Манифест

kiozk originalsСобытия

Женщины и власть

Манифест

Автор: Мэри Бирд – профессор истории Древнего мира Кембриджского университета, член Британской академии и Американской академии искусств и наук. Часто ее называют «самым известным в Британии специалистом по античности». Бирд регулярно участвует в теле- и радиопередачах и ведёт популярный блог в Твиттере. Автор книг-бестселлеров «Помпеи», «Цивилизации» и «SPQR: История древнего Рима».

0:00 /
1990.4

В книге «Женщины и власть» (2017-ый год) Мэри Бирд рассказывает истории женщин у власти, причём делает это с присущей ей ироничным остроумием и эрудицией. Самый известный антиковед Англии не только пересказывает события античного периода, но и показывает нам, как они повлияли на мир сегодняшний. Автор исследует культурные корни мужского шовинизма и дискредитации женских голосов и задаётся вопросом: а не пора ли, собственно говоря, пересмотреть саму идею и концепцию власти?

Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Женщины и власть» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?

Для кого эта книга?

Казалось бы, отношение к женщине как к «хранительнице домашнего очага» и матери-наседке давно в прошлом. В современном мире женщины работают не меньше (а иногда и больше, с учетом домашнего труда), чем мужчины. Правда, чем выше уровень карьерной лестницы, тем меньше на нём встречается женщин-руководительниц. При этом противники феминизма обычно используют «железный» аргумент «Чего вы хотите, вы и так всего добились!». Разве? Судите сами: пренебрежительное отношение к женщине, которая «полезла» в политику, науку, да и просто в «серьёзное мужское обсуждение» всё еще не редкость, а в некоторых странах – скорее правило. О каком равенстве можно говорить, когда женских голосов по-прежнему не слышно, а любую, кто посмела «открыть рот», первым делом назовут «страшной, глупой, крикливой истеричкой» и остальными уничижительными выражениями. Средневековые (а вернее, античные) представления о женщине как о низшем существе, не имеющем права участвовать в серьезных дискуссиях, всё еще живы в нашем обществе. И если мы хотим идти вперед, нужно покончить с устаревшими стереотипами и наконец послушать, что хотят сказать женщины. 

Узнайте о том, насколько глубоко укоренён сексизм и как с ним бороться

В ноябре 2016-го года Хилари Клинтон потерпела поражение на выборах президента Соединенных Штатов. Когда впоследствии избирателей опрашивали, по какой причине они не проголосовали за Хиллари, те часто отвечали в духе «она не выглядит как президент». Одновременно с этим соперники Клинтон распространяли слухи о ее, якобы, плохом здоровье и о том, что она, мол, «не потянет эту должность физически».

Многие досадовали на такое отношение к Хиллари Клинтон – оно казалось ее сторонникам несправедливым и обидным. К сожалению, как считает Мэри Бирд, подобное восприятие женщин, претендующих на влиятельные должности в обществе, уходит своими корнями во времена глубокой античности.

Как демонстрирует Бирд, проблема даже не в том, что мы не привыкли видеть женщин у власти, а в том, что сами наши догматические представления о том, что значит быть «мужчиной» или «женщиной», или что значит «пребывать у власти», мало изменились за последние столетия.

Но эта книга – не горестная жалоба и не атака на мужчин. Автор книги, призывая к демонтажу структур, дающих привилегии мужчинам, отстаивает законное место женщин в общественном поле и в публичном дискурсе и хочет вдохновить читателя на пересмотр представлений о том, что такое «власть». 

Из этого обзора вы узнаете:

  • почему женщины-политики предпочитают женские брючные костюмы;
  • как авторы древнегреческих комедий представляли себе Афины под властью женщин;
  • и на что именно обиделся президент Дональд Трамп, увидев сатирическое изображение своего пресс-секретаря.

В античные времена для греков и римлян образ женщины у власти был смехотворен или возмутителен

Античные миры Древней Греции и Древнего Рима сегодня кажутся нам чем-то далёким, но их влияние, несомненно, пронизывает современное западное общество снизу доверху. Под тонким слоем современности несложно увидеть, что даже сейчас в основе множества культурных институтов лежат всё те же античные представления – особенно те, которые касаются роли женщины в обществе.

Взять, к примеру, культурные традиции древних греков – в частности, театральные драматические постановки в Афинах. В них довольно часто можно увидеть женские персонажи у власти.

