Женщины России, которые смогли стряхнуть пыль со слова «музей»

ForbesКультура

«Превратить жизнь в искусство»: как женщины курируют выставки и управляют музеями

Forbes Woman продолжает рассказывать о главных героинях российской арт-сцены. Во второй части — о тех, кто смог стряхнуть пыль со слова «музей» и научил тысячи зрителей видеть злободневное в Репине и Айвазовском, понимать Линдберга и Фонтану, не бояться современного искусства и без снобизма смотреть на салонную живопись и соцреализм

Яна Жиляева

Эрик Булатов «Как идут облака — как идут дела»

В рамках спецпроекта «Артова дюжина» редактор отдела культуры Forbes Яна Жиляева поговорила с ключевыми фигурами в современном российском искусстве. В первой части вы можете прочитать о женщинах, которые создают фонды, поддерживающие художников.

Зельфира Трегулова

Куратор, экс-директор Третьяковской галереи

В 1992 году Зельфира Трегулова приняла участие в создании выставки «Великая утопия: русский и советский авангард, 1915–1932». При ее участии мир открывал для себя «амазонок авангарда» (помимо нее, выставку курировали Джон Боулт и Мэттью Дратт): 70 полотен шести русских художниц полтора года гастролировали в Берлине, Лондоне, Венеции, Бильбао и Нью-Йорке.

Среди соавторов куратора Трегуловой — такие разные люди, как Борис Гройс, Джон Боулт, Роберт Розенблюм. Но широкому российскому зрителю Трегулова стала известна в 2015 году как директор Третьяковской галереи. Это Трегулова выиграла для Третьяковки право показать «Сокровища Ватиканской пинакотеки» и создать в Риме ответную выставку «Русский путь. От Дионисия до Малевича», курировать которую она пригласила Аркадия Ипполитова (вместе с Ипполитовым Трегулова сделала четыре выставки). Это она стала приглашать оформлять выставки именитых архитекторов — Евгения Асса, Сергея Чобана, Даниэля Либескинда. Перестав быть директором музея, Трегулова вернулась к любимому занятию — делать выставки. Летом 2024-го их у нее четыре.

Зельфира Трегулова (Фото Александра Карнюхина для Forbes)

Трегулова говорит, что секрет успеха выставочного проекта сродни средству Макропулоса: у каждого куратора он свой. «Вопрос не в том, что ты показываешь, а в том, как ты это делаешь, — рассказывает Зельфира Трегулова. — Всегда должен быть какой-то современный фокус, современная оптика». По ее мнению, куратор должен пропустить через себя весь материал, погрузиться в него, а потом воспарить и увидеть картину в целом, с остро современным прицелом. «Современность взгляда вовсе не сводится к активному использованию мультимедиа. Куратор должен увидеть в представляемом феномене нечто, что важно и актуально сегодня, что будет резонировать для современного сознания и взгляда», — подчеркивает Зельфира Трегулова.

Важно не только исчерпывающе представить материал, но и преподнести зрителю продуманную интерпретацию, помочь вступить в диалог с каждым произведением и с выставкой в целом, считает куратор: «Создание успешного художественного проекта сродни созданию удачного спектакля, достойная выставочная экспозиция — самый настоящий артефакт, который привлекает в том числе и своей иммерсивностью». Такой подход работает и на эмоциональное вовлечение зрителя, помогая ему испытать катарсис и выйти из выставочного пространства преображенным.

При этом сильная кураторская идея не нуждается в пространных объяснениях, убеждена Трегулова. Сделать концепцию ясно читаемой помогает сотрудничество с архитекторами-сценографами — «надо только не лениться отрабатывать с ними все детали». Зельфира Трегулова говорит, что любит работать в команде: «Работа в диалоге помогает точнее формулировать свои мысли, ведь соавтор — твой первый критик, а, отталкиваясь от его точки зрения, ты можешь интереснее сформулировать свою».

Самый свежий пример — выставка в «ГЭС-2», сделанная в сотрудничестве с Франческо Бонами. Такие ходы-сопоставления, как «Черный квадрат» Малевича и «Черное море» Айвазовского, — узнаваемый стиль российского куратора, которая много лет возвеличивает русское искусство. При этом Зельфира Трегулова признается, что в прошлом считала Айвазовского салонным живописцем (свое мнение о нем изменила после разговора с художником Анишем Капуром), а, например, в студенческие годы даже представить не могла, что будет рассматривать как художественный феномен соцреализм. «Мое отношение к разным художникам и разным эпохам очень сильно менялось на протяжении всей моей жизни. Как и менялись интересы и пристрастия историков искусства», — объясняет куратор.

