Как сделать Петербург по-настоящему приморским?

Собака.ruРепортаж

Хвоя

Георгий Снежкин и Илья Спиридонов, бюро «Хвоя»

Архитекторы Георгий Снежкин и Илья Спиридонов (бюро «Хвоя»!) проектируют мост между реальностью, Петербургом будущего, здравым смыслом и Союзом архитекторов: стали пионерами промышленного редевелопмента, разработав облик проекта «Севкабель Порт», придумали дом-колыбель (действительно раскачивающийся!), а также как на самом деле стоило бы выглядеть Тучкову буяну и Яхт-клубу на Петровском острове. Кроме того, в этом сентябре Георгий и команда перезапустили фестиваль «Архитектон», который впервые за десятилетия прошел не в полутемном зале на четвертом этаже Дома архитектора, а на важной городской площадке, в Манеже.

С архитектурным критиком и автором телеграм-канала «Город, говори» Марией Элькиной Георгий и Илья обсудили архиважное — стоит ли озеленять Дворцовую площадь и как сделать Петербург по-настоящему приморским.

Идея «Хвои» при работе над «Севкабель Портом» была в том, чтобы подчеркнуть эстетику индустриальных зданий, которые уже были на этой территории

О фестивале «Архитектон» и почему в петербургской архитектуре не происходит смена поколений

В сентябре в «Манеже» прошел фестиваль «Архитектон» — его ежегодно устраивает Союз архитекторов. Раньше это событие было рассчитано исключительно на «внутреннего пользователя» — все происходило в стенах Дома архитектора, где петербургские зодчие выставляли свои работы и награждали призами те из них, которые им самим казались наиболее удачными. В этом году благодаря новому куратору Георгию Снежкину у «Архитектона» появилось междугороднее жюри, проекты участников показали в виде эффектных проекций на стенах, появились инсталляции молодых бюро и стенды учебных заведений от ИТМО до ГАСУ, в дискуссиях приняли участие и экс-идеолог «Севкабель Порта» Алексей Онацко, и звезды московской архитектуры — например, Олег Шапиро из бюро Wowhaus.

Важно прояснить, что Союз архитекторов — организация, сохранившаяся с советских времен. В профессиональном сообществе она заработала себе славу консервативной и даже ретроградной. Тем не менее никакого другого объединения архитекторов в России сегодня не существует, а без него невозможно выстраивать диалог между обществом и профессией.

Вы делали «Архитектон» как бюро, или это была личная инициатива?

Георгий: Я занимался фестивалем как член Союза архитекторов. Но я не курировал «Архитектон» один, я сам не справился бы. Сергей Падалко, основатель мастерской «Витрувий и сыновья», сделал дизайн выставки; я позвал независимого куратора Лизу Савину, чтобы у нас был хотя бы один не-архитектор в команде. Я, собственно, придумал концепцию.

В чем она состояла?

Георгий: Ничего сверхъестественного я не придумал. Когда всем членам правления Cоюза архитекторов разослали письмо с просьбой поделиться идеями относительно проведения фестиваля, я, видимо, оказался единственным, кто это сделал, и ответственный за «Архитектон» вице-президент Антон Головин предложил мне стать куратором. «Архитектон» долго был локальным мероприятием с выставкой на планшетах в Доме архитектора и выдачей премий друг другу. Шутили, что в четные годы Никита Явейн выдает премию Михаилу Мамошину, а по нечетным — наоборот.

Я предложил, во‑первых, пригласить внешнее жюри, а, во‑вторых, дополнить эту историю полноценной выставкой с кураторскими проектами, стендами образовательных учреждений, более интересной экспозицией.

Какое впечатление осталось после того, как фестиваль закончился?

Георгий: У меня смешанные чувства: никогда не было так стыдно, и одновременно я очень доволен. Стыдно, потому что все было ужасно скомкано на открытии, технически и организационно, какие‑то элементы выставки качественно меня не очень устраивают. При этом классно, что в «Манеж» пришло много людей и эта история стала публичной, получился какой‑то такой даже праздник.

У меня вот какое осталось впечатление от «Архитектона»: формально все стало цивилизованно — проекции на стенах, дизайн пространства, много дискуссий, — но содержательно как будто бы мало что изменилось. Мы увидели всё те же не самые классные проекты, что и раньше. Инсталляции молодых архитекторов выглядят вольной фантазией, не имеющей отношения к реальному городу. Как думаешь, новый формат фестиваля способен влиять на реальную архитектуру Петербурга?

Георгий: Я бы хотел, чтобы был способен. Мы не занимались отбором работ, в этом смысле мы оставили старый принцип — показали всё, что нам прислали. Я немного боялся того контента, который мы получим, потому что проекты действительно разного качества. Конечно, хотелось половину не брать, но в итоге решили честно показать всё, это ведь всё строят в Петербурге. Первый этаж вообще не предполагал модерации — мы продемонстрировали объективный срез того, что происходит в архитектуре города. В видеобоксах те мастерские, которые занимают сегодня 80 % рынка проектирования в Петербурге, показали сами себя как умели и как хотели. На втором этаже мы пригласили нескольких кураторов сделать авторские проекты, но и в них я не вмешивался. Может, публичность станет стимулом для развития.

На Георгии: шапка и джинсовая рубашка Finn Flare

Ты верно заметил, что 80 процентов рынка архитектурного проектирования уже много лет занимают одни и те же бюро. При этом любые новые имена в петербургской архитектуре связаны или с какими‑то небольшими проектами, или с работой в других городах. Как так вышло? В петербургской архитектуре существует конфликт отцов и детей?

