Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

16 апреля 2025 года ушел из жизни Константин Александрович Кедров – поэт, философ, человек, необычайно много сделавший для развития российской философии искусства XX века.
Мы беседовали с Константином Александровичем 11 февраля 2025 года – и, вероятно, это одно из немногих интервью, которые он давал в недавнее время. Вместе с тем, до самых последних дней жизни Константин Александрович активно выступал, проводил вечера, творческие встречи, интересовался событиями, происходящими сегодня, давал консультации и, конечно, продолжал создавать замечательные стихи. Это был удивительно светлый и открытый человек. Интересны, например, такие его рассуждения: «Есть стол – а есть идея стола. Стол можно сломать, разрушить. Но идею стола уничтожить нельзя. Или – есть Константин Александрович Кедров – человек – но, кроме того, есть идея Кедрова. Человек может исчезнуть, умереть. Но идея – содержание его жизни, его мысль – будет жить дальше. В этом и состоит вся суть бессмертия».
Наша беседа с Константином Александровичем была посвящена немецкому философу Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю, юбилей которого – 255 лет со дня рождения – мы отмечаем 27 августа этого года. К. А. Кедров – доктор философских наук, автор предисловия к книге Г. В. Ф. Гегеля «Философия духа» (М.: АСТ, 2018), он неоднократно проводил лекции об этом выдающемся мыслителе. Нашу беседу мы и предлагаем сегодня вниманию читателя.
«Знание — сила»: Константин Александрович, что для вас в жизни значит Гегель?
Константин Кедров: Гегель — царь философов. Если говорить о философии как науке, то здесь царит Гегель — и его вершины недостижимы. И Хайдеггер за ним идет, и многие за ним движутся, но достичь подобных вершин невозможно. В конечном итоге в философии Гегеля подведен итог тому, о чем говорили Платон и Аристотель, а из его современников более всего — Кант.
Гегелю принадлежит понимание удивительной вещи. Несомненно, натолкнул его на эти размышления Иммануил Кант, который всю жизнь исследовал разум — критикуя его (отсюда и названия работ — «Критика чистого разума», «Критика практического разума»). И Гегель, читая Канта, понял замечательную вещь. Разум — не просто нечто неподвижное, как, скажем, то же звездное небо. (Хотя картина звездного неба также меняется для нашего взора). Разум все время меняется. И каким же образом? А он, оказывается, — как ни странно, — совершенствуется. Он совершенствуется — и это открытие Гегеля в известной мере подтверждено современным научным знанием.
Раньше считалось так: днем мозг работает, ночью спит. И при этом как был мозг у неандертальца — он такой и у нас, ну немножко какие-то доли поменялись, но мозг — он такой нам дан от века.
Но, оказывается, ничего подобного. Мозг не может находиться в бездействии, оказывается, у него только два пути: либо совершенствоваться, либо деградировать. А вот так, как, например, думал И. П. Павлов — отдыхать, спать — мозг не может. И это относится не только к циклам дня и ночи, а ко всей жизни мозга, и, стало быть, к разуму в целом.
И Гегель задумался: а чем же занимается разум? Поняв, что разум занимается самосовершенствованием, он придумал слово, которое, к сожалению, у нас не очень в ходу. Процесс постоянного совершенствования разума, его постоянной работы Гегель назвал «интеллигенция». Мы это слово употребляем для обозначения определенного сословия, для обозначения тех или иных людей. А оказывается, «интеллигенция» — это процесс! Открытие феерическое, я бы сказал.
Что такое «интеллигенция» в жизни каждого человека? Это его постоянное совершенствование. Или наоборот — антиинтеллигенция, то есть — деградация. Я не берусь судить, сколько людей деградирует, а сколько людей совершенствуется.