История жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБИстория

Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

Текст: Василий Покровский. Иллюстрации: Ася Соколова

Сейчас в России настоящий бум сказочных фильмов. Однако жанр был популярен практически во все времена, и у него богатое наследие — современные киноделы, постоянно переоткрывающие классику для новых поколений зрителей, не дадут соврать. И это хороший повод взглянуть на историю жанра, вспомнить ключевые периоды и важнейшие имена, а еще порассуждать, что происходит со сказками сегодня.

У каждого сильного национального кинематографа есть свой титульный жанр. В Америке прошлого века это вестерн, в Китае — уся, во Франции — комедия. Увидев на экране мужчину в фетровой шляпе, мастера боевых искусств или обаятельного романтика-авантюриста, мы почти безошибочно определим, что за фильм перед нами и в какой стране он снят. Главное достояние российского кино — по уровню культурного влияния примерно наравне с дягилевским балетом и романами Достоевского — сказки. Западный зритель может не знать, где находится кощеева игла (в зайце? в утке? или это утка в зайце?), но образ злого тощего некроманта наверняка считает без проблем. Вспомните, какое прозвище носит Джон Уик — Баба-яга. А все потому, что создателям нужна была усредненная страшилка из славянского фольклора. Костяная нога тут, конечно, ни при чем.

Сказки и кино будто созданы друг для друга. Не удивительно, что фильм-сказка практически ровесник кинематографа.

В истории кино сложились две условные традиции — реалистическая и фантастическая. Первая — это, например, произведения братьев Люмьер: голая жизнь как она есть, хроника, выход рабочих с фабрики и так далее. Вторая — зрелищное кино, патриархом которого по праву считается Жорж Мельес. Оно балует зрителя спецэффектами и невероятными образами, требуя от создателей творческой фантазии. Сказка во все времена преимущественно вотчина эффектной мельесовской традиции.

Российская империя познакомилась с кино еще в конце XIX века, так что у нас неплохо знали и братьев Люмьер, и Жоржа Мельеса. История дореволюционного кинематографа изучена не так хорошо, как хотелось бы — все знают Эйзенштейна, но кто, кроме киноведов, вспомнит Протазанова? Однако в целом там были примерно те же тенденции, что и в Европе. Хроникальные ленты соседствовали с жанровыми, а исторические эпики вроде «Обороны Севастополя» (1911) — с фантастикой и даже хоррорами. Тогда же появились и первые сказки. Из них важными считаются две — и обе адаптации одноименных литературных текстов Пушкина и Гоголя: «Русалка» Василия Гончарова (1910) и «Ночь перед Рождеством» Владислава Старевича (1913).

«Русалка» с художестве ной точки зрения выполнена довольно аскетично — на статичных кадрах с осторожным панорамированием. Из «развлечений» — фокус с перемещением человека. Сюжет распознать не трудно, но во время просмотра не отпускает мысль, что на экране — ожившие книжные иллюстрации с подписями. Другое дело — «Ночь перед Рождеством». Это уже действительно зрелищная сказка: тут и причудливая игра светотени, и убедительные декорации, и спецэффекты. Шутка ли, в фильме есть аж две сцены полета, между которыми Черт похищает месяц. Черта, кстати, играет икона немого кино Иван Мозжухин, и по уровню телесной экспрессии его перформанс здесь не уступает чаплиновской буффонаде.

Между авангардом и нравоучением

В раннесоветский период в стране был негласный запрет на сказки. Они считались наследием царского прошлого, от которого стоило избавиться. В те годы советская эстетика создавалась главным образом силами авангардистов, сумевших совместить агитационное искусство с творческими инновациями. Сказке там места не нашлось. В эпоху НЭПа появилась только одна картина в этом жанре — «Черевички» (1928) по мотивам Гоголя, да и та не сохранилась до наших дней.

В начале 1930-х сказка постановлением партии официально вернулась в культурный мейнстрим, и ее появление в кино было лишь вопросом времени.

Именно тогда отечественные киносказки условно разделились на «взрослые» и «детские». Пример первой — «Счастье» Александра Медведкина (1934), практически образцовый критический реализм, без двух минут «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова. Содержательно это история об обескровленном крестьянстве, но подана она в сказовой манере с нарочито вычурными визуальными решениями. Одним из первых действительно «детских» фильмов-сказок считается «Новый Гулливер» Александра Птушко (1935) — о том, как юный пионер, заснув на пляже, оказался в Лилипутии. Оба фильма так или иначе можно назвать назидательными, а «Гулливер» даже не скрывает своего дидактизма. По сути это такое «Юности честное зерцало» по-советски, где Лилипутия — едкая карикатура на собирательный буржуазный Запад, а артековцу полагается спасти местный рабочий класс.

Однако интерес тут не столько в нравоучениях, сколько в том, как они исполнены. Киносказки всегда требовали технологических инноваций, поскольку их достоинство — в фантастической образности. «Новый Гулливер» — как раз такой случай. Фильм Птушко, по мнению киноведов, первый пример использования объемной мультипликации в мировом кинематографе, отчего даже сегодня в нем сохраняется старорежимное обаяние докомпьютерных эффектов. До середины 1930-х в советском кино в принципе были сильны настроения «первой оттепели», когда в фильмах чувствовался пафос большой социалистической стройки. Сегодня мы об этом часто забываем, но в целом сказки — в первую очередь воспитательный жанр, а не вульгарный аттракцион. В Советском Союзе дидактичность формы хорошо понимали, а потому сказки быстро стали инструментом не просто воспитания чувств, а именно патриотизма.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Братский поцелуй» «Братский поцелуй»

Одна из самых известный фотографий сделана в ГДР, 7 октября 1979 года

Дилетант
«Что наша жизнь? Игра!»: как эволюционировали интеллектуальные телешоу в России «Что наша жизнь? Игра!»: как эволюционировали интеллектуальные телешоу в России

Как на российском телевидении складывался жанр интеллектуальной игры?

