллисекундной когерентности Трансмонный кубит достиг миллисекундной когерентности

Физики изготовили трансмонные кубиты из напыленной пленки ниобия

N+1
«Ах, как хочется вернуться»: 10 российских сериалов 1990-х и 2000-х, ставших частью нашего культурного кода «Ах, как хочется вернуться»: 10 российских сериалов 1990-х и 2000-х, ставших частью нашего культурного кода

Главные сериалы, на которых выросло целое поколение

Правила жизни
Чернохвостые оленихи унаследовали миграционные маршруты матерей Чернохвостые оленихи унаследовали миграционные маршруты матерей

Как самки оленей учатся мигрировать у собственных матерей

N+1
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Вяземские Вяземские

Происходивший от Рюрика княжеский род Вяземских известен ещё со Средневековья

Дилетант
Пробивной бизнес Пробивной бизнес

Почему пробив — основное правонарушение в области информационной безопасности?

Ведомости
Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет солнце!

Atraversia — серийная моторная яхта с чисто электрической установкой

Y Magazine
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
Почему понедельник – самый опасный день недели? Дело не только в работе Почему понедельник – самый опасный день недели? Дело не только в работе

Статистика неумолима: именно на понедельник приходится пик сердечных приступов

Inc.
Ткать узор дальше Ткать узор дальше

Почему последствия ссоры с Россией окажутся болезненными для Азербайджана?

Монокль
Инфекционный след: что вызывает болезнь Альцгеймера и зачем нужен когнитивный резерв Инфекционный след: что вызывает болезнь Альцгеймера и зачем нужен когнитивный резерв

О вероятных причинах и механизмах развития болезни Альцгеймера

Forbes
Банки на передовой Банки на передовой

Как работала финансовая система СССР во время войны

Эксперт
Многодетный капитал Многодетный капитал

Росту рождаемости помогут обновлённый маткапитал и сниженные ставки по ипотеке

Ведомости
«Броненосец «Потемкин» и «Страна глухих»: как женщины меняют сюжеты в кинематографе «Броненосец «Потемкин» и «Страна глухих»: как женщины меняют сюжеты в кинематографе

Сценаристки, без которых невозможно представить советское и российского кино

Forbes
Наталья Павленкова: «Может, я артистка не самая лучшая, но так, как я, не сыграет никто» Наталья Павленкова: «Может, я артистка не самая лучшая, но так, как я, не сыграет никто»

Чтобы не отсвечивали рядом, лучше буду один в темном царстве? Не-е-ет!

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении