Рубеж XIX и XX веков отмечен бурными событиями в целом ряде наук

Знание – силаИстория

Революция со счастливым концом

Борис Жуков

Рубеж XIX и XX веков отмечен бурными событиями в целом ряде наук, приведшими к резким переменам их облика. Изменения в фундаментальной физике, увенчавшиеся созданием теории относительности и квантовой механики, не просто принято называть научной революцией. Практически все авторы, пишущие о феномене научных революций, рассматривают этот сюжет как хрестоматийный пример и образец такой революции. В те же годы не менее драматические события разворачивались и в биологии. Было ли это тоже научной революцией, сопоставимой с революцией в физике?

Теория смены теорий

Чтобы ответить на этот вопрос, следует проговорить, что мы вообще понимаем под научной революцией. В философии и истории науки это понятие так или иначе восходит к классической монографии американского исследователя Томаса Куна «Структура научных революций». Согласно Куну, научная революция – это процесс смены парадигмы в той или иной дисциплине или исследовательской области. После выхода книги Куна слово «парадигма» стало весьма популярно, но часто его понимают слишком узко – как теорию или систему теорий, господствующую в данной области науки. На самом деле парадигма в куновском понимании, конечно, включает в себя доминирующие теории, но не исчерпывается ими. Парадигма – это вся система организации научного знания и деятельности в данной дисциплине: используемые в ней понятия и категории, теории, допущения, методы, научные практики и их правила (каким требованиям должен соответствовать эксперимент, какие доводы приемлемы в дискуссии и т. д.), а также корпус конкретных исследований, которые в данной области воспринимаются как образцовые. По сути, это все то, что объединяет ученых, работающих в данной дисциплине, и делает их научным сообществом. Тот или иной ученый может отвергать отдельные элементы парадигмы (оппонировать господствующей теории или критиковать «образцовое» исследование), но даже в этом случае он тем самым позиционирует себя внутри парадигмы. Тот, кто проводит какие-то исследования, исходя исключительно из собственных теорий, излагая и эти теории и полученные результаты в собственной системе понятий, не соблюдая принятых на данный момент методологических требований и вообще действуя так, как будто у него нет никаких коллег ни в прошлом, ни в настоящем, для научного сообщества просто не существует.

Томас Кун

Согласно модели Куна, формирование единой для данной дисциплины парадигмы означает достижение этой дисциплиной определенной зрелости. Сложившаяся однажды парадигма может определять развитие науки в течение неопределенно долгого времени – иногда веков. Однако постепенно в ней накапливаются аномалии: факты, необъяснимые в рамках господствующей теории, противоречия внутри самой этой теории (или между разными теориями, входящими в парадигму) и т. п. До какого-то момента эти аномалии просто игнорируются – пока существующая парадигма не только успешно объясняет основной массив тех явлений и процессов, с которыми имеют дело ученые, но и позволяет, оставаясь в ее рамках, формулировать и решать новые частные задачи. Однако по мере накопления аномалий неудовлетворенность ученых существующей парадигмой нарастает и в конце концов вынуждает их усомниться в самих ее основах. Это – кризис. Он завершается выдвижением новых идей (теорий, подходов, методов), которые начинают складываться в новую парадигму. Вот этот процесс смены парадигм, согласно Куну, и есть научная революция. По его мысли, такие революции – даже вместе с предшествующими им кризисами – длятся относительно недолго по сравнению с интервалами между ними (периодами «нормальной науки» в терминологии Куна), во время которых дисциплина развивается в рамках стабильной парадигмы, решая более или менее частные задачи.

Завершая этот краткий пересказ концепции Куна, следует еще упомянуть, что согласно ей старая и новая парадигма несоизмеримы. Новая парадигма не просто позволяет увидеть нечто, чего не было видно раньше, – она меняет образ и того, что раньше было видно. Скажем, сходство зародышей определенных стадий у животных, принадлежащих к разным классам позвоночных, отмечалось учеными еще в начале XIX века и в явном и общем виде было сформулировано Карлом Бэром в конце 1820-х годов. Но после выхода «Происхождения видов» натуралисты стали видеть не просто сходство форм, а отражение процесса эволюции. Ученому, профессиональное формирование которого проходило уже в рамках новой парадигмы, трудно увидеть предмет своих исследований глазами ученых, работавших в старой парадигме: это требует от него специального интеллектуального усилия и привлечения некоторых дополнительных знаний. Без этого писания предшественников покажутся ему сплошным недоразумением и бессмыслицей.

Насколько соответствуют этой модели изменения, происходившие в биологии на рубеже прошлого и позапрошлого столетий?

