Как будет развиваться транспортная инфраструктура страны

РБКБизнес

Российские дороги повернули на Восток

Как будет развиваться транспортная инфраструктура страны

Текст: Роман Спавленко, Елена Шиян

Изменения последних лет сделали основными трендами в транспортно-логистической сфере импортозамещение, переориентацию на Восток и цифровизацию, говорит заведующий кафедрой предпринимательства и логистики, директор Высшей школы экономики и бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов.

«Основной объем экспорта зарождается в центре страны, а импортные потоки заходят со стороны дружественных стран, преимущественно азиатских. Это требует настройки логистической инфраструктуры — дорог, логистических центров, расширения приграничных пунктов для обеспечения бесшовного товаропотока, в том числе транзитного», — объясняет эксперт.

Решить эти задачи призваны нацпроекты «Развитие транспортной инфраструктуры» и «Инфраструктура для жизни», рассказывал на выступлении в Совете Федерации министр транспорта Роман Старовойт. Они придут на смену нацпроекту «Безопасные дороги» и комплексному плану модернизации транспортной инфраструктуры, завершающимся в этом году. По словам министра, финансирование транспортной составляющей новых нацпроектов на 2025–2030 годы оценивается примерно в 14 млрд руб.

Какой путь дороже

Около 60% средств по проекту «Транспорт» предлагается направить на развитие железнодорожной сети, следует из презентации Минтранса, имеющейся у «РБК Отраслей». Это прежде всего федеральные проекты, развивающие связи России со странами глобального Юга: расширение Восточного полигона (БАМ и Транссиб), выходы к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов и мультимодальный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг».

Также будет финансироваться создание высокоскоростных железнодорожных магистралей, связывающих российские регионы, и развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла.

На втором месте по объемам финансирования — проекты по строительству автомобильных дорог. Только крупные стройки оцениваются более чем в 3 трлн руб. Кроме того, стоит задача привести в нормативное состояние 60% региональных дорог и 85% дорожной сети в агломерациях, сообщал Минтранс. В этом сегменте самая высокая доля бюджетного финансирования — более 96%.

На развитие морских портов предлагается направить более 330 млрд руб., а на реконструкцию и строительство 75 аэродромов и аэровокзалов — около 350 млрд руб. Цель — повысить авиационную подвижность населения на 50% к уровню 2023 года.

Окончательные параметры нацпроектов должны быть представлены до конца 2024 года.

Кто куда едет

Особое внимание сейчас уделяется развитию МТК «Север — Юг» протяженностью 7200 км между морским портом Санкт-Петербург и индийский портом Мумбай и МТК «Восток — Запад» в 10 тыс. км, соединяющим Юго-Восточную Азию с Европой через Китай, Монголию и Россию. Эти маршруты имеют критически важное значение для улучшения транспортно-логистической связанности в Евразии, заявлял в начале лета вицепремьер РФ Алексей Оверчук.

Ожидается, что грузопоток по МТК «Север — Юг» к 2030 году возрастет с 15 млн т в год до 41–45 млн т, а далее и до 60– 100 млн т. Для исполнения этих планов Россия финансирует стройки не только внутри страны, но и за ее пределами, отмечает обозреватель официального издания Минтранса «Транспорт России» Ирина Полякова. Так, чтобы обеспечить прямой доступ российских товаров в крупнейший порт Ирана Бендер-Аббас, а значит, и на рынки густонаселенных Афганистана, Пакистана и Индии, российское правительство предоставляет Ирану кредит в €1,3 млрд на достройку участка железной дороги, которая обеспечит сквозное сообщение по всему МТК.

В коридоре МТК «Восток — Запад» продолжается строительство автомагистрали М-12, доведенной до Казани. В этом году по ней можно будет доехать уже до Екатеринбурга, а в 2025 году — до Тюмени, указано на сайте «нацпроекты.рф».

В условиях санкций резко выросла загрузка железнодорожного участка МТК — Восточного полигона железных дорог. В 2023 году РЖД вывезли рекордный объем грузов в восточном направлении — более 288 млн т, включая не только экспортные, но и внутрироссийские грузы. Это на 4% больше, чем в 2022 году, и в три раза больше, чем десять лет назад. По итогам первого полугодия 2024 года загрузка выросла еще на 3,3%, сообщила «РБК Отраслям» пресс-служба РЖД.

