Долгая история самого новогоднего балета. Часть 2

Культура.РФИстория

«Щелкунчик»: путешествие во времени. Часть 2

Долгая история самого новогоднего балета. Часть 2

Автор текста: Полина Пендина. Автор проекта: Екатерина Тарасова

0:00 /
537.134

Уже больше 125 лет балет «Щелкунчик» живет на театральной сцене — и все это время балетмейстеры продолжают искать новые подходы к музыке Петра Чайковского, а сказка Эрнста Гофмана раз за разом получает новые оригинальные воплощения.

В специальном проекте портала «Культура.РФ» вы узнаете, как рождался самый новогодний русский балет и что скрывал Чайковский от коллег-композиторов, а также услышите легендарную музыку из «Щелкунчика» в редких записях фирмы «Мелодия» и увидите старинные фотографии первых постановок балета, которые сохранились в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина.

«Невообразимая по безвкусию постановка»

В декабре 1892 года «Щелкунчик» предстал перед публикой на сцене Мариинского театра, который входил в состав Императорских театров России. Критика была разгромной. Уровень искусства театральной постановки не соответствовал сложной симфонической музыке Чайковского, да и талант композитора рецензенты подвергли сомнению.

«Вообще «Щелкунчик» поставлен преимущественно для детей — для танцовщиц в нем было весьма мало, для искусства — ровно ничего. Даже музыка оказалась довольно слабою», — писал Константин Скальковский в «Биржевой газете».

«Трудно представить себе что-нибудь скучнее и бессмысленнее «Щелкунчика», — отзывался Николай Безобразов из «Петербургской газете».

Но самый известный критик той эпохи дал балету положительный отзыв. Александр Бенуа писал брату Анатолию о генеральной репетиции «Щелкунчика»: «Государь был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов. Постановка... великолепна и в балете даже слишком великолепна — глаза устают от этой роскоши».

Партию Мари исполнила Станислава Белинская, а Щелкунчика — Сергей Легат. Оба танцовщика на тот момент еще учились на балетном отделении Петербургского театрального училища: Легату было 17 лет, а Белинской — всего 12. Критики были беспощадны и к ним.

Сам Чайковский в письмах друзьям и родным отмечал, что даже внешне балет выглядел аляповато и безвкусно, вспоминал, что ему было сложно смотреть на сцену.

После ряда удачных постановок, как «Пиковая дама» и «Спящая красавица», появилась невообразимая по безвкусию постановка балета Чайковского «Щелкунчик», в последней картине которого некоторые балетные артистки были одеты сдобными бриошами из булочной Филиппова», — писал будущий директор Императорских театров Владимир Теляковский.

Впрочем, несмотря на оглушительный провал, «Щелкунчик» продержался в репертуаре Мариинского театра более 30 лет.

«В детстве я ни разу не видел полномасштабный классический балет. Спектакль «Щелкунчик» я увидел, уже будучи учеником МГАХ. С тех пор этот спектакль так устойчиво закрепился в моей артистической жизни, что Новый год для меня ассоциируется именно с «Щелкунчиком». Артемий Беляков, премьер Большого театра

«Щелкунчик» в России и за рубежом

1919 год

В 1919 году по-новому интерпретировать «Щелкунчика» решился балетмейстер Александр Горский на сцене московского Большого театра. Постановка, появившаяся в разгар революционных событий, прожила недолго.

1923 год

В 1923 году в Петербурге появилась новая версия спектакля от балетмейстера Федора Лопухова. На сцене царил авангард: декорации представляли собой восемь разноцветных щитов на колесиках. Спектакль показали всего девять раз.

1934 год

В 1934 году «Щелкунчик» снова предстал на сцене Мариинки. Вернуть его в репертуар поручили балетмейстеру Василию Вайнонену. В целом постановка была похожа на первоначальную версию Петипа — Иванова, но оказалась более удачной. Главные партии на премьере исполнили Галина Уланова и Константин Сергеев. На родной сцене «Щелкунчик» Вайнонена идет до сих пор — уже более 80 лет.

В 1934 году «Щелкунчика» впервые реконструировали за границей. Свою версию балета в Лондоне представил Николай Сергеев, эмигрировавший после Октябрьской революции.

1954 год

Воспитанник Мариинки Джордж Баланчин поставил «Щелкунчика» в Нью-Йорке в 1954 году. Его версия целиком и полностью опиралась на сценарий Петипа, в который постановщик добавил новые танцы и мизансцены. Балет уже больше полувека с постоянным успехом идет каждую зиму на нью-йоркской сцене. В экранизации его постановки 1993 года главную партию танцевал ученик балетной школы Баланчина — Маколей Калкин, тогда уже снявшийся в известном фильме «Один дома».

