Дерево – универсальная метафора ван Эйка, основа его картин

Знание – силаКультура

Ван Эйк: в раме оптической революции

Александр Марков, Оксана Штайн

Раздача пространства и времени

Ян ван Эйк

В названии статьи есть парадокс: нет более несовместимых понятий, чем Ян ван Эйк и рама. Великий художник и дипломат выжимал из деревянной основы все, что мог, изображенные им интерьеры каменных зданий как будто отсвечивали отблесками леса. Но рама – совсем не его вещь и не вещь его эпохи. Произведения ван Эйка не предназначались для стен: напротив, их надо было перевозить, носить с собой, показывать гостям.

Вспомним его «Святую Варвару» (1437). Мученица из Никомидии в Малой Азии была казнена собственным отцом, крупным римским чиновником, за принятие христианства. По версии жития, она была заточена отцом в башню от посторонних взоров, и в башне было два окна суровой античной симметрии. Но Варвара велела проделать третье окно, исповедуя Троицу: на смену симметрии пришло подвижное равновесие прорыва к невозможному. Изобразить столь драматичное житие в одном пространстве невозможно: как показать, что третье окно – не то же, что первые два? Что с Варварой многое случилось, что она сама пересоздала себя? Ван Эйк сделал просто: он изобразил Варвару на фоне строившегося тогда Кёльнского собора: мы видим и работу подъемных механизмов, и укладку кирпичей, и замешивание глины, и суету с носилками. Это полная панорама строительных технологий того времени. Поэтому святая Варвара сама становится строительницей храма, сама создает исповедание Троицы в камне – проблема изображения процессов и процедур решена.

Святая Варвара

Ван Эйк, который и утвердил масляную живопись, передающую фактуру видимой реальности во всей ее плотности, без необходимости как-то принимать условности с торжественным почтением, написал эту картину тушью, как гризайль, черно-белую, или, мы бы даже сказали, землистой сепией. Почему это так? Дело в том, что эта картина никогда не висела на стене и не могла висеть. На обороте художник выполнил стилизацию драгоценного материала, драгоценной панели, чистого выражения богатства. Ван Эйк делал такое не раз, а за ним – Рогир ван дер Вейден.

Такая стилизация задавала направление взгляда – картину можно рассматривать и снизу, с нашей точки зрения, но и сверху, с божественной позиции взгляда, глядеть на нее из прошлого и из будущего. Универсальная фактурность имитации, драгоценная мнимая поверхность, созданная простым освоением пространства, позволяет, вернувшись от изнаночной стороны к лицевой, переноситься то в прошлое, то в будущее, воспарять на небеса. Вспомним, как в его «Благовещении» Гентского алтаря (1432) слова Мадонны «Се раба Господня» (Ecce ancilla Domini) написаны вверх ногами – их читает Святой Дух, но и зритель, причастный таинствам христианства. Лицевая сторона работает как машина времени и машина пространства – обретение ценностей на изнаночной стороне и есть обретение смыслов истории на лицевой. Современная фотография, которая, как показала культуролог Оксана Гавришина1, механизирует и руинированное, и неруинированное пространство с целью переопределения прошлого, настоящего и будущего как мест ощущения, координат сбывшегося бытия-присутствия, в этом смысле напрямую продолжает уроки ван Эйка.

1 Гавришина О. В. Фотография как руина // Шаги/Steps.2018. Т. 4. № 3—4. С. 59—67.

Благовещение (фрагмент)

Кочующий двор

С 1425 года Ян ван Эйк был придворным живописцем герцога Филиппа Доброго: ему была назначена пожизненная стипендия. Бургундия, занимавшая значительную часть территорий современной французской Бургундии, Бельгии и Нидерландов, была своеобразной империей без столицы, герцог (dux, вождь) перемещался по подвластным территориям, чтобы не допустить переворота, – отец Филиппа Доброго был убит, вероятно, дофином Франции с целью ослабить соседа – и исключить заговоры. Вместе с ним кочевал двор, находясь то в Брюгге, то в Мелехене (он же Малин, откуда наш «малиновый звон» колоколов тамошнего стандарта), то в Лилле, то в Генте. Главное, чего добился Филипп Добрый – нейтралитета Англии, благодаря чему он успешно присоединял к своей державе французские земли. Двор богател, и каждый придворный хвастался сокровищами, в том числе походными алтарями – для ван Эйка было немало работы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как передают информацию гены у курицы? Как передают информацию гены у курицы?

Биологи провели исследование хромосом типа ламповых щеток в ооцитах курицы

Знание – сила
Хватит дымить! Хватит дымить!

