Образ Великого княжества Литовского и двойственность его восприятия народом Руси

Знание – силаИстория

Двойственное восприятие литовцев в Северо-Восточной Руси XV века в контексте «Сказания о нашествии Едигея»

Семен Фридман

Карта Великого княжества Литовского

К концу первого десятилетия XV века после захвата литовским великим князем Витовтом (правившим в 1392—1430 годах) Смоленского княжества под властью Великого княжества Литовского оказалось больше половины древнерусских земель (не случайно его полное название звучало как «Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтское»). Высшая аристократия Литвы и Северо-Восточной Руси была тесно связана узами родства – так, великий князь Московский Василий I Дмитриевич был женат на дочери Витовта Софье, а его двоюродный дядя Владимир Андреевич Серпуховской (герой Куликовской битвы) – на дочери литовского великого князя Ольгерда Елене. Второй женой правившего в 1345—1377 годах Ольгерда (и матерью вышеупомянутой Елены) была Иулиания, сестра тверского великого князя Михаила Александровича. Другая дочь Иулиании Ефросиния стала женой рязанского великого князя Олега Ивановича. Первым браком Ольгерд также был женат на русской православной княжне Марии Витебской, дочь которой Агриппина вышла замуж за суздальского князя Бориса Константиновича.

Более того, значительная часть Гедиминовичей – представителей литовской велико-княжеской династии – исповедовала православие; это относится как к четырем братьям Ольгерда (Евнутию, в 1341–1345 годах являвшемуся великим князем, Наримунту, князю Волыни Любарту и князю Подолии Кориату), так и ко многим сыновьям Ольгерда (Андрею Полоцкому, Дмитрию Черниговскому, Владимиру Киевскому, Лунгвению Мстиславскому – в 1380 году Андрей и Дмитрий сражались на стороне Дмитрия Донского в Куликовской битве). В 1384 году великий князь литовский Ягайло Ольгердович (правил в 1377–1392 годах) даже вел с великим князем московским Дмитрием Ивановичем Донским переговоры о женитьбе на его дочери и крещении Литвы в православие. Однако уже в следующем году Ягайло заключил Кревскую унию с Польшей, в обмен на женитьбу на польской королеве Ядвиге (благодаря которой он стал польским королем под именем Владислава II) приняв католицизм, ставший господствующей религией Литвы. Его преемник Витовт также являлся католиком.

Великий князь литовский Витовт

В этой связи можно говорить о двойственном характере восприятия литовцев в русских источниках XV века. Скажем, сообщая о нападении литовцев в 1406 году на Псковскую землю, Псковская I летопись характеризует Витовта следующим образом: «поганыи отступник правыя веры християнъския отметникъ божии, сынъ дияволь, неверникъ правде, ни крестному целованию» и «окаянныи». Подчеркиваются зверства литовцев: «а под городомъ Вороначем наметаша ратницы мертвых детеи две лодии». Новгородская IV летопись, сообщая о захвате литовцами Смоленска, подчеркивает, что править им Витовт поставил «ляхов», то есть католиков: «И тако Витовътъ взя градъ и все Смоленьское княжение за себе, и княгиню Юрьевоу изымавъ и посла ю в Литовьскую землю, а князеи Смоленьскихъ поимавъ, а боляръ, которыи добра хотели своему князю Юрью, а техъ разведе и расточи, а въ Смоленьске свои наместники посади и Ляхи посажа, и темъ Ляхомъ предасть градъ дръжати». Симеоновская летопись за 1408 год, описывая конфликт Витовта и Василия I Московского и стояние их армий на Угре, изображает войско Витовта, как состоящее из католиков: «Витовтъ такоже съ многою силою прииде в другу сторону реки тоя, съ нимъ же Литва, Ляхи, Немци, Жемоть».