«Мы наш, мы новый мир построим…»

С одной стороны, трудно найти в истории науки более наглядную и убедительную иллюстрацию тезиса Куна о том, что смена парадигм – это не просто замена одной теории на другую. Изменялись или вот-вот должны были измениться буквально все стороны биологии, сам облик наук о жизни. На протяжении всего XIX века биология в значительной (хотя и постепенно уменьшающейся) степени оставалась частью естественной истории – довольно причудливой (на наш сегодняшний взгляд) формы познания, занимающейся теми природными объектами и процессами, сложность и многообразие которых не позволяли установить для них четкие законы и количественные соотношения, как в физике, химии или астрономии. (Предмет естественной истории традиционно делился на «три царства природы» – животное, растительное и минеральное, и биология как особая дисциплина складывалась по мере постепенного осознания, что два первых царства имеют куда больше общего между собой, чем любое из них – с третьим.) Такой характер предмета диктовал и основные подходы к его изучению: наблюдение (в котором необычное, аномальное привлекало куда больше интереса, чем типичное), анатомирование, описание и классификация. Эксперимент, хотя и применялся довольно широко, играл второстепенную роль и отнюдь не был решающим аргументом в спорных вопросах. Зато вполне уместными считались умозрительные построения, оперировавшие расплывчатыми абстрактными понятиями и не предполагавшие опытной проверки. Конечным продуктом этой деятельности почти всегда был некоторый нарратив – «история» (не в смысле history, а в смысле story), что и отражено в самом термине «естественная история».

Как уже говорилось, биология как дисциплина постепенно выкристаллизовывалась из естественной истории, однако даже к концу XIX века в значительной мере оставалась в ее парадигме – наблюдательно-сравнительно-описательной, полуинтуитивной, благосклонной к натурфилософским спекуляциям. Именно эта парадигма и стала предметом атаки сторонников «новой биологии», противопоставлявших ей собственный идеал науки – строго рациональной, количественной, оперирующей четкими законами, основанной прежде всего на эксперименте (разумеется, в строго контролируемых условиях). Одним словом, биология должна равняться на образцовую естественную науку – физику.

Взаимодействие антител с вирусами. Компьютерная графика

Желание перестроить биологию по образцу физики созревало в умах биологов довольно давно, да и объективно биология конца XIX века эволюционировала в эту сторону. Все большее место в ней занимал эксперимент: в 1890-х годах началось формирование экспериментальной эмбриологии (которую поначалу даже называли «механикой развития», подчеркивая ее коренное отличие от «старой» эмбриологии – описательной и сравнительной). Новые области биологии – микробиология, иммунология, биохимия – с самого начала формировались как преимущественно экспериментальные дисциплины. Но именно рождение генетики стало поворотным пунктом: в течение буквально двух-трех лет сформировалась не просто новая исследовательская область, но наука, максимально приближающаяся к физикалистскому идеалу: полностью экспериментальная, с четкими понятиями, с точными количественными соотношениями, со строгими законами. И едва родившись, начала щелкать, как орешки, проблемы, над которыми десятилетиями и веками бились лучшие ученые умы. Как тут было не появиться надежде, что и всю биологию можно перестроить по стандартам генетики… а то, что в эти стандарты не вмещается, просто отбросить как непригодное для подлинно научного изучения?

Столь резкое изменение самой сущности науки и критериев научности – несомненная смена парадигмы. Но все же, хотя, как мы помним, научная революция не сводится к одной только смене господствующих теорий, она с необходимостью включает в себя такую смену. Что происходило с господствующими теориями в интересующее нас время?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Несущая смерть Несущая смерть

Как Горгона обращала людей в камень и могло ли существовать подобное «биооружие»

Вокруг света
Распоследний магнат Распоследний магнат

«Киностудия» — самопародия голливудских остряков на киноиндустрию

Weekend
Рим и германцы Рим и германцы

Встреча с варварами потрясла Рим, заставив изменить организацию римской армии

Дилетант
Проникает ли лак для ногтей в ногтевую пластину: объяснение химика-косметолога Проникает ли лак для ногтей в ногтевую пластину: объяснение химика-косметолога

Действительно ли лаки способны проникнуть в структуру ногтя и нанести ему ущерб?

VOICE
Вновь о темной материи Вновь о темной материи

Проблема темной материи всерьез привлекает ученых

Знание – сила
Жить вместе, но порознь: почему пары не разводятся официально? Жить вместе, но порознь: почему пары не разводятся официально?

Какие причины заставляют людей сохранять брак на бумаге, но жить отдельно?