Но при этом такие женщины были представлены в отнюдь не положительном свете. В этих драмах женщины часто изображались в виде уродливых мужеподобных существ, узурпировавших власть вопреки заведённому порядку, согласно которому власть по праву принадлежит мужчинам. Кроме того, в древнегреческих драмах такая узурпация власти женщинами часто заканчивается трагически – это отражало восприятие женщин в культуре того времени и «оправдывало» их исключение из сферы политики.

Возьмём трагедию «Агамемнон» древнегреческого драматурга Эсхила, представленную в 458-м году до нашей эры. Ее действие происходит во время Троянской войны. По сюжету царь Агамемнон отправляется на битву, оставляя свою жену Клитемнестру править вместо него. Это решение вышло царю боком: после возвращения Агамемнона Клитемнестра убивает его, когда тот принимает ванну. «Естественный» патриархальный порядок восстанавливается лишь после того, как Клитемнестру свергают с трона, а затем и убивают собственные дети.

В Древней Греции женщины не только не рассматривались в качестве легитимных правителей, более того – греки считали, что, держа в своих руках бразды правления, женщины явно идут против своей сути, теряя саму женственность.

Вернемся к Клитемнестре. Описывая ее, Эсхил намеренно употребляет «мужские» прилагательные типа androboulon. Это слово переводится примерно как «с мужскими намерениями» или «думающий как мужчина».

В качестве контрпримера часто приводят Афину – богиню войны, покровительницу города Афины. Мол, вот вам положительный пример могущественной женщины. Но если приглядеться, этот женский образ тоже противоречив. Во-первых, древние греки считали войну исключительно мужским делом. Во-вторых, Афина традиционно считается девственницей, а значит, ее образ вряд ли вписывается в роль, обычно ассоциируемую с женщинами, в задачу которых входило рожать новых граждан.

На самом деле, с точки зрения греков, Афина едва ли вообще могла считаться женщиной!

Женщины, активно участвующие в политике, сталкиваются с враждебным отношением к себе с античных времён

«Заткнись!» – Эти грубые слова, брошенные женщине в публичном пространстве или в домашней обстановке, всегда звучат резко – как удар хлыста. 

И, как показывает история, к ним часто прибегают с древнейших времен, чтобы «поставить женщину на место».

В одном из величайших и самых ранних произведений античной литературы – в «Одиссее» Гомера – мы уже можем прочитать о том, как женщине приказывают, фактически, «заткнуться». 

Важным сюжетом в «Одиссее» является взросление сына Одиссея и Пенелопы – Телемаха, превращающегося из ребенка в мужчину. Однажды у дома Пенелопы появляется некий бард, поющий о трудностях, с которыми приходится сталкиваться Одиссею и греческой армии при возвращении из Трои.  Очевидно, страдая, Пенелопа просит его спеть какую-нибудь другую песнь, менее мрачную и не столь терзающую сердце. Услышав это, Телемах приказывает своей матери покинуть комнату и «идти к себе».  При этом, что немаловажно, он указывает ей вернуться к ткацкому стану и прялке, произнеся при этом: «Говорить же – не женское дело, а дело мужей».

«Одиссея» – далеко не единственное античное произведение, в котором женщин «ставят на место» и призывают не допускать их к активному участию в политике.

Давайте посмотрим на комедию Аристофана «Женщины в народном собрании» (392-ой год до нашей эры). В этом произведении автор высмеивает идею о том, что женщины будто бы могут эффективно управлять городом-государством.

Автор комедии веселит зрителей, показывая им, как женщины даже не могут перестроить свою речь и начать говорить так, как приличествует в публичной сфере. Вместо этого они продолжают без умолку тараторить о сексе!

Или взять, к примеру, мифологический эпос Овидия «Метаморфозы». В произведении присутствуют женские персонажи, у которых отобрали дар речи.  Например, Юпитер превращает Ио в корову, способную только мычать, а нимфу по имени эхо наказывают тем, что обрекают ее лишь на вечное повторение слов других.

Всё это доказывает, что уже в античной культуре на женщин, высказывающихся публично, смотрели косо. Такое «противоестественное» поведение не одобрялось. 

