Какой след оставила война в жизни Константина и Алексея Симоновых?

Знание – силаИстория

Отец и сын. Великая Отечественная в жизни Константина и Алексея Симоновых

О военной поре мы беседуем с Алексеем Кирилловичем Симоновым, кинорежиссером, писателем, публицистом, переводчиком, сыном писателя, поэта, военного корреспондента Константина Симонова1. Алексей Кириллович родился 8 августа 1939 года. Так что первые года его жизни пришлись на войну.

Беседовали Игорь Харичев и Надежда Алексеева

С отцом. 1944 год

«Знание – сила»: Алексей Кириллович, что вы помните о Великой Отечественной войне? Остались какие-то детские воспоминания? Что-то из рассказов родственников осело в памяти?

Алексей Симонов: Война очень большое место в моей биографии занимает, при этом малую часть памяти. Вся моя память о войне связана с послевоенными впечатлениями: с воспоминаниями близких о войне, с близкими на войне, с поэтами войны, которых я очень люблю и перед которыми преклоняюсь. Это мое любимое поколение. Короче говоря, есть масса вещей, которые мне о ней напоминают, но лично моих воспоминаний очень немного, потому что я родился в 1939‑м, когда в 41‑м году война началась, мне еще двух лет не было. А когда закончилась в 45‑м, мне еще шести лет не было. Поэтому моих собственных воспоминаний немного, тем более что я не отличаюсь памятью Льва Толстого, который помнил руки кормилицы и так далее. Тем не менее что-то я помню, потому что в 41‑м году мы уехали в эвакуацию в город Челябинск. О том, что это Челябинск, я узнал намного позже, после войны, конечно, но то, как я там жил, неожиданно помню. Зима с 1942 на 1943 год была очень холодная на Урале. Вообще Урал – не самое теплое место. Дело в том, что мама моя, окончив Литературный институт, в войну работала в Наркомтяжпроме, то есть она, по сути дела, выпускала танки, занималась снабжением металлом танковой промышленности – вообще мужское занятие. У нее были мужчины-партнеры, мужики-начальники, и, естественно, основные командировки были все время на заводы, а заводы все были как раз на Урале и за Уралом. Поэтому мы и поехали в Челябинск, и там же, в Челябинске, рядом, в Магнитогорске, она служила.

Из Москвы вывозили много чего, я свидетель того, что из Москвы вывезли в том числе и зоопарк.

1. Константин Симонов – творческий псевдоним Кирилла Михайловича Симонова (1915—1979).

Константин Михайлович Симонов и его жена Евгения Самойловна Ласкина. 1939 год

«ЗС»: В Челябинск?

А. С.: В Челябинск. Потому что мы с бабушкой ненадолго вышли погулять во двор, на улице Цвиллинга мы жили. Это я уже потом узнал, что улица Цвиллинга. Во дворе дома, среди довольно большого захолустья, стояли две клетки: в одной из них ходил и выл волк, а в другой клетке был большой ледяной ком – это смерзшиеся несколько лисят, просто смерзшиеся, погибшие. Я помню, что их привезли из Московского зоопарка. Прятать было некуда, видимо, они там и замерзли. Это самое сильное мое впечатление от военной поры. Второе впечатление: в 1944‑м году я познакомился с отцом. Он же от матери ушел в 1940‑м, влюбился в Серову2 и ушел. Моя мать была очень мудрой женщиной, большей частью того, что я есть, я обязан матери. И отец потом понимал, что он очень многим обязан моей матери, потому что я оказался способен не предъявить ему никаких претензий. А мать так меня воспитывала, что я не считал отца виноватым, потому что она рассматривала это как одно из естественных проявлений человеческой натуры. Он, видимо, поступил по совести, потому что сказал ей: «Я влюбился в другую женщину и ухожу». Но он не ушел к Серовой, потому что женился на ней только в 43‑м году. Это я узнал намного позже. В 40‑м году он ушел из семьи и стал жить отдельно. Так вот, в 1944‑м он меня принял в доме, в котором тогда получил первую свою квартиру.

