В Пушкинских горах уже второй год подряд проходит фестиваль «Заповедник», не имеющий к Александру Сергеевичу никакого касательства. Более того, он посвящен другому писателю. Сергею Довлатову. «Сноб» попытался разобраться почему, зачем и доколе.

СНОБСтиль жизни

Фестиваль

День дружбиста

В Пушкинских горах уже второй год подряд проходит фестиваль «Заповедник», не имеющий к Александру Сергеевичу никакого касательства. Более того, он посвящен другому писателю. Сергею Довлатову. «Сноб» попытался разобраться почему, зачем и доколе.

Текст Сергей Алещенок
Фотографии Виктория Ивлева
Иллюстрации Александр Флоренский

Скептик:

Попахивает кощунством, посягательством на наше всё. Это что же получается? «Сан Сергеич, обождите покамест в сенях, видите, к Сергею Донатовичу гости пожаловали. Что, господа? Да это солнце русской поэзии тут светит, не обращайте внимания, у нас другая программа, проходим-проходим в гостиную». Прямо солнечное затмение посреди Пушкинских гор!

Организаторы:

Господь с вами, никакого святотатства и в мыслях не было, наоборот, приращение культурных традиций, симбиоз и связь времен. Да и вообще, на обжитой Александром Сергеевичем территории проходит только одно из многочисленных мероприятий фестиваля. Все остальные – в Пскове.

Скептик:

А, тогда все в порядке… Хотя постойте, Псков, Довлатов – не улавливаю связи.

Организаторы:

Ну как же? Вы же «Заповедник» читали?

Скептик:

Да… лет двадцать назад.

Организаторы:

Так вот Псков там упоминается в связи с «безобразной, прибалтийского вида, кованой эмблемой» на стене кремля. Она до сих пор на своем месте, то есть псковичи бережно хранят наследие писателя.

Сочинением этого диалога мы с фотографом Викой Ивлевой развлекаем себя в поезде по дороге в Псков. Она – за скептика, я – за организаторов. Инстинктивно сочувствую шаткости их позиций. Как выясняется по приезде, связать город с Довлатовым и убедить псковичей и гостей в уместности фестиваля именно здесь действительно целое дело. Да еще буквально пару недель назад в родном для писателя Питере уже прошел приуроченный к его семидесятипятилетию большой фест «День Д». Но у псковских властей, оказывается, большие амбиции, и они готовы потянуть одеяло даже с культурной столицы. Городу, где «начинается Россия» (да-да, такая здесь риторика), нужны статусные эвенты, мультижанровые, с десантом московских актеров, режиссеров, поэтов и писателей – а это все люди творческие, то есть ненадежные, капризные, могут даже свое мнение иметь. Их голыми руками не возьмешь. Кроме прикормки нужна и приманка. Ловить можно, например, на Мотыля. Или вот на Довлатова. Удивительным образом СД любим почти всеми. Находчивый рассказчик, остроумный, подкупающе простой и трогательно непутевый, он находит общий язык с каждым, легко переходит на «ты» и воспринимается не как писатель, а скорее как собеседник – занятный и во многом близкий. Противостоять его обаянию физически трудно. И что сейчас немаловажно – Довлатова любят в разных политических лагерях. Возможно, потому, что сам он в сущности был аполитичен. Как тот же Пушкин, про которого СД писал: «Не монархист, не заговорщик, не христианин – он был только поэтом, гением и сочувствовал движению жизни в целом». Видимо, чтобы сделать мысль для меня доступнее, продюсер «Заповедника» Елена Яцура сказала так: «Это как клуб “Сноб”, виртуально объединивший профессионалов из самых разных областей. А у нас была идея собрать таких людей вживую, и Довлатов как раз та фигура, вокруг которой собираться очень комфортно». В общем, СД – отличный вариант. Да, привязка к местности слабая, но со временем это уйдет на второй план, а не зарастающая народная тропа уже будет протоптана и выйдет на первый.

Указывать направление, в котором протаптывать, был призван музыкальный тяжеловес Денис Мацуев. Очень удачно в Псковской филармонии только завершился двенадцатый фестиваль Crescendo. Зритель был еще тепленький. Каких-то двадцать минут назад он с умилением смотрел на корпулентного юного пианиста-виртуоза Илью Ломтатидзе, трогательно вытиравшего нос рукавом на поклонах, и его эфемерного сверстника скрипача Данилу Бессонова, снисходительно принимавшего овации. Только что рукоплескал Мацуеву, едва не разнесшему в щепы рояль во время прочувствованного исполнения «Рапсодии в голубых тонах» Гершвина. И вот вслед за тем же Мацуевым он устремляется сквозь студеную ночь под стены Крома, где должен открыться загадочный довлатовский фестиваль. Денис снова садится за инструмент (кусты рядом, конечно, имелись), и при

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гравитация постоянная Гравитация постоянная

Основательница Винзавода — о российском современном искусстве и его истории

СНОБ
Hyundai Creta Hyundai Creta

Новенький, с пылу, с жару кроссовер Сreta провел в нашей редакции целый месяц. Период вполне достаточный, чтобы посчитать его многочисленные добродетели и выявить мелкие недостатки.

АвтоМир
С берегов Персидского залива С берегов Персидского залива

Как Gulf Craft превращает Эмираты в судостроительную державу

Y Magazine
5 лет без Стива Джобса 5 лет без Стива Джобса

Стив Джобс умер пять лет назад, оставив своим преемникам в Apple сложное наследство. Как сейчас идут дела у Apple? Является ли компания законодателем IT-трендов и сегодня?