Марина Лошак

Куратор, экс-директор ГМИИ им. Пушкина

Создатель галереи «Проун», директор музейно-выставочного объединения «Манеж», арт-дилер, консультант частных коллекций, куратор Марина Лошак 10 лет возглавляла Пушкинский музей. При ее директорстве музей показывал самые крупные российские частные коллекции нашего времени — Петра Авена и Вячеслава Кантора, привозил выставки из лондонской Tate Modern, венской Альбертины, парижского музея Орсе. В списке коллекционеров, с которыми сотрудничал музей, значилось 65 имен. Но главное достижение — ГМИИ им. Пушкина и Эрмитаж смогли договориться и при посредничестве и финансовой поддержке фонда Louis Vuitton показали в Москве, Санкт-Петербурге и Париже шесть выставок объединенных коллекций московских предпринимателей Щукина и Морозова. «10 лет — конечная точка. Надо начинать что-то новое. Так было всегда в моей жизни», — говорила Марина Лошак Forbes в момент своего увольнения из музея весной 2023 года.

Марина Лошак (Фото DR)

Сегодня Марина Лошак создает проекты в разных городах России: в Санкт-Петербурге сотрудничает с музеем Бродского «Полторы комнаты», в Нижнем Новгороде готовит биеннале коллекционеров, в Суздале курирует выставку Ирины Затуловской, в Москве руководит фондом «Новые коллекционеры». «Мы живем сейчас в новом мире, очень отличном от прежнего. И эта новая реальность меняет общество в целом, и художественную среду в том числе. Я наблюдаю серьезное взросление среди людей, которые меня окружают», — рассказывает Forbes летом 2024 года Лошак о процессах, которые она наблюдает. По ее мнению, обаяние инфантильности — примета прошлого. Сегодня участники художественной среды, арт-рынка демонстрируют взросление. «Эта осмысленность, связанная со сложностями исторического момента, вызывает у меня уважение и надежду. Я вижу вокруг себя много талантливого, независимого и самостоятельного движения. Вижу разных художников, свободных от догм и кумиров», — рассказывает Марина Лошак.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Против порчи и сглаза: как российский онколог лечит больных в Ираке Против порчи и сглаза: как российский онколог лечит больных в Ираке

Как онколог Денис Ларинов присоединился к международной миссии в Наджафе

Forbes
Отпуск на водах Отпуск на водах

Какова цена оздоровительного путешествия

Деньги
«Скромное обаяние позднесоветского интеллигента». Отрывок из книги о кино в СССР «Скромное обаяние позднесоветского интеллигента». Отрывок из книги о кино в СССР

Отрывок из книги антрополога Вадима Михайлина «Из глубины экрана»

СНОБ
Как Нобелевская премия по литературе становится проклятием для писателей Как Нобелевская премия по литературе становится проклятием для писателей

Нобелевская премия порой приносит с собой не только славу, но и крах карьеры

Psychologies
Тишина в голове: может ли человек какое-то время вообще ни о чем не думать? Тишина в голове: может ли человек какое-то время вообще ни о чем не думать?

Можем ли мы добиться абсолютной ментальной тишины в голове?

ТехИнсайдер
Вечная мания завоеваний Вечная мания завоеваний

Александр Великий: «разорванный» портрет героя

Знание – сила
Как полюбить себя Как полюбить себя

6 советов от психолога для женщин с заниженной самооценкой

Лиза
Хорошо забытое старое Хорошо забытое старое

Увидеть новый Ford и умереть? Ну, почти умереть – на обратном пути, от усталости

Автопилот
12 способов, которыми ты портишь маникюр, сама об этом не зная 12 способов, которыми ты портишь маникюр, сама об этом не зная

Почему лак на следующий же день после маникюра скалывается?

VOICE
Михаил Куницын: «Я всю ночь не спал в доме Орловой, думал, как спасти это все?» Михаил Куницын: «Я всю ночь не спал в доме Орловой, думал, как спасти это все?»

«Часть наследия Орловой все-таки оказалась в Бахрушинском музее»

Коллекция. Караван историй
«Водородная эйфория» закончилась: почему этот источник энергии не спасет планету «Водородная эйфория» закончилась: почему этот источник энергии не спасет планету

Почему «водородная энергия» оказалась лишь иллюзией?

