Как образ Великой княгини Ксении Александровны стал прототипом игральной карты

Seasons of lifeИстория

Кокошник дамы червей

Текст Андрей Боровский, искусствовед, исследователь русского традиционного костюма. Фотографии Анастасия Марталлер

Большой бальный сезон в дореволюционной России – это время между рождественскими праздниками и Великим постом, которого светское общество ждало, заказывая роскошные наряды и стремясь каждый раз удивить чем-то — так, чтобы об этом не только говорили до следующего бала, а, может быть, вспоминали несколько поколений. Самым знаменитым в истории стал Русский бал 1903 года в Зимнем дворце — роскошное празднество правления последнего из российских монархов. И хотя кажется, что о нем известно уже все, этот бал продолжает удивлять новыми фактами.

Год назад мне довелось сделать маленькое, но сенсационное открытие — атрибутировать кокошник, хранящийся в Омском государственном историко-краеведческом музее. Ошибкой было бы сказать, что он «нашелся», так как его никто не терял — кокошник в музейной коллекции с 1927 года и неоднократно выставлялся. Я увидел его однажды на выставке в Омске, было очевидно, что это — не предмет народного костюма, а виртуозная стилизация XIX века, когда «русский стиль» был трендом эпохи. Изящная форма с закругленными краями — это дань ар-нуво, в традиционном костюме аналогов ей нет. Лишь по прошествии времени понял, что кокошник этой формы был единственным и мне известна его хозяйка. Вместе с хранителем Оксаной Николаевной Дробуш мы сопоставили предмет с фотографиями с бала 1903 года — без сомнения, в наших руках был кокошник Великой княгини Ксении Александровны, сестры Николая II.

Как реликвия оказалась в Омске?

После революции при национализации дворцов, усадеб и просто квартир все из реквизируемого имущества, представляющее художественную ценность, стекалось в так называемые распределительные музейные фонды в Петрограде и Москве. После национализации дворца на Мойке, подаренного императором на свадьбу Ксении Александровне и Александру Михайловичу, в музейный фонд попал маскарадный наряд 1903 года. Платье Великой княгини вместе с костюмами знаменитого бала из других дворянских дворцов направили в Этнографический музей — видимо, в них увидели подлинные старинные русские наряды. Лишь в 1946 году Этнографический музей передал их в Эрмитаж — так там сложилась самая значительная коллекция костюмов Русского бала. Кокошник же тихо лежал на полке до 1927 года, пока по запросу тогдашнего директора для Омского музея не были выделены несколько старинных крестьянских кокошников XVIII века. С ними вместе, с той же атрибуцией, в Омск переехал маскарадный убор Ксении Александровны.

Самое удивительное в истории ставшего легендой Русского бала — это то, что готовился он в невероятной спешке. Идея устроить бал в национальных костюмах спонтанно пришла императрице Александре Федоровне за завтраком 29 декабря 1902 года. И хотя регламент бального сезона был утвержден еще в ноябре, в нем нашли место, совместив с маскарадом запланированный на 11 февраля в Эрмитажном театре концерт. Приглашения начали рассылать в январе — так Русский бал стал «идеальным ивентом», подготовленным от силы за месяц. Не удивительно, что более сотни приглашенных отказались от участия в бале — невозможно было успеть подготовить подобающий костюм, да и его баснословная дороговизна была очевидна.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дорого внимание Дорого внимание

Ольга Карпуть разбирается, действительно ли юмор продает

Правила жизни
Что искали крестоносцы Что искали крестоносцы

Один из сложнейших символов христианской культуры — Святой Грааль

Зеркало Мира
Будьте как дети Будьте как дети

Как проживать праздники по-настоящему и зачем каждому нужен маленький карнавал

Seasons of life
Как сделать жизнь проще: 5 советов Как сделать жизнь проще: 5 советов

Как освободиться от эмоционального хлама и навести порядок в мыслях

Psychologies
В центре мира В центре мира

Как ощущается Венеция и есть ли в венецианских буднях время для праздника

Seasons of life
Как удержать наступление по всему киберфронту Как удержать наступление по всему киберфронту

Обстановка увеличивает риски для российской информационной инфраструктуры

Монокль
Соль Лондона Соль Лондона

Несколько картинок из жизни безумной лондонской квартирки и ее хозяйки

Seasons of life
Чудеса случаются! Чудеса случаются!

