Что нужно сделать, чтобы стать частным пилотом в России?

РБКБизнес

Малая авиация без мифов и предрассудков

Почему небо ближе, чем кажется, и что нужно сделать, чтобы стать частным пилотом в России

Автор: Клим Легчаков, частный пилот, независимый эксперт кафедры статистики экономического факультета МГУ, кандидат экономических наук

Разбираемся, чем интересно сообщество частных пилотов, можно ли в него попасть, с какими вызовами сталкивается авиация общего назначения и как решение накопившихся проблем способно помочь российской экономике.

Три мифа о полетах

Малая авиация окружена предрассудками, и главный из них — недоступность неба. Нельзя сказать, что покупка самолета доступна каждому, однако возможностей для того, чтобы освоить летные навыки, больше, чем кажется. Это доказывает численность сообщества пилотов в России.

  • Согласно исследованию, которое мы провели с коллегами из МГУ и S7 Training, сейчас в стране 10 176 человек обладают свидетельством частного пилота, или, как его называют за рубежом, Private Pilot License (PPL).

Такие цифры — далеко не предел. К примеру, в США PPL есть у 170 тыс. человек, в стране зарегистрировано 211 тыс. бортов. Много пилотов и в Европе. За рубежом даже есть такое явление, как аэродеревни: частные пилоты объединяются в группы инвесторов и строят себе коттеджные поселки с ангарами рядом с каждым домом под легкие самолеты с общей взлетно-посадочной полосой.

Не менее распространен миф о том, что учиться управлять самолетом — дело на целую жизнь. В действительности получить свидетельство частного пилота в авиационном учебном центре можно меньше чем за год. Есть и интенсивный вариант для жителей регионов, которые могут в режиме высокой нагрузки пройти теорию и летную подготовку всего за три месяца. Первый самостоятельный полет такие ученики совершают в среднем на 17-й час летной подготовки. А завершают обучение, имея в летной книжке в среднем 50 часов налета.

В последние годы мы все чаще слышим еще об одном мифе — воздушное пространство России закрыто для полетов. Это неправда: летать можно практически по всей стране. Есть несколько регионов, где установлены запреты, но это частные случаи. Чтобы понять, насколько небо свободно, достаточно воспользоваться Сервисом организации воздушного движения в России.

Ключевые проблемы и новые возможности

Мифы об авиации общего назначения возникают из-за нехватки осведомленности. Вообще недостаток знаний — одна из ключевых проблем всей сферы. Необходимо развивать информационные сервисы: мобильные приложения по мониторингу технического состояния судов, поиску вторых пилотов в маршруты и аренде бортов.

Безусловно, экономические санкции и рост валютного курса негативно повлияли на заказ и поставку легких и сверхлегких воздушных судов из-за рубежа. Выросли цены на самолеты и комплектующие, увеличились логистические издержки: это большая проблема для отрасли.

  • Вместе с тем открылись новые возможности для российских производителей. У частных пилотов в России есть запрос на новый однодвигательный самолет, который они будут готовы купить.

Мы опросили 100 пилотов из разных регионов страны, и они сами оценили оптимальную стоимость такого самолета в 10 млн руб. Для сравнения: сухопутный самолет с одним двигателем (не путать с бизнес-джетом) зарубежного или отечественного производства в технически исправном состоянии можно найти на вторичном рынке за 5–30 млн руб.

Пилотам, которые хотят приобрести новый самолет, рекомендую обращаться напрямую к производителям. Мой опыт общения с директорами российских авиазаводов выявил неожиданную возможность: предприятия готовы рассматривать коллективные заказы на разработку легких воздушных судов в количестве 5–10 экземпляров одного типа по стоимости от 100 млн руб. за партию. Иными словами, при должной кооперации пилоты смогут получить искомый двухместный однодвигательный самолет без излишеств в комплектации за 10 млн руб. и при этом загрузить заказами российскую промышленность.

Шаг на следующий уровень

Приобретение своего самолета — не единственный возможный сценарий: воздушное судно можно арендовать. Проведенный опрос показал: более чем у половины частных пилотов в России уже есть собственный самолет. Доля стоимости такого борта в их семейных активах не превышает 25%. Четверть владельцев готовы сдавать свои самолеты в аренду при наличии страховки.

