Отпрыски многочисленных женщин самого дорогого художника не дружат — и деньги делят самым причудливым образом.

TatlerСтиль жизни

Дети Пикассо

Отпрыски многочисленных женщин самого дорогого художника не дружат — и деньги делят самым причудливым образом.

Текст: Милтон Эстероу

«У меня был папа, который рисовал», — скромно сказала однажды Майя Видмайер-Пикассо, имея в виду картины, наброски и акварели, унаследованные после смерти отца в 1973 году. С папой все понятно. Мамой была Мария-Тереза Вальтер. Пикассо встретил ее прекрасным парижским вечером 1927 года, когда девушке было семнадцать, а ему почтенные сорок пять. За девять лет до этого Пикассо женился на дягилевской балерине Ольге Хохловой, у них родился сын Пауло, но потом она ему надоела. Стали ссориться, но не разводились — художник не хотел делить имущество.

Франсуаза Жило с сыном Клодом и рисунком Пабло Пикассо, 1949.

Мать Майи, когда ей говорили, что нехорошо уводить чужого мужа, объясняла, что Пикассо начал первым. Как простой пикапер, подошел у метро и сказал: «У вас интересное лицо. Я хотел бы написать ваш портрет». «Мама понятия не имела, кто такой Пикассо, так что он повел ее в книжный магазин и показал книгу про себя». Родители Майи завершили роман, когда ей было около восьми, но у нее с папой сохранились прекрасные отношения, и они много времени проводили вместе.

Пабло Пикассо в своей мастерской в Антибе, 1946.

Ее трое детей ждут своей очереди на наследство. Там есть чего ждать: Майя Видмайер-Пикассо является одним из пяти живых наследников художника, и все они мультимиллионеры. Кроме нее есть Клод Пикассо и его сестра Палома — они дети Пабло и Франсуазы Жило, единственной любовницы, которая сама бросила гения. И внуки — Марина и Бернар Пикассо, чей отец Пауло в 1975‑м умер от цирроза печени. С каждым днем эти люди, контролирующие самое дорогое в истории искусства наследство, становятся богаче — Пикассо растет в цене. В прошлом году картина «Алжирские женщины, версия O» (Майя видела, как отец ее писал) установила рекорд аукционной продажи — $179,4 миллиона.

Замок Вовенарг, принадлежавший Пабло Пикассо. Здесь находится могила художника.

У отца все скандалы были так или иначе связаны с женщинами. Его немолодые наследники ввязываются в истории, которые далеки от секса, но тоже поражают воображение. В январе Майя стала звездой комичной судебной саги, где в списке действующих лиц и исполнителей значатся арт-дилеры планетарного масштаба — Ларри Гагосян, Гай Беннетт и скоропостижно скончавшаяся арт-консалтинговая фирма Connery Pissarro Seydoux. В центре композиции — гипсовый бюст матери Майи, Марии-Терезы Вальтер, 1931 года, хедлайнер недавней выставки в MoMA. Проблема в том, что эта скульптура — «Бюст женщины» — была продана представителями Майи дважды, двум разным людям. В ноябре 2014‑го — катарскому шейху Джасиму бин Абдулазизу аль-Тани за $42 миллиона, а через несколько месяцев — Гагосяну за $105,8 миллиона. Суды в Нью-Йорке, Швейцарии и Франции сейчас активно пытаются распутать «бюстгейт» и решить, кому отдать шедевр.

Пабло Пикассо с женой Жаклин Рок, 1961.

Пикассо жил долго и был человеком неленивым — умер в девяносто один год, оставив детям более сорока пяти тысяч работ. «Чтобы все это разместить, нам нужен Эмпайр-стейт-билдинг», — сказал Клод Пикассо, закончив инвентаризацию. 1885 картин, 1228 скульптур, 7089 рисунков, 30 000 графических работ, 150 альбомов с набросками и 3222 предмета из керамики. И огромное количество иллюстрированных книг, офортов, гобеленов. Два шато и три просто хороших дома. По оценкам одного человека, хорошо знакомого с этим наследством, имелись также $4,5 миллиона наличными, $1,3 миллиона золотом, акции и облигации. В 1980 году одна только недвижимость художника была оценена в $250 миллионов, но эксперты считают, что сейчас счет идет на миллиарды.

Завещания не было. Дети делили имущество в течение шести лет, и дело шло не мирно. Судебные издержки составили около $30 миллионов, зато широкая общественность получила удовольствие. Остроумная писательница Дебора Трастмен заметила, что этот суд «напоминает кубистскую конструкцию: жены, любовницы, законнорожденные и внебрачные дети (младший ребенок родился спустя двадцать восемь лет после старшего), внуки — все нанизаны на одну ось, как несимметричные части тела на общий позвоночник».

Пабло Пикассо с сыном Клодом рисует голубя на пляже в Валлорисе, 1950.

