Интересные факты из жизни известной советской балерины — Майи Плисецкой

Культура.РФИстория

10 фактов из жизни Майи Плисецкой

Мы собрали интересные факты из жизни одной из самых известных советских балерин — Майи Плисецкой. Читайте о ее дебюте на сцене, знакомстве с Коко Шанель и Пьером Карденом, съемках в кино и зарубежных гастролях.

0:00 /
596.248
Майя Плисецкая. Фотография: Борис Кавашкин / Фотобанк «Лори»

 Майя Плисецкая родилась в театральной семье

Многие родственники Майи Плисецкой были артистами балета, играли в театре или кино. Ее мать Рахиль Мессерер окончила ВГИК и снималась в немых фильмах. Дядя балерины Азарий Азарин был художественным руководителем Театра им. М.Н. Ермоловой, тетя Суламифь Мессерер более 20 лет выступала в Большом театре. Прославились и младшие братья Плисецкой — Александр и Азарий, которые тоже стали артистами балета.

Слева: Рахиль Мессерер в роли Адолят в художественном фильме Михаила Доронина «Вторая жена». Рекламный материал из альбома оператора Бориса Макасеева. 1927 год. Фотография: Государственный центральный музей кино, Москва. Посередине: Майя Плисецкая. 1950-е годы. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва. Справа: Майя Плисецкая у озера с лебедями. 1950-е годы. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва

Балерина дебютировала на сцене в семь лет

Майя Плисецкая в роли Одетты в балете Петра Чайковского «Лебединое озеро». Государственный академический большой театр СССР, Москва, 1964 год. Фотография: Леонид Жданов / Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва

В 1932 году Майя Плисецкая сыграла свою первую роль в спектакле. Тогда она жила на острове Шпицберген, куда отправили на службу ее отца — дипломата Михаила Плисецкого.

…Баренцбурговцы даже осилили постановку оперы Даргомыжского «Русалка». На роль Русалочки, произносившей знаменитый пушкинский текст «а что такое деньги, я не знаю», определили меня. То ли из нашего махрового советского подхалимажа — отец, как-никак, консул, то ли я и впрямь была артистична. Нескромно скажу, была. Если и подхалимничали, то не промахнулись. Я с шиком сыграла свою крошечную роль. <…> Это было мое первое выступление с театральных подмостков перед публикой. Майя Плисецкая. Из книги воспоминаний «Я, Майя Плисецкая»

Миниатюру «Умирающий лебедь» Плисецкая исполняла даже под аккордеон

Майя Плисецкая в миниатюре «Умирающий лебедь». Государственный академический большой театр СССР, Москва, 1958 год. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва

Мать Плисецкой Рахиль Мессерер в конце 1930-х репрессировали и сослали в казахстанский город Чимкент. Она зарабатывала тем, что давала уроки танцев для местных жителей. В 1939 году в Чимкент навестить мать приехала Майя Плисецкая — ей было 14 лет. На одном из вечеров по просьбе Рахиль Мессерер юная балерина впервые станцевала «Умирающего лебедя».

Мама настояла, чтобы я явилась на публику. «Ты выходишь из формы, будешь бояться зала. Не забывай, ты должна стать хорошей танцовщицей. У тебя есть талант». Какой-то понурый ссыльный играл мне на аккордеоне попурри из балетов Чайковского. Я импровизировала, вставала на пальцы, ломала торс, чередовала арабески. Туманное предвосхищение будущего «Умирающего лебедя», но в ссыльном чимкентском варианте, под аккордеон. Успех сорвала. Майя Плисецкая. Из книги воспоминаний «Я, Майя Плисецкая»

«Лебединое озеро» очень полюбили в Индии

Майя Плисецкая в миниатюре «Умирающий лебедь». Государственный академический большой театр СССР, Москва, 1962–1964 годы. Фотография: Евгений Умнов / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Во время гастролей Большого театра в Индии в 1953 году Плисецкая часто исполняла миниатюру «Умирающий лебедь». Номер так понравился премьер-министру страны Джавахарлалу Неру, что на одной из встреч он решил познакомиться с балериной: «Премьер несколько раз начинал заговаривать со мной то по-английски, то по-французски, смотря умнющими вопрошающими глазами. Но я… пробавлялась междометиями и жестами. Неру подозвал переводчика-индуса и задал мне несколько занятных вопросов».