  • Справедливо сказать, что сегодня мы стоим на заре развития рынка аренды легких воздушных судов в России: как только собственники и арендаторы найдут друг друга, оба смогут извлечь пользу из такого сотрудничества.

Для каждого пилота сейчас актуален вопрос оснащенности посадочных площадок. Важно наличие различных видов топлива и объектов рекреационной инфраструктуры. Сейчас состояние площадок разнится от региона к региону: чем ближе к Москве, тем обычно лучше оснащение. И это еще один шанс для бизнеса, который сможет зарабатывать на любви энтузиастов к небу, туризму и развитии частных деловых полетов.

Заметная проблема — отсутствие единообразия в правоприменительной практике воздушного законодательства. По отзывам владельцев самолетов из регионов, территориальные управления Росавиации не всегда трактуют законодательные нормы так, как их понимает федеральный орган. Эту проблему можно решить, если поставить такую задачу: мы верим, что новое поколение пилотов уже не узнает о том, с какими сложностями подчас сталкиваются командиры воздушных судов в отдельных регионах.

Развитие малой авиации в России не сравнимо с динамикой ее эволюции в развитых странах, но это можно исправить и вернуться в «гонку». Унаследованная советская инфраструктура — более 2,5 тыс. посадочных площадок — и имеющийся в стране технологический задел создают осязаемые перспективы. Достичь высоких позиций на международной арене реально при повышении инвестиционной активности в отрасли. А это будет возможно с приходом в авиацию большего количества частных пилотов и оперативного реагирования на их потребности со стороны регулирующих органов.

Увлечение небом и взлеты для бизнеса

Число россиян, осваивающих небо в личных целях, растет: Росавиация ежегодно выдает до 1,5 тыс. свидетельств.

  • Судя по нашему исследованию, пилот в России — это семейный мужчина в возрасте 40–45 лет. Это человек из верхнего среднего класса, с высшим, а в трети случаев с несколькими высшими образованиями, либо с ученой степенью. Обычно это топ-менеджер крупной компании или управляющий собственным бизнесом.

Частными пилотами часто становятся люди из бизнес-сообщества. Это неудивительно, ведь летные навыки позволяют развиваться в неожиданных направлениях. Готовясь к тому, чтобы получить PPL, человек формирует для себя новую картину мира, обогащается знаниями в области аэродинамики, метеорологии, воздушной навигации. Будущие пилоты получают общее представление о техническом устройстве летательных аппаратов, изучают организацию воздушного движения и правила радиообмена, учатся разбираться в психофизиологических возможностях человека.

Повышается качество планирования и прогнозирования разных событий, тренируется навык принятия управленческих решений в режиме цейтнота и ограниченности информации. Это здорово помогает в управлении бизнесом. К тому же по завершении обучения выпускники расширяют круг общения, формируя новые деловые и дружеские связи с людьми из разных сфер.

Если человек чувствует, что готов выйти на новый уровень личностного развития и при этом уже состоялся в своей профессии, то получение пилотского свидетельства станет нестандартной и очень увлекательной альтернативой очередному витку бизнес-образования.

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Марк Эйдельштейн: «Предпочитаю не загадывать на будущее» Марк Эйдельштейн: «Предпочитаю не загадывать на будущее»

Актер (и краш) Марк Эйдельштейн привез из Канн творческую свободу

VOICE
Из грибов и с грибами Из грибов и с грибами

Заморозка, сушка, соление, маринование — всё о блюдах из грибов, дарах природы

Наука и жизнь
Показ модной коллекции телогреек для работников сельской местности и военизированной охраны Показ модной коллекции телогреек для работников сельской местности и военизированной охраны

СССР, 1953 год. Модный показ телогреек

Дилетант
Телескопы будущего Телескопы будущего

Владимир Сурдин о разработках для изучения космоса

Вокруг света
Два часа на «открытом воздухе» Два часа на «открытом воздухе»

«Бульдозерная» выставка — переломное событие в истории отечественного искусства

Дилетант
Зависимые от шопинга Зависимые от шопинга

Какие люди склонны совершать бессмысленные покупки

Санкт-Петербургский университет
Гигант микрофинансирования Гигант микрофинансирования

Чем прославился глава временного правительства Бангладеш

Деньги
Множество измерений Множество измерений

Новый перевод эссе Чарльза Хинтона «Множество измерений»

Наука и жизнь
Ученые прошлого —   ученым настоящего Ученые прошлого —   ученым настоящего