Не каждое великое произведение искусства можно сегодня продать за адекватные деньги, но у Пикассо особый статус. Драка между наследниками закончилась, у работ есть законные владельцы — а на растущем рынке нет проблемы с покупателями: там с приходом коллекционеров из Китая, России, Ближнего Востока и Индонезии стало даже тесно. Большинство предпочитает позднего Пабло, начиная с 1950‑х. Русским нравятся «голубой» и «розовый» периоды. «Если бы Пикассо был жив, — сказал мне женевский дилер Марк Блондо, бывший глава французского отделения Sotheby’s, — он сейчас входил бы в десятку самых богатых людей мира». В 1996 году внук Клод, которого французский суд назначил распорядителем всего унаследованного имущества, создал «Администрацию Пикассо» — ее штаб-квартира в Париже защищает общие интересы наследников, контролирует права на репродукции и выставки, выписывает лицензии на сувениры, от тарелок и перьевых ручек до галстуков и автомобилей. Еще у нее есть право юридически преследовать подделки, воровство и незаконное использование доброго имени недоброго дедушки — все родственники, за исключением Майи, художника люто ненавидят.

Франсуаза Жило с детьми Паломой и Клодом, 1950.

Живой Пикассо был самым фотогеничным плейбоем из всех художников XX века. В 2016‑м он пребывает в статусе самого самого дорогого, самого выставляемого, самого подделываемого, самого похищаемого. В общем, горячая точка на арт-рынке. «Каждый хочет себе кусочек Пикассо», — сказал мне греющийся у этого костра дилер Эрик Мурло, чьи отец и дед напечатали сотни литографий Пабло.

Это большое хозяйство — только в прошлом году прошло тридцать четыре выставки, вполне себе коммерческие, не просто из любви к искусству. В Париже, Барселоне, Антибе и Малаге, где художник родился, есть его музеи. Компании в Париже и Лионе — с филиалами по всему миру — купили лицензии на продажу ковров с изображением произведений Пикассо, пепельниц, сумок, подушек и прочей ерунды. Название машины Citroën Picasso тоже стоит денег: французский автоконцерн заплатил «Администрации Пикассо» двадцать, если не ошибаюсь, миллионов долларов, зато с 1999 года продал уже три с половиной миллиона этих семиместных друзей среднего класса. И исправно каждый год платит «Администрации» роялти — это стандартная лицензионная схема, в которую включен также контроль за креативом рекламных кампаний. В 2012 году Montblanc купила лицензию на производство перьевых ручек с выгравированными на них эскизами к картине «Портрет девушки» 1936 года. Была серия из тридцати девяти штук — каждая из золота, украшена бриллиантом и по цене около $54 500. В другой серии девяносто одна ручка — каждая стоила $33 500, но на eBay я недавно видел такую за $80 000. Говорю же, рынок растет.

«Сон», Пабло Пикассо, 1932.

Еще одним важным источником дохода для «Администрации Пикассо» является droit de suite — «право следования», то есть авторские отчисления при продаже на аукционе или в галерее произведений автора, который все еще жив или умер менее семидесяти лет назад. Свои доходы контора не афиширует, но, по некоторым оценкам, выходит что‑то около восьми миллионов в год.

А еще существует черный рынок — сотни брендов, все называются «Пикассо» и продают рыболовные крючки, пиццу, кофейные кружки, футболки, надувных кукол и дома на колесах, чтобы было где с этими куклами спать. Американский производитель одежды больших размеров Lane Bryant бодро продавал без лицензии бюстгальтер «Пикассо» в комплекте с трусами-боксерами. «Мы их преследуем», — мрачно сказал мне Теодор Федер, президент Общества по защите прав художников, которое представляет «Администрацию Пикассо» в Соединенных Штатах. Наследники, когда не ссорятся, — это мощная сила: несколько лет назад они стерли с лица земли одну испанскую компанию, которая украшала свои коробки с кофе, чаем, мороженым, макаронами, рисом и зубной пастой именем великого соотечественника. В Тайване пираты крепче — там до сих пор в изобилии продаются контрафактные шарфы Picasso, часы Picasso, носки Picasso…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Секреты шарма Секреты шарма

Психологи считают, что обаяние — приобретаемая черта

Psychologies
Вперед, к традиции Вперед, к традиции

Первый двухэтажный магазин Ferutdin Zakirov открылся в московской торговой галерее «Модный сезон» в начале года. Накануне открытия второго бутика – на сей раз в Милане – я отправился в Италию, чтобы увидеть, как делаются самые качественные вещи новой марки.

The Rake
Красочное явление Красочное явление

Все дизайнеры обожают английские краски Farrow & Ball. Оказывается, теперь их используют еще и при производстве обоев. Рассказывает Ольга Сорокина.

AD
Вслед за собственной звездой Вслед за собственной звездой

В переводе с персидского название апулийской марки Sciamát означает «король мертв». И недаром: основатели ателье братья Валентино и Никола Риччи ниспровергают устоявшиеся правила и стандарты портновских канонов.

The Rake
Драконовские меры Драконовские меры

После «Игры престолов» Эмилию Кларк узнали все и не узнавал никто. С выходом «До встречи с тобой» (в прокате с 7 июля) этой удобной анонимности придет конец.

