Участники команды ЦВЗ «Манеж» спродюсировали самую важную выставку 2024 года

Собака.ruРепортаж

«Манеж»

Текст: Олеся Пушкина

Команда ЦВЗ «Манеж» слева направо: Анастасия Букреева, Ярослав Грабельский, Евгения Фадеева, Анна Ялова, Антон Оконешников, Анастасия Юдина На Анне и Анастасии: ожерелья и браслеты UNODE50

Участники команды ЦВЗ «Манеж» спродюсировали самую важную выставку 2024 года — тотальную инсталляцию о блокаде «Город-герой Ленинград» — к 80-летию освобождения от осады. Собрали 600 артефактов на 4 000 квадратных метрах, записали аудиоспектакль (его озвучили Нина Усатова и Тихон Жизневский!), привлекли более 50 музеев, частных коллекционеров, библиотек и архивов, приняли 150 000 посетителей — и, главное, не только почтили подвиг блокадников, но и рассказали настоящие истории осажденных ленинградцев, которые смогли сохранить наш город.

Команда Центрального выставочного зала «Манеж» сфотографирована в пространстве тотальной инсталляции «Город-герой Ленинград» о блокаде: в зале «Улица» с Медным всадником в защитном укрытии, в зале «Рынок» с грудой мебели.

Как появилась концепция выставки? Почему ее важно было сделать сейчас?

Анна Ялова, директор ЦВЗ «Манеж»

В 2023 году приняла руководство «Манежем», и дебютная на этом посту выставка «Первая позиция. Русский балет» сразу стала одной из самых посещаемых в истории площадки. Блокада Ленинграда была чудовищной трагедией, настоящей гуманитарной катастрофой, которая унесла больше миллиона жизней. Но город выстоял, победив голод, холод и даже смерть.

Помимо очевидных просветительских и образовательных целей нам важно было дать людям возможность почувствовать историю, пропустить ее через себя. Наша выставка рассказывала о том, что происходило в Ленинграде в это страшное время. Как жили обычные люди, во что они верили и на что надеялись. Что помогло не пасть духом, ходить на работу, ухаживать за близкими.

Один из моих самых любимых экспонатов — свадебное платье, в котором в 1943 году венчалась Варвара Мясоедова, жительница Ленинграда. Платье для невесты было перешито из ночной сорочки Марии Бенуа, бабушки жениха. И это свадебное платье олицетворяет жизнь и любовь — все то, что сохраняло силу духа ленинградцев.

Нашей главной задачей было дать возможность зрителю прочувствовать эти события — и страшные, и такие трогательные, как эта история двух влюбленных. Это совершенно новый тип музейной коммуникации со зрителем. Поэтому выставка решена театрально. Здесь много декораций, драматических приемов, света, цвета. Проект получился очень сложным, эмоционально тяжелым, но наш зритель выходил с осознанием того, в каком великом городе мы живем.

Выставка собрана из тематических залов: про маскировку Ленинграда, эвакуацию, работу заводов. Зритель проходит по ним, слушая аудиоспектакль: голоса пяти ленинградцев как срез жителей осажденного города. Почему выбрали такой метод «полифонии»?

Антон Оконешников, режиссер выставки

Режиссер Александрийского театра, ученик Валерия Фокина и Марата Гацалова, на большой сцене ставит киберпанк-сказки и смело экспериментирует с саунд-дизайном.

Я изучил, как работают аудиогиды в других музеях, и мне не понравилось. Решил сделать полностью свою систему. Осталось огромное количество дневников ленинградцев, на их основе был написан аудиоспектакль, сопровождающей зрителей по выставке. В нем пятеро героев: молодого ученого Григория озвучил Тихон Жизневский, скрипача Бориса — Сергей Мардарь, воспитательницу детского сада Анну Александровну — Нина Усатова, мальчика Никиту — Ярослав Грабельский, Лену, студентку Академии художеств и члена отряда противовоздушной обороны, — Евгения Фадеева. Выставка создавалась как тотальная инсталляция, мы сделали разные пространства — некомфортные и уютные, темные и светлые, контрастные и нейтральные. Поработали со звуковой средой: где-то она статична, где-то перемещается. Каждый участник команды придумывал систему взаимодействия зрителя с предметами, чтобы человек физически ощутил себя в том историческом пространстве, о котором рассказывают экспонаты.

Мы выстроили выставку как лабиринт, потому что я задумывал все повествование как путешествие не только по блокадному городу, но и как путь во времени и пространстве. Систему узких коридоров, кстати, предложил архитектор Петр Толпин, потому что, изучая блокаду, мы поняли, что жители города в дневниках всегда описывали конкретные места — вот они на работе, на улице. Из этих фрагментов и сложилась полифония.

Экспонаты для зала о промышленности предоставили 15 заводов, что работали во время блокады и действуют сейчас. Как выстроили этот раздел?

Александра Флоренская, куратор

Центральный (и самый крупный) экспонат зала «Завод» — станок-линотип завода «Ленполиграфмаш» 1967 года выпуска. Аналогичные использовались в блокадном городе и на фронте для печати листовок и документов. Привыкнув к шуму машин — звукам завода, стоит рассмотреть плакаты из фондов Российской национальной библиотеки — агитационные и сатирические. Например, про тетю Дашу, что бесстрашно тушит зажигательные бомбы и сдает украшения в оборонный фонд.