VOICE
Африка и африканцы во времена колоний Африка и африканцы во времена колоний

Как происходила колонизация Африки и к чему она привела

Знание – сила
Арена на двоих Арена на двоих

Как исторически складывались отношения России и США

Эксперт
Найти опору в теле Найти опору в теле

Как с помощью тела сохранить спокойствие и устойчивость

Psychologies
4 причины есть йогурт на ужин 4 причины есть йогурт на ужин

Какие преимуществ для пищеварения имеет употребление йогурта вечером

ТехИнсайдер
Это не лень, а депрессия: 5 сигналов, что тебе нужна помощь Это не лень, а депрессия: 5 сигналов, что тебе нужна помощь

Как отличить депрессию от усталости или лени

VOICE
Топ-7 хлебопечек: самые функциональные модели Топ-7 хлебопечек: самые функциональные модели

Хлебопечки, которые легко справятся с выпечкой ржаного хлеба и сладких батонов

CHIP
Гарегин Тосунян: «В силу непонятных нам причин рынок сжимают» Гарегин Тосунян: «В силу непонятных нам причин рынок сжимают»

Как оценивается состояние экономики и банковского сектора

Монокль
Восвояси Восвояси

Как современные российские дизайнеры работают с национальным кодом

Weekend
Астрономы впервые достоверно нашли экзопланету с кратной полярной орбитой Астрономы впервые достоверно нашли экзопланету с кратной полярной орбитой

Ученые впервые подтвердили существование экзопланеты с кратной полярной орбитой

N+1
Настоящее SPAсение Настоящее SPAсение

Какие spa-процедуры от стресса сегодня востребованы?

Лиза
Формула любви Александра Абдулова Формула любви Александра Абдулова

«Герой должен умереть молодым» — старая японская пословица. Он жил всего 54 года

Коллекция. Караван историй
Найденная рыбаками на дне Тайваньского пролива древняя челюсть принадлежала денисовцу Найденная рыбаками на дне Тайваньского пролива древняя челюсть принадлежала денисовцу

Кусок нижней челюсти архаичного человека Penghu-1 принадлежал денисовцу

N+1
Джозефу Пулицеру — 177 лет: кем был создатель главной журналистской премии Джозефу Пулицеру — 177 лет: кем был создатель главной журналистской премии

История создателя «Оскара» в журналистике — журналиста Джозефа Пулицера

Правила жизни
Возраст отдельных изображений Альтамиры оценили более чем в 20-30 тысяч лет Возраст отдельных изображений Альтамиры оценили более чем в 20-30 тысяч лет

Рисунки в пещере Альтамира могут иметь возраст в 20-30 тысяч лет

N+1
Борьба со старением: новые подходы и тренды Борьба со старением: новые подходы и тренды

Что сегодня предлагает от старения превентивная медицина?

РБК
Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги

Специалист в области разработки ПО — о том, для чего нам нужен и не нужен ИИ

Монокль
День любви День любви

Реальная история святого Валентина, не имевшая отношения к романтике

Дилетант
Кругосветка за 72 дня и критика тюремной системы: о чем писали первые журналистки Кругосветка за 72 дня и критика тюремной системы: о чем писали первые журналистки

Шесть женщин, изменивших журналистику

Forbes
Практическое руководство: 6 советов, как пережить перелет, если вам досталось кресло посередине Практическое руководство: 6 советов, как пережить перелет, если вам досталось кресло посередине

Инструкция, как выжить в полете, если вам досталось кресло по центру

ТехИнсайдер
Бомбардировки, голод, штурм: как Калининград встречал конец войны Бомбардировки, голод, штурм: как Калининград встречал конец войны

Как принималось решение о том, что кенигсбергская земля отойдет Союзу

ФедералПресс
Эффект Дидро: почему одна покупка тянет за собой другую, и как перестать тратить лишнее? Эффект Дидро: почему одна покупка тянет за собой другую, и как перестать тратить лишнее?

Почему мы попадаем в ловушку эффекта Дидро?

VOICE
Лошади стали прекрасными бегунами из-за генетической ошибки Лошади стали прекрасными бегунами из-за генетической ошибки

Мутация, из-за которой лошади должны были вымереть, но стали отличными бегунами

ТехИнсайдер
Бум цифрового мошенничества в России: кто такие «инфоцыгане»? Бум цифрового мошенничества в России: кто такие «инфоцыгане»?

Как возник феномен «курсов из ничего» и что с ним происходит?

VC.RU
Как выбрать мойку высокого давления: основные характеристики Как выбрать мойку высокого давления: основные характеристики

Список критериев, по которым стоит выбирать мойку высокого давления

CHIP
Открыть в приложении