Со следующего года планируется начать новый этап расширения Восточного полигона, который позволит к концу 2035 года увеличить его пропускную способность по экспортным грузам с 180 млн до 270 млн т, говорил министр транспорта Роман Старовойт.

Курс на север

Морской транспорт занимает 60% в экспортно-импортных операциях страны и его развитию уделяется особое внимание, отмечает заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов. К концу 2023 года общая мощность морских портов России составила, по данным ресурса «нацпроекты.рф», 1,322 млрд т, почти на 12% больше, чем в 2020 году.

Однако сейчас не все существующие портовые мощности загружены, так как пока не везде хватает провозной мощности железных дорог, отмечает Дмитрий Завьялов.

Учитывая ограничения по транспортировке грузов по железной дороге на дальневосточном направлении, правильным шагом будет перемещение экспортных товаров с железнодорожных маршрутов на Северный морской путь (СМП), сообщил «РБК Отраслям» гендиректор Проектного офиса развития Арктики Максим Данькин.

Для этого необходимо расширить флотилию ледоколов, отмечает Дмитрий Завьялов. Кроме того, необходимо создание мультимодальных речных хабов, способных интегрировать маршруты в Обь-Иртышском и Енисейском бассейнах, а в перспективе — и в Ленском бассейне, также требуется модернизация речного флота, включая сухогрузы, буксиры и земснаряды, продолжает Максим Данькин. В 2023 году по СМП перевезено 36,2 млн т грузов, а к 2030 году можно было бы увеличить грузопоток на 5–6 млн т в год, считает он.

Как следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на три года, на развитие федерального проекта Большого Северного морского пути (БСМП) в 2025 — 2027 годах планируется выделить 175 млрд руб. Он охватит 8 тыс. морских миль, что почти в три раза больше традиционного СМП, с возможностью задействования портов Архангельск, Санкт-Петербург и Калининград.

14 млрд руб. — во столько оценивается финансирование транспортной составляющей новых нацпроектов на 2025–2030 годы

Транспорт переходит на «цифру»

Бизнес активно вкладывается в цифровизацию отрасли, отмечает Дмитрий Завьялов. Логистическая отрасль испытывает ощутимый кадровый голод, и цифровые решения, роботизация помогают снизить остроту проблемы, отмечает он.

Например, FESCO, одна из крупнейших российских транспортно-логистических компаний, внедряет искусственный интеллект в работу с контейнерами во Владивостокском морском торговом порту и разрабатывает «умного» помощника, который поможет экипажам судов компании ориентироваться в международном морском праве, сказал «РБК Отраслям» представитель компании.

В РЖД сейчас работают 28 систем с технологиями ИИ, рассказывал заместитель гендиректора корпорации Евгений Чаркин. Например, около 50% всех обращений клиентов РЖД обрабатывается голосовым роботом-помощником Максимом. Сервис речевых пометок машиниста передает специальным службам информацию о нарушениях, озвученных машинистом на маршруте, а технология «Виртуальная сцепка» позволяет сократить интервалы между поездами, собирая по радиоканалам информацию от локомотивов.

ИИ помогает даже в решении кадровых вопросов: робот-рекрутер РЖД способен делать в день до 8 тыс. звонков соискателям, приводит пример Евгений Чаркин.

Фото: Илья Наймушин/РИА Новости

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Я его слепила Я его слепила

С помощью нижнего белья Микаэла Старк превращает тело в предмет искусства

Vogue
Из почти полезного напитка в отраву: почему вино превращается в уксус Из почти полезного напитка в отраву: почему вино превращается в уксус

Почему вино может стать кислым и непригодным к употреблению?

ТехИнсайдер
Упаковка меняет имя Упаковка меняет имя

Как меняются производители упаковочных материалов

Деньги
Патологии полости рта повысили риск нетрудоспособности и смерти Патологии полости рта повысили риск нетрудоспособности и смерти

13 характеристик здоровья полости рта связаны с риском недееспособности и смерти

N+1
Время любить Время любить

Общество долгое время отказывало в праве на секс тем, кому за 60

Vogue
Нобелевский комитет захвачен искусственным интеллектом Нобелевский комитет захвачен искусственным интеллектом

Главным героем Нобелевской недели-2024 стал искусственный интеллект

Монокль
Иду в отказ Иду в отказ

Как отказать мужчине, чтобы его не обидеть: 5 эффективных способов

Лиза
Несут какой-то вред Несут какой-то вред

Чем сложнее подход к тренингу, тем больше неверных шагов можно сделать

Men Today
Кто не работает, тот не ест: как в СССР ловили тунеядцев и заставляли их трудиться Кто не работает, тот не ест: как в СССР ловили тунеядцев и заставляли их трудиться

