Социальный биохакинг в действии

Собака.ruБизнес

Кто такой профессиональный петербуржец и почему он — ПП! — всем нужен?

Текст: Ксения Морозова

Альпинисты из «Альпми» подняли на место упавшую стену винограда на улице Лизы Чайкиной. Стена винограда — во всех самых красивых инстаграмах (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Петербурга, например, у Марии Чеблаковой @mcheblak

Социальный биохакинг в действии! Буквально на наших глазах, с помощью горизонтальных связей и низовых инициатив, рождается новый вид петербуржца — профессиональный.

ПП — он же профессиональный петербуржец — это горожанин, которому не все равно. ПП вносит огромный вклад или совсем маленький, но главное — понимает: Петербург — это его город, и он ответственен за его настоящее и будущее.

Рассказываем (с примерами!), что уже сейчас делают ПП вокруг нас (а может — каждый из нас, и вы тоже!).

От Дмитрия Лихачева до команды краеведов «Гэнгъ» и сообщества «Зеленый Петербург» во главе с Сергеем Семаком: историк и культуртрегер Лев Лурье знает — профессиональными петербуржцами не рождаются.

Профессиональный петербуржец. Эти слова сочетаются немного странно. Можно ли быть профессиональным шутником? Не юмористом, а именно шутником. Профессиональным плакальщиком? Можно, но не в качестве ремесла, за которое такой профессионал получает деньги. Просто профессиональный *вставить нужное* гипертрофирует часть своей личности. Это маска, которая делает такого человека комическим персонажем. Но плоха ли комедия?

Я видел профессиональных петербуржцев. Это манерные, преувеличенно любезные люди, которые знают автора каждого барельефа и с легкостью определят стиль любой колонны. Такие петербуржцы — это дети комплексов самого города: комплексов, которые появились из-за потери статуса столицы империи, блокады, общения с подчеркнуто невежественным начальством.

Есть у «профессионального петербуржца» и другое значение. Речь обо всех этих прекрасных людях, которые заслуженно не сходят со страниц «Собака.ru»: они моют парадные, вкладывают последнее в восстановление дверей и витражей, открывают целые музеи. Да, они тоже «чудаки», но в этом слове нет ни капли негатива.

Такие профессионалы — не сверхновое явление. Петербургская интеллигенция воплощала в жизнь теорию малых дел еще тогда, когда о такой теории-то никто не слышал. К концу 1920-х годов в Ленинграде (а еще совсем недавно — в Петрограде) убили краеведение. А когда я был подростком, именно такие энтузиасты по крупицам его восстанавливали, составляя списки утраченных дореволюционных домов. Возглавлял группу этих по-хорошему безумных людей историк архитектуры Борис Кириков.

Вообще, традиция профессиональной любви к Петербургу восходит к историку Николаю Анциферову, для него дотошное изучение всех домов города давало возможность «утонуть» в прекрасном прошлом, противостоять советской действительности. Настоящее же возрождение любви к Петербургу началось в 1970-е: энтузиасты могли часами сидеть и изучать, что было в той столовой и этой бане. К числу таких вот профессиональных петербуржцев относился, кстати, Дмитрий Лихачев.

Профессиональные петербуржцы — это интеллигенция. Люди с высшим образованием, озабоченные не только собственной семьей и пропитанием, но и общественными надобностями. В последние пять-десять лет стало сложно участвовать в политической жизни города. Но приносить ему пользу хочется. Так и появляются, например, краеведы из «Гэнга», которые шефствуют над старинными парадными и витражами, Советы домов. Локальные сообщества в соцсетях вроде «Петроградской диаспоры». Бизнесмен Максим Левченко, благодаря которому наконец-то откроется музей Бродского.

Банально, но всех их объединяет любовь к Петербургу. Это, знаете ли, сложная категория. Любовь петербургского интеллигента к своему городу несколько болезненна. Петербург — это ведь по идее только часть родины. Но Россия большая и разная, охватить всю ее любовью очень тяжело. А город — легко. Поэтому часть заменяет целое. Это как Каталония для жителей Барселоны, Шотландия для шотландцев. Если сравнивать с Москвой, то столица — это США: большая, сытая, веселая, жизнерадостная, живущая настоящим и будущим. А Петербург — это Великобритания: богатое прошлое, несколько жалкое настоящее.

Кстати, чтобы быть профессиональным петербуржцем, совершенно не обязательно тут рождаться. Петербург — столица русских северов, основной пласт приезжих — из Мурманска, Норильска, Архангельска, из Сибири. Они носят такой же культурный код, и стать петербуржцами им куда проще, чем, например, уроженцу Кубани.