CHIP
Липецк: за рулем и пешком Липецк: за рулем и пешком

Как в Липецкой области мастера восстанавливают связь между прошлым и настоящим

Вокруг света
5G: новая сеть связи для всех 5G: новая сеть связи для всех

Сети мобильной связи пятого поколения могут существенно изменить привычный нам порядок вещей. Но критики предупреждают, что цена такой революции будет слишком высока.

CHIP
По воле вождя и личным усердием По воле вождя и личным усердием

Иван Серов — один из главных сталинских палачей

Дилетант
Станислав Лем Станислав Лем

Чем больше мы знаем о Леме, тем меньше его понимаем

Дилетант
Моя дочь не хочет замуж Моя дочь не хочет замуж

У нашей читательницы Софьи трое взрослых детей. Сыновья женились, а вот дочь не торопится создавать семью. Софья волнуется: вдруг Лиза останется одинокой навсегда?

Лиза
Красивая и надежная Красивая и надежная

Что может быть лучше, чем заветная мечта, которая сбылась? Читательница «АвтоМира» Екатерина Калинкина поделилась своей счастливой историей и рассказала о том, каково было впервые пересесть с седана на кроссовер

АвтоМир
Лигалайз. С утра я – пуленепробиваемый Лигалайз. С утра я – пуленепробиваемый

Лигалайз: в России я ни с кем не могу общаться про хип-хоп

Playboy
Игра с престолом Игра с престолом

Даже если вам немно­го за трид­цать, есть на­деж­да вый­ти за­муж за прин­ца Ганновер­ско­го Эрнста Августа. Слово предо­став­ля­ет­ся Екатерине Малышевой.

Tatler
Преторианцы: гвардия империи Преторианцы: гвардия империи

Личные телохранители императора в Риме быстро превратились в мятежников

Дилетант
Зажгли не по-детски Зажгли не по-детски

“Шмель“ — самый реактивный пехотный огнемет

Популярная механика
Джеффри Дин Морган: «Он может нормально с тобой общаться, и вдруг – ты труп» Джеффри Дин Морган: «Он может нормально с тобой общаться, и вдруг – ты труп»

Звезда сериала «Ходячие мертвецы» вспоминает, с какой легкостью попал в Голливуд

Playboy
Элли в Стране Чудес Элли в Стране Чудес

Девятнадцатилетняя Элли Бамбер стала звездой кино и моды еще до того, как примерила серебряные башмачки.

Vogue
Средний Запад Джона Лопеса Средний Запад Джона Лопеса

Удивительные скульптуры Джона Лопеса — олицетворение среднего запада

Популярная механика
Технологии без границ Технологии без границ

Текстильная промышленность может стать драйвером индустрии высоких технологий

РБК
Секс бомбардир Секс бомбардир

Самый завидный холостяк русского спорта футболист Федор Смолов — о том, что ему нравится в девушках и в жизни.

Vogue
Здравствуй, пенсия! Здравствуй, пенсия!

Самого свет­ско­го мил­ли­ар­де­ра Соединен­но­го ко­ролев­ства сгу­би­ла жад­ность. Хозяина Topshop сэра Филипа Грина ру­га­ют за то, что он обанк­ро­тил лю­би­мый бри­тан­ца­ми уни­вер­маг BHS и недо­пла­тил в пен­си­он­ный фонд, а на вы­ру­чен­ные день­ги ку­пил яхту «Львиное сердце».

Tatler
Кружок непоседы Кружок непоседы

Олимпий­ский чем­пи­он Евгений Плющенко ни ми­ну­ты не си­дит на ме­сте

Glamour
Ранние всходы Ранние всходы

Если твоя соб­ствен­ная ка­рьер­ная вер­ши­на где‑то там за об­ла­ка­ми

Glamour
Правила бенедиктинцев Правила бенедиктинцев

Накануне выхода в прокат нового блокбастера Marvel «Доктор Стрэндж» (в кино с 28 октября) GQ вспомнил 15 фактов о Бенедикте Камбербэтче, которых вы еще не знаете и даже не догадываетесь о них спросить.

GQ
Тяжелый случай Тяжелый случай

Неуверенные в себе люди меньше зарабатывают и не так счастливы

Cosmopolitan
Audi TT RS: Кинолента Audi TT RS: Кинолента

Линейка RS – вершина модельного ряда марки. Автомобили с этими литерами стоят особняком и отличаются спортивным характером. Новое поколение Audi TT RS, к счастью, не стало исключением из правил

АвтоМир
Взрослый разговор Взрослый разговор

Несмотря на нежное имя, Нюша – серьезная девушка

Cosmopolitan
Тяжелый металл Тяжелый металл

Почему «экологическая» поправка в закон об утилизации техники ухудшила положение дел в целой отрасли.

РБК
За что нас ценят мужчины За что нас ценят мужчины

Чтобы в семье все было хорошо, надо подстраиваться под мужа или лучше оставаться собой? Сколько людей – столько мнений. Узнаем, что думают эксперты и наши читатели.

Лиза
Составлям резюме правильно Составлям резюме правильно

Кажется, что сделать это просто – указать место и годы учебы, описать профессиональный опыт, добавить пару строк о своих положительных качествах и – готово! Ты рассылаешь резюме на десяток адресов. Почему же тебе не отвечают?

Лиза
Плакали ваши денежки Плакали ваши денежки

Одни экономят. Другие зарабатывают. Как перейти из одного лагеря в другой?

Cosmopolitan
Открыть в приложении