Неру объяснил балерине, что «Умирающего лебедя» в Индии любили из-за одной легенды, по которой лебедь считался самой преданной птицей.

В КГБ Майю Плисецкую считали шпионкой

Слева: Майя Плисецкая в роли Одиллии в балете Петра Чайковского «Лебединое озеро». Москва, 1949 год. Фотография: Семен Мишин-Моргенштерн / Мультмедиа Арт Музей, Москва. Посередине: Майя Плисецкая. Москва, 1963 год. Фотография: Павел Маныч / Мультмедиа Арт Музей, Москва. Справа: Майя Плисецкая в музыкальном фильме Фахри Мустафаева «Новогодний календарь» (1965)

В середине 1950-х, пока труппа Большого театра ездила на гастроли в Швейцарию, Францию, Китай и другие страны, Майя Плисецкая оставалась в Москве. В КГБ даже рассматривали дело: считали, что балерина много общалась с иностранцами и может шпионить для британской разведки. Плисецкая несколько раз писала письма советским чиновникам: «Две мои «умоленные» телеграммы Хрущеву, письма ему же, Булганину, Шепилову — остались без ответа… Никто из вождей говорить со мной не захотел. Слова не услышала». Вновь отправиться на гастроли за границу балерине разрешил лично Хрущев в 1959 году.

Пьер Карден называл балерину своей музой

Майя Плисецкая и модельер Пьер Карден. Фотография: Борис Кавашкин / Фотобанк Лори

Майя Плисецкая всегда следила и за советской, и за иностранной модой. Балерина была лично знакома с Коко Шанель, а Пьер Карден считал ее своей музой. Дизайнер не раз шил костюмы для спектаклей с ее участием.

А в Москве модную одежду Плисецкая покупала у фарцовщиков: «Цены были нерадужными — стоили предметы роскоши баснословно дорого. Но в рубище не походишь. <…> Смотрят на меня. Я на виду». Балерина тратила на наряды почти всю свою зарплату.

Плисецкая снималась в кино и играла Бетси Тверскую в «Анне Карениной»

Майя Плисецкая на съемках фильма «Анна Каренина». 1966 год. Фотография: Валентин Мастюков / ИТАР—ТАСС

Плисецкая снималась в телеадаптациях известных балетов Большого театра — «Лебедином озере», «Сказке о Коньке-горбунке». А в 1967 году режиссер Александр Захри пригласил артистку на роль Бетси Тверской в экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина». В журнале «Культура и жизнь» об игре балерины писали: «Она удивительно естественна, как будто действительно жила в мире героев романа Толстого и как будто всю жизнь снималась в кино».

После «Анны Карениной» Плисецкая получала еще много ролей в кино. А в 1976 году балерина даже написала сценарий повести Ивана Тургенева «Вешние воды». По нему режиссер Анатолий Эфрос снял фильм «Фантазия» с участием Иннокентия Смоктуновского и Татьяны Веденеевой.

С мужем балерина познакомилась в гостях у Лили Брик

Майя Плисецкая и композитор Родион Щедрин. 1984 год. Фотография: Валентин Кузьмин / ИТАР—ТАСС

Лиля Брик, возлюбленная Маяковского, старалась не пропускать ни одного спектакля с участием Майи Плисецкой в Большом театре. После каждого выступления она дарила балерине цветы с записками: «Майинька! Любименькая! Догадайтесь, от кого эти цветы… Обнимаем, целуем до хруста костей».

Брик часто приглашала Плисецкую в гости. Именно на одном из вечеров у нее дома балерина встретилась со своим будущим мужем — композитором Родионом Щедриным.