К.М. Симонов и Я.Н.Халип. 1952 год

В 43‑м году мы вернулись в Москву, и в 44‑м я встретился с отцом… Не знаю, какое время года было. Приятель отца, фронтовой фотограф Яков Николаевич Халип3, великий фотограф, ученик Родченко – он был замечательный фотограф и очень хороший мужик. Он сделал несколько семейных фото.

2. Серова Валентина Васильевна (1917— 1975) – известная советская актриса театра и кино; заслуженная артистка РСФСР, лауреат Сталинской премии II степени.

3. Халип Яков Николаевич (1908—1980) – выдающийся мастер советской фотографии; известный фотограф, фотохудожник, прямой наследник русского авангарда в фотографии, ученик Александра Родченко, одного из основоположников конструктивизма, родоначальника дизайна и рекламы в СССР.

«ЗС»: Это еще ребенком?

А. С.: Да, это 44‑го года фотографии. Наша с отцом первая встреча в военную пору. Это тоже военное впечатление. Не могу сказать, что хорошо помню саму встречу, но благодаря этим фотографиям знаю о ней. Как и то, что это фотографии 44‑го года, сделанные Халипом. И, как водится у семейных фотографов, им срежиссированные. Еще одно важное воспоминание о войне – это воспоминание о 9 мая. К тому времени мы уже жили на Сивцевом Вражке. Там в доме 14 на втором этаже было мое родовое гнездо, мой тыл. Там жили мои еврейские родственники: дед, бабка, их старшая дочь, которой принадлежала эта квартира, раньше она принадлежала ее мужу. Ее муж, Михаил Наумович Вощинский, умер в 43‑м году, я его практически не помню, не видел никогда живым. Мама подкинула меня бабке с дедом, поскольку она продолжала еще работать в танковой промышленности и все время ездила в командировки, и я жил на Сивцевом Вражке, там же пошел в школу в 46‑м году, в 59‑ю, которая находится на Староконюшенном переулке в двух шагах от моего дома. На Староконюшенный окна выходили с одной стороны дома – он двухсветный был, на две стороны окна.

Вечером 9 мая отправились смотреть салют с одной из подруг моих теток. Народу была уйма. И ощущение потерянности среди толпы впервые в жизни у меня возникло именно тогда. Я, наверное, не разделял всеобщего энтузиазма, хотя мне очень нравилось. Кто-нибудь помнит, что салюты для мальчишек сопровождались очень любопытным занятием? У каждой ракеты была крышечка с цветом ракеты, и крышечки разного цвета мы собирали, они были как пуговицы. Мода такая была – собирать крышечки на салютах. Большое количество выстрелов для близко стоящих давало надежду на энное количество крышечек.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Был ли аншлюс ГДР? Был ли аншлюс ГДР?

Читаем новый единый учебник всеобщей истории для 11 класса

Дилетант
Время титанов Время титанов

Ма Яньсун — архитектор, который умеет так же хорошо строить, как и мечтать

Weekend
Лучезарный Лучезарный

За прозвищем князя Александра Куракина стояло несметное богатство

Дилетант
По пушкинским местам По пушкинским местам

Если бы во времена Пушкина были соцсети, какие места он бы советовал посетить?

