Анна Толстова об Александре Гронском и недоверии ко времени и месту

WeekendКультура

Пейзажи пустоты

Анна Толстова об Александре Гронском и недоверии ко времени и месту

Те, кто в детстве увлекался головоломками в жанре «найди десять отличий», непременно вспомнят любимую забаву на выставке Александра Гронского. Время и место — те базовые параметры, что, по идее, должна включать в себя любая подпись под документальной фотографией, поскольку если фотография и говорит, то на каком-то своем невербальном языке, а значит, нуждается в пояснениях. Однако под фотографиями Гронского нет никаких подписей, и это совершенно обескураживает, потому что зрителю в какой-то момент непременно захочется точно знать, в каком конкретно месте и в какое конкретно время сделан тот или иной снимок.

На выставке преобладают снимки из двух сравнительно недавних проектов: «2018», темой которого стали «урбанистические паттерны Москвы и Петербурга», и «Схемы» (2015, совместно с Ксенией Бабушкиной), охарактеризованной как «фотографическая шарада». К ним добавлено кое-что из знаменитой «Пасторали» (2008–2012), принесшей Гронскому World Press Photo в 2012 году, и новые работы. Все фотографии заново напечатаны (галерея Pennlab открыта на базе фотоцентра «ФотоПро» и в какой-то мере служит рекламой его печатно-лабораторных возможностей) в самых разных форматах, от большекартинного до кабинетного, сгруппированы по схожим мотивам и свободно развешены так, что все проекты перемешались друг с другом. Получившаяся смесь представляет собой одновременно завораживающую и раздражающую фотозагадку, упражнение на остроту зрения и точность визуального анализа.

Вот, например, девять небольших снимков: угол панельной пятиэтажки на уровне двух первых этажей, снят зимой, кругом голые деревья, фоном идут такие же хрущевки и мутное, одного тона со снегом небо. По первому впечатлению сюжет этой серии — времена суток и смена освещения, фотографии так и вывешены, нисходящей хроматической гаммой, от позднего утра до ранних сумерек. Но первое впечатление обманчиво, и глаз постепенно обнаруживает подлог: вначале отмечает, что деревья вокруг дома высажены по-разному на каждом снимке, потом фиксирует, что балкон на втором этаже всякий раз иначе остеклен, а где-то и вовсе оставлен в первозданном виде, и, наконец,

доходит до мельчайших деталей вроде различий в узорах оградки придомового газона. Поймав фотографа на таком фокусе единожды, мы обречены повсюду ждать подвоха, недоверчиво приглядываясь к городским пейзажам с типовой застройкой — многоэтажками, школами, трансформаторными будками, гаражными кооперативами, детскими площадками и даже пятиглавыми храмами шаговой доступности, слепленными по одному проекту. Зритель превращается в маньяка-детектива, занятого сбором улик в урбанистической среде: характер озеленения, окраска, плитка, решетки, урны, коммуникации, реклама, граффити, билборды, дорожные знаки — те же? другие? в одном и том же месте в разное время? в разных местах в одно и то же время? Лайтбоксы с фотоизображениями, составленными из наложенных один на другой мнимо одинаковых кадров, и видеотриптих с обманчиво одинаковым фрагментом городского ландшафта, где все — архитектура, прохожие и проезжающий транспорт — на самом деле разное, разоблачают прием. Так, понимая, что фотограф принципиально не занимается цифровыми манипуляциями с изображением, разве что иногда позволяет себе поиграть с отзеркаленными или позитивно-негативными парами, мы вдруг осознаем, что вопрос места и времени здесь действительно принципиален. И что из этого расстояния между кадрами одной гомологической группы — в полметра или тысячи километров, в долю секунды или в десятилетие — возникает главная проблема этого искусства, возможно, не столько художественная, сколько философская. Недаром кураторы выставки, интерпретируя метод Гронского, ссылаются на «Различие и повторение» Жиля Делеза.