GQ
Путь в астрал Путь в астрал

В 1968 году Дженис Джоплин купила белый кабриолет Porsche 356С, попросила Дейва Ричардса нанести на кузов психоделические рисунки и назвала автомобиль своим сердцем.

The Rake
Некроманты из Простоквашино Некроманты из Простоквашино

Персонажи русских народных сказок могут быть страшнее Фредди Крюгера

Maxim
Падшие с небес Падшие с небес

Для декорирования так называемых астрономических часов трудно найти лучший камень, чем метеорит.

The Rake
Парк Юркого периода Парк Юркого периода

Те, кто не нажимал на педаль газа Porsche Macan, могут сказать, что это еще один Cayenne, только маленький. Они заблуждаются. Глубоко.

GQ
Звуковое кино Звуковое кино

София Коппола вышла на оперную сцену. Нет, она не поет. Но поставила в Риме «Травиату» Джузеппе Верди.

Tatler
С видом на игру С видом на игру

Stade de Bordeaux (Стад де Бордо) вместимостью более 42 000 человек также называют Stade Matmut Atlantique. Он был построен на месте старого стадиона специально к Eвро-2016 и открылся в 2015 году.

Quattroruote
Цепная реакция Цепная реакция

На браслете, ремешке или цепочке – способов ношения часов по-прежнему не так уж много.

The Rake
Кают-компания Кают-компания

Французские дизайнеры Эмиль Юмбер и Кристоф Пуайе в компании с клиенткой-художницей построили на Итальянской Ривьере крошечный домик, похожий на яхту.

AD
Грани разумного Грани разумного

Дом на Мосфильмовской — идеальная обертка для геометричных интерьеров мастерской za bor. Архитекторы воспользовались ситуацией с максимальным эффектом.

AD
В поисках сокровищ В поисках сокровищ

Психологи утверждают: модель часов, которую вы носите, — это отражение вашей личности. Эксперты добавляют: это своего рода вклад в будущее.

The Rake
Век содержанца Век содержанца

Оказаться без работы может каждый, в этом нет ничего такого. Кроме того, что ваша женщина не будет вас хотеть.

GQ
Ангелы селфи Ангелы селфи

Звезды Инстаграма - что они не показывают и о чем не рассказывают

Maxim
Первая партия Первая партия

Наконец‑то в классе компактных кроссоверов появился настоящий соперник «Макана». И шансы на победу у Jaguar F‑Pace очень велики.

GQ
Часы с боем Часы с боем

Вековой обычай отмечать ход времени ударами колокола не исчез со временем.

The Rake
Доигрались Доигрались

Во время работы над этим проектом заказчица предложила Александре Гориной поиграть в “Квартирный вопрос”. Вот что из этого вышло.

AD
Три богатыря Три богатыря

К кабриолету AMG инвестбанкир Альберт Сагирян летел вертолетом Mercedes и плыл катером той же марки.

Tatler
Шутки в сторону Шутки в сторону

Несмешные шутки про «натягивающийся автомобиль» теперь неуместны. smart fortwo нового поколения – далеко не игрушка, а самая настоящая и полноценная машина. Просто очень маленькая

АвтоМир
Гости дорогие Гости дорогие

О том, как чиновники из «Росавтодора» ездили в Германию обмениваться опытом с Дорожной администрацией Баварии

АвтоМир
Шерше ля Фомина! Шерше ля Фомина!

Интервью с Марусей Фоминой – актрисой, умницей и просто красавицей

Maxim
Сила света Сила света

Ставки в случае с новыми «Звездными войнами» высоки: четыре миллиарда долларов, за которые студия Disney купила у Джорджа Лукаса его компанию, и ожидания миллионов сумасшедших (включая нас), которые молятся на оригинальную трилогию. На случай, если вы отвлеклись – вышедшая на экраны между 1977 и 1983 годами трилогия перевернула историю кино – и как бизнеса, и как искусства. Но создатель фильмов Джордж Лукас затем снял три неочевидных фильма-приквела, по чьему-то удачному выражению, «изнасиловав» собственное детище. В результате классик уступил родительские права режиссеру Джей-Джею Абрамсу, который теперь должен спасти целую галактику.

GQ
Пришла первой Пришла первой

Гаранс Доре по-прежнему не сдает лидирующих позиций

Glamour
Считаные дни Считаные дни

Всё, что нужно знать о менструальном цикле

Glamour
Дай пять! Дай пять!

Конкуренция среди относительно компактных и доступных автомобилей обостряется с каждым годом. Мы собрали вместе типичных представителей своего класса и представили, что выбираем...

АвтоМир
Век асфальта не видать Век асфальта не видать

Многочисленные форумы и конференции, посвященные дорожному строительству, по своим масштабам и частоте начали активно опережать интенсивность самого дорожного строительства в России

АвтоМир
Я теряю корни Я теряю корни

Андрей Савельев - о том, как перестать  беспокоиться  и полюбить свою лысину

GQ
Открыть в приложении