Кто из женщин покоряет «мужскую» индустрию и делает свое неповторимое кино

ForbesСобытия

10 женщин, которые определяют судьбу современного российского кино

Валерия Гай Германика, Анна Меликян, Ксения Середа — кто из женщин покоряет «мужскую» индустрию и делает свое неповторимое кино

Юлия Шампорова

tass_28509264s.jpg__1571134919__11956.jpg

Несмотря на то, что в русском языке нет естественных феминитивов к словам «режиссер», «автор», «сценарист», «драматург», «монтажер», «звукорежиссер», которые не отдавали бы снисходительностью, иронией или просто абсурдом, успешных женщин в российской киноиндустрии становится все больше и больше. Их фильмы завоевывают престижные награды в Каннах и Берлине и получают признание в отечественной киноиндустрии, а имена входят в списки самых талантливых кинематографистов, за карьерой которых обязательно стоит следить, а главное, значительную роль в их творчестве занимает мир женщины — ее страхи, надежды, любовь и вдохновение. Кто они — женщины, которые определяют, каким станет российское кино завтра?

Ксения Середа, оператор-постановщик

«Ты молодая девушка — все против тебя», — говорили режиссеры Ксении Середе, когда она приходила на кастинг. В свои 25 лет эта «супер-женщина», как называют ее коллеги-мужчины, уже сняла фильм 27-летнего Кантемира Балагова «Дылда», который в этом году получил приз за режиссуру секции «Особый взгляд» Каннского фестиваля. Престижный американский ресурс для независимых кинематографов IndieWire включил Середу в подборку 20 самых молодых операторов по всему миру, за работой которых нужно с интересом следить. Это ли не признание для такой молодой девушки в такой традиционно мужской профессии?

4h4grrmb64e.jpg__1571134348__54142__vid311797e.jpg

Фильм, визуальным решением которого стало сочетание зеленого и терракотового цветов, а вдохновением послужили картины Вермеера и малых голландцев, основан на книге Нобелевского лауреата Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» — произведение, которое всем своим существом утверждает огромную роль женщин в войне и победе в Великой Отечественной. Середа признает сексизм и порой несерьезное отношение к женщинам-операторам в индустрии, с которым сталкивалась и она сама . Однако, девушка не позиционирует себя как активную феминистку, избегает обсуждать эту тему в беседе с журналистами, она считает, что ее работы должны говорить за нее больше, чем она сама.

В своих интервью Середа часто говорит о том, что исходит из потребностей и запросов режиссера, о том, что ее задача — помочь режиссеру реализовать свой замысел. Она говорит о том, что спорить и навязывать свою точку зрения бессмысленно, ведь режиссер и оператор — в одной лодке, и главное — остаться друзьями. Помимо «Дылды» Середа выступила оператором в дебютном полном метре Александра Горчилина «Кислота», который стал лучшим фильмом конкурса «Кинотавр. Дебют», а также участником Берлинского кинофестиваля, и в одном из самых обсуждаемых сериалов прошлого года «Звоните Ди Каприо!».

Нигина Сайфуллаева, режиссер

Нигина Сайфуллаева снимает кино женское не в обычном, снисходительном значении этого слова. Кино Сайфуллаевой исследует внутренний мир женщин, их страхи, мечты, комплексы и психологию, проблемы с родителями и мужьями — это в полном смысле женское кино, да такое провокативное, дерзкое и откровенное, что не все готовы его спокойно воспринимать или здраво анализировать.

fgjnf.jpg__1571133965__71805__vid311787e.jpg

Жюри «Кинотавра» в этом году — явно оказалось неспособно, вручив ее фильму про измены в отдельно взятой семье «Верность» диплом со странной формулировкой «За безграничную веру актеров в режиссера» и буквально сорвав пресс-конференцию, посвященную фильму, вопросами о том, что сказала мама, когда посмотрела фильм. Несмотря на это, «Верность» был и остается одним из самых обсуждаемых фильмов — участников главного российского киносмотра, а Сайфуллаева своим вторым полнометражным фильмом заявила о себе как о режиссере, обладающем творческим почерком и уникальным стилем и смелостью самовыражения.