У меня нет универсального рецепта того, как стать профессиональным петербуржцем. Наш дар и наше проклятие в том, что в Петербурге при всем желании много не заработаешь. Да и времени свободного больше: на чтение, на хобби. Вот и тратим это время на бескорыстный труд. А если есть желание стать профессиональным петербуржцем и направить нерастраченную энергию на город, среда и знакомства сами выведут.

Профессиональный ли я петербуржец? Да, но как раз в прямом смысле, я ведь на этом зарабатываю: пишу книги, провожу экскурсии. Все мои проекты — это по сути активная любовь к Петербургу: и фестиваль «День Д» в честь писателя Сергея Довлатова, и «Дом культуры Льва Лурье», где мы проводим лекции, и книги. Но это не основа моей личности. Все-таки я еще профессиональный историк и профессиональный учитель.

Развивать локальное сообщество

Вместе можно решать задачи быстрее и эффективнее. Гражданское общество в Петербурге из эфемерной материи стало двигателем прогресса — и помогли ему в этом районные группы в социальных сетях. Теперь в пабликах не только пристраивают котиков и рассказывают о лучших заведениях, но помогают нуждающимся и решают урбанистические вопросы.

Как-то с фасада дома №18 по улице Лизы Чайкиной в Петроградском районе из-за сильного дождя обрушилась гигантская стена винограда. Десятилетняя зеленая конструкция уже давно стала всегородской достопримечательностью — и члены сообщества «Петроградская диаспора» вместе с инициативными альпинистами два дня устанавливали тросы и возвращали виноград на место. Им помогала компания «Альпми» — сначала за небольшие деньги, а потом и вовсе бесплатно. Основатель компании Виктор Савинов прислал на спасение зеленой стены весом больше тонны десять сотрудников и все доступное снаряжение. Теперь виноград чувствует себя хорошо: с приходом тепла он продолжит расти и заполнит освободившийся из-за падения участок.

Слева направо: Владимир Фролович, Михаил Дианов, Иоанн Степанов, Владимир Волков, Виктор Савинов. На Викторе: жилет Givenchy, брюки-карго Marcelo Burlon (все — ДЛТ)

Кроме «Петроградской диаспоры», в Петербурге есть сообщества «Центральный район за комфортную среду обитания», «От Стрелки до Гавани», «Пять углов» и еще множество других во всех районах города — от Парнаса до Ветеранов, от Девяткино до Рыбацкого. А если у вас «на районе» его все еще нет, самое время зарегистрировать!

Заниматься тактическим урбанизмом

Чтобы делать город комфортнее, необязательно затевать глобальное благоустройство — можно решить одну небольшую проблему и показать, как даже маленькая инициатива способна изменить пространство. Такие краткосрочные, недорогие и легко масштабируемые изменения называются тактическим урбанизмом.

Например, активист Илья Кулешов придумал ставить на парковочные места автомобильные прицепы со скамейками и растениями — так можно легально создать места для отдыха даже на самых узких тротуарах. На Воскресенской набережной активисты движения «Центральный район за комфортную среду обитания» установили деревянные настилы и собственноручно сделанные скамейки — вскоре их убрали, но зато получилось громко заявить о проблеме. Одни петербуржцы выставляли свою уличную мебель на Малой Конюшенной, другие — делали маленькую лавочку из газонного ограждения. А горожанин Федор Уткин даже самостоятельно установил дорожные ограждения-столбики на участке у 693 школы — там много пешеходов, но не было тротуара.

Илья Кулешов популяризирует тактический урбанизм, а его жена Юлия создала магазины «Спасибо!»

Каталогизировать наследие

Петербург полон сокровищ — но если не вести их учет, в конце концов можно всё растерять. Экспонаты музеев строго подсчитаны, но кто следит за произведениями искусства на улицах и в парадных? Есть такие люди! Например, искусствовед и руководительница портала «Витражи в России» Татьяна Княжицкая запустила проект «Витражи Петербурга: инвентаризация 2019–2020». Она и ее помощники заходят в каждую парадную в исторической застройке, проходят по всем этажам, составляют описание исторического остекления окон и фотографируют их. На данный момент закончена работа на Васильевском острове и Петроградской стороне — в результате выпущены две книги-каталога.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Борис Улитин Борис Улитин

Борис Улитин служит в Театре комедии, а его голосами говорят герои блокбастеров

Собака.ru
Кино привезли Кино привезли

Сколько стоили импортные фильмы России

Деньги
Дина Юдина Дина Юдина

Осенью 92-летняя экс-адвокат и блокадница стала победительницей шоу «Голос 60+»

Собака.ru
Век живи: долгожительство станет нормой Век живи: долгожительство станет нормой

Долголетие: фантазии или ближайшее будущее?