Лиза
Лабиринт: запутанная история Лабиринт: запутанная история

Самые необычные лабиринты мира – история и тайны

Вокруг света
Воробьевы годы Воробьевы годы

«Мы прошли путь от поверхностных историй про бандитов к человеческой душе»

Men Today
Глобальная инфляция не отступает Глобальная инфляция не отступает

Помогут ли правила Пола Волкера в эпоху невообразимо дешевых денег

Деньги
Увидеть Армагеддон и выжить Увидеть Армагеддон и выжить

Израиль находит, чем удивить путешественника, помимо библейских древностей

Вокруг света
Окно в Китай Окно в Китай

Как китайская фармотрасль стала одной из ведущих в мире

Ведомости
Янковские Янковские

Олег Янковский — любимец экрана, для которого главным в жизни была семья

Караван историй
«Эффективность ЭКО можно увеличить вдвое, если мужчина не останется в стороне» «Эффективность ЭКО можно увеличить вдвое, если мужчина не останется в стороне»

Как можно снизить количество попыток ЭКО при имеющихся ресурсах

Ведомости
Ловушка цифрового романтизма: как онлайн-дейтинг эксплуатирует наши уязвимые стороны Ловушка цифрового романтизма: как онлайн-дейтинг эксплуатирует наши уязвимые стороны

Как алгоритмы онлайн-знакомств мешают формированию устойчивой привязанности?

Forbes
Цветок для смелых Цветок для смелых

Проект суперъяхты Lily разработали для верфи Oceanco в дизайн-бюро Vripack

Y Magazine
Владимир Жириновский Владимир Жириновский

Правила жизни политика Владимира Жириновского

Правила жизни
Нам это НАДо? Нам это НАДо?

Инновационный подход к антивозрастному уходу за кожей: косметика с NAD+

Лиза
Любовь под пальмами Любовь под пальмами

Как отдохнуть, набраться сил и укрепить отношения в совместном отпуске

Добрые советы
Братья Либа Братья Либа

Творчество братьев Либа разноцветной палитрой бушует между двумя точками

Afternoon Seasons of life
Путь ради ребенка: как Ада Блэкджек одна выживала в экспедиции на острове Врангеля Путь ради ребенка: как Ада Блэкджек одна выживала в экспедиции на острове Врангеля

57 дней в одиночестве: невероятная история Ады Блэкджек

Forbes
Наши соседи: солдатик, пожарник, кобылка и другие Наши соседи: солдатик, пожарник, кобылка и другие

Весной одними из первых появляются насекомые, которые зимуют взрослыми

Наука и жизнь
Моя лучшая подруга Моя лучшая подруга

Даже после ссоры вернуть лучшую подругу реально. Главное – знать, с чего начать!

Лиза
От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны

Как Сталин, Рузвельт и Черчилль преодолевали взаимное недоверие

Монокль
Киловатты комфорта Киловатты комфорта

AVATR 11: электромощность, переведённая в комфорт

Y Magazine
Борьба вместо рестлинга: Халк Хоган создал профессиональную лигу и привлек чемпионов Борьба вместо рестлинга: Халк Хоган создал профессиональную лигу и привлек чемпионов

Пиво, чемпионы и венчурные фонды: зачем Халк Хоган создал свою лигу?

Forbes
Время омолодиться: что важно знать о необычном весеннем грибе саркосоме шаровидной или «ведьмином котелке» Время омолодиться: что важно знать о необычном весеннем грибе саркосоме шаровидной или «ведьмином котелке»

Почему саркосому шаровидную называют «молодильным яблоком»?

ТехИнсайдер
Большая четверка Большая четверка

Часть истории российской моды — о поиске, независимости и вере в свое дело

Afternoon Seasons of life
Ливановы Ливановы

Ливановы: три поколения актеров и лучший Холмс по версии Елизаветы II

Караван историй
Возможно, вы взвешиваетесь неверно: несколько правил от ученых Возможно, вы взвешиваетесь неверно: несколько правил от ученых

Как понять свой истинный вес и взвеситься правильно?

ТехИнсайдер
Прямо из подворотни Прямо из подворотни

Что мода позаимствовала у опасных субкультур?

Правила жизни
Больше движений! Больше движений!

Нужно больше двигаться, а не искать отговорки, почему не можешь

Y Magazine
Homo uillaris Homo uillaris

Человек дачный: эта фанатично увлеченная порода людей легкоузнаваема

КАНТРИ Русская азбука
Открыть в приложении