Forbes
Яичное разнообразие Яичное разнообразие

Почему увеличивается интерес потребителя к нишевому яйцу

Агроинвестор
Убийство Джексона, причастность Бейонсе, насилие над Бибером: 6 главных теорий заговора вокруг дела Пи Дидди Убийство Джексона, причастность Бейонсе, насилие над Бибером: 6 главных теорий заговора вокруг дела Пи Дидди

В чем обвиняют рэпера Пи Дидди?

Psychologies
Ошибка 403 Forbidden: что она означает и можно ли ее исправить Ошибка 403 Forbidden: что она означает и можно ли ее исправить

Что значит ошибка 403 и как ее можно исправить?

ТехИнсайдер
«Есть много практик, которые не стоит применять»: как развить сверхспособности «Есть много практик, которые не стоит применять»: как развить сверхспособности

Что такое сверхспособности на самом деле?

Psychologies
Сочувствие господину Пингвину Сочувствие господину Пингвину

«Пингвин»: комикс, снятый по правилам Нового Голливуда

Weekend
Станция биологического мониторинга качества воды Станция биологического мониторинга качества воды

Как пресноводные раки помогают ученым определять токсичность воды

Санкт-Петербургский университет
Как устроено женское сексуальное желание Как устроено женское сексуальное желание

Женщина может испытывать возбуждение, но не хотеть секса. Это нормально

Psychologies
Пропала энергия? Какие продукты помогут зарядить вас Пропала энергия? Какие продукты помогут зарядить вас

Почему уже в середине дня вы умираете с голоду?

ТехИнсайдер
(Не)уязвимый лес (Не)уязвимый лес

Что грозит лесным массивам России

Санкт-Петербургский университет
Ковровая резня Ковровая резня

«Ужасающий-3»: масштабное возвращение клоуна-маньяка

Weekend
Выгоды будь здоров Выгоды будь здоров

Всё больше компаний мотивируют своих сотрудников проходить диспансеризацию

Men Today
Лекарство от дефицита Лекарство от дефицита

Как повышение производительности труда помогает компенсировать нехватку кадров

Деньги
«Криминальному чтиву» Тарантино 30 лет. Вспоминаем, как создавался культовый криминальный роман «Криминальному чтиву» Тарантино 30 лет. Вспоминаем, как создавался культовый криминальный роман

«Криминальное чтиво»: создание и влияние культовой картины Тарантино

Правила жизни
Жизнь в Полумире: роман о девочке, которая родилась в психиатрической клинике Жизнь в Полумире: роман о девочке, которая родилась в психиатрической клинике

Отрывок из романа Виолы Ардоне «Великое чудо любви»

Forbes
Google показала, как квантовые компьютеры превзойдут мощнейшие суперкомпьютеры Google показала, как квантовые компьютеры превзойдут мощнейшие суперкомпьютеры

Почему шумоподавление это главное в разработке квантовых компьютеров

ТехИнсайдер
Древний скелет позволил ученым разгадать тайну формирования населения Японии! Древний скелет позволил ученым разгадать тайну формирования населения Японии!

Современный геном Японии сформировался из протокорейцев и населения Дзёмон

ТехИнсайдер
Ядовитая смесь: 5 пар чистящих средств, которые ни в коем случае нельзя смешивать Ядовитая смесь: 5 пар чистящих средств, которые ни в коем случае нельзя смешивать

Не пытайтесь примерить на себя роль химика: эта игра может закончиться печально

ТехИнсайдер
Пережил айсберги и военный конфликт, а утонул прямо в порту: странная история советского теплохода “Башкирия” Пережил айсберги и военный конфликт, а утонул прямо в порту: странная история советского теплохода “Башкирия”

«Башкирия» — что особенного было в этом советском теплоходе?

ТехИнсайдер
«Она смотрела на меня серьезно и опасливо всю дорогу, пока не задремала и не стала теплой». Отрывок повести Любы Макаревской «Март, октябрь, Мальва» «Она смотрела на меня серьезно и опасливо всю дорогу, пока не задремала и не стала теплой». Отрывок повести Любы Макаревской «Март, октябрь, Мальва»

Отрывок повести Любы Макаревской о взаимоотношениях человека и собаки

Правила жизни
Открыть в приложении