Монокль
Летающие мотоциклы, робот-хирург и механические птицы. За кем сейчас стоит наблюдать в области новых технологий? Летающие мотоциклы, робот-хирург и механические птицы. За кем сейчас стоит наблюдать в области новых технологий?

Инженер Илья Чех – об изобретениях, которые изменят нашу жизнь уже завтра

СНОБ
Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения

Влияет ли пол на музыкальные предпочтения?

Forbes
Летние сны Летние сны

В этой истории соединились два летних воспоминания, рассказанные двумя Катями

Seasons of life
Маршрут построен Маршрут построен

Как экономить на поездках в метро в разных городах России

Лиза
«Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве «Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве

Художник Саша Браулов о вышивке как методе и силе доброты

Правила жизни
Почему в жару отекают ноги и как снять отек Почему в жару отекают ноги и как снять отек

В чем причины отеков лодыжек и стоп в жару

РБК
Анатолий Шульев: Свойство таланта в том, чтобы преодолевать неудачи Анатолий Шульев: Свойство таланта в том, чтобы преодолевать неудачи

Анатолий Шульев о смыслах, заложенных в спектакль о физике Льве Ландау

Ведомости
«Кухня Древнего мира» «Кухня Древнего мира»

О сырах, которые в Древнем Риме считались скромной пищей

N+1
Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться» Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться»

25 лет на сцене — певица Слава по праву может гордиться этим достижением

Добрые советы
Катамараны Bering Катамараны Bering

Зачем Bering Yachts строит экспедиционные катамараны из алюминиевого сплава

Y Magazine
Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру

Как зумерам справиться с пятью страхами, связанными с трудоустройством

Forbes
Идем по циклу Идем по циклу

Что в менструальном цикле считается нормой, а когда требуется внимание

Лиза
Большая Пысса хулигана Большая Пысса хулигана

История взлета и падения самой скандальной программы нулевых

Правила жизни
Время титанов Время титанов

Ма Яньсун — архитектор, который умеет так же хорошо строить, как и мечтать

Weekend
Программа возвращения стройности Программа возвращения стройности

Многие женщины в разные периоды жизни хотели бы снизить вес. Как это сделать?

Добрые советы
Спасители мира: 10 важных фактов о пчелах Спасители мира: 10 важных фактов о пчелах

10 главных фактов, которые стоит знать о пчелах

Правила жизни
«Женитьба»: женское несчастье «Женитьба»: женское несчастье

Евгений Марчелли поставил в Театре Моссовета знаменитую пьесу Гоголя

Ведомости
Морские спасатели, фантазийный сад и юная натуралистка: 5 комиксов и графических романов, которые понравятся всем Морские спасатели, фантазийный сад и юная натуралистка: 5 комиксов и графических романов, которые понравятся всем

5 комиксов о природе, смыслах и самопознании

Правила жизни
Коротко и ясно Коротко и ясно

Идеи для коротких, но ярких путешествий по России

Добрые советы
Машины будущего: как бизнесу продавать электрокары, и почему нам рано или поздно придется сказать им «да» Машины будущего: как бизнесу продавать электрокары, и почему нам рано или поздно придется сказать им «да»

Почему мы все еще не пересели на электромобили?

Inc.
Аллергия на весну Аллергия на весну

Медицина пересматривает представления о механизмах развития аллергии

Ведомости
Клопы использовали химическую сигнализацию пчел для охоты на них самих Клопы использовали химическую сигнализацию пчел для охоты на них самих

Клопы-хищнецы научились обманывать жертв, заманивая их в ловушку

N+1
«Открывается какой-то портал, и я абсолютно неуязвима и абсолютно счастлива»: интервью с Дианой Арбениной «Открывается какой-то портал, и я абсолютно неуязвима и абсолютно счастлива»: интервью с Дианой Арбениной

Диана Арбенина рассказала о непреодолимой силе сцены

Правила жизни
Магдала Магдала

Место паломничества археологов: Магдала – город, упоминаемый в Евангелии

Знание – сила
Пальцы сморщиваются одинаково каждый раз, когда вы долго находитесь в воде Пальцы сморщиваются одинаково каждый раз, когда вы долго находитесь в воде

Как исследование показало, что морщины на коже пальцев остаются неизменными

ТехИнсайдер
«Увидимся через 25 лет»: почему третий «Твин Пикс» не то, чем кажется, и как Дэвиду Линчу удалось вновь перевернуть представление о сериалах «Увидимся через 25 лет»: почему третий «Твин Пикс» не то, чем кажется, и как Дэвиду Линчу удалось вновь перевернуть представление о сериалах

Как Дэвид Линч снова доказал, что сериалы могут быть настоящим киноискусством

Правила жизни
Открыть в приложении