Великий князь Василий Первый

Вместе с тем, восприятие Литвы в русских источниках отнюдь не сводилась к образу враждебной иноверной силы. Новгородская I летопись младшего извода объясняет причины поражения Витовта в 1399 году от татар темника Едигея (фактического правителя Золотой Орды в конце XIV – начале XV века) в битве на Ворскле его переходом в католицизм и желанием подчинить себе Русь: «Былъ убо князь Витовтъ преже крестианъ, а имя ему Александръ, и отвержеся правовѣрныя вѣры и крестияньства и прия лятскую вѣру, церкви святѣи превратилъ на богомеръское служение; а помыслилъ тако: хотѣл пленити Рускую землю и Новъград и Пьсковъ». Вместе с тем, летописец говорит, что «богъ далъ князя Витовта великимъ княземъ Литовьскои землѣ грѣх ради крестияньскых» – то есть правление Витовта в религиозной парадигме той эпохи рассматривается как Божья кара за грехи христиан (а значит, Литва мыслится как христианское государство). Автор подчеркивает несчастья, обрушившиеся на православных подданных Литвы из-за победы татар: «Татарове поидоша по них, биющи на 500 веръстъ до города до Киева, а с города с Киева окупъ взяша 500 рублевъ и намѣстники свои посадиша; а на Печерьском монастыри взяша окупъ 30 рублевъ».

Двойственность восприятия Великого княжества Литовского жителями Северо-Восточной Руси наиболее выпукло выражена в «Сказании о нашествии Едигея», дошедшем до нас в Симеоновской летописи и представляющей из себя тверскую обработку повествования из не дошедшей до нас Троицкой летописи, погибшей в московском пожаре 1812 года. «Сказание о нашествии Едигея» повествует о походе татар на Москву в 1408 году – однако поскольку в то время Великое княжество Московское одновременно конфликтовало с Великим княжеством Литовским и принимало у себя политических эмигрантов из Литвы во главе с Свидригайло Ольгердовичем (двоюродным братом Витовта, стремившимся отнять у него престол), наряду с образом татар в нем важную роль играет и образ литовцев (как Витовта, так и Свидригайло).

Стояние на Угре, 1480 год

Автор «Сказания» подчеркивает родственную связь Василия I и Витовта и их нежелание вести активную войну друг с другом и то, что до активных боевых действий не дошло, описывая стояние литовцев и москвитян на Угре: «Вѣдый бо, яко ближика си суть, не зѣло хотять къ брани, но того ради посылаше, да не въскорѣ устраають мира, к сему же да еще видять татарове наряд руский. Татарове же познаша, яко Русь не желателни суть на кровопролитье, но суть миролюбци, ожидающе правды» («Зная, что оба, являясь родственниками, не очень-то хотят войны, он посылал татар для того, чтобы задержать заключение мира, да еще для того, чтобы татары высмотрели воинское устроение русских. Татары приметили, что русские не склонны к кровопролитию, но, будучи миролюбцами, ожидают справедливого договора»). «Постоаша немного дний и умиришася, взяша миръ, яко же исперва, великий князь Василей съ тестем своим с великим княземъ Витовтом, и разидошася кождо въ свояси» («Несколько дней постояли, и примирились великий князь Василий с тестем своим великим князем Витовтом, заключили такой же, как и первоначально, мир и разошлись каждый восвояси»).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Когда возникает «наука», или История понятия «science» Когда возникает «наука», или История понятия «science»

Развитие научного знания в Англии в XVII веке

Знание – сила
9 вещей, о которых можно врать детям и не стыдиться 9 вещей, о которых можно врать детям и не стыдиться

Что делать, если маленький человек еще не готов к правде? Врать!

Maxim
«Друг Отто» «Друг Отто»

«Русский вопрос» с точки зрения Бисмарка

Дилетант
Новые рубежи российского агроэкспорта Новые рубежи российского агроэкспорта

Стоимостной объем отгруженного за рубеж продовольствия превысит $45 млрд

Агроинвестор
Трофейные мозги Трофейные мозги

Вернер Гейзенберг и другие ученые: более ценны, чем десять немецких дивизий

Дилетант
ДНК бактерий из древней жвачки указала на периодонтит у людей эпохи мезолита ДНК бактерий из древней жвачки указала на периодонтит у людей эпохи мезолита

Генетический материал выделили из находок возрастом десять тысяч лет

N+1
«Невидимка» Дуссе-Алинь «Невидимка» Дуссе-Алинь

Хабаровский край скрывает сохранившиеся в первозданном виде природные уголки

Наука и жизнь
Развитие эмбриона человека зависит от вирусной инфекцией возрастом 500 миллионов лет Развитие эмбриона человека зависит от вирусной инфекцией возрастом 500 миллионов лет

Почему без вирусов человека и вовсе не было бы?

