Создание одной из самых успешных франшиз без магии, вероятно, не обошлось

Вокруг светаСобытия

Сила есть

Когда Джордж Лукас, изобретая спецэффекты для фантастического фильма, создавал одну из самых успешных кинофраншиз в истории, без магии, вероятно, не обошлось

Текст Мария Медянкина

Джордж Лукас и шагоход AT-AT из «Эпизода V: Империя наносит ответный удар». 1980 год

Джордж Лукас всегда мечтал снять космооперу, но когда в 1970-е годы молодой режиссер предлагал голливудским киностудиям наброски сценария «Звездных войн», ему отказывали одна за другой. Не только потому, что фантастический фильм такого рода казался несвоевременным. Для воплощения эпической задумки требовались по-настоящему впечатляющие визуальные эффекты. Публика была уже в те годы взыскательной к их качеству, а технологий, чтобы это качество обеспечить, существовало мало, стоили они дорого. Когда Лукасу решила дать шанс киностудия XX Century Fox, режиссеру пришлось основать собственную компанию по производству визуальных эффектов, Industrial Light and Magic, поскольку студия распустила все отделы, специализировавшиеся на них. Часть сотрудников ILM никогда прежде не работала в кино; многие технологии пришлось изобретать и опробовать прямо в процессе, с трудом укладываясь во внушительный для того времени бюджет, выросший с 8 до 11 миллионов долларов. Съемки выбивались из графика, актеры не верили в успех проекта, считая, что играют в низкопробном кино. Однако фильм, вышедший на экраны 25 мая 1977 года, имел бешеный успех. Люди за несколько дней занимали очередь за билетами; фирма, производившая сувенирную продукцию к нему, не справлялась с количеством заказов. Первый фильм «Звездных войн», впоследствии получивший название «Эпизод IV: Новая надежда», был награжден семью «Оскарами». Картина установила рекорд по сборам, что позволило Лукасу сдержать данное самому себе обещание снять целую трилогию. И тогда режиссер, уже в роли исполнительного продюсера, и его команда продолжили отчаянные эксперименты на съемочной площадке.

Пространство: В далекой галактике

В 1970-е уже существовала технология хромакей, когда сцены снимались в студии на однотонном фоне, а потом совмещались с нужным изображением с помощью оптического принтера, сочетавшего функции камеры и проектора. Фон мог быть синим или зеленым; первый тогда использовался чаще, на нем снимали и оригинальную трилогию «Звездных войн». Что было революцией Лукаса и сотрудников ILM, так это разработка компьютерной технологии motion control, «контроля движения». Суть ее в том, чтобы запрограммировать камеру много раз повторять одно и то же движение с той же скоростью. Процессор для этого сотрудникам пришлось собирать самим: как выразился один из них в интервью, в те времена «компьютер нельзя было взять и купить в магазине». Статичные модели космических кораблей снимали в разнообразных ракурсах, создавая иллюзию полета, более правдоподобную, чем если бы двигалась не камера, а объект. К тому же стало возможно качественно совмещать в кадре снятые по отдельности предметы. Экспериментальная технология оправдала себя; motion control со временем стал использоваться повсеместно.

Модели кораблей представляли собой сложные конструкции с подвижными деталями. Некоторые из них дистанционно подрывались на съемках. Небесные тела для сцены погони в астероидном поле в «Эпизоде V» делали из пенопласта, обмазанного гипсом. Говорят, что среди них «затесалась» и обыкновенная картофелина.

1. Макет Звезды смерти на съемочной площадке 2. Макет астероида

Техника: Корабли и шагоходы

На производстве первой трилогии специалисты по созданию макетов трудились как целая фабрика. Для киновоплощения «Тысячелетнего сокола», корабля контрабандистов Хана Соло и Чубакки, например, требовалось сделать уменьшенные макеты, большой, занимавший один из павильонов в студии, а также декорацию-кабину, внутри которой снимали актеров. Эту кабину в ходе съемок полета «Сокола» собственноручно раскачивал Джордж Лукас. В лобовое стекло корабля актеры видели синий экран хромакея, на который потом накладывалось написанное красками реалистичное изображение Звезды смерти — космической крепости, уничтожавшей целые планеты. Объемные макеты Звезды смерти для фильма тоже сделали — и уменьшенный, и макет поверхности площадью в несколько квадратных метров. Последний частично взрывали в сценах налета повстанческих кораблей. Поврежденные фрагменты чинили, снимали дубли.

Так снимали сцену погони на спидербайках из «Эпизода VI»

В сцене из первого фильма, когда воин из межгалактического ордена рыцарей-джедаев Оби-Ван Кеноби пытается отключить луч, притягивающий корабль героев к Звезде смерти, кажется, что персонаж находится на краю глубокой пропасти. Между тем декорация, на которой стоял актер Алек Гиннесс, была лишь немного приподнята над полом, а бездонную шахту нарисовали вручную на стекле, чтобы придать глубины. Потом сцены с Оби-Ваном наложили на изображение шахты и получили эффектный эпизод.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Творцы невидимого фронта Творцы невидимого фронта

Чтобы встретить сказочных существ, отправляйтесь в Исландию

Вокруг света
Разумное чаепитие: как отец и дочь преодолели разногласия ради семейного дела Разумное чаепитие: как отец и дочь преодолели разногласия ради семейного дела

