Какова цена входа в виноделие и стоит ли обижаться на оценки в гиде

РБКРепортаж

«Я очень скупой на оценки»

Артур Саркисян, автор «Гида по российским винам», глава Союза сомелье и экспертов России и с 2024 года партнер «РБК Вино», — о том, какова цена «входа» в виноделие и стоит ли обижаться на оценки в гиде

Беседовала Ирина Парфентьева

Свитер, пиджак — все HENDERSON (henderson.ru)

Представим ситуацию: приходит к вам за консультацией бизнесмен: «Артур, хочу инвестировать в виноделие». Что посоветуете?

Я буду всеми способами его отговаривать. Виноделие — это сложнейший процесс, результат которого увидят даже не твои дети, а внуки. Самая дорогая инвестиция в виноделии — это время. Когда ты высаживаешь виноград, то уже понимаешь, что настоящая красота появится только лет через 10 или 15. Особенно активно отговариваю, если вижу, что для человека это будет просто игрушка, на которую у него есть деньги и которые он не знает, куда потратить. Но, если он действительно хочет заниматься вином, осознанно идет к этому и готов вложить не последние деньги, только тогда стоит в это ввязываться. Тут будет актуально выражение «если ты хочешь стать миллионером в виноделии, тебе сначала надо быть миллиардером». В любом случае эта отрасль будет развиваться. Рано или поздно она принесет очень хорошие деньги, и ты не проиграешь.

О какой сумме инвестиций можно говорить для входа в производство?

Думаю, что минимум $5 млн. Это позволит собрать маленькую винодельню и сделать что-то более или менее нормальное.

За последние годы как-то изменился портрет инвесторов в вино? Кто это сейчас?

Крупные проекты — это по-прежнему состоятельные люди. Но появились и те, кто хочет купить несколько гектаров земли, посадить виноград, сделать свое вино, то есть готов над этим работать.

И в таком случае «ценник» для входа ниже…

Это вопрос концепции: смотря что ты хочешь делать. Если говорить о маленькой, «гаражной» винодельне, думаю, что на такой формат нужно 50 млн руб. для того, чтобы сделать что-то интересное с объемом выпуска 10–15 тыс. бутылок в год. Но, если у людей есть, условно, деньги от проданной квартиры в Москве, участок земли под Севастополем или на Тамани и горячее желание что-то сделать, они идут и делают, в первую очередь своими руками.

Это очень разные инвесторы. Отставной пилот «Аэрофлота», кавист из Сибири, маркетолог из Белоруссии, мурманские полярные логисты, семья рестораторов, потомственный виноградарь и т. д. Классным увлеченным людям всегда хочется помочь, подсказать, дать возможность посмотреть на свое вино со стороны. Не все сразу получается, не у всех есть деньги на свою винодельню, но вместе с рынком развивается и его инфраструктура. В Крыму есть очень хорошая тенденция — это так называемые условно винные общежития, или кооперативы: винодельни, на которые ты можешь прийти и переработать свой виноград, сделать вино и выпустить под своей маркой. Надеюсь, что и в других регионах такой формат появится для малых хозяйств.

Небольших инвесторов будет появляться все больше. Вижу, что многие «винные» люди очень активно идут в этом направлении: кооперируются, высаживают виноград, объединяют производство.

Вы часто говорите, что, анализируя вино, оцениваете его потенциал. По каким признакам вы можете определить, будет проект успешным или «не полетит»?

Прежде всего человек должен быть хорошим. Плохой человек не может сделать хорошее вино: личность создателя сильно влияет на вино.

Кроме того, надо быть открытым миру, не замыкаться в себе. Ты можешь быть упертым, упрямым в хорошем смысле, можешь даже чего-то добиться. Но если ты не слышишь, что происходит вокруг, не знаешь, в каком направлении двигаться, то ты каждый год теряешь не просто много денег, а теряешь энергию, которую мог бы пустить в позитивное, правильное русло. Когда мне человек говорит: «Я пью только свое вино», это сразу знак застоя. Пить в свое удовольствие можно что угодно, но расширять кругозор, сравнивать свои вина с винами окружающих — это важно. Я поэтому всегда выступаю за большие дегустации в наших поездках, когда за одним столом собираются 10–12 авторских виноделен. Вместе пробуем вина, обсуждаем, делимся впечатлениями. И я всегда спрашиваю: «В чем ваша концепция?»