Как очищается организм после отказа от курения: поэтапно

Лиза
Жила-была Жила-была

Удивительная история о ремесле, таланте, упрямстве и любви

Новый очаг
«Меня растили как прислугу для родителей» — историю читательницы комментирует психолог «Меня растили как прислугу для родителей» — историю читательницы комментирует психолог

Как начать жить, если родители внушили чувство долга перед ними?

Psychologies
Непростая материя Непростая материя

Секреты, которые скрывают узоры ивановских тканей

Вокруг света
7 реальных историй хотела здорово, получилось красиво 7 реальных историй хотела здорово, получилось красиво

Истории читательниц, которые хотели сделать вклад в здоровье, а получили красоту

Новый очаг
Крутые ПК-игры на двоих на одном компьютере: топ-10 проектов для нескучного вечера Крутые ПК-игры на двоих на одном компьютере: топ-10 проектов для нескучного вечера

Сегодня все еще есть игры, в которые можно сыграть вдвоем на одном компьютере

CHIP
«Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец» «Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец»

Режиссер Иван Соснин — о любви к фантастике и недоверии к компьютерной графике

СНОБ
Тернистый путь электрокара: когда мир откажется от бензиновых двигателей Тернистый путь электрокара: когда мир откажется от бензиновых двигателей

Смогут ли торговые войны замедлить распространение электромобилей?

Forbes
Лиза Моряк: «Мне нравится снимать маску и быть настоящей» Лиза Моряк: «Мне нравится снимать маску и быть настоящей»

Актриса Лиза Моряк — о материнстве, хейте и любви к удобной одежде

Здоровье
Кончилась пленка, мотай Кончилась пленка, мотай

«Хэл Эшби: Ад и рай Голливуда»: об уникальном авторе эпохи Нового Голливуда

Weekend
Водитель для зомби Водитель для зомби

«Кадавр»: сумрачный турецкий хоррор

Weekend
Алексей Иванов «Вегетация». Глава из нового романа Алексей Иванов «Вегетация». Глава из нового романа

Глава из фантастического романа с элементами роуд-муви и антиутопии «Вегетация»

СНОБ
Конец «дачного» сезона Конец «дачного» сезона

Dacia Bigster: какую европейскую «Ниву» мы потеряли

Автопилот
Почему локальные марки парфюма не смогли занять рынок после ухода иностранных игроков Почему локальные марки парфюма не смогли занять рынок после ухода иностранных игроков

Почему отечественные компании не смогли занять освободившееся место в парфюмерии

Forbes
Диалог с человечеством: художники и коллекционеры о связи искусства и благотворительности Диалог с человечеством: художники и коллекционеры о связи искусства и благотворительности

Как искусство и благотворительность меняют общество

СНОБ
Алмаз из пробирки Алмаз из пробирки

Российские ювелиры — о лабораторно выращенных бриллиантах

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Шугар», «Заговор сестер Гарви», «Плохая обезьяна»: лучшие новые детективные сериалы «Шугар», «Заговор сестер Гарви», «Плохая обезьяна»: лучшие новые детективные сериалы

Новые детективы, которые невозможно выключить, не узнав, кто же убийца

Forbes
Изображая зло Изображая зло

Как Босх придумал адскую реальность

Weekend
Во власти эмоций Во власти эмоций

В чем разница между воришкой и клептоманом?

Лиза
15 витаминов и добавок, о которых не зря все говорят 15 витаминов и добавок, о которых не зря все говорят

Азбука красоты от А (аминокислоты) до Я (янтарная кислота)

VOICE
Игры торговых сетей Игры торговых сетей

Как ритейлеры зарабатывают на геймификации

Деньги
«Это__была__мечта» «Это__была__мечта»

Группе Uma2rman — 20 лет! История их успеха напоминает череду счастливых случаев

OK!
Зубы мудрости: почему взрослым не нужно бояться носить брекеты и элайнеры Зубы мудрости: почему взрослым не нужно бояться носить брекеты и элайнеры

Почему почему элайнеры и брекеты — повод для восхищения, а не ухмылки

Forbes
Умный город: утопия или реальное будущее? Умный город: утопия или реальное будущее?

Можно ли создать идеальный город?

Наука и жизнь
Самая близкая химия Самая близкая химия

Академик Степан Калмыков — о том, насколько Менделеев повлиял на развитие химии

Наука и жизнь
Зеленый свет Зеленый свет

Сегодня многие верфи разобрались в том, что же такое sustainability

Y Magazine
Знали ли вы, что витамины можно «вдыхать» Знали ли вы, что витамины можно «вдыхать»

Почему мы чувствуем бодрость, когда вдыхаем свежий воздух на природе?

ТехИнсайдер
Есть контакт Есть контакт

Певец и продюсер ELMAN о музыке в его жизни и его жизни в музыке

Men Today
Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...» Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...»

«До последнего вздоха мама оставалась советской гражданкой»

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении