Отпрыски многочисленных женщин самого дорогого художника не дружат — и деньги делят самым причудливым образом.

TatlerСтиль жизни

Дети Пикассо

Отпрыски многочисленных женщин самого дорогого художника не дружат — и деньги делят самым причудливым образом.

Текст: Милтон Эстероу

«У меня был папа, который рисовал», — скромно сказала однажды Майя Видмайер-Пикассо, имея в виду картины, наброски и акварели, унаследованные после смерти отца в 1973 году. С папой все понятно. Мамой была Мария-Тереза Вальтер. Пикассо встретил ее прекрасным парижским вечером 1927 года, когда девушке было семнадцать, а ему почтенные сорок пять. За девять лет до этого Пикассо женился на дягилевской балерине Ольге Хохловой, у них родился сын Пауло, но потом она ему надоела. Стали ссориться, но не разводились — художник не хотел делить имущество.

Франсуаза Жило с сыном Клодом и рисунком Пабло Пикассо, 1949.

Мать Майи, когда ей говорили, что нехорошо уводить чужого мужа, объясняла, что Пикассо начал первым. Как простой пикапер, подошел у метро и сказал: «У вас интересное лицо. Я хотел бы написать ваш портрет». «Мама понятия не имела, кто такой Пикассо, так что он повел ее в книжный магазин и показал книгу про себя». Родители Майи завершили роман, когда ей было около восьми, но у нее с папой сохранились прекрасные отношения, и они много времени проводили вместе.

Пабло Пикассо в своей мастерской в Антибе, 1946.

Ее трое детей ждут своей очереди на наследство. Там есть чего ждать: Майя Видмайер-Пикассо является одним из пяти живых наследников художника, и все они мультимиллионеры. Кроме нее есть Клод Пикассо и его сестра Палома — они дети Пабло и Франсуазы Жило, единственной любовницы, которая сама бросила гения. И внуки — Марина и Бернар Пикассо, чей отец Пауло в 1975‑м умер от цирроза печени. С каждым днем эти люди, контролирующие самое дорогое в истории искусства наследство, становятся богаче — Пикассо растет в цене. В прошлом году картина «Алжирские женщины, версия O» (Майя видела, как отец ее писал) установила рекорд аукционной продажи — $179,4 миллиона.

Замок Вовенарг, принадлежавший Пабло Пикассо. Здесь находится могила художника.

У отца все скандалы были так или иначе связаны с женщинами. Его немолодые наследники ввязываются в истории, которые далеки от секса, но тоже поражают воображение. В январе Майя стала звездой комичной судебной саги, где в списке действующих лиц и исполнителей значатся арт-дилеры планетарного масштаба — Ларри Гагосян, Гай Беннетт и скоропостижно скончавшаяся арт-консалтинговая фирма Connery Pissarro Seydoux. В центре композиции — гипсовый бюст матери Майи, Марии-Терезы Вальтер, 1931 года, хедлайнер недавней выставки в MoMA. Проблема в том, что эта скульптура — «Бюст женщины» — была продана представителями Майи дважды, двум разным людям. В ноябре 2014‑го — катарскому шейху Джасиму бин Абдулазизу аль-Тани за $42 миллиона, а через несколько месяцев — Гагосяну за $105,8 миллиона. Суды в Нью-Йорке, Швейцарии и Франции сейчас активно пытаются распутать «бюстгейт» и решить, кому отдать шедевр.

Пабло Пикассо с женой Жаклин Рок, 1961.

Пикассо жил долго и был человеком неленивым — умер в девяносто один год, оставив детям более сорока пяти тысяч работ. «Чтобы все это разместить, нам нужен Эмпайр-стейт-билдинг», — сказал Клод Пикассо, закончив инвентаризацию. 1885 картин, 1228 скульптур, 7089 рисунков, 30 000 графических работ, 150 альбомов с набросками и 3222 предмета из керамики. И огромное количество иллюстрированных книг, офортов, гобеленов. Два шато и три просто хороших дома. По оценкам одного человека, хорошо знакомого с этим наследством, имелись также $4,5 миллиона наличными, $1,3 миллиона золотом, акции и облигации. В 1980 году одна только недвижимость художника была оценена в $250 миллионов, но эксперты считают, что сейчас счет идет на миллиарды.

Завещания не было. Дети делили имущество в течение шести лет, и дело шло не мирно. Судебные издержки составили около $30 миллионов, зато широкая общественность получила удовольствие. Остроумная писательница Дебора Трастмен заметила, что этот суд «напоминает кубистскую конструкцию: жены, любовницы, законнорожденные и внебрачные дети (младший ребенок родился спустя двадцать восемь лет после старшего), внуки — все нанизаны на одну ось, как несимметричные части тела на общий позвоночник».

Пабло Пикассо с сыном Клодом рисует голубя на пляже в Валлорисе, 1950.

Не каждое великое произведение искусства можно сегодня продать за адекватные деньги, но у Пикассо особый статус. Драка между наследниками закончилась, у работ есть законные владельцы — а на растущем рынке нет проблемы с покупателями: там с приходом коллекционеров из Китая, России, Ближнего Востока и Индонезии стало даже тесно. Большинство предпочитает позднего Пабло, начиная с 1950‑х. Русским нравятся «голубой» и «розовый» периоды. «Если бы Пикассо был жив, — сказал мне женевский дилер Марк Блондо, бывший глава французского отделения Sotheby’s, — он сейчас входил бы в десятку самых богатых людей мира». В 1996 году внук Клод, которого французский суд назначил распорядителем всего унаследованного имущества, создал «Администрацию Пикассо» — ее штаб-квартира в Париже защищает общие интересы наследников, контролирует права на репродукции и выставки, выписывает лицензии на сувениры, от тарелок и перьевых ручек до галстуков и автомобилей. Еще у нее есть право юридически преследовать подделки, воровство и незаконное использование доброго имени недоброго дедушки — все родственники, за исключением Майи, художника люто ненавидят.

Франсуаза Жило с детьми Паломой и Клодом, 1950.

Живой Пикассо был самым фотогеничным плейбоем из всех художников XX века. В 2016‑м он пребывает в статусе самого самого дорогого, самого выставляемого, самого подделываемого, самого похищаемого. В общем, горячая точка на арт-рынке. «Каждый хочет себе кусочек Пикассо», — сказал мне греющийся у этого костра дилер Эрик Мурло, чьи отец и дед напечатали сотни литографий Пабло.

Это большое хозяйство — только в прошлом году прошло тридцать четыре выставки, вполне себе коммерческие, не просто из любви к искусству. В Париже, Барселоне, Антибе и Малаге, где художник родился, есть его музеи. Компании в Париже и Лионе — с филиалами по всему миру — купили лицензии на продажу ковров с изображением произведений Пикассо, пепельниц, сумок, подушек и прочей ерунды. Название машины Citroën Picasso тоже стоит денег: французский автоконцерн заплатил «Администрации Пикассо» двадцать, если не ошибаюсь, миллионов долларов, зато с 1999 года продал уже три с половиной миллиона этих семиместных друзей среднего класса. И исправно каждый год платит «Администрации» роялти — это стандартная лицензионная схема, в которую включен также контроль за креативом рекламных кампаний. В 2012 году Montblanc купила лицензию на производство перьевых ручек с выгравированными на них эскизами к картине «Портрет девушки» 1936 года. Была серия из тридцати девяти штук — каждая из золота, украшена бриллиантом и по цене около $54 500. В другой серии девяносто одна ручка — каждая стоила $33 500, но на eBay я недавно видел такую за $80 000. Говорю же, рынок растет.

«Сон», Пабло Пикассо, 1932.

Еще одним важным источником дохода для «Администрации Пикассо» является droit de suite — «право следования», то есть авторские отчисления при продаже на аукционе или в галерее произведений автора, который все еще жив или умер менее семидесяти лет назад. Свои доходы контора не афиширует, но, по некоторым оценкам, выходит что‑то около восьми миллионов в год.

А еще существует черный рынок — сотни брендов, все называются «Пикассо» и продают рыболовные крючки, пиццу, кофейные кружки, футболки, надувных кукол и дома на колесах, чтобы было где с этими куклами спать. Американский производитель одежды больших размеров Lane Bryant бодро продавал без лицензии бюстгальтер «Пикассо» в комплекте с трусами-боксерами. «Мы их преследуем», — мрачно сказал мне Теодор Федер, президент Общества по защите прав художников, которое представляет «Администрацию Пикассо» в Соединенных Штатах. Наследники, когда не ссорятся, — это мощная сила: несколько лет назад они стерли с лица земли одну испанскую компанию, которая украшала свои коробки с кофе, чаем, мороженым, макаронами, рисом и зубной пастой именем великого соотечественника. В Тайване пираты крепче — там до сих пор в изобилии продаются контрафактные шарфы Picasso, часы Picasso, носки Picasso…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Подумай хорошенько Подумай хорошенько

Как нейросети читают мысли

Популярная механика
Носики Армани Носики Армани

Те, кто рассказывает, что Джорджио Армани никогда не улыбается, просто не видели его дома, с любимым псом и с не менее любимым котом.

The Rake
Место под солнцем Место под солнцем

Сегодня элегантных бонвиванов на итальянских и французских курортах не так много, как это было прежде, однако тех, кто не смущается выглядеть чуть лучше остальных, все же достаточно, считает наш автор и утверждает: стиль Ривьеры скорее жив, чем мертв.

The Rake
Кают-компания Кают-компания

Французские дизайнеры Эмиль Юмбер и Кристоф Пуайе в компании с клиенткой-художницей построили на Итальянской Ривьере крошечный домик, похожий на яхту.

AD
Самоцветы Самоцветы

Дизайнер Елена Учаева оформила дом в Подмосковье, вдохновившись детскими воспоминаниями о маминых украшениях. Интерьер получился похожим на шкатулку с драгоценностями.

AD
Суперпарень из французского двора Суперпарень из французского двора

Впервые талисман нынешнего чемпионата Европы по футболу представили 18 ноября 2014 года во время товарищеского матча между сборными Франции и Швеции в Марселе. Сразу после презентации стартовало голосование за имя. Болельщикам предлагалось выбрать между Голиксом, Дриблу и Супер-Виктором. Надо ли говорить, что победил последний из вариантов. По «легенде» талисмана, один любознательный французский мальчик открыл в себе сверхспособности во время игры в футбол с приятелями. Вскоре после этого он нашел таинственный сундук с плащом, мячом и бутсами. Эта экипировка оказалась волшебной, она дала Супер-Виктору возможность летать и мастерски гонять мяч.

Quattroruote
Властелин бездны Властелин бездны

Модель Royal Oak off Shore Diver Chronograph от Audemars Piguet стала одной из самых ярких (во всех смыслах этого слова) новинок этого года.

The Rake
Лабиринт Минотавра Лабиринт Минотавра

Поэт и политик, отъявленный ловелас, летчик и охотник за славой, романтик и авантюрист, аферист, кокаинист и протофашист – всех этих слов мало для описания Габриеле Д’Аннунцио. Даже сегодня, спустя 78 лет после смерти, он остается одной из самых скандальных и спорных фигур в истории Италии: символ дикости, декадентства, разврата для одних и образец заманчивого в своей одиозности образа жизни для других.

The Rake
Часы с боем Часы с боем

Вековой обычай отмечать ход времени ударами колокола не исчез со временем.

The Rake
Вилла не на воде Вилла не на воде

Флорентийская вилла французского дизайнера моды Ивана Миплера стоит далеко от любой воды. Но он все же зовет ее “павильоном у бассейна”.

AD
Грузи и вези Грузи и вези

Первая тбилисская модница Нино Элиава выдала «Татлеру» проверенные пароли и явки в городе и по всей стране.

Tatler
При всем параде При всем параде

Ксения Соловьева провела выходные в Виндзоре — поздравляла королеву с юбилеем.

Tatler
Поставить на джокера Поставить на джокера

Этот год по праву можно назвать именем Маурицио Каттелана – после пяти лет молчания он снова шокирует публику, бьет аукционные рекорды и мучает живого осла.

The Rake
Фото и модель Фото и модель

Дочь форбса Владимира Груздева Мария показывает другую Россию через объектив.

Tatler
Вперед, к традиции Вперед, к традиции

Первый двухэтажный магазин Ferutdin Zakirov открылся в московской торговой галерее «Модный сезон» в начале года. Накануне открытия второго бутика – на сей раз в Милане – я отправился в Италию, чтобы увидеть, как делаются самые качественные вещи новой марки.

The Rake
Большая энциклопедия джентльмена. Том VI: Власть Большая энциклопедия джентльмена. Том VI: Власть

GQ изучил все, что говорили о власти в фильмах, сериалах и книгах, — и составил из цитат подробную инструкцию для всех, кто хочет оказаться на вершине могущества.

GQ
Первая партия Первая партия

Наконец‑то в классе компактных кроссоверов появился настоящий соперник «Макана». И шансы на победу у Jaguar F‑Pace очень велики.

GQ
Звуковое кино Звуковое кино

София Коппола вышла на оперную сцену. Нет, она не поет. Но поставила в Риме «Травиату» Джузеппе Верди.

Tatler
Век асфальта не видать Век асфальта не видать

Многочисленные форумы и конференции, посвященные дорожному строительству, по своим масштабам и частоте начали активно опережать интенсивность самого дорожного строительства в России

АвтоМир
Экзамен на жизнь Экзамен на жизнь

Уже осенью получить водительские права станет значительно сложнее. Разбираемся в нововведениях!

АвтоМир
Тяжело в мучении Тяжело в мучении

GQ отправился в Калининград, чтобы увидеть, как снимают новый фильм Кирилла Серебренникова «(М)ученик»

GQ
Chevrolet Tahoe Chevrolet Tahoe

Гигант вовсе не считается эталоном надежности, однако почему-то синонимы к слову Tahoe подбираются именно такие: фундаментальный, убедительный, стопроцентный... Попробуем разобраться в причинах

АвтоМир
Пришла первой Пришла первой

Гаранс Доре по-прежнему не сдает лидирующих позиций

Glamour
Я теряю корни Я теряю корни

Андрей Савельев - о том, как перестать  беспокоиться  и полюбить свою лысину

GQ
Люди важнее Люди важнее

Многие привыкли считать, что на современных автозаводах трудятся в основном роботы, а ручная сборка – удел или самых крутых или совсем отстающих. Но завод Skoda в Млада-Болеславе разрушает стереотип

АвтоМир
Право на смерть, часть 1: неизлечимо больные Право на смерть, часть 1: неизлечимо больные

Истории людей, выбравших смерть вместо неизлечимой болезни

Правила жизни
Быть еде Быть еде

У России есть все шансы завоевать мир при помощи соленых огурцов

GQ
Дай пять! Дай пять!

Конкуренция среди относительно компактных и доступных автомобилей обостряется с каждым годом. Мы собрали вместе типичных представителей своего класса и представили, что выбираем...

АвтоМир
Право на смерть, часть 2: как закончить старость Право на смерть, часть 2: как закончить старость

Истории людей, решивших закончить свою долгую старость

Правила жизни
Шерше ля Фомина! Шерше ля Фомина!

Интервью с Марусей Фоминой – актрисой, умницей и просто красавицей

Maxim
Открыть в приложении