Новейшие автомобильные двигатели стремительно... деградируют

Популярная механикаАвто

Сердце машины: как продлить жизнь железного коня?

Новейшие автомобильные двигатели стремительно... деградируют. Еще лет двадцать назад мотор легковушки мог без особенных проблем «пробежать» миллион километров. Теперь ресурс его наследников значительно меньше. Полмиллиона — очень круто, куда чаще разговор идет о 150-200 тысячах км. В чем тут дело и можно ли с этим бороться?

Всякий автовладелец знает — современные моторы становятся все меньше, а места под капотом как-то не прибывает. Типичный ДВС легковушки уже весит столько, что его можно поднять и унести силами одного физически крепкого человека, причем очевидно, что этот человек не сильнее своих предшественников XX века.

Немного теории

В прошлом веке блоки цилиндров обычно были чугунными. Это было тяжелое и громоздкое устройство. Зато оно было очень долговечным, а когда все-таки изнашивалось, его ремонт был относительно несложен — расточить цилиндры и поставить новые поршни. После этого мотор «пробегает» еще несколько сотен тысяч километров, после чего манипуляции с ним повторяются.

Современный мотор все чаще имеет алюминиевый блок цилиндров. Он легкий, особенно если сделать его стенки тонкими. Но алюминий — не самый прочный материал. Особенно уязвимы алюминиевые цилиндры для истирания поршнями. Для решения этой проблемы внутренняя поверхность цилиндра покрывается устойчивым к трению покрытием на основе кремния. Но и оно изнашивается, а когда это происходит, выясняется, что привычный алгоритм не работает — такой цилиндр нельзя расточить.

Современный поршень, как правило, меньше и легче своих исторических предшественников. Это дает экономию в весе и повышает КПД, но это же означает меньшую прочность. Кроме того, на маленьком поршне невозможно (негде) сделать выемки под клапаны. Это означает, что если газораспределительная система у нас перестала работать (порвался ремень ГРМ) и клапаны встали в открытом положении, то поршень при очередном ходе натолкнется на них и погнет.

Это серьезная авария, требующая замены клапанов, однако ее последствия могут быть еще драматичнее. Облеченный поршень хуже удерживает ориентацию в цилиндре и, натолкнувшись на достаточно крепкий клапан, может развернуться — а стенки цилиндра у нас тонкие и алюминиевые. Если поршень проломит одну из них, что вполне возможно, весь блок цилиндров придется менять, а это уже серьезные деньги.

Мы уже упоминали ремень ГРМ, передающий усилие от коленвала к распределительному. В прежние времена на этом месте была цепь. Внешне она напоминала велосипедную, а на тяжелых машинах часто делалась двух- или даже трехрядной. Последний вариант практически «неубиваем», да и прочие тоже неплохи. Теперь производители все чаще отказываются от цепи в пользу ременной передачи. Она дешевле, легче и технологичнее. Кроме того, теоретически ремень можно поменять в гараже своими силами, а за новой цепью придется ехать в сервис. Эти достоинства нивелируются тем, что ресурс ремня относительно невелик — в пределах 70-80 тысяч километров, а его разрыв на ходу грозит нам всевозможными неприятностями, про которые мы писали выше.

В современном двигателе становится все больше пластика, причем он подчас появляется в самых энергонапряженных местах, вроде того же ГРМ. Это объяснимо с точки зрения экономии веса и дешевизны, но, опять же, это ведет к уменьшению ресурса.

Наконец, мотор нашего времени — это очень сложная конструкция, состоящая из множества деталей. А сложные конструкции имеют явно большую вероятность поломки, чем простые и тяжелые.

Заговор производителей

Есть две версии объяснения мотивов автопроизводителей. Одна — конспирологическая. Производителю выгодно, чтобы покупатель платил за запчасти побыстрее и побольше. Еще лучше, если он плюнет на ремонт (дорого!) и заплатит сразу за новую машину.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Музыкальная эстетика заводов от саунд-дизайнеров: как записать чистый звук машины Музыкальная эстетика заводов от саунд-дизайнеров: как записать чистый звук машины

Кто такие саунд-дизайнеры и что такое сонорные объекты?

Популярная механика
Операция «Ы» Операция «Ы»

Киргизия стала целью второй экспедиции Land Rover

Популярная механика
Заводской брак или нет: юрист рассказал, как переспорить автосалон Заводской брак или нет: юрист рассказал, как переспорить автосалон

Как определить, считается поломка производственным дефектом или нет?