Первый фильм режиссера «Как меня зовут» об отношениях дочери с давно оставившим ее отцом, вышедший в 2014 году и открывший российскому кинематографу одну из самых востребованных молодых актрис Александру Бортич, как и «Верность», спровоцировал бурные обсуждения того, как и зачем показывать секс в российском кино. Очевидно, от режиссера-женщины, которая объединяет в своем воспитании таджикские и русские традиции, не ждали такого смелого, анатомического препарирования этой темы.

При этом сама режиссер в своих интервью объясняет, что не ставит целью поразить или шокировать зрителя, она просто хочет показать секс как неотъемлемую часть жизни человека без ханжества, зашоренности, «скреп» и табуированности, при этом подчеркивая, что секс для женщины должен быть не долгом или неприятной необходимостью, а удовольствием, связанным с любовью и желанием. Точно заслужившая награду «За веру в себя и особый авторский взгляд», Сайфуллаева проходит свой творческий путь, разжигая горячие споры о том, можно так или нельзя, а не это ли и должен делать настоящий художник?

Наталья Мещанинова, сценарист и режиссер

Имя Натальи Мещаниновой связано со многими громкими премьерами в российском кино последних лет: «Война Анны», «Аритмия», «Сердце мира», «Комбинат «Надежда», «Школа», «Красные браслеты», в которых Наталья выступала либо сценаристом, либо режиссером (иногда совмещая обе профессии).

12.jpg__1571133983__35735__vid311789e.jpg

Мещанинова обладает уникальным качеством: органично встраиваться в абсолютно разные режиссерские миры — Хлебников, Гай Германика, Федорченко — и привносить в них свой авторский почерк сценариста, надежно пряча внутреннего режиссера для своих собственных картин.

При этом фильм режиссера Мещаниновой «Сердце мира» о ветеринаре, работающем на притравочной станции в российской глуши, в 2018 году получил гран-при «Кинотавра» (а также приз кинокритиков и награду за лучшую мужскую роль), и стал участником фестивалей в Торонто, Сан-Себастьяне и других престижных киносмотров. Главную роль в этом фильме сыграл (а также выступил соавтором сценария) муж и по совместительству муза/вдохновитель режиссера Степан Девонин (маскулинитивов для слова «муза» в русском языке тоже нет, и это так же несправедливо, как и в случае с феминитивами).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ганнибал: верность клятве Ганнибал: верность клятве

Одолеть Ганнибала — это действительно заслуга!

Дилетант
«Шальная императрица»: каким получился мини-сериал «Екатерина Великая» с Хелен Миррен (спойлер: пикантным) «Шальная императрица»: каким получился мини-сериал «Екатерина Великая» с Хелен Миррен (спойлер: пикантным)

В онлайн-сервисе Amediateka появились все серии мини-сериала «Екатерина Великая»

Esquire
Замуж после сорока? Скажи «Да»! Замуж после сорока? Скажи «Да»!

Истории героинь, которые вышли замуж далеко не в юном возрасте

Лиза
Искусство быть первым. Каким мир запомнит Алексея Леонова Искусство быть первым. Каким мир запомнит Алексея Леонова

Ушедший Алексей Леонов навсегда останется символом героической истории

Forbes
Мингьюр Ринпоче: «Смело встречая страх будущего, мы преобразуем настоящее» Мингьюр Ринпоче: «Смело встречая страх будущего, мы преобразуем настоящее»

Как принимать повседневные вызовы, сохранять спокойствие и стать свободным

Psychologies
Волнение. Фрагмент пьесы Волнение. Фрагмент пьесы

Отрывок пьесы «Волнение» Ивана Вырыпаева

СНОБ
Как создать загрузочную флешку с windows 7: простое руководство Как создать загрузочную флешку с windows 7: простое руководство

Мы расскажем, как сделать загрузочную установочную флешку с Windows 7

CHIP
Бензин нам только снится Бензин нам только снится

Скоро ли настанет тот день, когда мы будем говорить «фу, у тебя бензин»?