Истории о сказочных сюрпризах и зимних чудесах, которые преподнесла героям жизнь

Лиза
Прямая трансляция антиутопии: как ИИ изменил нашу жизнь Прямая трансляция антиутопии: как ИИ изменил нашу жизнь

К чему приведет союз людей с нейросетями?

Grazia
9 лучших кукольных советских мультфильмов 9 лучших кукольных советских мультфильмов

Кукольные мультфильмы из СССР, которые вы посмотрите с удовольствием

Maxim
Аромат денег Аромат денег

Могут ли редкие духи стать инвестицией?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Аппаратное будущее: как искусственный интеллект меняет индустрию косметологии Аппаратное будущее: как искусственный интеллект меняет индустрию косметологии

Как выглядит косметология будущего?

Forbes
Экономика в двух измерениях Экономика в двух измерениях

После открытия графена обнаружены более десяти веществ со схожей структурой

Наука
Рукокрылые резервуары Рукокрылые резервуары

Почему летучие мыши резко выделяются среди источников инфекционных болезней?

Знание – сила
Водочный король: история Петра Арсеньевича Смирнова Водочный король: история Петра Арсеньевича Смирнова

Как крепостной крестьянин стал одним из самых богатых людей Российской империи

Maxim
Властелин цифровой реки Властелин цифровой реки

.В чем секрет успеха Джеффа Безоса

Деньги
Когда модель превзойдет алгоритмы Когда модель превзойдет алгоритмы

О том, как модели искусственного интеллекта «выходят за флажки»

Монокль
ANNA ASTI: «Я не привыкла к наградам» ANNA ASTI: «Я не привыкла к наградам»

ANNA ASTI о выборе песни для своего репертуара, собаках и главном в шоу-бизнесе

ЖАРА Magazine
Стратегические инновации: какие разработки меняют облик Москвы Стратегические инновации: какие разработки меняют облик Москвы

15 наиболее перспективных технологических направлений для развития в столице

РБК
Дом-2 Дом-2

Как российское кино и сериалы прописались на даче

Weekend
Дорогие коллеги Дорогие коллеги

Как подобрать подарок для коллег или подчиненных и не прогадать

Лиза
Женский шутинг: почему он происходит реже мужского Женский шутинг: почему он происходит реже мужского

Как взаимосвязаны гендер и насилие и почему среди мужчин стрелков больше

Psychologies
Инновации как способ выживания Инновации как способ выживания

На макроуровне никакой активизации НИОКР в средних компаниях не замечено

Монокль
Защита и опора Защита и опора

Инженерный гений природы развернулся во всю свою мощь

Наука и жизнь
Российская память о Первой мировой войне: от раскола к консенсусу? Российская память о Первой мировой войне: от раскола к консенсусу?

Долгие десятилетия память о Первой мировой войне была на задворках истории

Знание – сила
Римские скрепы Римские скрепы

Через 12 лет после гибели Клеопатры Октавиан Август занялся семейными ценностями

Дилетант
Дрожжи-снежинки. Искусственно созданные многоклеточные организмы Дрожжи-снежинки. Искусственно созданные многоклеточные организмы

Один из важнейших этапов развития жизни – появление многоклеточных организмов

Наука и техника
Жизнь других Жизнь других

Почему мы невольно начинаем подстраиваться и как найти «настоящего себя»?

Grazia
Неизгладимое впечатление Неизгладимое впечатление

Чешский бренд светильников Lasvit переосмысливает ботанические принты

Robb Report
«Большая дубинка» дяди Сэма «Большая дубинка» дяди Сэма

Современные авианосцы – это крупные корабли в составе военно-морского флота

Наука и техника
Открыть в приложении