ТехИнсайдер
Верить нельзя сомневаться Верить нельзя сомневаться

В погоне за трендами не теряем здравый смысл и здоровье

Лиза
Партнёры-соперники Партнёры-соперники

Как ни готовься к войне, она практически всегда наступает внезапно

Дилетант
В пазырыкском могильнике нашли монголоидную женщину В пазырыкском могильнике нашли монголоидную женщину

Палеоантрополог исследовал останки из памятника Берел

N+1
Насекомых не привлекает свет ламп — у них просто кружится голова Насекомых не привлекает свет ламп — у них просто кружится голова

Почему насекомые летят на свет, если он им не нравится?

ТехИнсайдер
Туристы сходят с ума от этого озера: топ самых впечатляющих фактов о самом чудесном даре природы — Байкале Туристы сходят с ума от этого озера: топ самых впечатляющих фактов о самом чудесном даре природы — Байкале

Это уникальное место на Земле интересует не только туристов, но и ученых

ТехИнсайдер
Почему мы не смеемся, когда щекочем сами себя: любопытный факт о нашем теле Почему мы не смеемся, когда щекочем сами себя: любопытный факт о нашем теле

Почему люди боятся щекотки?

ТехИнсайдер
Как стирать кашемировую и шерстяную одежду, чтобы она выглядела как новая Как стирать кашемировую и шерстяную одежду, чтобы она выглядела как новая

Как правильно ухаживать за шерстяными и кашемировыми вещами

ТехИнсайдер
С хмелем сумеем? С хмелем сумеем?

В стране нужно активнее развивать хмелеводство для импортонезависимости

Агроинвестор
Со скольких лет можно сдавать на права и когда их можно получить Со скольких лет можно сдавать на права и когда их можно получить

С какого возраста разрешено учиться в автошколе и во сколько лет выдают ВУ

РБК
«Что значит мыслить?»: как отвечает на этот вопрос философ Александр Афродисийский «Что значит мыслить?»: как отвечает на этот вопрос философ Александр Афродисийский

Отрывок из книги «Что значит мыслить? Арабо-латинский ответ» Жана-Батиста Брене

Forbes
Все мультфильмы студии Pixar от худшего к лучшему Все мультфильмы студии Pixar от худшего к лучшему

Расставляем по пьедесталу полнометражные работы «Пиксар» за все 30 лет

Maxim
Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен

Сабиха Гёкчен связала свою жизнь с авиацией и стала первой военной летчицей

Forbes
Смешные деньги: какую прибыль приносят брендам вещи-мемы Смешные деньги: какую прибыль приносят брендам вещи-мемы

Удается ли дизайнерам заработать на потоке шуток и шумихи в медиа?

Правила жизни
«История переделывает души» «История переделывает души»

Как «Записные книжки» Гинзбург объясняют меняющееся время

Weekend
Главные любители «рыбов» и больших мисок с кормом: невероятные факты о котиках, которые помогут узнать их еще лучше Главные любители «рыбов» и больших мисок с кормом: невероятные факты о котиках, которые помогут узнать их еще лучше

Насколько хорошо мы знаем своих усато-полосатых питомцев?

ТехИнсайдер
Пауки прикинулись муравьями для защиты от других пауков Пауки прикинулись муравьями для защиты от других пауков

Пуки, чтобы не стать жертвой более крупных пауков, имитируют поведение муравьев

N+1
8 вещей, которые не стоит себе позволять, если женат 8 вещей, которые не стоит себе позволять, если женат

Некоторые нюансы не стоит упускать из виду, чтобы не испортить отношения с женой

Maxim
Я — сноб: художник Анатолий Akue Я — сноб: художник Анатолий Akue

Художник Анатолий Akue — о рисовании без цели и собачьей шерсти

СНОБ
10 уголков нашей необъятной: куда поехать на отдых в России 10 уголков нашей необъятной: куда поехать на отдых в России

Отпуск — не обязательно путешествие за границу. У нас тоже есть, что посмотреть!

ТехИнсайдер
Самая глубокая лаборатория в мире для изучения темной материи построена Китае Самая глубокая лаборатория в мире для изучения темной материи построена Китае

В Китае начала работу самая глубокая и крупная в мире подземная лаборатория

ТехИнсайдер
Что такое бергамот и насколько он полезен Что такое бергамот и насколько он полезен

Чем полезен бергамот и может ли он навредить здоровью?

РБК
«Не жили богато, нечего и начинать»: 7 поговорок, программирующих бедность «Не жили богато, нечего и начинать»: 7 поговорок, программирующих бедность

Поговорки, которые не дают выбраться из нищеты

Psychologies
Открыть в приложении