Самая серьезная проблема наших виноделен независимо от того, большие они или маленькие, — это отсутствие концепции и стратегии. Вино как самовыражение — это прекрасно, но выразился раз-два, а дальше куда идти? Большинство виноделен просто этого не понимают, теряются. Иногда сорта для виноградника выбираются по очень странному принципу. Спрашиваешь: «Вы зачем это посадили, какая концепция сорта?» Ответ: «Саженцы такие удалось купить, а в идеале виноградник этот еще дети и внуки должны будут обрабатывать».

Есть еще так называемый плавающий винодел: один раз у него вино хорошо получилось, а второй раз не очень. Один раз он пригласил консультанта, второй раз решил без него поработать. Эти скачки, по сути, приводят к тому, что потребитель запоминает бренд как нестабильный и не покупает его. Поэтому при оценке потенциала проекта нужно учитывать очень много моментов, начиная от саженца винограда, который ты покупаешь или выращиваешь, и заканчивая уже бутылкой, которую ты продаешь. Если мы говорим о «массовом вине», то, конечно, важно, чтобы потребитель дотянулся до бутылки на полке. Но гораздо важнее, чтобы он совершил вторую и третью покупки. А если вино тебе сразу не понравилось, ты больше к нему не придешь. Покупка на эмоциональной волне «о, какая красивая этикетка, попробую» при плохом качестве вина не приведет потребителя к нему снова.

А если оно «модное»? Когда маркетинг оказывается лучше того, что находится в бутылке.

Можно сколько угодно выдавать свои технические косяки за мировоззрение, но все равно жизнь вернет все в свое русло. Явление «модное» есть, но это недолговечная история. Потребитель запомнит, что это — плохое вино. Ты можешь продолжать его делать, рекламировать, но человек все понимает, особенно когда это вино покупает не на винодельне, где «магия» места и винодела действует, а берет его в бутике или в ресторане за пару тысяч километров от виноградника. И вот тогда возникают вопросы.

Российские виноделы научились делать концепции и «истории»? Во многом стоимость вина — это легенда вокруг продукта.

Сложный вопрос. Сейчас много личных историй, людей, которые сами по себе являются винными брендами вне зависимости от того, где куплен виноград. Это характер, философия винодела. Людей, которым удалось построить такие личные бренды, единицы, и потрачены на это десятки лет. Главное, что надо понять винному инвестору, начинающему виноделу и о чем мы говорили со многими проектами на их старте, что «ваш бренд — это ваш терруар». Вы сколько угодно можете сочинять мифы про античных богов или космические корабли, но вино все равно от земли, от того места, которое вы выбрали под виноградник. Кто-то погружается в историю: император или поэт мимо проезжал, и это все тоже интересно. Но терруар — это немножко про другое. Традиция виноградарства, энергия места. Лес, приморский склон или берег реки. Как с этим местом связан сорт, который выбран для виноградника.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мрамор и снег Мрамор и снег

Отвергнутый Вакх, рогатый Моисей – история работ Микеланджело Буонарроти

Вокруг света
Проклятие рода или благословение: как быть отдельной частью семьи Проклятие рода или благословение: как быть отдельной частью семьи

Какие привычки мы выносим из родительской семьи?

Psychologies
Лимфома, удар ножом, ВИЧ и вера: почему чемпионы уходили из спорта и как возвращались Лимфома, удар ножом, ВИЧ и вера: почему чемпионы уходили из спорта и как возвращались

Как величайшие спортсмены уходили на пенсию?

