Конструкторов военной техники нередко называют злыми милитаристами

MaximОбщество

Танк среди ясного неба. История летающей боевой машины

Отчего танки не летают как птицы? Сейчас с таким вопросом можно вполне откосить от армии. А в суровые годы войны над решением этой задачи трудились самые что ни на есть нормальные люди.

Николай Поликарпов

659x378_0xac120005_21265180361529037816.jpg

Конструкторов военной техники нередко называют злыми милитаристами, создающими машины для убийства. Война — штука скверная, кто бы спорил, но в своих оценках пацифисты часто не правы. Военные наработки двигают прогресс и попутно служат развитию вполне мирной техники. В попытках решить очередную задачу по уничтожению противника самым неожиданным для него способом конструкторы порой создают весьма неординарные штуки. Иной чудак такое придумает, что непонятно даже, как это можно построить.

Историки таких мечтателей очень любят: называют их «опередившими время», а их творения — «памятниками мужеству» (хотя честнее было бы сказать «тупиковая ветвь»).

Пожалуй, самой мужественной была попытка конструкторов создать летающий танк. А что? Машина хорошая, пуль не боится, сама стреляет неплохо, по шоссе и бездорожью едет быстро. Универсальная такая штука, вот если бы еще летать умела… И ведь научили же!

Кому это вообще пришло в голову?!

659x431_0xac120005_17832306681529037818.jpg

Идея научить танк летать кажется сегодня бредовой. Но в начале XX века авиация и танковые войска казались родными братьями (при общей маме — Первой мировой войне). В 30-х годах появились первые воздушно-десантные соединения, и спрыгнувшей на головы супостатов «крылатой пехоте» тут же стало не хватать брата-танка.

Так что сразу в нескольких странах лучшие умы принялись думать над тем, как бы тяжелый и не очень-то обтекаемый танк заставить полететь на выручку к пехоте.

Специальных транспортных самолетов, способных перевозить танки, в 30-е годы прошлого века еще не существовало (их и сегодня по пальцам можно пересчитать). Нужны были неординарные идеи. Первым делом танки попытались подвесить к самолету и сбрасывать на парашюте. Этими смелыми экспериментами в СССР занимался П. И. Гроховский, которым была разработана подвеска для перевозки легких танкеток Т-27 под брюхом тяжелого бомбардировщика ТБ-3. На землю танкетка опускалась на парашюте с диаметром купола 30 метров.

В 1935 году подвеска Гроховского была принята на вооружение Красной Армией под индексом ПГ-12. Осенью того же года во время учений Киевского особого военного округа сброс танкеток был продемонстрирован иностранным военным атташе и произвел на них неизгладимое впечатление.

С бомбардировщиков на головы изумленным наблюдателям плавно опускались даже легкие танки (весом по 3,5 тонны) вместе с экипажами! Но, увы, это была чистая показуха: при ударе о землю танк частенько выходил из строя…

Тот же Гроховский предполагал использовать для доставки танков тяжелый планер. В этом случае танк садился бы на землю мягко, особенно если бы под ним оказалось ровное поле или аэродром. В создании планеров Гроховский имел большой опыт, а в 1932 году под его руководством был построен первый в мире 20-местный десантный планер Г-63 «Яков Алкснис» с размахом крыла 28 метров и грузоподъемностью 1700 килограммов.

Именно на базе этого аппарата предполагалось построить планер и для перевозки танков, однако на тот момент не нашлось достаточно мощного самолета-буксировщика — таскавший Г-63 одномоторный биплан Р-5 для танковых затей оказался слабоват. Были попытки установить дополнительные авиамоторы на самом планере, но и они не дали результатов.

Тем временем за океаном

659x386_0xac120005_3034766981529037819.jpg

Итак, перевозить танки по воздуху не получилось. Но это не остановило мировое инженерное сообщество. Американский конструктор Уолтер Кристи, поглядев на наши неудачи, решил научить летать сам танк. В 1932 году он создал легкий колесно-гусеничный танк (впоследствии был закуплен СССР и положил начало серии отечественных танков марки «БТ»).

Дело оставалось за малым — снабдить пятитонный танк бипланной коробкой крыльев и парой трубчатых балок с хвостовым оперением. На верхнем крыле планировалось поставить редуктор с воздушным винтом, приводимым в движение от двигателя танка.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Умер Зураб Церетели: вспоминаем 11 самых грандиозных и неоднозначных работ скульптора Умер Зураб Церетели: вспоминаем 11 самых грандиозных и неоднозначных работ скульптора

Самые яркие его шедевры художника-монументалиста Зураба Церетели

Maxim
Пятое поколение Toyota RAV4. Ахиллесова пята идеального кроссовера Пятое поколение Toyota RAV4. Ахиллесова пята идеального кроссовера

Новый Toyota RAV4 – долгожданная и самая громкая премьера прошедшего года

4x4 Club
Исследование: зумеры не любят готовить, потому что это вызывает у них тревогу Исследование: зумеры не любят готовить, потому что это вызывает у них тревогу