Синди Бигелоу годами искала с отцом компромиссы в управлении семейной компанией

Forbes
Достучаться до небес Достучаться до небес

Заключенный концлагеря угоняет с их секретной военной базы бомбардировщик

Вокруг света
«В странах СНГ не принято рассматривать благотворительность как бизнес-задачу»: основатель фонда «Таблеточки» о том, как сделать помощь людям эффективной «В странах СНГ не принято рассматривать благотворительность как бизнес-задачу»: основатель фонда «Таблеточки» о том, как сделать помощь людям эффективной

Интервью с Ольгой Кудиненко — учредителем благотворительного фонда «Таблеточки»

Forbes
Карантин как повод для бунта Карантин как повод для бунта

В Российской империи попытки борьбы с эпидемиями могли быть для власти опасными

Дилетант
Оценка — не главное: о чем стоит задуматься родителям школьников Оценка — не главное: о чем стоит задуматься родителям школьников

Родители часто забывают о главном — чему на самом деле хотят научить детей

Psychologies
На кемадеро в санбенито На кемадеро в санбенито

Инквизиция на долгое время стала чуть ли не символом Испании

Дилетант
Что такое фишинг и чем он опасен Что такое фишинг и чем он опасен

Почему не стоит доверять письмам из рассылок

СНОБ
Исчезающая пища Исчезающая пища

К середине XXI века бананы и кофе снова могут оказаться деликатесами

Вокруг света
Чисто английские детективы: добротные сериалы для холодных вечеров Чисто английские детективы: добротные сериалы для холодных вечеров

Британские детективные сериалы давно стали отдельным жанром

Psychologies
Неронные связи: 7 мифов о римском императоре Неронные связи: 7 мифов о римском императоре

Правда и мифы о римском императоре Нероне

Вокруг света
«Еще один налог на предпринимателей»: как «суверенный интернет» изменит жизнь российского бизнеса «Еще один налог на предпринимателей»: как «суверенный интернет» изменит жизнь российского бизнеса

Как риск отключения от глобального интернета влияет на российский бизнес?

Forbes
Короли Севера Короли Севера

«Вокруг света» собрал полотно из рассказов жителей и гостей столицы Заполярья

Вокруг света
Инвестпортфель на старость: как накопить на пенсию без участия государства Инвестпортфель на старость: как накопить на пенсию без участия государства

Как инвестировать, чтобы накопить себе на пенсию самостоятельно?

Forbes
Сильный бренд Сильный бренд

«Звездные Войны» — огромная франшиза, проникнувшая во все сферы нашей жизни

Вокруг света
Бизнес с экологическим лицом: ответственность или маркетинговый ход Бизнес с экологическим лицом: ответственность или маркетинговый ход

Почему в 2019 году бизнес стал с ответственностью относиться к экологии

Forbes
Сокровища Урарту Сокровища Урарту

Четыре сокровища древнего Урарту

Вокруг света
Живете только ради выходных? Это признак эмоционального выгорания Живете только ради выходных? Это признак эмоционального выгорания

Почему возникает эмоциональное выгорание и как выйти из этого состояния?

Psychologies
Сила слова Сила слова

Некоторым нужно меньше минуты, чтобы прочитать стандартную страницу текста

Вокруг света
Выйти из сумрака Выйти из сумрака

С балкона небоскреба сорвать сливу или персик — для Китая это уже не фантастика

Вокруг света
Головное предприятие Головное предприятие

Лондонский Lock & Co. Hatters — старейший шляпный магазин в мире

Вокруг света
«В нулевые было одно правило: я трачу много — значит, я существую». Как изменилась гастрономическая культура в России «В нулевые было одно правило: я трачу много — значит, я существую». Как изменилась гастрономическая культура в России

Русская гастрономия переживает очередное перерождение

Forbes
Дружественные виды Дружественные виды

Вся жизнь — борьба, но есть в ней место и для сотрудничества

Вокруг света
Вы бы предпочли мясо из пробирки или муку из сверчков? Вы бы предпочли мясо из пробирки или муку из сверчков?

Интервью с философом и создателем теории Next Nature Куртом ван Менсвортом

GQ
Жизненная сила Жизненная сила

Теории о формах жизни - от живых камней до плазменных жителей космоса

Вокруг света
12 «всегда» и 10 «никогда»: простые привычки для поддержания здоровья 12 «всегда» и 10 «никогда»: простые привычки для поддержания здоровья

Инвестиции в здоровье не всегда требуют денег

Maxim
Места силы: 6 улетных точек на Земле Места силы: 6 улетных точек на Земле

Чтобы очутиться на чужой планете, совсем не обязательно покидать нашу

Вокруг света
Чаепитие в Новосибирске. Почему отход от нормы становится наказуемым даже на школьном празднике Чаепитие в Новосибирске. Почему отход от нормы становится наказуемым даже на школьном празднике

Государство стремится подчинить жесткой норме все, что доступно обозрению

СНОБ
25 вещей, которые на самом деле ненавидят женщины 25 вещей, которые на самом деле ненавидят женщины

Эта статья поможет тебе прожить чуть более счастливую и долгую жизнь

Maxim
Почему мы не умеем защищать свое время и как этому научиться Почему мы не умеем защищать свое время и как этому научиться

Почему мы тратим драгоценные минуты, часы и даже дни направо и налево

Psychologies
Открыть в приложении