Популярная механика
Гурген Басенцян: В России люди хотят понимать, зачем они идут в ресторан, им нужна концепция, фишка Гурген Басенцян: В России люди хотят понимать, зачем они идут в ресторан, им нужна концепция, фишка

Гурген Басенцян об особенностях ресторанного бизнеса

СНОБ
Если долго по тропинке Если долго по тропинке

Трейл – это тропинка, а трейлраннинг – это бег по тропинкам и без

Популярная механика
Основатель WeWork покинет компанию с миллиардом долларов Основатель WeWork покинет компанию с миллиардом долларов

WeWork переходит под контроль SoftBank японского миллиардера Масаёси Сона

Forbes
Первоисточник Первоисточник

Архитектор Фабиано Видусси переделал дом в Подмосковье в духе итальянской виллы

SALON-Interior
Кого нам подарила украинская «Фабрика звезд»: от Тодоренко до Барских Кого нам подарила украинская «Фабрика звезд»: от Тодоренко до Барских

Однажды они «круто попали на ТВ» и покорили своим талантом миллионы слушателей

Cosmopolitan
Вижу цель — не вижу препятствий Вижу цель — не вижу препятствий

Как превращать мечты в осознанные намерения

GQ
Русский народный пикет Русский народный пикет

Кто оказался лучшим исследователем протеста в современной России

Русский репортер
Насколько на самом деле опасны вейпы? Насколько на самом деле опасны вейпы?

Что происходит в отрасли и насколько оправданы опасения потребителей?

Forbes
«Приезжать отказались». Почему в ГИБДД не хотят оформлять аварии «Приезжать отказались». Почему в ГИБДД не хотят оформлять аварии

Водители жалуются на отказы сотрудников ГИБДД выезжать на оформление аварий

РБК
Миллионы за поэму: как устроен рынок книжного антиквариата Миллионы за поэму: как устроен рынок книжного антиквариата

Что нужно знать о рынке книжного антиквариата и как правильно туда инвестировать

РБК
Вкусный гид по Венгрии Вкусный гид по Венгрии

С перчинкой и пикантными нотками – это как раз о местной кухне

Лиза
Компактный термоядерный реактор: фантастика и бюрократия американских ученых Компактный термоядерный реактор: фантастика и бюрократия американских ученых

Создание эффективного термоядерного реактора остается недостижимой задачей

Популярная механика
В полный голос: 10 лучших подкастов для (и про) современных женщин В полный голос: 10 лучших подкастов для (и про) современных женщин

В XXI женщины не боятся в открытую говорить о своих проблемах

Forbes
Нам нужно расстаться: 5 групп, которые распались на пике славы Нам нужно расстаться: 5 групп, которые распались на пике славы

Ни для кого не секрет, что творческие люди – сложные люди

GQ
Закрытый показ Закрытый показ

Что приобрел актер, лишившись фирменного безумного взгляда

GQ
Возраст им к лицу: звезды, которые сейчас выглядят роскошнее, чем в молодости Возраст им к лицу: звезды, которые сейчас выглядят роскошнее, чем в молодости

Эти женщины не просто сохранили красоту, но и с течением времени приумножили ее

Cosmopolitan
Даже два Уилла Смита не спасли фильм «Гемини» Даже два Уилла Смита не спасли фильм «Гемини»

Лучше бы создатели «Гемини» думали о сценарии, чем надеялись на технологии

GQ
«Это была наша ошибка»: Фридман рассказал о потере денег из-за покупки испанских супермаркетов «Это была наша ошибка»: Фридман рассказал о потере денег из-за покупки испанских супермаркетов

Михаил Фридман назвал себя главной жертвой падения стоимости ретейлера Dia

Forbes
Обзор смартфона OPPO A5 2020: бюджетник с NFC и мощной батареей Обзор смартфона OPPO A5 2020: бюджетник с NFC и мощной батареей

Гаджет стоит всего 13 990 рублей — так в чем же подвох?

CHIP
Общий вид на Вселенную: за что дали Нобелевскую премию по физике Общий вид на Вселенную: за что дали Нобелевскую премию по физике

Кто получил Нобелевскую премию по физике 2019 года

Forbes
Ошибки, отставки и стрип-клубы: почему основатель Under Armour уходит с поста CEO Ошибки, отставки и стрип-клубы: почему основатель Under Armour уходит с поста CEO

Производитель спортивной одежды Under Armour должен был стать брендом поколения

Forbes
«Я в порядке!» Почему мы скрываем боль «Я в порядке!» Почему мы скрываем боль

Маска благополучия может защитить или навредить - зависит от того как ее носить

Psychologies
Открыть в приложении