1967 год

В 1967 году в Англию «Щелкунчика» вернул Рудольф Нуреев в 1967 году. Сперва новый балет показали на сцене Королевской шведской оперы в Стокгольме, а потом постановка Нуреева обосновалась в лондонском Ковент-Гардене. Еще через несколько лет балет смогли увидеть зрители миланского театра Ла Скала. Став директором балетной труппы Парижской оперы, Нуреев поставил «Щелкунчика» и там. В его версии сказка стала ближе к оригиналу Гофмана: менее «пряничной» и куда более готичной.

1976 год

Свою версию «Щелкунчика» на сцене нью-йоркского Американского театра балета в 1976 году представил Михаил Барышников. Главную партию в балете он исполнил сам. Премьера «Щелкунчика» Барышникова прошла с успехом, но, когда в 1989 году он ушел из Американского театра балета, его постановки убрали из репертуара. Зато видеоверсия спектакля сохранилась до наших дней.

«Я пересматривал большое количество видеозаписей с артистами старшего поколения и должен признать, что многое почерпнул для своей роли в плане нюансов, манеры, настроений. Однако передо мной не стояла задача подражать кому-то из великих, я пытался создать своего Принца. При этом я не забываю, что моего Принца придумывает в своем воображении Маша, в её голове я идеален. А знаете, как непросто соответствовать ожиданиям опытных прим-балерин Большого?!» Артем Овчаренко, премьер Большого театра

Современная сценография

В 1966 году в Большом театре появилась постановка Юрия Григоровича, которую историки театра считают почти идеальным решением партитуры Чайковского. Взяв за основу сценарий Петипа, Григорович создал сквозной сюжет всего спектакля. Второй акт из дивертисмента превратился в сказочное путешествие героев по елке, которое завершалось венчанием Маши и Щелкунчика.

Сам балетмейстер еще во время учебы в Ленинградском хореографическом училище в 1930-х годах танцевал в «Щелкунчике» Вайнонена. «Мы, дети, очень любили этот балет и хорошо знали, что когда закончим танцевать и подойдем к накрытому на сцене праздничному столу, то обязательно найдем на нем приготовленные для нас настоящие сладости», — вспоминал Григорович.

В постановке Григоровича танцевала главная пара советского балета тех лет — Владимир Васильев и Екатерина Максимова. Именно эта версия «Щелкунчика» идет и в наши дни на сцене Большого театра.

В 2001 году на второй сцене Мариинского театра появилась одна из самых необычных вариаций «Щелкунчика». Либретто Мариуса Петипа переработал Михаил Шемякин, значительно «гофманизировав» спектакль. Хореограф добавил в знакомую сказку множество фантасмагорических образов, гротескных персонажей и совсем не детских тем.

Шемякин писал, что в центре его балета — история одинокой девочки в чуждом для нее мире, который она не может и не хочет принять. Маша в этой версии «Щелкунчика» предстает нелюбимой дочерью, которую не принимают ни родители, ни сверстники. Поэтому в финале она превращается в сахарную фигурку на торте, чтобы никогда не возвращаться в безрадостный реальный мир.

«Спектакль «Щелкунчик» Григоровича я впервые увидел, когда уже был приглашен в Большой театр. У меня ни один другой спектакль не пробуждает такие чувства и мысли о волшебстве. Мы, взрослые, которые, как нам кажется, знают эту жизнь с ее цинизмом и неурядицами, вдруг погружаемся в атмосферу, где создается магия. Здесь мы снова превращаемся в детей с их чистыми мечтами и искренней верой в чудеса. Здесь можно загадывать желания, которые исполняются». Артем Овчаренко, премьер Большого театра

Портал «Культура.РФ» благодарит за помощь в подготовке материала: Александра Комарова, кандидата искусствоведения, ведущего научного сотрудника Российского национального музея музыки, старшего научного сотрудника Государственного института искусствознания. Государственный академический Большой театр России. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина. АО «Фирма Мелодия»

Фото: sorokastore.com; Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва; Елена Лапина / teatr-sats.ru; theatrehd.ru; mariinsky.ru; artchive.ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему неугодных русским царям жен и дочерей ссылали в монастырь? Почему неугодных русским царям жен и дочерей ссылали в монастырь?