Как в СССР боролись с теми, кто отказывался от труда по собственному желанию

ТехИнсайдер
Ядовитая смесь: 5 пар чистящих средств, которые ни в коем случае нельзя смешивать Ядовитая смесь: 5 пар чистящих средств, которые ни в коем случае нельзя смешивать

Не пытайтесь примерить на себя роль химика: эта игра может закончиться печально

ТехИнсайдер
Как Аватар пришел на помощь Чебурашке Как Аватар пришел на помощь Чебурашке

Как пиратский прокат фильмов позволяет кинотеатрам закрывать финансовую брешь

Монокль
Климат каких стран лучше всего подходит для электромобилей Климат каких стран лучше всего подходит для электромобилей

Почему одинаковые электромобили по-разному проявляют себя в разных концах света

Maxim
Самые шокирующие продукты, которые съедали домашние животные Самые шокирующие продукты, которые съедали домашние животные

Опрос выявил самые странные вещи, которые наши любимцы не против проглотить

ТехИнсайдер
«Вступление Иоанна IV в Казань» «Вступление Иоанна IV в Казань»

Взятие Казани стало триумфом молодого Ивана Грозного

Дилетант
Почему капитанский мостик находится в корме, если с носа обзор лучше Почему капитанский мостик находится в корме, если с носа обзор лучше

Где должен быть установлен капитанский мостик — на корме или на носу корабля?

ТехИнсайдер
Скрытые повреждения Скрытые повреждения

Хотя Франция отпустила Алжир, война её не отпускала и разъедала изнутри...

Дилетант
За что мы любим The Cure: чертова дюжина синглов великой группы За что мы любим The Cure: чертова дюжина синглов великой группы

Знаковые синглы группы The Cure и ее непростой путь

СНОБ
Он всё забывает! Он всё забывает!

Откуда у ребенка берутся проблемы с рабочей памятью и как ему помочь

Здоровье
Город-текст, пытающийся вырваться из своего контекста Город-текст, пытающийся вырваться из своего контекста

Екатеринбург: архитектура советского корпоративного проекта

Weekend
Мифотворчество и Мартин Скорсезе: 5 фактов о композиторе Джачинто Шельси Мифотворчество и Мартин Скорсезе: 5 фактов о композиторе Джачинто Шельси

Джачинто Шельси: несколько фактов о загадочном композиторе

РБК
Отпуск на водах Отпуск на водах

Какова цена оздоровительного путешествия

Деньги
Ольга Нижельская: Слушать рок после классики — это как поесть жареной картошки после японского ресторана Ольга Нижельская: Слушать рок после классики — это как поесть жареной картошки после японского ресторана

Ольга Нижельская: как усталость от чужих текстов побуждает написать свой

СНОБ
«В реальности жести побольше» «В реальности жести побольше»

Зака Абдрахманова о своем дебюте «Папа умер в субботу»

Weekend
Необычная история изобретения тату-машинок: при чем тут Томас Эдисон? Необычная история изобретения тату-машинок: при чем тут Томас Эдисон?

Кто придумал тату-машинку?

ТехИнсайдер
Двое в городе Двое в городе

История встречи, любви и совместного бизнеса Иды Галич и Олега Ледвича

OK!
Доллар по 100: почему опять дешевеет рубль и надолго ли это Доллар по 100: почему опять дешевеет рубль и надолго ли это

Когда мы увидим доллар по 100 рублей и чего ждать от национальной валюты?

Forbes
Ставки сделаны Ставки сделаны

Уставший от войны народ жаждет зрелищ — и получает их сполна

Дилетант
Чем опасны кредитные карты и когда их не стоит оформлять? Чем опасны кредитные карты и когда их не стоит оформлять?

Все чаще рекламные ролики банков кредитным картам. Для чего же банки это делают?

Наука и техника
Сила в слабости: как состарился самый критикуемый альбом Дрейка Сила в слабости: как состарился самый критикуемый альбом Дрейка

Почему Дрейк до сих пор остаётся на плаву?

Правила жизни
Дорогу главной! Дорогу главной!

7 прав, которые у тебя есть при встрече с инспектором ГАИ

Лиза
Открыть в приложении