Режиссер Вера Кричевская наконец закончила свой фильм о телеканале «Дождь»

VogueОбщество

Страстная Вера

Режиссер Вера Кричевская наконец закончила свой фильм о телеканале «Дождь», рабочая версия уже потрясла Москву. Ксения Соловьёва выяснила, какое кино — и какую Россию — увидят в итоге зрители на Западе.

Шерстяное платье, Saint Laurent by Anthony Vaccarello; cерьги из розового золота с бриллиантами, Chopard.

Люди, которые всю жизнь снимают документальное кино, смеются между собой: это магия. Никогда не знаешь, куда тебя приведет та или иная история. Ровно это произошло с фильмом Веры Кричевской о Наташе Синдеевой и телеканале «Дождь». Вера была уверена, что делает кино «о конце предприятия». В оптимистичном 2010‑м она в качестве главного режиссера начинала канал вместе с Синдеевой и ее мужем Александром Винокуровым. Драматично уходила с него в вегетарианском апреле 2011‑го, после визита в студию президента Дмитрия Медведева. Немедленно примчалась помогать ему, когда «Дождь» в крымнашевском 2014‑м выгнали с «Красного Октября».

«Кажется, впервые о фильме я задумалась летом 2019‑го, — рассказывает мне сейчас Кричевская. — Я приехала в Москву из Лондона. Накануне ареста Ивана Голунова (по сфабрикованному делу о наркотиках. — Прим. Vogue) мы встретились с Наташей. Она была в несвойственном ей состоянии. Плохом. Неважно выглядела. Сказала: «Я не хочу больше ходить на работу». Потом случился Голунов. Двое или трое суток Синдеева не вылезала с работы. Она снова зажглась. «Дождь» топил со страшной силой, в редакцию приходила Галина Тимченко (основательница медиаресурса «Медуза», корреспондентом которого служил Иван Голунов. — Прим. Vogue). Наташа преобразилась от всего этого кошмара. Но все равно меня не покидало то ее «больше не хочу». Весь 2019‑й Наташа периодически повторяла: «Я не знаю. Больше все это невозможно по разным причинам». Журналист Анна Монгайт рассказывает в фильме Веры, что в какой-то момент Синдеева даже поставила редакции условие: «Если в ближайший год вы не сделаете меня счастливой, я все это на хрен закрою».

Вера Кричевская и Наталья Синдеева. Кабинет Синдеевой на «Красном Октябре», апрель 2010‑го, до запуска «Дождя» остается месяц.

Пока редакция пыталась исполнить наказ, Вера уговорила Наташу снимать про «Дождь» кино: в мире не много вещей, способных помешать блистательной Синдеевой быть в центре внимания.

А 2 декабря 2019‑го Наташа узнала, что у нее рак груди. 3 декабря она провела с сотрудниками давно запланированную семичасовую стратегическую сессию, на которой в очередной раз решали, как нам обустроить «Дождь» и что делать с его бизнес-моделью. Команда Кричевской все это снимала. В перерыве Синдеева неожиданно отвела оператора в сторону и записала для Веры, которая была в Лондоне, видеообращение о своей болезни. С того момента и до самой операции в Университетской клинике Фрайбурга они не разговаривали, Кричевская лишь переписывалась с Винокуровым. «В какой-то момент он написал, что они только что были на консультации. «Ну и как?» — спрашиваю. «Я лучше тебе скажу, на каких словах я вышел из кабинета, а ты сама реши как. Наташа долго интересовалась у врача, можно ли одновременно с операцией сделать пластику груди». Это был такой выдох! В общем, я сказала Саше: «Теперь Синдеева канал точно не закроет. Она ведь Девушка Наоборот. Теперь вы будете терпеть это много лет».

К весне 2021‑го фильм, который назвали F@ck this job, был почти закончен, но вышел слишком длинным. Кричевская ломала голову, где бы ей найти правильного «киллера» — так документалисты называют людей, которые без присущего авторам сожаления отрезают лишнее. Тем более что кино предполагалось заявить на несколько летних европейских фестивалей (Кричевская с самого начала делала продукт в первую очередь для западного зрителя). И тут в апреле F@ck this job раз — и показали на закрытии московского Artdocfest Виталия Манского. Там же, к слову, четыре года назад столице представляли еще один Верин фильм, сделанный вместе с ведущим «Дождя», бывшим главным редактором русского Newsweek Михаилом Фишманом, — «Слишком свободный человек» о Борисе Немцове. Показывать свою новую работу в Москве Кричевская не хотела: фильм сыроват, плюс есть риск испортить прокатную судьбу.

Но Манский настаивал, а западные продюсеры Кричевской неожиданно его поддержали: «Для тебя это отличная возможность обкатать кино». К тому же показ в стране производства конкурсного фильма до премьеры на самом фестивале многие зарубежные смотры не запрещают.

«Наверное, по тем отзывам, которые я получила, можно сказать, что это успех, — рассказывает Вера. — Но назвать это успехом неправильно — в зале была самая лояльная аудитория из возможных, эдакий междусобойчик».

Жакет и шорты-бермуды из шерсти, Low Classic; хлопковая рубашка, Izeta; cумка из кожи и парусины, Jil Sander by Lucie and Luke Meier; очки, Burberry; колье из розового золота и керамики, Chopard.

Мы беседуем с ней в раппопортовской «Белуге» с видом на невегетарианский Кремль 2021‑го и ковыряем котлеты из судака с вареной картошкой в сливочном масле. На Кричевской черное платье в горох с пышными рукавами-фонариками. Непокорные рыжие волосы забраны наверх. Губы чуть подведены. На хрупкой коже проступают нежные сосуды. В ее образе нет ни намека на сложносочиненность, но кадр выстроен безупречно — была бы я режиссером-документалистом, немедленно схватилась бы за камеру, а не за судака.

Важнее всего для Веры было то, как примет фильм главная героиня. Нет, Синдеева, конечно, догадывалась, что главный зал «Октября» увидит, как она, голая, залезает в аппарат радиооблучения и что одна грудь у нее значительно меньше другой и вся в швах. «Хотя, зная Наташу, можно было предположить, что голая грудь беспокоит ее меньше всего на свете», — смеется Вера. Дело не в том, насколько документальным получился фильм. А в том, что он в принципе остался документальным. Время от времени я рассказываю в своих текстах, как непросто бывает упросить героя минимизировать правки, не вычеркивать подробности биографии, о которых он нашел смелость рассказать под диктофон, а теперь, видя на экране «Ворда», стремится вырубить топором. Кричевской повезло: впервые в ее профессиональной биографии герой кино не попросил посмотреть, что там вышло, хоть одним глазком. «Наташа вообще не знала, про что фильм, — говорит Вера. — Я почему-то думала, что она мне многое не простит и с этим придется смириться. А если простит, то выйдет на сцену и начнет танцевать (во время реабилитации после операции Синдеева увлеклась танго. — Прим. Vogue). Но она была очень молчалива. На всех фотографиях с премьеры — их штук тридцать — закрывает лицо, смотрит в пол. В обычной жизни Наташа любит занимать собой все пространство сцены. А тут ей явно хотелось спрятаться». Не ясно только, за кого — Винокуров на премьеру не пришел.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Некоторые любят погорячее Некоторые любят погорячее

Герои российских фильмов, спектаклей и книг не вылезают из постели. А мы сами?

Vogue
Сооснователь Comedy Club запустил российский аналог Clubhouse Сооснователь Comedy Club запустил российский аналог Clubhouse

Арташес Саркисян и Виталий Дубинин запустили новую голосовую соцсеть GOLOS

Inc.
Северное слияние Северное слияние

История романтического трансфера из Риги в Нью-Йорк

Tatler
Искусство футбола: как художник Покрас Лампас объединил мяч и модный NFT-арт Искусство футбола: как художник Покрас Лампас объединил мяч и модный NFT-арт

Критики оценивают работу Покраса Лампаса для Евро-2020

СНОБ
Мать честная Мать честная

Яна Рудковская впервые показывает миру лицо младшего сына Арсения

Vogue
Правила нетворкинга на деловых мероприятиях: как события формируют сообщество единомышленников Правила нетворкинга на деловых мероприятиях: как события формируют сообщество единомышленников

Аспекты нетворкинга в рамках крупных мероприятий

Forbes
Королева Диана Королева Диана

Отрывок из мемуаров легендарного редактора американского Vogue Дианы Вриланд

Vogue
Хабиб Нурмагомедов стал лидером нового рейтинга звезд Forbes Хабиб Нурмагомедов стал лидером нового рейтинга звезд Forbes

Первое место нового рейтинга звезд Forbes занял Хабиб Нурмагомедов

Forbes
Высокие требования Высокие требования

Диджею Нике Кубрак составлять наряды удается не хуже, чем крутить пластинки

Vogue
«Мы хотим вернуть детству спорт, а спорту — детство» «Мы хотим вернуть детству спорт, а спорту — детство»