Почему кулинарные навыки представителей Gen Z уступают старшим поколениям

ТехИнсайдер
Как перестать опаздывать: 6 советов Как перестать опаздывать: 6 советов

Пунктуальность должна быть свойственна не только курьерам

Maxim
4 ингредиента, которых не должно быть в твоем шампуне: мнение трихологов 4 ингредиента, которых не должно быть в твоем шампуне: мнение трихологов

Ингредиенты в шампунях, которые могут нанести урон здоровью кожи головы

VOICE
Десять прорывов за десять лет. Как 2010-е годы изменили науку Десять прорывов за десять лет. Как 2010-е годы изменили науку

Десять самых важных научных свершений, которыми отмечено минувшее десятилетие

СНОБ
10 самых распространенных ошибок мышления 10 самых распространенных ошибок мышления

Фраза «Это не то, что ты подумал!» может быть применена ко всей жизни

Maxim
Как розовый костюм укрепил свои позиции в мужской моде Как розовый костюм укрепил свои позиции в мужской моде

Звёзды носят розовые костюмы и выглядят в них изумительно

GQ
Вся медицина должна стать профилактической Вся медицина должна стать профилактической

На вопросы редакции отвечает академик Юрий Беленков

Наука и жизнь
5 великих вещей, придуманных во сне 5 великих вещей, придуманных во сне

Про сон Менделеева ты уже знаешь, а вот про эти сновидения — нет

Maxim
Юрий Гоголицин Юрий Гоголицин

Искусствовед, который организовал первую экспозицию Огюста Родена в СССР

Собака.ru
Архимандрит Кирилл Говорун: Украинского раскола больше нет Архимандрит Кирилл Говорун: Украинского раскола больше нет

О том, чего удалось добиться созданием признанной автокефальной церкви

СНОБ
Человек с винтом. Как Игорь Сикорский вертолет изобретал Человек с винтом. Как Игорь Сикорский вертолет изобретал

Игорь Сикорский — отец вертолета и других отличных летающих штук

Maxim
1101 факт о фильме «Матрица» 1101 факт о фильме «Матрица»

Интересные факты о культовом фильме Вачовски

Maxim
Взяла и заломалась Взяла и заломалась

Как избавиться от межбровных морщин домашними и профессиональными способами

Лиза
Долговая перезагрузка. Стоит ли россиянам надеяться на обнуление кредитов Долговая перезагрузка. Стоит ли россиянам надеяться на обнуление кредитов

Решение взять кредит и перестать его обслуживать может быть успешной стратегией

СНОБ
Марка, за которой стоит следить: марокканское наследие, ирония и новый взгляд на комфорт в коллекциях Casablanca Марка, за которой стоит следить: марокканское наследие, ирония и новый взгляд на комфорт в коллекциях Casablanca

Каждый модный сезон приносит открытия

Esquire
Мода hand-made: как сшить простое платье своими руками Мода hand-made: как сшить простое платье своими руками

Как сшить простое, но красивое платье своими руками

Cosmopolitan
5 главных навыков для карьерного успеха в 2020-х 5 главных навыков для карьерного успеха в 2020-х

Преуспеть в карьере в наступившем десятилетии помогут пять ключевых навыков

Forbes
Поймать дзен Поймать дзен

Эту съемку инфлюенсер и экоактивистка Айза Анохина сделала на Бали

OK!
«Можем себе позволить»: почему миллионеры хотят платить больше налогов «Можем себе позволить»: почему миллионеры хотят платить больше налогов

Состоятельные американцы решили, что не могут мириться с налоговой системой

Forbes
Советский автомобиль-амфибия, которую построил музыкант Советский автомобиль-амфибия, которую построил музыкант

Самая продвинутая амфибия в истории автомобиля

Maxim
Телеграфный аппарат Александра II Телеграфный аппарат Александра II

Сегодня «царский телеграф» — экспонат Государственного Эрмитажа

Дилетант
Цена злобы: во сколько обходится агрессивное поведение на работе Цена злобы: во сколько обходится агрессивное поведение на работе

Книга «Жесткие переговоры» научит вас противостоять агрессивным противникам

Forbes
Старк и Лувр Старк и Лувр

У парижского отеля–паласа Le Meurice масса достоинств

SALON-Interior
Как начать новый год правильно? Как начать новый год правильно?

Оказывается, мы сами не пускаем перемены в нашу жизнь

Cosmopolitan
Возвращение Чемберлена из Мюнхена Возвращение Чемберлена из Мюнхена

Аэродром Хестон, Лондон. 30 сентября 1938 года

Дилетант
Эффект плацебо Эффект плацебо

Что такое эффект плацебо и можно ли его использовать в медицине?

Psychologies
Больше не наливать! Реальные и смешные истории про девушек и алкоголь Больше не наливать! Реальные и смешные истории про девушек и алкоголь

Иногда алкоголь становится почвой для смешных историй

Cosmopolitan
Вам по дороге Вам по дороге

Машины, которые доставят вас в самые отдалённые уголки биосфер

Robb Report
Открыть в приложении