ТехИнсайдер
Топ-6: лучшие смартфоны «с челкой» Топ-6: лучшие смартфоны «с челкой»

Так называемая «челка», или notch, на дисплеях смартфонов встречается все чаще

CHIP
Мошенники усложнили схемы Мошенники усложнили схемы

Мошенники придумали новую схему обмана с «выплатами» в евро

Ведомости
9 неснятых фильмов Квентина Тарантино 9 неснятых фильмов Квентина Тарантино

Фильмы Квентина Тарантино, которые ты не видел. И никогда не увидишь

Maxim
Автозавтра: какими станут машины через пять лет? А через десять? Автозавтра: какими станут машины через пять лет? А через десять?

Гид по будущему автопрома

Популярная механика
Музыка нас связала Музыка нас связала

Где обычная девушка может познакомиться с известным музыкантом

Cosmopolitan
Глубина редкости Глубина редкости

Juvaquatre из коллекции Renault Classic

Quattroruote
Успехи одного эксперимента Успехи одного эксперимента

Самый шикарный Jaguar отмечает 50-летие

Quattroruote
Охота на государя. Первый выстрел Охота на государя. Первый выстрел

История покушения Дмитрия Каракозова на Александра II

Дилетант
Альфонсы и аферисты: гнусные бывшие мужчины Кайли Миноуг, Пэрис Хилтон и других Альфонсы и аферисты: гнусные бывшие мужчины Кайли Миноуг, Пэрис Хилтон и других

Подлости, на которые эти мужчины решились, раскрыли их истинную сущность

Cosmopolitan
Ушла в зимний! Ушла в зимний!

Лучшие средства для комфорта кожи в холода

OK!
В Африку гулять... В Африку гулять...

По дорогам среди дюн экстремальной Сахары

Quattroruote
Мировая провокация: самые дорогие перфомансы и инсталляции Мировая провокация: самые дорогие перфомансы и инсталляции

Чем инсталляция отличается от перформанса и кто все это покупает

Forbes
Дмитрий Маликов: «С рождением сына между нами с женой стало больше нежности» Дмитрий Маликов: «С рождением сына между нами с женой стало больше нежности»

Певец рассказал о наследнике, новом доме и работе в «Макдоналдс»

StarHit
Не китайская, но тоже Великая стена и еще 9 вторых по уникальности вещей в мире Не китайская, но тоже Великая стена и еще 9 вторых по уникальности вещей в мире

Не менее важные и уникальные древние сооружения и географические объекты

Maxim
ПДД: соблюсти нельзя нарушить ПДД: соблюсти нельзя нарушить

ПДД: соблюсти нельзя нарушить

АвтоМир
Как петербургский стартап «Партия еды» вырос и продался «Яндексу» Как петербургский стартап «Партия еды» вырос и продался «Яндексу»

Как «Яндекс» купил компанию «Партия еды»

РБК
Коллекция Palace x Ralph Lauren: все предметы Коллекция Palace x Ralph Lauren: все предметы

Что будет, если скрестить стритвир и эстетику заслуженной марки

Esquire
Город зимы построят на ВДНХ Город зимы построят на ВДНХ

Город зимы построят на ВДНХ

Cosmopolitan
Во все тяжкие Во все тяжкие

Почему Алла Пугачева вычеркнула из жизни единственного родного племянника

StarHit
S-Brothers S-Brothers

S-Brothers заставляют двигаться в ритме популярных треков и сами задают жару

Playboy
Audi Q3. Младший повзрослел Audi Q3. Младший повзрослел

Audi Q3. Всем своим видом новый Q3 заявляет: я уже взрослый!

АвтоМир
Почему Россия может потерять статус экспортера нефти к 2035 году Почему Россия может потерять статус экспортера нефти к 2035 году

К 2035 году может утратить до 40% своего нефтедобычного потенциала

Forbes
Переходите на сторону зла Переходите на сторону зла

Стилисты одели прекрасную ведьму Дакоту Джонсон в кутюр

Tatler
Право руля: почему мы до сих пор управляем автомобилями Право руля: почему мы до сих пор управляем автомобилями

Право руля: почему мы до сих пор управляем автомобилями

Популярная механика
Проще говоря: как донести свои мысли до аудитории Проще говоря: как донести свои мысли до аудитории

Секреты общения из новой книги Джея Салливана

Forbes
10 неожиданных вещей, которые можно найти в пещерах 10 неожиданных вещей, которые можно найти в пещерах

Что можно найти в современных пещерах?

Популярная механика
Звездная качалка: борись со сверхъестественным, как герои «Оверлорд» Звездная качалка: борись со сверхъестественным, как герои «Оверлорд»

Как победить сверхъестественные силы в духе крутых ребят из «Оверлорд»

Maxim
Открыть в приложении