Суда «Академик Иоффе» и «Академик Сергей Вавилов» совершили немало открытий

Популярная механикаНаука

«Академик Иоффе» и «Академик Сергей Вавилов»: 30 лет на службе океанологии

В 1988 году со стапелей верфи Hollming в финском городе Раума было спущено на воду научно-исследовательское судно (НИС) «Академик Сергей Вавилов», а годом позже — «Академик Иоффе», которые являются одними из представителей российского научно-исследовательского флота и в XXI веке.

Суда «Академик Иоффе» и «Академик Сергей Вавилов» уже совершили немало значительных открытий, которые вошли в историю научного флота России. И на будущее у НИС планы также довольно серьёзные: в рамках национального проекта «Наука» будет реализована модернизация судов, которая даст возможность исследователям работать в комфортных условиях и идти в ногу со временем.

Советский научно-исследовательский флот, который начал формироваться в конце 1950-х годов, был одним из самых мощных в мире. «Академик Сергей Вавилов», который получил своё имя в честь основателя научной школы физической оптики в СССР Сергея Вавилова, и «Академик Иоффе», названный в честь «отца советской физики» академика Абрама Иоффе, стали двумя судами, построенными по общему проекту. Они могут работать как самостоятельно, так и в тандеме друг с другом. 117-метровые корабли водоизмещением почти 7000 тонн отличаются необычным техническим решением. Каждое из судов имеет в своей центральной части вертикальную шахту диаметром под два метра, которая служит для размещения и работы научного оборудования. В частности, если систершипы работают вместе, то одно может опускать в толщу воды излучатель сигналов, а другое — работать как приёмник, получающий акустические сигналы. В роли мобильного излучателя гидроакустических сигналов в полосе частот 25–500 Гц мощностью до 150 Вт и создавался «Академик Иоффе», а «Академик Сергей Вавилов» проектировался именно как мобильный приёмник сверхслабых гидроакустических сигналов.

b764e7ba791de214f8df3fd609ba2c93.jpg
«Академик Сергей Вавилов»

В свой первый рейс в августе-сентябре 1989 года суда отправились вместе — на борту находилось шесть групп исследователей академии наук СССР, перед каждой из которых стояли свои научные задачи. Но основная направленность обоих судов — проведение гидроакустических исследований и в частности экспериментов по изучению распространения звука в океане. В ходе экспедиции в 1989 году удалось зарегистрировать сигналы, прошедшие в океане более 3 тыс. км, а также получить информацию для изучения эффекта потепления арктических вод по анализу прохождения звука (проект «АТОК»), для проведения работ по восстановлению подводной линзы на основе акустических томографических данных (проект THETIS-2) и других исследований.

"Научно-исследовательские суда работают в таких районах плавания, где торговые суда, как правило, избегают плавать или плавают редко и в составе конвоев под проводкой ледоколов. В этих условиях научные суда работают в обычном для них режиме, подолгу находясь во льдах Арктики и Антарктики, в экстремальных штормовых зонах мирового океана — Карском море, районах Северной Атлантики, Южного океана, проливе Дрейка. Работа в таких экстремальных условиях требует от экипажа большого профессионализма по всем службам судна — от мостика до камбуза. Каждый член команды должен быть готов в любой момент прийти на помощь там, где это требуется.

428d50c45d5ab34ba29030063748f988.JPG
«Академик Иоффе»

С технической точки зрения работа научно-исследовательского судна отличается от управления обычным судном торгового флота в первую очередь управлением главными и вспомогательными механизмами судна — режимом работы главных двигателей и вспомогательных, таких как носовое подруливающее устройство, кормовое подруливающее устройство. Режим работы должен быть стабильный, бесперебойный при выполнении научных работ за бортом судна, чтобы избежать потери дорогостоящего научного оборудования, поломки судовых механизмов, намотки тросов на винты», — говорит капитан «Академика Иоффе» Андрей Владимирович Зыбин.

В 2001 году «Академик Иоффе» отправился в очередной свой рейс в экваториальную часть Атлантического океана для проведения детальных геологических исследований в районе сочленения Срединно-Атлантического хребта с трансформным разломом Сьерра-Леоне. Особенностью 10-й по счёту для судна экспедиции стал характер научной работы. Если в предыдущих походах на судне работали морские акустики, океанологи, гидрографы и геофизики, то на этот раз экспедиция носила исключительно геологическую направленность, что наложило свои отпечатки на характер проводимых работ и специфику использования научного оборудования. В том походе удалось собрать множество образцов пород и получить важную для изучения океана информацию, а кроме того экспедиция «Академика Иоффе» стала первой работой научно-исследовательского судна по программе «Меридиан».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Когда изоляция – это способ колонизировать планеты Когда изоляция – это способ колонизировать планеты

Человечество смотрит всё дальше в космическое пространство

Популярная механика
Артефакты Гипербореи Артефакты Гипербореи

Споры о местонахождении Гипербореи не утихают до сих пор

Дилетант
Из помазанников Божьих в святые мученики Из помазанников Божьих в святые мученики