Правила жизни
Юрий Стоянов: «Чувства юмора у искусственного интеллекта не будет никогда!» Юрий Стоянов: «Чувства юмора у искусственного интеллекта не будет никогда!»

Юрий Стоянов о перезагрузке карьеры, увлечении ножами и пользе от интернета

СНОБ
Что делать, когда один из супругов оказался в долгах: разбор частых ситуаций и мнения юриста и психолога Что делать, когда один из супругов оказался в долгах: разбор частых ситуаций и мнения юриста и психолога

Как обсуждать с близкими людьми непростые ситуации, касающиеся денег?

Psychologies
Рок-н-ролл из сказки Рок-н-ролл из сказки

Почему «музыкальная сказка» и имя композитора Геннадия Гладкова — синонимы

СНОБ
Что такое психогенное переедание, или binge eating Что такое психогенное переедание, или binge eating

Психогенное переедание: как его распознать и можно ли вылечить?

ТехИнсайдер
Непонятый Иуда Непонятый Иуда

Иуда — самый известный синоним слова «предатель»

Дилетант
Скорая бьюти-помощь Скорая бьюти-помощь

Как привести себя в порядок после вечеринки

Лиза
Это всего лишь конец света... Это всего лишь конец света...

Памяти Гаспара Ульеля – актера, философа, эстета

Playboy
В мире животных В мире животных

10 мест на родных просторах, куда можно отправиться, чтобы увидеть животных

Добрые советы
Конец русского Рокамболя Конец русского Рокамболя

До сих пор нет ни одной научной биографии этого человека

Дилетант
Нарисуем — будем жить! Нарисуем — будем жить!

3D-принтеры: прошлое, настоящее и космическое будущее

Зеркало Мира
«Когда вкусно, тогда вкусно!» «Когда вкусно, тогда вкусно!»

О кухне народов России

Зеркало Мира
Глобальное осушение: можно ли избежать войн за пресную воду Глобальное осушение: можно ли избежать войн за пресную воду

Спрос на пресную воду растет, а ее количество, похоже, уменьшается

Forbes
Пять прелюдий о Грибоедове Пять прелюдий о Грибоедове

Грибоедовский миф занимает особое место среди других литературных мифов

Знание – сила
Райан Рейнольдс. Интервью, которого не было Райан Рейнольдс. Интервью, которого не было

Мы сначала играем что-то на экране, а потом это случается с нами в жизни...

Караван историй
El Copitas. 10 лет выдержки! El Copitas. 10 лет выдержки!

Верховые барные деятели Петербурга раскачали питейную индустрию всей страны

Собака.ru
Методом пропп Методом пропп

Хтоническая подоплека классических русских сказок

Правила жизни
5 лучших и 5 худших сладостей для вашего здоровья 5 лучших и 5 худших сладостей для вашего здоровья

Бывают ли полезные сладости?

ТехИнсайдер
Вспомнить всё! Вспомнить всё!

Память стала все чаще подводить? Без паники – все поправимо!

Лиза
Вовсе не для развлечения: зачем на самом деле в Windows были встроены игры «Косынка» и «Сапер» Вовсе не для развлечения: зачем на самом деле в Windows были встроены игры «Косынка» и «Сапер»

«Косынка» и «Сапер»: какой замысел Билла Гейтса они в себе таили?

ТехИнсайдер
Строить меньше и дольше Строить меньше и дольше

Девелоперы и банки не собираются снижать цены на новостройки

Монокль
Ананас Ананас

Польза ананаса, ананасовая диета и рецепты с этим фруктом

Здоровье
Миллиардер Джек Ковин занял денег у 30 человек, чтобы построить империю бургеров Миллиардер Джек Ковин занял денег у 30 человек, чтобы построить империю бургеров

Как Джек Ковин основал бургерную империю Hungry Jack’s

Inc.
3 вида пилингов: какой лучше подойдет вашей коже 3 вида пилингов: какой лучше подойдет вашей коже

Какой вид пилинга выбрать? Разбираемся с косметологом-эстетистом

Psychologies
Что случилось с миром из-за Великой депрессии в США? Узнайте интересные факты о 1930-х Что случилось с миром из-за Великой депрессии в США? Узнайте интересные факты о 1930-х

Какие изменения в мире вызвала Великая депрессия?

ТехИнсайдер
Рассвет встречала на Эвересте, а закат на Лхоцзе. Как альпинистка Алина Пекова завоевала «Корону Земли» Рассвет встречала на Эвересте, а закат на Лхоцзе. Как альпинистка Алина Пекова завоевала «Корону Земли»

Альпинистка Алина Пекова — о местах силы и планах на будущее

СНОБ
«Мы читаем о реальной жизни»: рэпер Whole Lotta Swag о творчестве, планах и успехе «Мы читаем о реальной жизни»: рэпер Whole Lotta Swag о творчестве, планах и успехе

Whole Lotta Swag — о своем отношении к критике и философии успеха

Forbes
Банкир всех штатов Банкир всех штатов

Как Амадео Джаннини создал Bank of America

Деньги
Лучшие мини-сериалы 2024 года, которые можно посмотреть за выходные Лучшие мини-сериалы 2024 года, которые можно посмотреть за выходные

Увлекательные истории с коротким сюжетом на пару вечеров

Maxim
Открыть в приложении