Forbes
Самое продуктивное межсезонье Самое продуктивное межсезонье

Моды в гуманитарных науках никогда не бывают сезонными: это всегда межсезонье

Знание – сила
Саксаулы вместо волн Саксаулы вместо волн

Аральское море сегодня стало символом экологической катастрофы

Вокруг света
Сила маркетинга: рекламные кейсы, которые меняют индустрию Сила маркетинга: рекламные кейсы, которые меняют индустрию

Отрывок из книги «50 кейсов, которые изменили маркетинг»

Inc.
Адель. Обратный отсчет Адель. Обратный отсчет

Я не создаю музыку для глаз, я создаю музыку для ушей

Караван историй
4 простых способа узнать человека по-настоящему 4 простых способа узнать человека по-настоящему

Как узнать человека быстро и без тестов от спецслужб?

Psychologies
Капризная, упрямая… Капризная, упрямая…

Мадмуазель мода и мсье стиль идут по жизни рука об руку

Знание – сила
Мёд Мёд

Мёд — уникальный продукт, созданный природой готовым к употреблению

Здоровье
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Композиторы из будущего: как изменилась музыка за последние 100 лет Композиторы из будущего: как изменилась музыка за последние 100 лет

Как композиторы с академическим образованием пришли к постцифровой эстетике

СНОБ
Цифровая реальность: взять под контроль Цифровая реальность: взять под контроль

Как мы меняемся и что будет представлять из себя цифровой человек в будущем

Psychologies
Даурские каникулы Даурские каникулы

Истории о свободолюбивых диких котах и их скрытном образе жизни

Наука и жизнь
Пройдемте в кабинет: как решить проблему с контрафактом на маркетплейсах Пройдемте в кабинет: как решить проблему с контрафактом на маркетплейсах

Как справиться с устойчивым ростом числа споров на почве продажи контрафакта

Forbes
Цветочная церемония Цветочная церемония

История трогательной цветочной традиции, возникшей благодаря болельщице клуба

Ведомости
Фундамент будущего Фундамент будущего

Блиц-интервью с учеными, лидерами мнений в своей профессии

OK!
Служенье музам: как женщины строили карьеру в мире искусства и дизайна Служенье музам: как женщины строили карьеру в мире искусства и дизайна

Женщины, без которых бы не было целых художественных направлений и индустрий

Forbes
Юлины дети Юлины дети

В 44 года она оставила стабильную работу, а в 53 — открыла инклюзивное кафе

Afternoon Seasons of life
«Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод «Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод

Как устроиться на работу на автозавод, что требуется и сколько будут платить

РБК
Комплексный обет Комплексный обет

Как помочь любимой справиться с комплексами на пути к наслаждению?

Men Today
Как успокоиться за 5 минут: 3 быстрые и полезные практики из йоги Как успокоиться за 5 минут: 3 быстрые и полезные практики из йоги

Как снять стресс, когда времени ни на что не хватает?

Psychologies
Рилс в помощь: как франчайзинговые компании набирают и обучают сотрудников-зумеров Рилс в помощь: как франчайзинговые компании набирают и обучают сотрудников-зумеров

Что помогает франчайзинговым компаниям удерживать молодых сотрудников?

Forbes
Илья Волошин: «Отечественное виноделие переживает ренессанс» Илья Волошин: «Отечественное виноделие переживает ренессанс»

Почему отечественное игристое может составить конкуренцию зарубежным аналогам

Ведомости
Аэропорты меняют психику людей? Вот что влияет на восприятие времени и контроль над собой! Аэропорты меняют психику людей? Вот что влияет на восприятие времени и контроль над собой!

Замечали ли вы, что в аэропортах люди ведут себя иначе?

ТехИнсайдер
Вино в кино на все времена Вино в кино на все времена

Кинокартины, которые помогут погрузиться в эномир и узнать больше о виноделии

РБК
И не говори… И не говори…

Несколько фраз, которые могут испортить свидание с мужчиной

Лиза
Умный помощник Умный помощник

Как в спорте применяют технологии искусственного интеллекта?

Ведомости
Государство под киберударом Государство под киберударом

Как совершаются кибератаки на российские госструктуры

Ведомости
Дорогие удовольствия Дорогие удовольствия

Можно ли назвать косметику долгосрочной инвестицией

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Открыть в приложении