Я очень любил, просто боготворил первый том стихов Маяковского — и писал на них музыку. И один мой приятель, литератор, как-то говорит: «Слушай, ты лабаешь так здорово! Пойдем к Лиле? Она кормит вкусно, выпьем как следует, на такси деньги дает». Я говорю: «А что, она жива?!» — «Жива! Она здесь, на Арбате — идем! Я с ней созвонюсь, слабаешь ей? Я у нее рояль видел». — «Конечно!» Пошли к ней, я поиграл то, что написал. <…> И если бы Лиле тогда не понравилось, я бы, может, и не женился на Майе Михайловне. Родион Щедрин. Из интервью Forbes

Плисецкая руководила балетными труппами в Италии и Испании

Слева: Майя Плисецкая в партии Кармен в балете «Кармен-сюита». 1970 год. Фотография: Валерий Соловьев / ИТАР-ТАСС. Посередине: Майя Плисецкая в роли Анны Сергеевны в балете «Дама с собачкой». 1985 год. Фотография: Александр Коньков / ИТАР-ТАСС. Справа: Майя Плисецкая в роли Анны (в центре) в балете «Анна Каренина». 1976 год. Фотография: В. Галушкин / ИТАР-ТАСС

Майя Плисецкая много работала с зарубежными театрами. В 1983 году она стала художественным руководителем Римского театра оперы и балета. Там балерина поставила балеты «Раймонда» и «Щелкунчик». За них Плисецкая получила итальянскую премию в области искусств «Виа Кондотти». В конце 1980-х годов артистка сотрудничала с Королевским театром Мадрида. В то же время она руководила труппой Национального балета Испании. А в Японии в 2003 году она поставила танец для мюзикла «Аида» по опере итальянского композитора Джузеппе Верди.

Даже в 75 лет Майя Плисецкая выступала с танцевальными номерами

Майя Плисецкая исполняет хореографическую миниатюру «Ave Майя», созданную для нее Морисом Бежаром. Фотография: Наталья Колесникова / ИТАР—ТАСС

В Большом театре Плисецкая последний раз выступила 4 января 1990 года в спектакле «Дама с собачкой». Но танцевать она не перестала. Спустя три года отметила на сцене 50-летие своего творчества — исполнила главную роль в балете «Безумная из Шайо».

В день своего 70-летия, 20 ноября 1995 года, Плисецкая вышла на сцену с номером «Аве Майя», который специально для нее поставил балетмейстер Морис Бежар. А в 2000 году в Японии прошла премьера спектакля «Крылья кимоно», в котором балерина сыграла Небесную фею.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мир, который построил Шухов Мир, который построил Шухов

Самые значимые работы инженера Владимира Шухова

Культура.РФ
Самый жестокий маньяк Японии: история «убийцы с руками вампира» Цутому Миядзаки Самый жестокий маньяк Японии: история «убийцы с руками вампира» Цутому Миядзаки

Люди не могли поверить, что существует настолько жестокий монстр

VOICE
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Выйди и зайди нормально: 5 распространенных ошибок, которые портят внешний вид Выйди и зайди нормально: 5 распространенных ошибок, которые портят внешний вид

Пять самых распространенных ошибок стиля, которые нередко совершают мужчины

Правила жизни
Новое исследование: мат улучшает спортивные результаты Новое исследование: мат улучшает спортивные результаты

Как «матюки» во время физических нагрузок помогают превзойти свои возможности

Maxim
Фотонные кольца черной дыры сохранили информацию о ее вибрациях Фотонные кольца черной дыры сохранили информацию о ее вибрациях

Фотонные кольца черной дыры имеют одинаковую конформную симметрию

N+1
Френдзона особого внимания Френдзона особого внимания

Как не попасть во френдзону или вовремя из нее выйти

VOICE
Почему стервятники никогда не убивают свежую добычу, а предпочитают питаться мясом с тухлинкой? Почему стервятники никогда не убивают свежую добычу, а предпочитают питаться мясом с тухлинкой?

Почему стервятники выбрали роль падальщиков?

ТехИнсайдер
Обреченное настроение Обреченное настроение

«Решение уйти»: Пак Чхан Ук реформирует неонуар

Weekend
Подберите себе собаку по вашему темпераменту: пять пород собак — пять типов личности Подберите себе собаку по вашему темпераменту: пять пород собак — пять типов личности

Пушистого друга лучше выбирать исходя из особенностей вашего характера!