Георгий: Лучше всего этот конфликт, между прочим, раскрыт в биографии моего напарника по «Хвое» Ильи Спиридонова, который буквально сын архитектора, довольно много построившего в Петербурге. Я понимаю эту ситуацию так: конфликт поколений возник потому, что в 1990‑е годы, когда в России менялось все на свете, те петербургские архитекторы, которым тогда было 40 или чуть больше и которые были в силе, как раз и сумели получить себе довольно большую долю рынка и держат ее до сих пор. Они, кстати, тогда были ровесниками своих заказчиков, как мне кажется. И вместе они просто установили определенные правила игры, в которых до сих пор и существуют. Сейчас этим людям в среднем от 60 до 75 лет.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Модный этикет Модный этикет

О том, какие сегодня существуют правила дресс-кода и надо ли их соблюдать

Grazia
Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом

О самых популярных брендах иностранной «беленькой»

Maxim
Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться» Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться»

25 лет на сцене — певица Слава по праву может гордиться этим достижением

Добрые советы
Кино привезли Кино привезли

Сколько стоили импортные фильмы России

Деньги
«Кухня Древнего мира» «Кухня Древнего мира»

О сырах, которые в Древнем Риме считались скромной пищей

N+1
Маршрут построен Маршрут построен

Как экономить на поездках в метро в разных городах России

Лиза
«Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве «Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве

Художник Саша Браулов о вышивке как методе и силе доброты

Правила жизни
Не работает тачпад на ноутбуке: причины и способы решения проблемы Не работает тачпад на ноутбуке: причины и способы решения проблемы

Что делать, если перестал работать тачпад на ноутбуке с Windows

CHIP
VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии

Книги, которыми (возможно) вдохновлялись Сэм Альтман, Стив Джобс и Билл Гейтс

Inc.
7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара 7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара

Каким фруктам не место в холодильнике

VOICE
«Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся» «Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся»

Андрей Тарковский об отношениях с родиной, зрителями и творчеством

Weekend
Век живи: долгожительство станет нормой Век живи: долгожительство станет нормой

Долголетие: фантазии или ближайшее будущее?

Монокль
Анатолий Шульев: Свойство таланта в том, чтобы преодолевать неудачи Анатолий Шульев: Свойство таланта в том, чтобы преодолевать неудачи

Анатолий Шульев о смыслах, заложенных в спектакль о физике Льве Ландау

Ведомости
Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения

Влияет ли пол на музыкальные предпочтения?

Forbes
Больше не колется: 5 способов сделать льняную одежду мягче Больше не колется: 5 способов сделать льняную одежду мягче

Как сделать льняные вещи мягче и избавиться от неприятных ощущений

ТехИнсайдер
Почему в жару отекают ноги и как снять отек Почему в жару отекают ноги и как снять отек

В чем причины отеков лодыжек и стоп в жару

РБК
Сталинская трасса: как самолеты перегоняли из Америки в СССР в годы Второй мировой войны Сталинская трасса: как самолеты перегоняли из Америки в СССР в годы Второй мировой войны

Почти 15 тысяч самолетов были поставлены в СССР по ленд-лизу в годы ВОВ. Но как?

ТехИнсайдер
Билет туда-обратно Билет туда-обратно

1200 км без дозаправки — гибридный кроссовер Exlantix ET удивляет

Автопилот
От Арктики до Тибета: как российские путешественницы исследовали мир От Арктики до Тибета: как российские путешественницы исследовали мир

Исследовательницы, которые доказали, что жажда открытий не знает границ

Forbes
Разработана первая вакцина от птичьего гриппа для коров Разработана первая вакцина от птичьего гриппа для коров

Ученые разработали первую мРНК-вакцину от птичьего гриппа для коров

ТехИнсайдер
Солнечный друг Солнечный друг

Как защититься от вредного влияния солнца и сделать его своим другом

Добрые советы
«Мы жили в кино»: Эйдельштейн и другие актеры о фильмах Романа Михайлова «Мы жили в кино»: Эйдельштейн и другие актеры о фильмах Романа Михайлова

О съемках, о методе Михайлова и о том, как актеров трансформировал этот опыт

РБК
Голод и дядька Голод и дядька

Лечебное голодание — крайне полезная для социального капитала вещь

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Исследование: духи разрушают защитное поле организма. К чему это может привести? Исследование: духи разрушают защитное поле организма. К чему это может привести?

Использование духов и лосьонов способно нарушить микробиом кожи человека

Inc.
Персона Персона

Юрий Кузнецов — о любви к уральским изумрудам и стилю ар-деко

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Тайна самых древних галактик остается неразрешимой Тайна самых древних галактик остается неразрешимой

Джеймс Уэбб он столкнулся с тайной, которую не удается разрешить до сих пор

ТехИнсайдер
Валентин Фадеев: «Узлы в щитовидной железе – чаще всего вариант нормы, как родинки на коже» Валентин Фадеев: «Узлы в щитовидной железе – чаще всего вариант нормы, как родинки на коже»

Щитовидка, лишний вес и гормоны: разбираемся в тонкостях с эндокринологом

Здоровье
Визионеры в балете: Нижинский, Баланчин, Нуреев, Эк Визионеры в балете: Нижинский, Баланчин, Нуреев, Эк

Историк танца — о тех, кто решил пойти против течения и перевернуть балетный мир

РБК
10 продуктов для здоровья волос в пожилом возрасте 10 продуктов для здоровья волос в пожилом возрасте

Как связаны здоровье волос и продукты, которые вы едите?

ТехИнсайдер
Советский феникс Советский феникс

Как разрушенная страна восстала из пепла за одну героическую пятилетку

Монокль
Открыть в приложении