Мост – это мир со своими законами

В 2006—2020 годах в качестве приложения к нашему журналу выходил альманах «Знание – сила: Фантастика». В круг постоянных его авторов, наряду с Сергеем Лукьяненко, Александром Громовым, Владимиром Ильиным и другими яркими представителями любимого читателями жанра, входил молодой тогда писатель Николай Калиниченко, недавно отметивший 45-й день рождения. Он является лауреатом премии «РосКон 2020», удостоен награды «Аэлита» (Орден «Рыцарь фантастики» имени И. Халымбаджи), периодически публикуется в «Литературной» и «Независимой» газетах, журнале «Москва», альманахе «Словесность» и других изданиях.
Однако наш сегодняшний разговор – не о фантастике, а о мостах. Впрочем, в России немало мостов, глядя на которые, даже не самый восторженный путешественник воскликнет: «Фантастика!»: Большеохтинский в Санкт-Петербурге, Скайбридж в Сочи, Миллениум в Казани, Красный Дракон в Ханты-Мансийске…
«Знание – сила»: Николай Валерьевич, вы – поэт, прозаик, литературный критик, возглавляете Союз литераторов Российской Федерации. И в то же время много лет занимаетесь проектированием мостов. Как вам удается со‑ вмещать инженерную и литературную деятельность?
Николай Калиниченко: Да, вы совершенно правы, по профессии я инженер-проектировщик, четверть века работаю по специальности и примерно столько же времени активно участвую в литературном процессе. И одно другому совершенно не мешает. Более того, в этой двойственности есть свои плюсы. К примеру, одной из главных проблем современного литератора является дефицит новых впечатлений. У меня же их – сколько угодно. Мы проектируем мосты по всей России от Калининграда до Сахалина. По работе мне часто приходится бывать в командировках. Это позволяет расширить представления о мире и о своей стране, отыскать прототипы для героев будущих художественных произведений. Да и сам процесс проектирования немного похож на создание романа. Сначала мы собираем исходные данные, погружаемся в материал, потом намечаем главную сюжетную линию, – это ось нашего моста, и побочные сюжетные линии – это съезды и примыкания. Потом начинаем «писать» наш мост до самого последнего болта, до точки. Новый роман вызывает приток читателей в магазин, а на мосту – открывают движение автомобилей.

«ЗС»: Существует расхожее мнение, что строительство больших мостов не окупается. Что лучше бы пустить затраченные на это средства на более насущные цели. При этом в России сегодня сооружается немало крупных мостовых сооружений. Как вы можете это прокомментировать?
Н. К.: Действительно, возведение моста – это очень внушительные затраты, сотни миллионов рублей. А если мост уникальный и технически сложный, например, такой, как Вантовый мост на острове Русский, то затраты еще больше. Однако каждое такое сооружение позволяет защитить десятки патентов на изобретения и существенно развивает инженерную науку, способствуя улучшению благосостояния государства и граждан. Есть и другая сторона вопроса. Большой объект является предметом пристального международного внимания. Это – вопрос престижа государства. На таких вещах экономить недопустимо!