Расстрел царской семьи — едва ли не самый хорошо исследованный сюжет

Дилетант
А поутру они проснулись А поутру они проснулись

Как справиться с последствиями новогоднего застолья

Худеем правильно
История встречи История встречи

Ольга Дибцева и ее муж Роман впервые станут родителями

OK!
В Эдем возьмут не всех: почему многие предсказания светлого будущего грешат социальным неравенством В Эдем возьмут не всех: почему многие предсказания светлого будущего грешат социальным неравенством

Размышления о будущем не всегда были свойственны людям

РБК
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Бренды, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Итоги года: Апрель, май, июнь Итоги года: Апрель, май, июнь

Forbes представляет итоги 2019 года

Forbes
Что не так с сериалом «Ведьмак» Что не так с сериалом «Ведьмак»

Почему новый проект Netflix большинству зрителей не зашел

GQ
Каково это — отметить Новый год в поезде Москва – Санкт-Петербург Каково это — отметить Новый год в поезде Москва – Санкт-Петербург

Александра Сивцова записала истории людей, которые встретили новый год в дороге

Esquire
Закусывать надо! Как пить алкоголь в новогоднюю ночь, чтобы потом не жалеть Закусывать надо! Как пить алкоголь в новогоднюю ночь, чтобы потом не жалеть

Что и как нужно пить, чтобы утро не началось с сожаления о вчерашнем

Cosmopolitan
Автомобиль для детей и космонавтов: тест Nissan Murano Автомобиль для детей и космонавтов: тест Nissan Murano

Идеальный кандидат на покупку в связи с пополнением в семье – Nissan Murano

Популярная механика
Свет жизни: как автомобильные фары влияют на безопасность Свет жизни: как автомобильные фары влияют на безопасность

За всю историю автомобиля его составляющие претерпели значительные изменения

Популярная механика
«Похудев, я смогла покорить скалодром» «Похудев, я смогла покорить скалодром»

Наша героиня похудела на 50 кг, чтобы сын её не стеснялся

Худеем правильно
Андрюшенька, сыночек, привет! Андрюшенька, сыночек, привет!

История читательницы об её первых родах

9 месяцев
«Я вырос в ВТБ и восхищаюсь Костиным»: CEO Альфа-банка о трансформации в компании, слухах о переговорах с ВТБ и бессмысленных экосистемах «Я вырос в ВТБ и восхищаюсь Костиным»: CEO Альфа-банка о трансформации в компании, слухах о переговорах с ВТБ и бессмысленных экосистемах

Владимир Верхошинский рассказал о переходе из ВТБ в крупнейший частный банк

Forbes
11 технологических провалов этого десятилетия, о которых важно знать 11 технологических провалов этого десятилетия, о которых важно знать

Одиннадцать самых главных технологических провалов последнего десятилетия

Playboy
Чак Паланик Чак Паланик

Правила жизни Чака Паланика

Esquire
Как бороться с мировой эпидемией недосыпа? Как бороться с мировой эпидемией недосыпа?

Проблемы со сном превратились в глобальную эпидемию

GQ
«Новая Бейонсе»: как певица Нормани стала голосом молодого поколения «Новая Бейонсе»: как певица Нормани стала голосом молодого поколения

Как «обычная девчонка с Юга» добилась успеха и вошла в рейтинг Forbes

Forbes
Нелепые отговорки, которые заставляют нас оставаться с нелюбимыми Нелепые отговорки, которые заставляют нас оставаться с нелюбимыми

Каждый испытывает экзистенциальную необходимость в близости с другим человеком

Psychologies
Дети декабря Дети декабря

Декабристы — безумцы, герои, предатели или лучшие сыны нации?

Дилетант
Алексей Ольховой: «Весь мой бизнес начинался с ремесла» Алексей Ольховой: «Весь мой бизнес начинался с ремесла»

Владелец ресторана Blanc рассказал, как его проект стал новым местом силы

GQ
Константин и хаос междуцарствия Константин и хаос междуцарствия

Отречение великого князя от престола оказалось удобным поводом для мятежа

Дилетант
Страны-загадки Страны-загадки

У каждой эпохи была своя «Нетландия» — несуществующая земля

Дилетант
Квартира для кратких визитов, 34 м² Квартира для кратких визитов, 34 м²

Декоратор оформила квартиру, где хозяева ночуют, если задерживаются в городе

AD
Мягкая сила Мягкая сила

Светлана Ходченкова не только великолепная актриса

OK!
Туризм в Ковдорском районе Туризм в Ковдорском районе

Проследим за последними экспедициями по Ковдорскому району и его окрестностям

Дилетант
10 глупых мифов, в которые ты веришь из-за кино 10 глупых мифов, в которые ты веришь из-за кино

Порой в фильмах показывают поразительную ерунду

Maxim
Броня, палатка и три мотора: что известно о Tesla Cybertruck Броня, палатка и три мотора: что известно о Tesla Cybertruck

Илон Маск и Tesla умеют удивлять необычными проектами вроде Cybertruck

Популярная механика
Открыть в приложении