Учредителю компании TOY.RU Алисе Лобановой нравится ломать стереотипы

OK!
Дольче вита там, где я Дольче вита там, где я

Телеведущая Жанна Бадоева – о том, почему итальянцы любят русских женщин

Домашний Очаг
ZAPPA. Документальный фильм о вечной страсти музыканта ZAPPA. Документальный фильм о вечной страсти музыканта

Фильм о жизни, карьере и взглядах музыканта Фрэнка Заппы

СНОБ
Шейк против Гаги: бьюти-битва экс-подруг Брэдли Купера Шейк против Гаги: бьюти-битва экс-подруг Брэдли Купера

Какие бьюти-эксперименты пробовали девушки, покорившие сердце Брэдли Купера?

Cosmopolitan
Провокации звезды: самые пикантные фото Ольги Бузовой в бикини и без лифчика Провокации звезды: самые пикантные фото Ольги Бузовой в бикини и без лифчика

Самые провокационные купальники Ольги Бузовой – в этом материале

Cosmopolitan
Жертвы экзорцистов: женщины, которых обряд изгнания дьявола убил в наше время Жертвы экзорцистов: женщины, которых обряд изгнания дьявола убил в наше время

Эти женщины погибли от рук экзорцистов в XX и XXI веках

Cosmopolitan
Не бросить на полпути: простые лайфхаки, которые усилят мотивацию Не бросить на полпути: простые лайфхаки, которые усилят мотивацию

Лайфхаки, которые помогут завершить любой проект

Популярная механика
Площади — наши палитры Площади — наши палитры

Нижний Новгород уже стал модной точкой на туристической карте России

Vogue
Орловский дуплет Орловский дуплет

Особую сложность при атрибуции портретов представляют изображения военных

Дилетант
«Крупская» русского коллаборационизма «Крупская» русского коллаборационизма

Дело Анны Колокольцевой-Воскобойник

Дилетант
Удалил порно с собой и стал помогать моделям: разработчик создал сервис, который блокирует украденные видео с OnlyFans Удалил порно с собой и стал помогать моделям: разработчик создал сервис, который блокирует украденные видео с OnlyFans

Дэн Пёрселл помогает моделям с OnlyFans удалять украденный контент

VC.RU
Токсичность в команде: что делать и как работать Токсичность в команде: что делать и как работать

От того, как участники команды работают друг с другом, зависит результат проекта

Популярная механика
Нервничаете перед «выходом в люди»? Вот что может помочь Нервничаете перед «выходом в люди»? Вот что может помочь

Вам предстоит большое совещание или корпоратив? Как подготовиться к событию

Psychologies
Бомбически рекомендую: ведущий Александр Анатольевич советует понравившиеся фильм, сериал и город Бомбически рекомендую: ведущий Александр Анатольевич советует понравившиеся фильм, сериал и город

Новый выпуск нашей рубрики рекомендаций лучшего от лучших

Maxim
У блокады женское лицо: пронзительные воспоминания жительниц Ленинграда У блокады женское лицо: пронзительные воспоминания жительниц Ленинграда

Истории женщин, переживших чудовищное время блокады

Cosmopolitan
Культура насилия по-русски. Почему «женские» вагоны в метро не решат проблему домогательств Культура насилия по-русски. Почему «женские» вагоны в метро не решат проблему домогательств

На днях в России предложили предоставить женщинам отдельные вагоны в метро

СНОБ
Все за одного Все за одного

Что чувствуют родственники больного, когда узнают о его тяжелом диагнозе?

Grazia
«Если в Москве будет ЦМТ, то в СССР пойдёт крупный американский капитал»: история первого бизнес-центра страны «Если в Москве будет ЦМТ, то в СССР пойдёт крупный американский капитал»: история первого бизнес-центра страны

Центр международный торговли в СССР построил миллиардер Арманд Хаммер

VC.RU
Стюардесса Стюардесса

Стюардессы – о плюсах и минусах своей профессии

Лиза
7 психологических уловок, против которых бессилен наш мозг 7 психологических уловок, против которых бессилен наш мозг

Список «багов» в нашем сознании, которые позволяют нами манипулировать

Maxim
Владимир Меньшов. Последняя фигура Владимир Меньшов. Последняя фигура

О кино и личной судьбе Владимира Меньшова

СНОБ
Открыть в приложении