В витринах собрали документы, фотографии, письма, заводские газеты и личные вещи рабочих предприятий. Получился некий слепок времени через призму историй конкретных людей, что трудились на заводах в блокадном Ленинграде.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Колорблок Колорблок

Как стереть с лица пятьдесят оттенков сепии? Помогут экспосом-чекап и SPF

Собака.ru
Чем полезен квас: 3 свойства, отзыв врача и рецепты Чем полезен квас: 3 свойства, отзыв врача и рецепты

Полезен квас, какая у него калорийность и можно ли этот напиток пить беременным

РБК
Соучастники космоса Соучастники космоса

Как и зачем запускают совместные космические миссии? Рассказывает Натан Эйсмонт

Монокль
Едем в сказку Едем в сказку

Куда отправиться в гости к сказочным персонажам летом? Выбор огромный

Лиза
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Пустые дома и плохие деньги: почему «золотые визы» трудно получить и чем их заменить Пустые дома и плохие деньги: почему «золотые визы» трудно получить и чем их заменить

Что не так с «золотыми визами», чем они не нравятся местным жителям?

Forbes
Итальяно веро Итальяно веро

История старинного дома на флорентийской виа делла Пергола, ставшего галереей

Seasons of life
10 кинопсихологов: от худшего к лучшему 10 кинопсихологов: от худшего к лучшему

Соответствуют ли кинопсихологи реальным профессиональным требованиям?

Psychologies
Вопросы веры и анорексии Вопросы веры и анорексии

«Клуб "Зеро"»: еще один ноль этой планете

Weekend
За озарением в Петербург За озарением в Петербург

Современная однокомнатная квартира с необычным интерьером

Идеи Вашего Дома
Древнеегипетских писцов отличили по костям Древнеегипетских писцов отличили по костям

Антропологи исследовали останки египтян, похороненных в некрополе Абусир

N+1
Не зрелищем единым: как Дягилевский фестиваль проникает в жизнь Перми Не зрелищем единым: как Дягилевский фестиваль проникает в жизнь Перми

Как преобразилась и продолжает меняться Пермь благодаря Дягилевскому фестивалю

РБК
«Любить по разнарядке – скотство» «Любить по разнарядке – скотство»

Николай Картозия рассказал, как найти маршрут к сердцу российского зрителя

Правила жизни
Как рекламщики узнают номера телефонов посетителей сайта? Как рекламщики узнают номера телефонов посетителей сайта?

Вы зашли на сайт застройщика, а вам уже звонят и предлагают купить квартиру?

CHIP
Устойчивая нестабильность Устойчивая нестабильность

«Венские процессы» как зеркало демократии

Weekend
Урожай «горит», вымерзает и тонет Урожай «горит», вымерзает и тонет

Погодные риски оказывают все большее влияние на урожай агрокультур

Агроинвестор
Битва на сверхзвуке: почему советский Ту-144 круче британо-французского «Конкорда» Битва на сверхзвуке: почему советский Ту-144 круче британо-французского «Конкорда»

Сравнение советского самолета Ту-144 с британо-французским Concorde

Maxim
Трудяга “Антей” уходит на пенсию: чем был интересен самый большой турбовинтовой самолет мира Трудяга “Антей” уходит на пенсию: чем был интересен самый большой турбовинтовой самолет мира

Интересные факты о широкофюзеляжнике Ан-22

ТехИнсайдер
Диски и колодки. Как продлить жизнь тормозам Диски и колодки. Как продлить жизнь тормозам

Лайфхаки, которые помогут вам сберечь тормоза

4x4 Club
Бахтиёр Эргашев: «Ташкент не прогнулся под Запад» Бахтиёр Эргашев: «Ташкент не прогнулся под Запад»

Атомная станция по российскому проекту в Узбекистане будет построена

Монокль
«Мне интересно заниматься фестивалями» «Мне интересно заниматься фестивалями»

Сергей Капков: новое поколение и судьба индустрии развлечений в новой реальности

Правила жизни
«С нами или без нас: Естественная история будущего» «С нами или без нас: Естественная история будущего»

Почему в будущем вороны будут процветать, а овсянки — нет

N+1
7 признаков того, что вы — латентный манипулятор 7 признаков того, что вы — латентный манипулятор

Манипуляции бывает трудно распознать даже тому, кто сам их совершает

Psychologies
Марина Игнатова Марина Игнатова

«В России нет интеллектуальных актеров. Исключение — Марина Игнатова»

Собака.ru
Доверительные отношения Доверительные отношения

Новые стандарты для рынка автомобилей с пробегом

Автопилот
К высоте навстречу грому К высоте навстречу грому

Любовь Аксенова — о Юле Пчелкиной, любви к красным волосам и умении себя слышать

Grazia
Чем аффирмации опасны для жизни: почему позитивные фразы могут принести вред? Чем аффирмации опасны для жизни: почему позитивные фразы могут принести вред?

Могут ли позитивные фразы оказывать негативное влияние на психику?

VOICE
«Не каждый может придумывать что-то новое» «Не каждый может придумывать что-то новое»

Испанец Дабиз Муньос – гастрономическая сенсация

Правила жизни
Трампистская маскулинность Трампистская маскулинность

«Мужчина в полный рост»: спорная экранизация Тома Вулфа

Weekend
Законы торговли: почему слухи о крахе нефтедоллара сильно преувеличены Законы торговли: почему слухи о крахе нефтедоллара сильно преувеличены

В ближайшие годы в правилах нефтяной торговли радикальных перемен ждать не стоит

Forbes
Открыть в приложении