Жизнь русских княгинь и княжон была тесна связана с монастырями

Культура.РФ
Александр Вольтман и Алексей Никульшин Александр Вольтман и Алексей Никульшин

Холсты Ильи Гапонова, пижамы Dries Van Noten и портниха из МВД

Собака.ru
Голой грудью за правду: 10 громких акций распавшегося движения FEMEN Голой грудью за правду: 10 громких акций распавшегося движения FEMEN

Мы вспомнили яркие и скандальные акции движения FEMEN

Cosmopolitan
Зубра исключили из числа видов под угрозой вымирания Зубра исключили из числа видов под угрозой вымирания

Статус зубра понизили с уязвимого до близкого к угрожаемым

N+1
Прилетит вдруг Всевышний… Что такое карго-культ Прилетит вдруг Всевышний… Что такое карго-культ

Как возникает и развивается религия, можно изучить на примере карго-культа

Maxim
Как медитация поможет спасти мир, а не только вас Как медитация поможет спасти мир, а не только вас

Эксперт осознанности о том, как найти баланс между внутренним и внешним мирами

GQ
Хватит говорить людям «я занят», потому что это обижает: 4 способа деликатно выйти из ситуации Хватит говорить людям «я занят», потому что это обижает: 4 способа деликатно выйти из ситуации

Говорить всем о своей «занятости» — нетактично

Playboy
33 несчастья: как быть, если с тобой все время случаются мелкие неприятности? 33 несчастья: как быть, если с тобой все время случаются мелкие неприятности?

Понимание того, везет тебе или не везет, зависит только от угла зрения

Cosmopolitan
Зоологи заявили об открытии нового вида клюворылых китов у берегов Мексики Зоологи заявили об открытии нового вида клюворылых китов у берегов Мексики

Его обнаружили у западного побережья Мексики

N+1
7 деликатных моментов, которые нас смущают в начале отношений 7 деликатных моментов, которые нас смущают в начале отношений

В начале любого романа иногда возникают неловкие ситуации

Psychologies
Терем рукотворный Терем рукотворный

Терем в Асташове — пример того, что людям под силу повернуть историю

Seasons of life
В 70 лет я получила права и начала водить машину В 70 лет я получила права и начала водить машину

Наша героиня не побоялась в 62 года кардинально изменить свою жизнь

Psychologies
10 вещей, которые можно носить в любом возрасте 10 вещей, которые можно носить в любом возрасте

Одежда, которая подойдет женщинам вне зависимости от возраста

Cosmopolitan
Павел Биргер Павел Биргер

Визуальные ориентиры: бабушки и дедушки Петербурга и постер «Дылды» Балагова

Собака.ru
Царь-взрыв: День рождения самого мощного взрыва доядерной эпохи Царь-взрыв: День рождения самого мощного взрыва доядерной эпохи

Взрыв снес с лица Канады сотни домов и унес в небеса тысячи мирных граждан

Maxim
52 м² 52 м²

Дизайнер Рустэм Уразметов оформил черно-белую квартиру с акцентами цвета фуксии

AD
Рок и Марти Рок и Марти

Почему мы все еще смотрим и за что любим «Назад в будущее»

Weekend
Плохой дядя Плохой дядя

Как уберечь ребенка от «нехороших людей»?

Лиза
Как правильно проезжать лежачие полицейские Как правильно проезжать лежачие полицейские

Проезжай лежачих полицейских как профи

Maxim
Животноводство в бедных странах перестали считать угрозой для климата Животноводство в бедных странах перестали считать угрозой для климата

Но оно остается ей во многих развитых странах

N+1
Вверх на электричестве: электросамолеты будущего Вверх на электричестве: электросамолеты будущего

Авиацию надо переводить на электричество

Популярная механика
Как путешествовать по миру на 50 долларов в день Как путешествовать по миру на 50 долларов в день

Платите меньше, путешествуйте дольше, действуйте с умом

kiozk originals
Алфавитная косметика Алфавитная косметика

Разбираемся в особенностях так называемой алфавитной косметики

Лиза
7 модных способов почувствовать себя стройной 7 модных способов почувствовать себя стройной

У каждой женщины есть свои способы почувствовать себя стройной

Cosmopolitan
Портретная сходка Портретная сходка

О выставке «В круге Дягилевом» и о том, чем стал этот круг для русской культуры

Weekend
Житие несвятого Диего: история невероятного успеха и падения в новом фильме про Марадону Житие несвятого Диего: история невероятного успеха и падения в новом фильме про Марадону

Документальный фильм о том, как мальчик из Буэнос-Айреса стал богом Неаполя

Forbes
Иностранцы vs мужчины из России: в чем разница? Иностранцы vs мужчины из России: в чем разница?

За что женщины из России любят иностранцев

Cosmopolitan
Наркотики, интриги, драки: 7 некрасивых историй красивого голливудского кино Наркотики, интриги, драки: 7 некрасивых историй красивого голливудского кино

Что скрывается за кадром легендарных фильмов, которыми восхищается весь мир?

Cosmopolitan
15 лучших российских фильмов 2020 года 15 лучших российских фильмов 2020 года

2020-й все равно оказался богат на (положительные) эмоции от отечественного кино

Esquire
2000 год 2000 год

Отставка Бориса Ельцина, катастрофа подлодки «Курск», «Брат 2» и другие события

Esquire
Открыть в приложении