ТехИнсайдер
6 фетишей, о существовании которых ты не знал 6 фетишей, о существовании которых ты не знал

Прочитай об этих фетишах в компании своих любимых стеков, плеток и наручников

Maxim
5 самых громких нестыковок в расследовании событий 9/11 5 самых громких нестыковок в расследовании событий 9/11

Мы собрали самые популярные теории заговора по поводу событий 9/11

Maxim
Легендарные мотоциклы СССР: дорога от Легендарные мотоциклы СССР: дорога от

Мотоциклетных заводов в СССР было не меньше, чем автомобильных

ТехИнсайдер
Умер Жан-Люк Годар. Вспоминаем 7 фильмов основоположника «новой волны» Умер Жан-Люк Годар. Вспоминаем 7 фильмов основоположника «новой волны»

«Сноб» рассказывает о семи фильмах основоположника французской «новой волны»

СНОБ
Какие упражнения лучше не делать после 40 лет? Какие упражнения лучше не делать после 40 лет?

5 упражнений, которые лучше пропустить, если суставы с возрастом болят все чаще

Maxim
Шиш и два портфеля Шиш и два портфеля

Как превратить в комедию проблемы финансирования образования

Weekend
Директор фонда AdVita о трансплантации костного мозга и лечении онкологии в России Директор фонда AdVita о трансплантации костного мозга и лечении онкологии в России

Директор фонда AdVita — как собирать средства на исследовательские проекты

Forbes
«Вы теряете навыки, оставаясь на одном месте»: эйчар рассказала, как часто надо менять работу «Вы теряете навыки, оставаясь на одном месте»: эйчар рассказала, как часто надо менять работу

Почему айтишники часто переходят из компании в компанию?

VC.RU
Сидр его мечты: история IT-специалиста Максима Брехта, который бросил работу и потратил 10 миллионов рублей на то, чтобы заняться сидроделием Сидр его мечты: история IT-специалиста Максима Брехта, который бросил работу и потратил 10 миллионов рублей на то, чтобы заняться сидроделием

Как из подмосковных яблок создать сидр, который оценят сомелье

СНОБ
«Травматичный опыт»: как школа влияет на самооценку россиян «Травматичный опыт»: как школа влияет на самооценку россиян

Почему многие выходят из школы травмированными?

Psychologies
Зачем человеку нужна слизь и почему ученые советуют есть сопли? Зачем человеку нужна слизь и почему ученые советуют есть сопли?

Хорошую вещь слизью не назовут

ТехИнсайдер
Паника, тревожность и стресс. Как помочь психике в сложной ситуации Паника, тревожность и стресс. Как помочь психике в сложной ситуации

Что делать с паникой, тревожностью и стрессом, как поддержать близких?

СНОБ
Кашель проходит через пару дней: лучшие домашние ингаляции, которые рекомендуют врачи Кашель проходит через пару дней: лучшие домашние ингаляции, которые рекомендуют врачи

Над чем бы подышать, чтобы выздороветь?

ТехИнсайдер
«Авиатриса»: как Лидия Зверева покоряла небо и учила этому других женщин «Авиатриса»: как Лидия Зверева покоряла небо и учила этому других женщин

Лида Зверева родилась в конце XIX века — вместе с авиацией

Forbes
«Я докажу, что ты мне не нужен!»: как возникает контрзависимость «Я докажу, что ты мне не нужен!»: как возникает контрзависимость

О признаках контрзависимости, которая часто сочетается с созависимостью

Psychologies
Найден способ охладить полюса Земли на 2°C «очень дешево» Найден способ охладить полюса Земли на 2°C «очень дешево»

Можно ли снизить температуру на Земле?

ТехИнсайдер
Изучим меню. Для тех, кто на диете Изучим меню. Для тех, кто на диете

Что заказать в кафе, чтобы не сидеть голодной

Лиза
Держали на цепи и били плетьми: как кошмарно жил и умер гениальный изобретатель Держали на цепи и били плетьми: как кошмарно жил и умер гениальный изобретатель

За глаза его называли "золотым мальчиком"

VOICE
Эмоциональное переедание Эмоциональное переедание

Из-за чего возникает эмоциональное переедание и как с этим справиться

Лиза
Вырасти из трех детских платьев Вырасти из трех детских платьев

История бренда Molinialife, который начался с 1800 рублей

Inc.
Открыть в приложении