Визуальный язык Гронского, его образная система, композиция и даже колорит, напомнит о ряде других пейзажистов-урбанистов этого поколения. Например, о Павле Отдельнове и его «фотографических» картинах, запечатлевающих пустоту выморочных городских пространств, полос отчуждения между спальными районами и промзонами, в которых предмет изображения становится тождествен медиуму — советское градостроительство и советская академическая живопись синхронно демонстрируют жизнестойкость руин, приспособляясь к обстоятельствам настоящего, но сохраняя память о прошлом. Или же о Максиме Шере и его фотографических исследованиях политики, экономики и социальных механизмов, скрывающихся за нейтральной картинкой постсоветского урбанистического ландшафта во всей многослойности этого палимпсеста. И Гронский, и Шер участвовали в передвижной выставке «Новый пейзаж» (2018–2020), кураторском дебюте (и кураторском успехе) фотографов Петра Антонова и Анастасии Цайдер. Проект «Новый пейзаж» встраивался в то направление фотографической рефлексии о природе в эпоху антропоцена, что идет от легендарной американской выставки 1975 года «Новая топография», объединившей работы Бернда и Хиллы Бехер, Роберта Адамса, Стивена Шора, Льюиса Бальца и других теперь уже классиков, совершивших революцию в пейзажной фотографии. Однако выставка «Время и место» учит зрителя не доверять ни сходству, ни различиям, ни повторениям.

При всей формальной близости к другим художникам поколения чуть за сорок у Гронского как будто бы нет ни социальнополитического подтекста, ни тайной ностальгии по советскому. Вообще нет ни истории, хотя между снимками может быть дистанция в десятилетие, ни географии — хотя мы узнаем российский городской пейзаж, к нему местами добавлен японский и точно так же мог бы быть добавлен китайский — из большого цикла «Горы и воды». Тут критик понимает, что слова «образная система», «композиция» и «колорит» совсем не подходят для описания такой фотографию и что ему нужна лексика из области комбинаторики и топологии, чтобы с ее помощью как-то назвать эти множества, тождества, пустоту и ничто. Кураторы утверждают, что смысл проекта Гронского в том, чтобы поставить под вопрос документальность фотографии и разрушить автоматизм восприятия реальности. Ему это, несомненно, удается, и удается до такой степени, что человек, смотрящий на задокументированную фотографом бесконечную в своем разнообразии одинаковость, не может не задуматься о том, что наша хваленая генетическая уникальность — несколько переоцененная и устаревающая концепция.

В новой московской фотогалерее Pennlab открылась выставка Александра Гронского «Время и место», сделанная фотографами-кураторами Петром Антоновым и Анастасией Цайдер. Персональных выставок Гронского в России не было десять лет, его работы чаще показывают в Европе и других частях света, здесь же можно увидеть большую мозаику из работ последних пятнадцати лет.
Александр Гронский «Время и место». Галерея Pennlab, до 8 августа

Фотографии в материале: © Alexander Gronsky / Courtesy Pennlab Gallery

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Третий лишний Третий лишний

Рассказ Ксении Букши, в котором на месте героя мог оказаться любой из нас

Esquire
Метеозависимость: симптомы, причины, комментарии эксперта Метеозависимость: симптомы, причины, комментарии эксперта

Что такое метеозависимость и как с ней жить?

РБК
Обман мнениями Обман мнениями

Сергей Евдокимов рассказал о том, почему фейк-ньюс часто оказываются правдой

Esquire
Чем грозит слабеющий гольфстрим? Чем грозит слабеющий гольфстрим?

Новые данные, уточняющие поведение Гольфстрима

Наука и жизнь
Кен Кизи Кен Кизи

Писатель, умер 10 ноября 2001 года в возрасте 66 лет, Орегон, США

Esquire
7 голливудских фильмов, взбесивших религиозных деятелей 7 голливудских фильмов, взбесивших религиозных деятелей

Когда в церкви становится скучно, ее работники обращают внимание на фильмы

Maxim
Сахарозаменители повысили патогенность кишечных бактерий Сахарозаменители повысили патогенность кишечных бактерий

Заменители сахара поспособствовали увеличению патогенности кишечной палочки

N+1
Сказочный мир детства Сказочный мир детства

Психолог Надежда Чупак — о воспитании детей и правиле «двух Л»

OK!
Пожилой пингвин с артритом из зоопарка Сент-Луиса получил терапевтические ботинки Пожилой пингвин с артритом из зоопарка Сент-Луиса получил терапевтические ботинки