Женские голоса подавлялись, поскольку ораторство считалось мужским делом

В Древней Греции и Древнем Риме у женщин не было прав, присущих мужчинам. Например, женщинам не разрешали голосовать. Это означало, что у них, в отличие от мужчин, не было стимула участвовать в политической жизни. Более того, женщин не только не допускали в политику – само ораторское искусство считалось чисто мужским делом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Обед во дворце: 7 продуктов, которые Елизавета II запретила есть своей семье Обед во дворце: 7 продуктов, которые Елизавета II запретила есть своей семье

Принадлежность к королевской семье – это масса ограничений

Cosmopolitan
Второй пол Второй пол

Феминистская классика о том, как из женщины сделали «другой» пол

kiozk originals
Путешествуем дома: как государства сопротивляются краху туристической отрасли Путешествуем дома: как государства сопротивляются краху туристической отрасли

Что происходит с туристической отраслью и как развивается внутренний туризм

Forbes
Ислам Ислам

Краткая история от начала до наших дней

kiozk originals
Глава из книги лауреата Букеровской премии Говарда Джейкобсона «Немного пожить» Глава из книги лауреата Букеровской премии Говарда Джейкобсона «Немного пожить»

Первая глава из новой книги Говарда Джейкобсона «Немного пожить»

СНОБ
Миф о красоте Миф о красоте

Стереотипы против женщин

kiozk originals
Раскопки туалета XIX века указали на паразитарные инфекции у богатых домовладельцев Раскопки туалета XIX века указали на паразитарные инфекции у богатых домовладельцев

Ленточные черви и власоглавы обнаружены в образцах фекалий туалета XIX века

N+1
Игры, в которые играют люди Игры, в которые играют люди

Психология человеческих взаимоотношений

kiozk originals
Сделаю это завтра: как бороться с прокрастинацией и управлять ею Сделаю это завтра: как бороться с прокрастинацией и управлять ею

Какова природа прокрастинации и как с ней бороться

Популярная механика
Как читать книги Как читать книги

Руководство по чтению великих произведений

kiozk originals
Ожидание и реальность: как машины выглядели на скетчах и что получилось Ожидание и реальность: как машины выглядели на скетчах и что получилось

Часто серийные машины сильно отличаются от дизайнерских рисунков

РБК
Где лечиться? Где лечиться?

В какую поликлинику идти – государственную или частную

Домашний Очаг
Тело как улика Тело как улика

10 советов и техник, которые помогут принять себя и свое отражение в зеркале

Лиза
Человечество Человечество

Обнадеживающая история

kiozk originals
Из грязи в князи: простые напитки, неожиданно ставшие элитными Из грязи в князи: простые напитки, неожиданно ставшие элитными

Как еще вчера приземленное спиртное становилось желаемым и роскошным

Playboy
Эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект

Новое представление о том, что значит быть «умным»

kiozk originals
Как умный дом помогает удаленной работе Как умный дом помогает удаленной работе

Умный дом может не только помочь отдохнуть, но и повысить продуктивность

Популярная механика
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Кто вселил бога в машину Кто вселил бога в машину

Григорий Ревзин о Роберте Оуэне и его «Деревне единства и сотрудничества»

Weekend
Психология стресса Психология стресса

Нашумевшее руководство по борьбе со стрессом и связанными с ним болезнями

kiozk originals
Радушный приём Радушный приём

Компактная квартира с удобным и функциональным интерьером

Идеи Вашего Дома
Секреты Терракотовой армии: 5 удивительных фактов о величайшей археологической находке Секреты Терракотовой армии: 5 удивительных фактов о величайшей археологической находке

Ученые исследуют глиняных воинов императора Цинь Шихуанди уже почти полвека

Maxim
Игровое кино Игровое кино

Тимур Бекмамбетов — о технологии съемки воздушного боя внутри компьютерной игры

Популярная механика
Крёстная мать перестройки Крёстная мать перестройки

Маргарет Тэтчер лучше всех почувствовала возможность перелома в Советском Союзе

Дилетант
Секрет микроскопа Левенгука оказался секретом Гука Секрет микроскопа Левенгука оказался секретом Гука

Способ изготовления линзы микроскопа установили методом нейтронной томографии

N+1
Почему никто не рассказал мне это в 20? Почему никто не рассказал мне это в 20?

Интенсив по поиску себя в этом мире

kiozk originals
Одна вокруг света: серебряный город и Звездная гора Одна вокруг света: серебряный город и Звездная гора

122-я серия о путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки Греты: Мексика

Forbes
Сила надежды: жестокий эксперимент показал, что вера может победить смерть Сила надежды: жестокий эксперимент показал, что вера может победить смерть

Ученый выяснил, что надежда помогает выбраться даже из безнадежных ситуаций

Популярная механика
«Беннифер» навсегда: зачем Джей Ло вернулась к Бену Аффлеку 17 лет спустя «Беннифер» навсегда: зачем Джей Ло вернулась к Бену Аффлеку 17 лет спустя

Вспомним, как развивалась историю любви Джей Ло и Бена Аффлека

Cosmopolitan
Открыть в приложении