«Дом А. Ф. Лосева»

В этом году культурная общественность Москвы отмечает небольшой юбилей – пять лет со времени присвоения официального статуса мемориального музея Дому А. Ф. Лосева. Наверное, незачем много говорить о значении деятельности этого выдающегося философа – его труды слишком хорошо известны российской читающей публике. О том, как создавалась эта уникальная структура, что представляют собой ее современные коллекции и экспозиции – в статье научного сотрудника музея О. Н. Кичиной.
В доме на Арбате русский религиозный философ ХХ века Алексей Федорович Лосев прожил значительную часть своей очень долгой жизни, почти 50 лет – с 1941 года до своей смерти в 1988 году. А вселение его сюда случилось в первые месяцы той страшной войны, которую мы помним как Великую Отечественную, после того как прежний его дом на Воздвиженке был разрушен фашистской бомбой. В тот дом пришел он тревожным летом 1917 года по объявлению, с намерением снять комнату в просторной квартире пожилых супругов Соколовых. Там познакомился он с их дочерью Валентиной, будущей своей женой, а в ту пору – юной слушательницей Высших женских курсов. Там они оба были арестованы и отправились в заключение в 1930‑м, туда вернулись с Беломорканала в 1933‑м. После бомбежки 1941 года вслед за философом его архив и библиотека, несколько пострадавшие и извлеченные из-под завалов дома на Воздвиженке, также были доставлены в этот арбатский дом.
После кончины Алексея Федоровича в арбатском доме происходили встречи его друзей, единомышленников и учеников. В ходе их бесед не только выяснилось, что Лосев – выдающийся ученый в области классической филологии и замечательный преподаватель, но определилось его значение как философа мирового уровня. Сформировалось философское общество «Лосевские беседы», и дом на Арбате предполагалось сделать философским центром для Москвы, а может, даже и для всей страны. Но это была новая и слишком необычная для многих идея, в первоначальном замысле воплотить ее не удалось. Однако к началу 2000‑х годов силами неравнодушной культурной общественности был создан «Дом А. Ф. Лосева» как единственная в своем роде специализированная библиотека по русской истории, философии и культуре, а также философско-культурный центр. Основой библиотеки стали книги, в том числе уникальные, из личного собрания Лосева – более 10 тысяч томов, переданные в дар его ученицей и наследницей Азой Алибековной Тахо-Годи.
23 сентября 2006 года в «Доме А. Ф. Лосева» открылась небольшая мемориальная экспозиция, посвященная ученому, а во внутреннем дворике Библиотеки был установлен бюст философа, выполненный известным скульптором В. В. Герасимовым. В экспозиции, отразившей этапы творческой биографии Лосева, были представлены его личные вещи, его книги, изданные в России и за рубежом, фотографии, документы. Этот небольшой, в значительной степени любительский музейный комплекс, отмеченный чертами академической стилизации, бытописательства и некоторой закрытости смыслового ряда, с течением времени выполнил свою информационно-иллюстративную функцию и несколько устарел. В 2019 году по проекту известного искусствоведа и художника Георгия Анатольевича Никич-Криличевского и при активном участии научного коллектива сотрудников Дома Лосева музейная экспозиция была преобразована – обновлена и расширена – и получила официальный статус мемориального музея А. Ф. Лосева. Работа была проделана уникальная: до создания Дома Лосева, за исключением музея Иммануила Канта в далеком от Москвы Калининграде, музеев с философской тематикой в нашей стране не было.
Созданное в Доме Лосева пространство – это музей диалога, разговор о сущностном и существенном. По замыслу создателей экспозиции, кроме самого философа, его коллег, его друзей и близких, свидетелями событий его биографии должны почувствовать себя сами посетители.
«Философ имени, числа и мифа…» – так говорил о себе сам Лосев. Экспозиция дает возможность ощутить различные пространственно-смысловые масштабы – музыка и театр, имя и число, Античность и Возрождение, вера и верность, наука и мифология, размышления и игра, формальная логика и ассоциативно-образное мышление… осмысление философом ментальных, личностных и общественных трансформаций, возникших в результате тяжелейших испытаний, перенесенных его страной на его долгом жизненном веку. Это осмысление может быть понято и принято посетителями музея, ведь каждый чувствующий и мыслящий человек непременно в какой-то мере тоже философ. Жизненный путь философа есть непрестанное восхождение в победах над мыслимыми противоречиями и внешними обстоятельствами. И в музее центральной экспозиционной метафорой является лестница, в каждом из залов различные по форме лестницы, в них встроены витрины с символическими объектами, полки-витрины с книгами, документы.
Другими метафорами, выражающими свободное движение философской творческой мысли, являются понятия «невесомость» и «вневременность », воплощенные приемами экспонирования мемориальных объектов. Например, оторвавшийся от пола и зависший в пространстве стул, стол, накренившийся в свободном парении и превратившийся в экран для трансляции текста философского рассуждения. Или – как бы продолжающее качаться пустое кресло со стареньким пледом, с которого вдруг встал и куда-то ушел этот удивительный огромный человек, может – только что, может – много лет назад, а может, уже и вечность минула с того момента.