Обувь помогла пожилому пингвину вернуть былую резвость

N+1
Всё портят: фитнес-браслеты мешают спать и вредят здоровью Всё портят: фитнес-браслеты мешают спать и вредят здоровью

Контроль за сном может вызвать ортосомнию, или одержимость здоровым сном

Cosmopolitan
Одна вокруг света: забастовка на дороге и самое толстое дерево в мире Одна вокруг света: забастовка на дороге и самое толстое дерево в мире

123-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко, Мексика

Forbes
Преступления, раскрытые признаниями на смертном одре Преступления, раскрытые признаниями на смертном одре

Все как в том детективе, только по-настоящему!

Maxim
Переход на водород Переход на водород

Решения для широкого использования водорода как топлива уже существуют

Наука
Кража века Кража века

Кража раритетов из дрезденской сокровищницы взбудоражила всю Германию

Караван историй
«Сердца в Атлантиде» и «Образы Италии»: 6 совершенно летних книг «Сердца в Атлантиде» и «Образы Италии»: 6 совершенно летних книг

Вспоминаем истории, в компании которых лето не заканчивается никогда

РБК
5 способов вкусно приготовить фалафель 5 способов вкусно приготовить фалафель

Празднуем Международный день фалафеля!

GQ
5 фильмов-«кондиционеров» для всех, кто устал от жары 5 фильмов-«кондиционеров» для всех, кто устал от жары

Фильмы, главные герои которых — снег и мороз

РБК
«Нет смысла соревноваться с диктаторами в красноречии» «Нет смысла соревноваться с диктаторами в красноречии»

Мел Брукс о том, почему нужно смеяться

Weekend
Они бессмертны! Топ народных секретов красоты, которые помогут тебе и сегодня Они бессмертны! Топ народных секретов красоты, которые помогут тебе и сегодня

«Бабушкины» секреты по-прежнему актуальны

Cosmopolitan
Ну здравствуй, это я Ну здравствуй, это я

Пэрис Хилтон возвращается — на волне интереса к нулевым

Tatler
Уехать, чтобы вернуться к себе: как не разочароваться в отпуске? Уехать, чтобы вернуться к себе: как не разочароваться в отпуске?

Как все-таки отдохнуть по-настоящему?

Psychologies
Нужно ли ребенку летом заниматься школьными предметами? Нужно ли ребенку летом заниматься школьными предметами?

Чем детям все-таки стоит заниматься на каникулах?

Psychologies
Каким должен быть контент, чтобы зарабатывать на нем в 2021 году Каким должен быть контент, чтобы зарабатывать на нем в 2021 году

Контент-маркетинг в русскоязычном интернете настигла инфляция

СНОБ
Наталья Гвоздикова. Берегите любовь Наталья Гвоздикова. Берегите любовь

Наталья Гвоздикова — о своем браке с Евгением Жариковым

Коллекция. Караван историй
История учителя из Африки, который боролся с коррупцией и бежал в Россию. Его могут казнить История учителя из Африки, который боролся с коррупцией и бежал в Россию. Его могут казнить

История эритрейца, который боролся с коррупцией в школе

СНОБ
«Все плохое принимай как опыт»: почему это плохой совет «Все плохое принимай как опыт»: почему это плохой совет

Может ли негативный опыт быть полезным?

Psychologies
Любимец спецназа. 5 поражающих фактов о пистолете Стечкина Любимец спецназа. 5 поражающих фактов о пистолете Стечкина

Все крутые парни из российских боевиков любили пистолет Стечкина

Maxim
Как создать идеальное тело: 10 ценных советов от фитнес-блогеров Как создать идеальное тело: 10 ценных советов от фитнес-блогеров

"Золотой совет", который поможет в борьбе за идеальное тело

VOICE
В поисках идентичности. Евгения Некрасова: Кожа В поисках идентичности. Евгения Некрасова: Кожа

Две судьбы, две параллельные истории, одна борьба за свободу

СНОБ
Основательница клиники эстетической медицины — о дистанции с пациентами Основательница клиники эстетической медицины — о дистанции с пациентами

Врач-косметолог о том, почему нельзя работать на скорость и о доверии пациентов

РБК
Открыть в приложении