Выпускники СПбГУ не раз становились лауреатами престижных премий

Санкт-Петербургский университет
Сергей Бондарчук Сергей Бондарчук

Правила жизни режиссера Сергея Бондарчука

Правила жизни
«Архитектура без архитектора. Вернакулярные районы городов мира» «Архитектура без архитектора. Вернакулярные районы городов мира»

Как Порвоо сохранил исторический облик при Российской империи

N+1
Курсовая работа: как выпускники психфака создали заметную школу data science Курсовая работа: как выпускники психфака создали заметную школу data science

Онлайн-школа karpov.courses начиналась как pet-проект выпускников психфака

Forbes
Учёные рассказали, почему люди уверены в своей правоте, даже когда ошибаются Учёные рассказали, почему люди уверены в своей правоте, даже когда ошибаются

Почему люди полагают, будто у них уже есть вся информация для принятия решения

ТехИнсайдер
Какие книги помогут разобраться во французском искусстве XVII–XIX веков — рекомендации от Пушкинского музея Какие книги помогут разобраться во французском искусстве XVII–XIX веков — рекомендации от Пушкинского музея

Лучшие книги о французском искусстве XVII–XIX веков

СНОБ
Поры под контролем Поры под контролем

Как избавиться от расширенных пор?

Лиза
Космос, мифы и наука: 5 детских книг, которые интересно прочитать и взрослым Космос, мифы и наука: 5 детских книг, которые интересно прочитать и взрослым

Пять книг, которые заинтересуют тех, кто готов взглянуть на детскую литературу

Maxim
Трапа нет, багаж с собой: откуда у большого советского лайнера Ил-86 эти 3 странные особенности Трапа нет, багаж с собой: откуда у большого советского лайнера Ил-86 эти 3 странные особенности

​​​​​​​Все пассажирские самолеты устроены примерно одинаково, но не Ил-86

ТехИнсайдер
8 признаков, что вы эмпат 8 признаков, что вы эмпат

Чем может обернуться дар эмпатии?

Psychologies
Как полюбить себя Как полюбить себя

6 советов от психолога для женщин с заниженной самооценкой

Лиза
Ешь, молись, люби Ешь, молись, люби

«Лапти» из картофеля по рецепту одной семьи из Иваново

КАНТРИ Русская азбука
«Кровавый зуб» «Кровавый зуб»

...Из-под ног вспорхнули рябчики. Кто-то удивлённо спросил: «Это что, кровь?»

Наука и жизнь
Есть научное объяснение тому, почему у пчел соты не круглые, а в виде шестиугольников Есть научное объяснение тому, почему у пчел соты не круглые, а в виде шестиугольников

Пчелы, не зная математики, строят свои соты в форме шестиугольника. Почему?

ТехИнсайдер
Африка и африканцы во времена колоний Африка и африканцы во времена колоний

Как происходила колонизация Африки и к чему она привела

Знание – сила
«Дорожная карта будущего» «Дорожная карта будущего»

Как страны будут разрабатывать устойчивое авиационное топливо

РБК
Антидворянец: Макс Линдер Антидворянец: Макс Линдер

Слухи и сплетни о визите легендарной кинозвезды Макса Линдера в Петербург

Правила жизни
Историк о диалоге как пути мировой культуры Историк о диалоге как пути мировой культуры

Какую роль играет умение обращать свои мысли к собеседнику?

РБК
Братья и сестры: обида длиною в жизнь Братья и сестры: обида длиною в жизнь

Как наладить отношения с братом или сестрой

Лиза
Актер Роман Маякин: мнение, что человек не меняется, считаю одним из самых глупых Актер Роман Маякин: мнение, что человек не меняется, считаю одним из самых глупых

Актер Роман Маякин — о собственном опыте в психотерапии и сериале «Триггер»

СНОБ
Что такое думспендинг и почему люди тратят деньги на ненужные и бессмысленные вещи Что такое думспендинг и почему люди тратят деньги на ненужные и бессмысленные вещи

Думспендинг: что это за способ борьбы со стрессом и чем он опасен?

Forbes
Боль клиента: как частные компании заменяют полицию в странах Глобального Юга Боль клиента: как частные компании заменяют полицию в странах Глобального Юга

Могут ли частные охранные компании влиять на глобальную стабильность?

Forbes
Открыть в приложении